ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 273
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в обществе. Необходимо организовать режим жизнедеятельности класса и традиции классного коллектива.
Организация работы с родителями.
Связь школы с семьей осуществляется через классных руководителей. Взаимоотношения с родителями классный руководитель выстраивает как равный с равными, как коллега с коллегой, руководствуясь принципом
«равнозаинтересованности». Основной тон взаимоотношений с родителями - равноправие.
Среди функций, определяющих взаимоотношения с родителями, выделяются:
Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Образовательный процесс занимает значительную часть жизненного времени человека. Необходимым условием благополучного развития личности подрастающего поколения является благоприятный психологический климат в образовательной организации.
В.М. Шепель раскрыл сущность социально- психологического климата через эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Определив его устойчивым состоянием класса как группы, относительно стабильным эмоциональным настроем, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений [1].
А. Фернхем понятие социально-психологического климата определил через включение системы межличностных отношений:
а) психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба);
б) психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие);
в) систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [10].
К.К. Платонов, социально-психологический климат определяет как свойство группы, определенное межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит
степень активности в достижении целей, стоящих перед группой [5].
В.И. Панферов предложил определение социально- психологического климата, как специфического социально- психологического явления, складывающееся в коллективе под влиянием той сложной системы взаимоотношений, в которой
находятся члены коллектива между собой и с окружающей социальной средой в процессе труда и общения. Социально- психологический климат проявляется в эмоциональном, поведенческом, когнитивном, нравственном и идеологическом плане, воздействует на активность личности и деятельности коллектива [2].
Социально-психологический климат представляет собой особую систему эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами.
Сущность социально-психологического климата в
детском коллективе можно определить через «климатические зоны»:
Первая климатическая зона – социальный климат, определяющийся осознанностью целей и задач деятельности членами коллектива, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона – моральный климат определяется моральными ценностями, принятыми в данном коллективе.
Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, складывающиеся между людьми, непосредственно контактирующими друг с другом [2].
Формирование и совершенствование социально- психологического климата – это постоянная практическая задача классных
руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации.
Социально-психологический климат в классе определяют следующие характеристики:
Неблагоприятный социально-психологический климат: подавленное настроение участников группы, пессимизм; наличие конфликтующих группировок учащихся,
выделение статуса «привилегированных» и «пренебрегаемых», агрессивность, антипатии, соперничество, неуважение к личности других членов коллектива, враждебность по отношению к более слабым членам коллектива и новичкам;
неудачи членов коллектива вызывают злорадство;
инертность, пассивность учащихся, неспособность объединиться, нестабильность в организации класса на коллективное дело.
Благоприятныйсоциально-психологическийклимат:
взаимоотношения между учащимися на уровне жизнерадостности и оптимизма, позитивное настроение в коллективе;
ориентация на справедливость и уважительное отношение ко всем членам коллектива, поддержка в трудных ситуациях, взаимопомощь; понимание, сотрудничество между микрогруппами коллектива;
сопереживание неудачам членов коллектива;
активность, энергичность, стабильность в организации класса на коллективное дело.
Последовательность шагов при изучении и последующем формировании социально-психологического климата в классном коллективе:
определение межличностного статуса членов коллектива, выявление неформальной структуры класса, выявление лидера коллектива (в т.ч. эмоционального);
коррекцию формальной и неформальной структуры класса;
определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
применение игровых методик, направленных на создание благоприятного
социально-психологического климата в коллективе;
определение причин конфликтов в классном коллективе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
изучение индивидуальных особенностей школьников; развитие коммуникативных навыков;
определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками;
социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).
Благоприятный социально-психологический климат в коллективе – это условия взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, когда образовательное пространство является безбарьерной, безопасной средой, в которой снимаются психологические защиты, и энергия расходуется на учебную деятельность, выработку идей, на творчество, а не на тревогу или борьбу [3].
Современные образовательные системы принцип психологической комфортности определяют в качестве ведущего принципа, предполагая снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая снимает чувство напряжения у детей, и позволяет чувствовать себя в безопасности.
Н. Е. Щуркова в деятельности классного руководителя по созданию социально-психологического климата в классе выделяет следующие ключевые моменты:
- Созданиесоциально-психологическогоклиматанаосноверечевыхконстантиценностныхориентацийповседневности.
Речевыеконстанты– постоянно воспроизводимые
Организация работы с родителями.
Связь школы с семьей осуществляется через классных руководителей. Взаимоотношения с родителями классный руководитель выстраивает как равный с равными, как коллега с коллегой, руководствуясь принципом
«равнозаинтересованности». Основной тон взаимоотношений с родителями - равноправие.
Среди функций, определяющих взаимоотношения с родителями, выделяются:
-
установление и поддержание постоянной связи с родителями; -
выработка единых требований семьи и школы к ребенку; -
организация коллектива родителей класса, использование и развитие его воспитательного потенциала; -
повышение педагогической культуры родителей [11].
Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Образовательный процесс занимает значительную часть жизненного времени человека. Необходимым условием благополучного развития личности подрастающего поколения является благоприятный психологический климат в образовательной организации.
В.М. Шепель раскрыл сущность социально- психологического климата через эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Определив его устойчивым состоянием класса как группы, относительно стабильным эмоциональным настроем, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений [1].
А. Фернхем понятие социально-психологического климата определил через включение системы межличностных отношений:
а) психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба);
б) психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие);
в) систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [10].
К.К. Платонов, социально-психологический климат определяет как свойство группы, определенное межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит
степень активности в достижении целей, стоящих перед группой [5].
В.И. Панферов предложил определение социально- психологического климата, как специфического социально- психологического явления, складывающееся в коллективе под влиянием той сложной системы взаимоотношений, в которой
находятся члены коллектива между собой и с окружающей социальной средой в процессе труда и общения. Социально- психологический климат проявляется в эмоциональном, поведенческом, когнитивном, нравственном и идеологическом плане, воздействует на активность личности и деятельности коллектива [2].
Социально-психологический климат представляет собой особую систему эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами.
Сущность социально-психологического климата в
детском коллективе можно определить через «климатические зоны»:
Первая климатическая зона – социальный климат, определяющийся осознанностью целей и задач деятельности членами коллектива, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона – моральный климат определяется моральными ценностями, принятыми в данном коллективе.
Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, складывающиеся между людьми, непосредственно контактирующими друг с другом [2].
Формирование и совершенствование социально- психологического климата – это постоянная практическая задача классных
руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации.
Социально-психологический климат в классе определяют следующие характеристики:
Неблагоприятный социально-психологический климат: подавленное настроение участников группы, пессимизм; наличие конфликтующих группировок учащихся,
выделение статуса «привилегированных» и «пренебрегаемых», агрессивность, антипатии, соперничество, неуважение к личности других членов коллектива, враждебность по отношению к более слабым членам коллектива и новичкам;
неудачи членов коллектива вызывают злорадство;
инертность, пассивность учащихся, неспособность объединиться, нестабильность в организации класса на коллективное дело.
Благоприятныйсоциально-психологическийклимат:
взаимоотношения между учащимися на уровне жизнерадостности и оптимизма, позитивное настроение в коллективе;
ориентация на справедливость и уважительное отношение ко всем членам коллектива, поддержка в трудных ситуациях, взаимопомощь; понимание, сотрудничество между микрогруппами коллектива;
сопереживание неудачам членов коллектива;
активность, энергичность, стабильность в организации класса на коллективное дело.
Последовательность шагов при изучении и последующем формировании социально-психологического климата в классном коллективе:
определение межличностного статуса членов коллектива, выявление неформальной структуры класса, выявление лидера коллектива (в т.ч. эмоционального);
коррекцию формальной и неформальной структуры класса;
определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
применение игровых методик, направленных на создание благоприятного
социально-психологического климата в коллективе;
определение причин конфликтов в классном коллективе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
изучение индивидуальных особенностей школьников; развитие коммуникативных навыков;
определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками;
социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).
Благоприятный социально-психологический климат в коллективе – это условия взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, когда образовательное пространство является безбарьерной, безопасной средой, в которой снимаются психологические защиты, и энергия расходуется на учебную деятельность, выработку идей, на творчество, а не на тревогу или борьбу [3].
Современные образовательные системы принцип психологической комфортности определяют в качестве ведущего принципа, предполагая снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая снимает чувство напряжения у детей, и позволяет чувствовать себя в безопасности.
Н. Е. Щуркова в деятельности классного руководителя по созданию социально-психологического климата в классе выделяет следующие ключевые моменты:
- Созданиесоциально-психологическогоклиматанаосноверечевыхконстантиценностныхориентацийповседневности.
Речевыеконстанты– постоянно воспроизводимые