Файл: Министерство образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 272

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 2.
Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Групповая сплоченность параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.

Инструкция. Hа каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать правильный (нужный) ответ и записать его обозначение в бланк.

  1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

    • Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

    • Участвую в большинстве видов деятельности (4)

    • Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

    • Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

    • Живу и существую отдельно от нее (1)

    • Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

  1. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

    • Да, очень хотел бы перейти (1)

    • Скорее перешел бы, чем остался (2)

    • Не вижу никакой разницы (3)

    • Скорее всего, остался бы в своей группе (4)

    • Очень хотел бы остаться в своей группе (5)

    • Не знаю, трудно сказать (1)

  1. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

    • Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

    • Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

    • Хуже, чем в большинстве классов (1)

    • Не знаю, трудно сказать (1)

  1. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?


    • Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

    • Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

    • Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

    • Не знаю. (1)

  1. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

    • Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

    • Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

    • Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

    • Не знаю (1)

Обработка результатов и интерпретация

Уровни групповой сплоченности:

  • 15,1 баллов и выше – высокая;

  • 11,6 15 балла выше средней;

  • 7- 11,5 средняя;

  • 4 6,9 ниже средней;

  • 4 и ниже – низкая


Приложение 3
Психолого-педагогическая характеристика классного

коллектива
Общие сведения о классе. Количество учащихся в классе, из них мальчиков и девочек, как долго существует данный коллектив, имеются ли в классе новички, второгодники, переростки, общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине, его место среди других классов школы. Классное руководство и отношение учащихся к классному руководителю.

Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы. Лидерство, руководство, наличие изолированных, замкнутых и необщительных учеников, пути и методы вовлечения их в жизнь коллектива. Нормы, ценности группы, наличие традиций в коллективе.

Характеробщенияучащихсявгруппе. Степень организованности, спаянности и сплоченности классного коллектива. Формы взаимопомощи, взаимоотношений

между мальчиками и девочками.

Познавательныйпотенциалипознавательнаяактивностьучащихся. Внимание учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий, наличие учеников с неустойчивым, рассеянным вниманием. Память учащихся, наличие учеников с ярко выраженным типом памяти (слуховым, зрительным, моторным, смешанным), а также учеников с плохой памятью, не владеющих способом запоминания учебного материала. Мышление, наличие сообразительных учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, а также учеников с замедленным типом мыслительной деятельности,

индивидуальный подход к ним. Работоспособность коллектива, владеют ли ученики навыками самостоятельного умственного труда.

Творческийпотенциалитворческаяактивностьучащихся.Наличие учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих. Способность коллектива к творческому решению задач, потребность коллектива к творческой деятельности.

Уровеньвоспитанностиколлектива,усвоениеимсоциальногоопыта.Общая характеристика дисциплины в классе. Характер дисциплины на уроках и вне уроков. Крайне недисциплинированные учащиеся, формы проявления и причины их недисциплинированности. Проявление чуткости, внимательности, чести, долга и др. Какие существуют формы и методы воспитания этих чувств в коллективе.

Приложение 4.
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
(по А.Ф.Фидлеру)
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Инструкция.

В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

Тестовыйматериал




1

2

3

4

5

6

7

8




Дружелюбие

























Враждебность

Согласие

























Несогласие

Удовлетворенность

























Неудовлетворенность

Продуктивность

























Непродуктивность

Теплота

























Холодность

Сотрудничество

























Несогласованность

Взаимная поддержка

























Недоброжелательность

Увлеченность

























Равнодушие

Занимательность

























Скука

Успешность

























Безуспешность



Обработкаианализрезультатовтеста

Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

Приложение 5.
Технология «Кредит доверия» (автор И.А. Фархшатова)

Цель – получение опыта сплочения участников классного коллектива.

Задачи:

    • формировать представления о способах межличностного взаимодействия, бесконфликтного общения;

    • развивать эмпатию, умение различать состояние другого человека;

    • формировать умение общаться, строить доброжелательные отношения со сверстниками.

Этапытехнологии.

1.Распределениедоверия.Включаетзадания:

Задание1.Из семи предложенных вариантов участники классного коллектива выбирают себе «объект доверия», кому они доверили бы:

  1. заботу о домашнем питомце;

  2. организацию совместного проведения досуга;

  3. заботу о близком человеке;

  4. заботу о своем внешнем виде;

  5. заботу о своей успеваемости;

  6. решение бытовой проблемы;

  7. урегулирование конфликтных ситуаций.

Задание 2. Участники обсуждают варианты решения выражения доверия, распределяют обязанности между собой, получают дневник доверия.

  1. Реализациядоверия.В течение установленного срока (оптимально 5-7 дней или в каникулярный период) участники фиксируют в дневниках доверия заработанные проценты.

  2. Отчет доверия. Участники, закончив оформление дневников доверия, готовят отчеты, на общем собрании их презентуют. Выбираются и отмечаются лучшие исполнители кредита доверия.

  3. Персональныйкредитдоверия.Лучшим исполнителям предлагается взять «шефство» над одним или несколькими участниками по их просьбе для решения персональных проблем.

  4. Планынабудущее.На этапе проводится обсуждение планов взаимодействия на основе доверия с другими коллективами, классами, группами или расширяются границы доверия в виде новых форм взаимодействия внутри коллектива.

  5. Диагностический этап (для классного руководителя). Предмет диагностики: факт участия обучающегося в совместной работе; отношение обучающегося к совместной работе (настроение, бурное обсуждение, равнодушие, нежелание участвовать и т.д.); записи в дневнике доверия; участие в презентации.