ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в процессе общения с людьми устойчивые речевые формы. Социальное назначение речевых констант - выразить отношение к человеку, психологическое – передать благоприятное состояние партнера; педагогическое – инициировать уважительное отношение к любому человеку. Они формируются в повседневной жизни через подражание и заимствование. Обращение, приветствие, просьба, благодарность, извинение, комплимент - основа всех речевых констант.
Педагог называет по имени каждого ученика, проявляя интерес, произнося комплименты и выражая высокую оценку успешности в работе, демонстрируя симпатию и расположенность [11].
Таким образом, речевые константы - внешняя, регламентированная форма признания человека как ценности, проявления к нему уважения.
Ценностные ориентации имеют специфику, если они имеют жизненное значение для человека, то сохраняются в структуре личности, руководя поступками и свободным выбором человека.
Формированиеценностнойориентациипротекает в процессе проживания личностного смысла того, с чем взаимодействует ребенок.
М.М. Бахтин определяет обретение личностного смысла ребенком в процессе разрешения ребенком личной проблемы [11].
Классный руководитель создает ситуацию жизненного затруднения, которая в процессе выстраивания действий по ее разрешению инициирует формирование ценностных отношений.
Примерами ситуаций жизненного затруднения можно выделить: «не знаю, что сказать», «не знаю как поступить», «не знаю как оценить происшедшее», «не знаю, какой способ выбрать»,
«не знаю как изменить ситуацию».
Взаимодействие классного руководителя с детьми должно строиться на основе ценностных критериев.
Этическиетрадицииспособствуют закреплению привычного поведения и формируют устойчивую систему ценностных отношений в классном коллективе.
Традиции класса складываются индивидуально, но постоянством формы укрепляют содержание внутренних отношений. Это могут быть нравственные традиции направленные на благо другого человека (помощь детским домам, незащищенным категориям, добрые сюрпризы, посадка деревьев ит.д.)
Технология формирования личности в коллективе базируется на трех стратегиях: первая стратегия – включение личности в социум (ее социализация, социальное воспитание, социальное формирование, социальное развитие); вторая –
«педагогизация» социума (рациональное использование его педагогического потенциала, повышение эффективности его использования в социуме); третья стратегия – управление взаимодействием личности и социума на принципах
оптимизации в соответствии с целью социально- педагогической деятельности образовательной организации [7].
И. А. Фархшатова, разработала технологию сплочения классного коллектива на основе социально-психологического феномена «доверие». Авторская технология «Кредит доверия» (см.приложение5.)направлена на формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе на основе повышения доверия участников коллектива. Довериекак качество личности включает:
интерес и уважение к объекту или партнеру
взаимодействия;
представление о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате общения с ним;
эмоции от предвкушения их удовлетворения и позитивные эмоциональные оценки партнера;
расслабленность и безусловную готовность проявлять по отношению к нему добрую волю, а также совершать определенные действия, которые способствуют эффективности взаимодействия [9].
Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе ориентированны на общественно полезные цели, совместную деятельность, личные и групповые интересы, сознательную и устойчивую организацию коллективной жизнедеятельности.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе являются:
постановка цели совместной деятельности и создание условий для ее организации, информирование участников коллектива о ходе реализации совместных задач, поощрение активности, инициативы, креативности;
нахождение общих интересов, объединяющих детей в классном коллективе, организация общих дел на их основе;
формирование традиций класса, активизация участия в общешкольных традиционных делах;
организация свободного времени класса, направление активности детей в позитивное русло;
создание ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого участника коллектива.
привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива, поощрение к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций, достижению компромисса в спорных вопросах;
создание условий для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
развитие коммуникативной культуры,
навыков общения и сотрудничества;
развитие эмпатийных способностей членов коллектива, толерантности.
Список использованной литературы:
«Инновации в науке и образовании» / Подобщ. ред. А. И. Вострецова. Прага: Vydavatel«Osviceni», Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2016. 56 с.
«Кредит доверия» // Воспитание школьников. – 2017. – N 4. – С. 26–30.
Педагог называет по имени каждого ученика, проявляя интерес, произнося комплименты и выражая высокую оценку успешности в работе, демонстрируя симпатию и расположенность [11].
Таким образом, речевые константы - внешняя, регламентированная форма признания человека как ценности, проявления к нему уважения.
Ценностные ориентации имеют специфику, если они имеют жизненное значение для человека, то сохраняются в структуре личности, руководя поступками и свободным выбором человека.
Формированиеценностнойориентациипротекает в процессе проживания личностного смысла того, с чем взаимодействует ребенок.
М.М. Бахтин определяет обретение личностного смысла ребенком в процессе разрешения ребенком личной проблемы [11].
Классный руководитель создает ситуацию жизненного затруднения, которая в процессе выстраивания действий по ее разрешению инициирует формирование ценностных отношений.
Примерами ситуаций жизненного затруднения можно выделить: «не знаю, что сказать», «не знаю как поступить», «не знаю как оценить происшедшее», «не знаю, какой способ выбрать»,
«не знаю как изменить ситуацию».
Взаимодействие классного руководителя с детьми должно строиться на основе ценностных критериев.
Этическиетрадицииспособствуют закреплению привычного поведения и формируют устойчивую систему ценностных отношений в классном коллективе.
Традиции класса складываются индивидуально, но постоянством формы укрепляют содержание внутренних отношений. Это могут быть нравственные традиции направленные на благо другого человека (помощь детским домам, незащищенным категориям, добрые сюрпризы, посадка деревьев ит.д.)
Технология формирования личности в коллективе базируется на трех стратегиях: первая стратегия – включение личности в социум (ее социализация, социальное воспитание, социальное формирование, социальное развитие); вторая –
«педагогизация» социума (рациональное использование его педагогического потенциала, повышение эффективности его использования в социуме); третья стратегия – управление взаимодействием личности и социума на принципах
оптимизации в соответствии с целью социально- педагогической деятельности образовательной организации [7].
И. А. Фархшатова, разработала технологию сплочения классного коллектива на основе социально-психологического феномена «доверие». Авторская технология «Кредит доверия» (см.приложение5.)направлена на формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе на основе повышения доверия участников коллектива. Довериекак качество личности включает:
интерес и уважение к объекту или партнеру
взаимодействия;
представление о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате общения с ним;
эмоции от предвкушения их удовлетворения и позитивные эмоциональные оценки партнера;
расслабленность и безусловную готовность проявлять по отношению к нему добрую волю, а также совершать определенные действия, которые способствуют эффективности взаимодействия [9].
Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе ориентированны на общественно полезные цели, совместную деятельность, личные и групповые интересы, сознательную и устойчивую организацию коллективной жизнедеятельности.
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе являются:
постановка цели совместной деятельности и создание условий для ее организации, информирование участников коллектива о ходе реализации совместных задач, поощрение активности, инициативы, креативности;
нахождение общих интересов, объединяющих детей в классном коллективе, организация общих дел на их основе;
формирование традиций класса, активизация участия в общешкольных традиционных делах;
организация свободного времени класса, направление активности детей в позитивное русло;
создание ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого участника коллектива.
привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива, поощрение к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций, достижению компромисса в спорных вопросах;
создание условий для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
развитие коммуникативной культуры,
навыков общения и сотрудничества;
развитие эмпатийных способностей членов коллектива, толерантности.
Список использованной литературы:
-
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Академия, 2002. - 264 с. -
Войко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально- психологический климат коллектива и личность. - М.: Академия, 2014. - 207 с. -
Жидкова Ю.С., Иванкина Т.Н., Комендантова О.Г., Лукаускас Э.С., Макеева А.Г., Никишина А.В. «Каждый» как ценностный объект воспитательного процесса // Воспитание школьников. – 2017. – N 4. – С.31 - 40. -
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 320 с. -
Платонов Ю.П. Психология поведения человека в группе. - СПб.: Питер, 2014. - 213 с. -
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie- dok.html / -
Фахрутдинов Р.Р. Проектирование процесса социального формирования личности школьника и его основные характеристики. - Филология и культура. 2012. №3(29) -
Фархшатова И.А. К вопросу о сущности понятия «ученический коллектив» // Материалы Международной науч. практ. конф.
«Инновации в науке и образовании» / Подобщ. ред. А. И. Вострецова. Прага: Vydavatel«Osviceni», Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2016. 56 с.
-
Фархшатова И. А. Технология сплочения классного коллектива
«Кредит доверия» // Воспитание школьников. – 2017. – N 4. – С. 26–30.
-
Фернхем А., Хенвен П. Личность и социальное поведение. - СПб.: Питер, 2015. - 368 с. -
Щуркова Н.Е. Профессиональное мастрество классного руководителя. – М.: Айрис-пресс, 2016. -160 с. – (Методика). -
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Издательство Института Психотерапии. 2005. - 490 с. (C. 179-180)