ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 272
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 2.
Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Групповая сплоченность – параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.
Инструкция. Hа каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать правильный (нужный) ответ и записать его обозначение в бланк.
-
Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
-
Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5) -
Участвую в большинстве видов деятельности (4) -
Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3) -
Не чувствую, что являюсь членом группы (2) -
Живу и существую отдельно от нее (1) -
Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
-
Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
-
Да, очень хотел бы перейти (1) -
Скорее перешел бы, чем остался (2) -
Не вижу никакой разницы (3) -
Скорее всего, остался бы в своей группе (4) -
Очень хотел бы остаться в своей группе (5) -
Не знаю, трудно сказать (1)
-
Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
-
Лучше, чем в большинстве коллективов (3) -
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2) -
Хуже, чем в большинстве классов (1) -
Не знаю, трудно сказать (1)
-
Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
-
Лучше, чем в большинстве коллективов (3) -
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2) -
Хуже, чем в большинстве коллективов (1) -
Не знаю. (1)
-
Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
-
Лучше, чем в большинстве коллективов (3) -
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2) -
Хуже, чем в большинстве коллективов (1) -
Не знаю (1)
Обработка результатов и интерпретация
Уровни групповой сплоченности:
-
15,1 баллов и выше – высокая; -
11,6 – 15 балла – выше средней; -
7- 11,5 – средняя; -
4 – 6,9 – ниже средней; -
4 и ниже – низкая
Приложение 3
Психолого-педагогическая характеристика классного
коллектива
Общие сведения о классе. Количество учащихся в классе, из них мальчиков и девочек, как долго существует данный коллектив, имеются ли в классе новички, второгодники, переростки, общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине, его место среди других классов школы. Классное руководство и отношение учащихся к классному руководителю.
Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы. Лидерство, руководство, наличие изолированных, замкнутых и необщительных учеников, пути и методы вовлечения их в жизнь коллектива. Нормы, ценности группы, наличие традиций в коллективе.
Характеробщенияучащихсявгруппе. Степень организованности, спаянности и сплоченности классного коллектива. Формы взаимопомощи, взаимоотношений
между мальчиками и девочками.
Познавательныйпотенциалипознавательнаяактивностьучащихся. Внимание учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий, наличие учеников с неустойчивым, рассеянным вниманием. Память учащихся, наличие учеников с ярко выраженным типом памяти (слуховым, зрительным, моторным, смешанным), а также учеников с плохой памятью, не владеющих способом запоминания учебного материала. Мышление, наличие сообразительных учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, а также учеников с замедленным типом мыслительной деятельности,
индивидуальный подход к ним. Работоспособность коллектива, владеют ли ученики навыками самостоятельного умственного труда.
Творческийпотенциалитворческаяактивностьучащихся.Наличие учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих. Способность коллектива к творческому решению задач, потребность коллектива к творческой деятельности.
Уровеньвоспитанностиколлектива,усвоениеимсоциальногоопыта.Общая характеристика дисциплины в классе. Характер дисциплины на уроках и вне уроков. Крайне недисциплинированные учащиеся, формы проявления и причины их недисциплинированности. Проявление чуткости, внимательности, чести, долга и др. Какие существуют формы и методы воспитания этих чувств в коллективе.
Приложение 4.
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
(по А.Ф.Фидлеру)
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Инструкция.
В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.
Тестовыйматериал
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Дружелюбие | | | | | | | | | Враждебность |
Согласие | | | | | | | | | Несогласие |
Удовлетворенность | | | | | | | | | Неудовлетворенность |
Продуктивность | | | | | | | | | Непродуктивность |
Теплота | | | | | | | | | Холодность |
Сотрудничество | | | | | | | | | Несогласованность |
Взаимная поддержка | | | | | | | | | Недоброжелательность |
Увлеченность | | | | | | | | | Равнодушие |
Занимательность | | | | | | | | | Скука |
Успешность | | | | | | | | | Безуспешность |
Обработкаианализрезультатовтеста
Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.
Приложение 5.
Технология «Кредит доверия» (автор И.А. Фархшатова)
Цель – получение опыта сплочения участников классного коллектива.
Задачи:
-
формировать представления о способах межличностного взаимодействия, бесконфликтного общения; -
развивать эмпатию, умение различать состояние другого человека; -
формировать умение общаться, строить доброжелательные отношения со сверстниками.
Этапытехнологии.
1.Распределениедоверия.Включаетзадания:
Задание1.Из семи предложенных вариантов участники классного коллектива выбирают себе «объект доверия», кому они доверили бы:
-
заботу о домашнем питомце; -
организацию совместного проведения досуга; -
заботу о близком человеке; -
заботу о своем внешнем виде; -
заботу о своей успеваемости; -
решение бытовой проблемы; -
урегулирование конфликтных ситуаций.
Задание 2. Участники обсуждают варианты решения выражения доверия, распределяют обязанности между собой, получают дневник доверия.
-
Реализациядоверия.В течение установленного срока (оптимально 5-7 дней или в каникулярный период) участники фиксируют в дневниках доверия заработанные проценты. -
Отчет доверия. Участники, закончив оформление дневников доверия, готовят отчеты, на общем собрании их презентуют. Выбираются и отмечаются лучшие исполнители кредита доверия. -
Персональныйкредитдоверия.Лучшим исполнителям предлагается взять «шефство» над одним или несколькими участниками по их просьбе для решения персональных проблем. -
Планынабудущее.На этапе проводится обсуждение планов взаимодействия на основе доверия с другими коллективами, классами, группами или расширяются границы доверия в виде новых форм взаимодействия внутри коллектива. -
Диагностический этап (для классного руководителя). Предмет диагностики: факт участия обучающегося в совместной работе; отношение обучающегося к совместной работе (настроение, бурное обсуждение, равнодушие, нежелание участвовать и т.д.); записи в дневнике доверия; участие в презентации.