ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 268
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
опросе нежелательно присутствие посторонних или официальных лиц, так как это может исказить достоверность информации.
После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.
Первый этап обработки данных - составление социоматрицы - таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса.
В том случае, если социометрические критерии относились к совершенно различным областям взаимоотношений в группе (например,
«работа», «учеба», «отдых»), делается две или более социоматрицы.
На основе социоматрицы строится социограмма.
Социограмма - это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии.
Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи.
Типы социограмм:
а) произвольного вида - показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов группы:
б) концентрическая или «мишеневая» - представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом, обычно, чем выше положительной статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме; в) локограммного вида - в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том
помещении, где происходит основная деятельность
группы.
Выбор типа социограммы определяется задачами исследования.
Социограмма произвольного вида представляет собой следующее:
Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем - взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие «отверженных» или
«изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.
Социометрические индексы служат для выявления количественных характеристик отношений в группе. Различают индексы персональные (п.с.и.) и групповые (г.с.и.).
Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной экспансивности (для выбирающего) и индекс адекватности оценки своего положения в группе.
Социометрический статус - это характеристика позиции члена группы, в нем отражается степень влияния человека, потенциальная способность к лидерству. Такой индекс может быть положительным и отрицательным.
Индекс положительного статуса определяется по формуле:
Индекс отрицательного статуса определяется по формуле:
Где B+ - количество полученных тем или другим членом группы положительных выборов, B-- количество полученных им отрицательных выборов, N- число членов группы.
Эмоциональная экспансивность - характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии к другим членам группы. Это
существенная характеристика степени общительности респондента.
Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитывается по формуле:
Где V+- количество сделанных респондентом положительных выборов, V-- количество сделанных им отрицательных выборов, N - число членов группы
Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре социометрии.
Индекс адекватности оценки респондентом своего положения в группе используется, если исследование предусматривало применение как коммуникативных, так и гностических критериев. Он рассчитывается по формуле:
A = P / Q
Где Р - число угаданных человеком выборов других в отношении самого себя, а Q - число ожидавшихся выборов себя другими.
Основными Г.С.И. являются индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).
Индекс обшей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле:
Где V+N - сумма всех положительных выборов в группе, V-N - сумма всех отрицательных выборов, N - численность группы.
Индекс психологической взаимности выборов характеризует во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает
«удельный вес» положительной взаимности отношений
в группе по отношению к теоретически возможной взаимности (в %). Определяется по формуле:
Где X+ - число положительных взаимных связей в группе.
Методические рекомендациидляклассныхруководителей
общеобразовательныхорганизаций
Подписано в печать 03.07.2018 Тираж 60 экз.
48
Отпечатано: 350080, г. Краснодар, ул. Сормовская, 167, ГБОУ ИРО Краснодарского края
После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.
Первый этап обработки данных - составление социоматрицы - таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса.
В том случае, если социометрические критерии относились к совершенно различным областям взаимоотношений в группе (например,
«работа», «учеба», «отдых»), делается две или более социоматрицы.
На основе социоматрицы строится социограмма.
Социограмма - это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии.
Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи.
Типы социограмм:
а) произвольного вида - показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов группы:
б) концентрическая или «мишеневая» - представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом, обычно, чем выше положительной статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме; в) локограммного вида - в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том
помещении, где происходит основная деятельность
группы.
Выбор типа социограммы определяется задачами исследования.
Социограмма произвольного вида представляет собой следующее:
Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем - взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие «отверженных» или
«изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.
Социометрические индексы служат для выявления количественных характеристик отношений в группе. Различают индексы персональные (п.с.и.) и групповые (г.с.и.).
Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной экспансивности (для выбирающего) и индекс адекватности оценки своего положения в группе.
Социометрический статус - это характеристика позиции члена группы, в нем отражается степень влияния человека, потенциальная способность к лидерству. Такой индекс может быть положительным и отрицательным.
Индекс положительного статуса определяется по формуле:
Индекс отрицательного статуса определяется по формуле:
Где B+ - количество полученных тем или другим членом группы положительных выборов, B-- количество полученных им отрицательных выборов, N- число членов группы.
Эмоциональная экспансивность - характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии к другим членам группы. Это
существенная характеристика степени общительности респондента.
Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитывается по формуле:
Где V+- количество сделанных респондентом положительных выборов, V-- количество сделанных им отрицательных выборов, N - число членов группы
Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре социометрии.
Индекс адекватности оценки респондентом своего положения в группе используется, если исследование предусматривало применение как коммуникативных, так и гностических критериев. Он рассчитывается по формуле:
A = P / Q
Где Р - число угаданных человеком выборов других в отношении самого себя, а Q - число ожидавшихся выборов себя другими.
Основными Г.С.И. являются индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).
Индекс обшей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле:
Где V+N - сумма всех положительных выборов в группе, V-N - сумма всех отрицательных выборов, N - численность группы.
Индекс психологической взаимности выборов характеризует во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает
«удельный вес» положительной взаимности отношений
в группе по отношению к теоретически возможной взаимности (в %). Определяется по формуле:
Где X+ - число положительных взаимных связей в группе.
Организация благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе
Методические рекомендациидляклассныхруководителей
общеобразовательныхорганизаций
Подписано в печать 03.07.2018 Тираж 60 экз.
48
Отпечатано: 350080, г. Краснодар, ул. Сормовская, 167, ГБОУ ИРО Краснодарского края