Файл: Протокол 1 от 28 августа 2021 г. Руководитель шмо литвинцева Л. И. Рассмотрено на заседании шнмс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 313

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание учебного предмета

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков обязательно представлены в рабочей программе).

Список А представляет собой перечень «ключевых» произведений литературы, предназначенных для обязательного изучения. Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе и содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение выбирается составителем программы. В этом списке указано минимальное количество произведений, обязательных для изучения. Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано, например: поэзия пушкинской эпохи: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно.

А

В

С

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Игореве» (к. XII в.) (8-9 кл.)



Древнерусская литература – 1-2 произведения на выбор, например: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.)

(6-8 кл.)

Русский фольклор: сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров, 5-7 кл.)



Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778 – 1782)

(8-9 кл.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792) (8-9 кл.)

М.В. Ломоносов – 1 стихотворение по выбору, например: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др. (8-9 кл.)

Г.Р. Державин – 1-2 стихотворения по выбору, например: «Фелица» (1782), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Снигирь» 1800, «Водопад» (1791-1794), «Памятник» (1795) и др. (8-9 кл.)

И.А. Крылов – 3 басни по выбору, например: «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Осел и Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (не позднее 1823) и др. (5-6 кл.)




А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824) (9 кл.)


В.А. Жуковский - 1-2 баллады по выбору, например: «Светлана» (1812), «Лесной царь» (1818); 1-2 элегии по выбору, например: «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др. (7-9 кл.)




А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 —1831) (9 кл.), «Дубровский» (1832 — 1833) (6-7 кл), «Капитанская дочка» (1832 —1836) (7-8 кл.).

Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Зимний вечер» (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)(5-9 кл.)


А.С. Пушкин - 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823),

«К морю» (1824), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829),

«Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Пир Петра Первого» (1835), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) и др. (5-9 кл.)

«Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по выбору, например: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». (8-9 кл.)

«Повести Белкина» (1830) - 2-3 по выбору, например: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др. (7-8 кл.)

Поэмы –1 по выбору, например: «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833) (Вступление) и др. (7-9 кл.)

Сказки – 1 по выбору, например: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др. (5 кл.)

Поэзия пушкинской эпохи, например:

К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский(2-3 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)


М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.)

Стихотворения: «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

(5-9 кл.)


М.Ю. Лермонтов - 10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса, например:

«Ангел» (1831), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «И скучно и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840), «Из Гете («Горные вершины…») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), «Листок» (1841) и др. (5-9 кл.)

Поэмы

1-2 по выбору, например: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839) и др.

(8-9 кл.)

Литературные сказки XIX-ХХ века, например:А. Погорельский, В.Ф. Одоевский, С.Г. Писахов, Б.В. Шергин, А.М. Ремизов, Ю.К. Олеша, Е.В. Клюев и др.(1 сказка на выбор, 5 кл.)


Н.В. Гоголь

«Ревизор» (1835) (7-8 кл.), «Мертвые души» (1835 – 1841) (9-10 кл.)



Н.В. Гоголь Повести – 5 из разных циклов, на выбор, входят в программу каждого класса, например: «Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Невский проспект» (1833 – 1834), «Тарас Бульба» (1835), «Старосветские помещики» (1835), «Шинель» (1839) и др.

(5-9 кл.)




Ф.И. Тютчев – Стихотворения:

«Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866) (5-8 кл.)

А.А. Фет

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887) (5-8 кл.)

Н.А. Некрасов.

Стихотворения:«Крестьянские дети» (1861), «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854) (5-8 кл.)

Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х), «Цицерон» (1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836), «Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869), «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870) и др. (5-8 кл.)

А.А. Фет - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «На стоге сена ночью южной…» (1857), «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (1877), «Это утро, радость эта…» (1881), «Учись у них – у дуба, у березы…» (1883), «Я тебе ничего не скажу…» (1885) и др.

(5-8 кл.)

Н.А. Некрасов - 1–2 стихотворения по выбору,например: «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Зеленый Шум» (1862-1863) и др. (5-8 кл.)

Поэзия 2-й половины XIX в., например:

А.Н. Майков, А.К. Толстой, Я.П. Полонский и др. (1-2 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)






И.С. Тургенев - 1 рассказ по выбору, например: «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874) и др.; 1 повесть на выбор, например: «Муму» (1852), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860) и др.; 1 стихотворение в прозе на выбор, например: «Разговор» (1878), «Воробей» (1878), «Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др.(6-8 кл.)

Н.С. Лесков - 1 повесть по выбору, например: «Несмертельный Голован (Из рассказов о трех праведниках)» (1880), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887) и др.(6-8 кл.)

М.Е. Салтыков-Щедрин - 2 сказки по выбору, например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пискарь» (1883), «Медведь на воеводстве» (1884) и др. (7-8 кл.)

Л.Н. Толстой - 1 повесть по выбору, например: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат» (1896—1904) и др.; 1 рассказ на выбор, например: «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863, 1885), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903) и др. (5-8 кл.)

А.П. Чехов - 3 рассказа по выбору, например: «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Ванька» (1886), «Спать хочется» (1888) и др.(6-8 кл.)







А.А. Блок- 2 стихотворения по выбору, например: «Перед грозой» (1899), «После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911 – 1914) и др. (7-9 кл.)

А.А. Ахматова - 1 стихотворение по выбору, например: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961) и др.(7-9 кл.)

Н.С. Гумилев - 1 стихотворение по выбору, например: «Капитаны» (1912), «Слово» (1921) (6-8 кл.)

М.И. Цветаева - 1 стихотворение по выбору, например: «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915), из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно…» (1934) и др.(6-8 кл.)

О.Э. Мандельштам - 1 стихотворение по выбору, например: «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) и др.(6-9 кл.)

В.В. Маяковский- 1 стихотворение по выбору, например: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др. (7-8 кл.)

С.А. Есенин - 1 стихотворение по выбору, например:«Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Песнь о собаке» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 – 1918), «Письмо к матери» (1924) «Собаке Качалова» (1925) и др. (5-6 кл.)

М.А. Булгаков - 1 повесть по выбору, например: «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др. (7-8 кл.)

А.П. Платонов - 1 рассказ по выбору, например: «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949) и др.

(6-8 кл.)

М.М. Зощенко - 2 рассказа по выбору, например: «Аристократка» (1923), «Баня» (1924) и др.(5-7 кл.)

А.Т. Твардовский - 1 стихотворение по выбору, например: «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.; «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору.(7-8 кл.)

А.И. Солженицын - 1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др. (7-9 кл.)

В.М. Шукшин - 1 рассказ по выбору, например: «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др.(7-9 кл.)

Проза конца XIX – начала XX вв., например: М. Горький, А.И. Куприн,

Л.Н. Андреев, И.А. Бунин,

И.С. Шмелев, А.С. Грин

(2-3 рассказа или повести по выбору, 5-8 кл.)

Поэзия конца XIX – начала XX вв., например: К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин,

М.А. Волошин, В. Хлебников и др.

(2-3 стихотворения по выбору, 5-8 кл.)

Поэзия 20-50-х годов ХХ в., например:

Б.Л. Пастернак, Н.А. Заболоцкий, Д. Хармс, Н.М. Олейников и др.

(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

Проза о Великой Отечественной войне, например: М.А. Шолохов, В.Л. Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л. Васильев, В.В. Быков, В.П. Астафьев и др.

(1-2 повести или рассказа – по выбору, 6-9 кл.)

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях, например: М.М. Пришвин,К.Г. Паустовский и др. (1-2 произведения – по выбору, 5-6 кл.)

Проза о детях, например: В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, Ф.А. Искандер, Ю.И. Коваль,Ю.П. Казаков, В.В. Голявкин и др.

(3-4 произведения по выбору, 5-8 кл.)

Поэзия 2-й половины ХХ в., например:

Н.И. Глазков, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов,А.А. Тарковский, Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, Ю.П. Мориц, И.А. Бродский, А.С. Кушнер, О.Е. Григорьеви др.

(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)

Проза русской эмиграции, например: И.С. Шмелев, В.В. Набоков,

С.Д. Довлатов и др. (1 произведение – по выбору, 5-9 кл.)

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:Н. Назаркин, А. Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, А.Петрова, С. Седов, С. Востоков, Э. Веркин, М. Аромштам, Н. Евдокимова, Н. Абгарян, М. Петросян, А. Жвалевский и Е. Пастернак, Ая Эн, Д. Вилькеи др.(1-2 произведения по выбору, 5-8 кл.)

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ







Г. Тукай, М. Карим,К. Кулиев, Р. Гамзатов и др.(1 произведение по выбору,

5-9 кл.)

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА




Гомер «Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)(6-8 кл.)

Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору) (9 кл.)

М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору) (7-8 кл.)

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни(2-3 произведения по выбору, 5-7 кл.)



В. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595). (8-9 кл.)


1–2 сонета по выбору, например:

№ 66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно из отражений…» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака).

(7-8 кл.)




А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943) (6-7 кл.)

Д. Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору) ( 6-7 кл.)

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору) (6-7 кл.)

Ж-Б. Мольер Комедии- 1 по выбору, например: «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670) (8-9 кл.)

И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832)(фрагменты по выбору)(9-10 кл.)

Г.Х.Андерсен Сказки- 1 по выбору, например: «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Гадкий утенок» (1843).

(5 кл.)

Дж. Г. Байрон - 1 стихотворение по выбору, например: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Прощание Наполеона» (1815) (пер. В. Луговского), Романс («Какую радость заменит былое светлых чар...») (1815) (пер. Вяч.Иванова), «Стансы к Августе» (1816)(пер. А. Плещеева) и др.

- фрагменты одной из поэм по выбору, например: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика) (9 кл.)



Зарубежная сказочная и фантастическая проза, например:

Ш. Перро, В. Гауф, Э.Т.А. Гофман, бр. Гримм, Л. Кэрролл, Л.Ф.Баум, Д.М. Барри, Дж.Родари, М.Энде, Дж.Р.Р.Толкиен, К.Льюис и др.

(2-3 произведения по выбору, 5-6 кл.)

Зарубежная новеллистика, например:

П. Мериме, Э. По, О`Генри, О. Уайльд, А.К. Дойл, Джером К. Джером, У. Сарояни др. (2-3 произведения по выбору, 7-9 кл.)

Зарубежная романистика XIX– ХХ века, например: А. Дюма, В. Скотт, В. Гюго, Ч. Диккенс, М. Рид, Ж. Верн, Г.Уэллс, Э.М. Ремарк и др. (1-2 романа по выбору, 7-9 кл.)

Зарубежная проза о детях и подростках, например: М.Твен, Ф.Х.Бернетт, Л.М.Монтгомери, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Я.Корчак, Харпер Ли, У.Голдинг, Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер, П.Гэллико, Э.Портер, К.Патерсон, Б. Кауфмани др.(2 произведения по выбору, 5-9 кл.)

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы, например: Р. Киплинг, Дж. Лондон,

Э. Сетон-Томпсон, Дж.Дарелл и др.

(1-2 произведения по выбору, 5-7 кл.)

Современная зарубежная проза, например: А. Тор, Д. Пеннак, У. Старк, К. ДиКамилло, М. Парр, Г. Шмидт, Д. Гроссман, С. Каста, Э. Файн, Е. Ельчин и др.(1 произведение по выбору,

5-8 кл.)


5 класс

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглашение); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к

позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради

торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тѐмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами.

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты.

Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из русской литературы XVIII века

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века :А. П. Сумароков,»Кукушка»; И. И. Дмитриев «Муха»

). Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк на псарне». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определѐнных свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие

языка басен И. А. Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. * Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни -поэта (детство, годы учения).

«У лукоморья дуб зелѐный...». Пролог к поэме «Руслан К Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях» — еѐ Истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица» Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.

Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка ХХ века

Антоний Погорельский. «Чѐрная курица, или Подземные жители».Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение

исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тѐмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства— короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).


Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь», «Чудная картина» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение

красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.

Поэты XIX века о Родине и родной природе и о себе (обзор)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды..», «Есть в осени первоначальной...», №Как весел грохот летних бурь..»; А. Н. Плещеев. «Весна»

(отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков «Ласточки».

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XIX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В деревне», «Лапти». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного

города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия)