Файл: Министерство образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
опросе нежелательно присутствие посторонних или официальных лиц, так как это может исказить достоверность информации.

После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.

Первый этап обработки данных - составление социоматрицы - таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса.

В том случае, если социометрические критерии относились к совершенно различным областям взаимоотношений в группе (например,

«работа», «учеба», «отдых»), делается две или более социоматрицы.

На основе социоматрицы строится социограмма.

Социограмма - это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии.

Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи.

Типы социограмм:

а) произвольного вида - показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов группы:

б) концентрическая или «мишеневая» - представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом, обычно, чем выше положительной статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме; в) локограммного вида - в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том

помещении, где происходит основная деятельность
группы.

Выбор типа социограммы определяется задачами исследования.

Социограмма произвольного вида представляет собой следующее:

Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем - взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие «отверженных» или

«изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.

Социометрические индексы служат для выявления количественных характеристик отношений в группе. Различают индексы персональные (п.с.и.) и групповые (г.с.и.).

Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной экспансивности (для выбирающего) и индекс адекватности оценки своего положения в группе.

Социометрический статус - это характеристика позиции члена группы, в нем отражается степень влияния человека, потенциальная способность к лидерству. Такой индекс может быть положительным и отрицательным.

Индекс положительного статуса определяется по формуле:




Индекс отрицательного статуса определяется по формуле:



Где B+ - количество полученных тем или другим членом группы положительных выборов, B-- количество полученных им отрицательных выборов, N- число членов группы.

Эмоциональная экспансивность - характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии к другим членам группы. Это

существенная характеристика степени общительности респондента.

Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитывается по формуле:




Где V+- количество сделанных респондентом положительных выборов, V-- количество сделанных им отрицательных выборов, N - число членов группы

Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре социометрии.

Индекс адекватности оценки респондентом своего положения в группе используется, если исследование предусматривало применение как коммуникативных, так и гностических критериев. Он рассчитывается по формуле:

A = P / Q

Где Р - число угаданных человеком выборов других в отношении самого себя, а Q - число ожидавшихся выборов себя другими.

Основными Г.С.И. являются индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).

Индекс обшей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле:

Где V+N - сумма всех положительных выборов в группе, V-N - сумма всех отрицательных выборов, N - численность группы.

Индекс психологической взаимности выборов характеризует во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает

«удельный вес» положительной взаимности отношений
в группе по отношению к теоретически возможной взаимности (в %). Определяется по формуле:

Где X+ - число положительных взаимных связей в группе.

Организация благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе



Методические рекомендациидляклассныхруководителей

общеобразовательныхорганизаций



Подписано в печать 03.07.2018 Тираж 60 экз.


48
Отпечатано: 350080, г. Краснодар, ул. Сормовская, 167, ГБОУ ИРО Краснодарского края