Файл: Акустические системы, громкоговорители, стереотелефоны Термины и определения. Классификация.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.2.3. Корпус акустической системы. Основные виды корпусов и их назначение.
Корпус акустической системы выполняет многообразные функции. В области низких частот он блокирует эффект «короткого замыкания», возникающий за счет сложения излучаемого звука от передней и тыловой поверхности диафрагмы в противофазе, что приводит к подавлению низкочастотного излучения. Применение корпуса позволяет увеличить интенсивность излучения на низких частотах (рис.6. 13),а также увеличить механическое демпфирование громкоговорителей, что позволяет «сгладить» резонансы и уменьшить неравномерность амплитудно-частотной характеристики. Корпус оказывает существенное влияние не только в области низких, но и в области средних и высоких частот. Колебания стенок корпуса и дифракционные эффекты на краях вносят существенный вклад в увеличение линейных и нелинейных искажений и качество звучания акустических систем. Именно поэтому вопросам проектирования корпусов акустических систем (выбору конфигурации, материала стенок, вибродемпфирующих и виброизоляционных покрытий и т. д.) все фирмы-производители уделяют чрезвычайно большое внимание.
Рис.6.13-влияние корпуса на "эффект короткого замыкания"
Наиболее распространенными типами низкочастотных оформлений , используемыми в конструкциях современных корпусов АС, являются: бесконечный экран (infinitive baffle), закрытый корпус (closed box,acoustical suspensions,sealed box), корпус с фазоинвертором (vented-box,ported-box,bass-reflection и др.), лабиринт (labirinth), трансмиссионная линия (transmission-line), корпус с двойной камерой (bandpass systems), с пассивным радиатором (passive radiator, drone cone) и др.
Бесконечный экран (infinitive baffle) - строго говоря этот тип оформления должен удовлетворять двум условиям: представлять бесконечно большую поверхность, в которой установлен громкоговоритель, и иметь большой задний объем. Максимальным приближением к такому оформлению является установка громкоговорителя в стене комнаты с достаточно большим объемом за ним. Только при выполнении обоих условий обеспечивается полное предотвращение эффекта короткого замыкания и эффекта демпфирования колебаний со стороны воздушного объема. Частотная характеристика громкоговорителя в таком «истинно бесконечном экране» зависит от значения его резонансной частоты и спадает со скоростью 12 дБ/окт .Следует, правда отметить, что отсутствие демпфирования при установке громкоговорителя в такой вид оформления приводит к эффекту «бубнения» на низких частотах (особенно слышимому у громкоговорителей больших размеров).
Использование конечных плоских экранов или «свернутых» экранов (т. е. открытых корпусов) в качестве оформлений, которые довольно широко применялись в начальный период развития производства выносных акустических систем, требует использования экранов достаточно больших размеров. Минимальный размер, при котором не будет короткого замыкания, определяется соотношением: 2L=/2,где L — расстояние от центра до края экрана, - длина волны. Например, для частоты 100 Гц, где длина волны = 3,4м, величина L составляет 0,85м. Если экран свернуть, т. е. перейти к открытому оформлению, то его размер можно уменьшить только процентов на тридцать, иначе получаются слишком длинные боковые стенки (типа трубы), в которых возникают как резонансные явления, так и дифракция на открытых краях, окрашивающие звук.
Поэтому в выносных АС такие типы оформлений практически не используются, хотя встроенные в стены АС применяются достаточно часто (они обозначаются in-wall, in-ceiling infinitive baffle, wall-mount panel и т. д.).
Однако, этот термин «infinitive baffle» употребляется иногда для оформлений типа «закрытый ящик» достаточно больших размеров, в которых не происходит сдвига резонансной частоты громкоговорителя по сравнению с излучением в свободное пространство (при этом отношение гибкости подвеса к гибкости воздуха должно быть меньше, чем 3).
Закрытый корпус (closedbox, acousticalsuspensions, sealedbox) –в современных акустических системах используются в основном закрытые корпуса компрессионного типа. Принцип работы компрессионного оформления состоит в том, что в них используются громкоговорители с очень гибким подвесом и большой массой, т.е. низкой резонансной частотой. В этом случае упругость воздуха в корпусе становиться определяющим фактором, именно она начинает вносить основной вклад в восстанавливающую силу, приложенную к диафрагме (при этом отношение гибкости подвеса к гибкости воздуха должно быть не меньше чем 3...4). Поскольку воздух - среда линейная (при относительно малых уровнях звукового давления), то это позволяет, кроме возможности уменьшить объем корпуса, уменьшить также нелинейные искажения. Низкочастотные громкоговорители для таких систем должны проектироваться особым образом (иметь большую гибкость подвеса, большую массу диафрагмы, особую конструкцию звуковой катушки и магнитной цепи для обеспечения больших смещений и т. д.). При правильно подобранных электромеханических параметрах ГГ и корпуса в акустических системах такого типа можно получить максимально гладкую форму, AЧХ на низких частотах обеспечить чистое, сухое звучание басов. Именно поэтому многие ведущие фирмы при создании АС категории HI-FI применяют корпуса закрытого типа
.
Корпус с фазоинвертором (vented-box, ported-box, bass-reflection и др.) -корпус, в котором сделано отверстие, что позволяет использовать излучение тыльной поверхности диффузора. Максимальный эффект достигается в области частоты резонанса колебательной системы, образуемой массой воздуха в отверстии или трубе и гибкостью воздуха в корпусе .
Наличие небольшого отверстия не нарушает компрессионного принципа работы громкоговорителя в корпусе, но дает возможность значительно увеличить уровень звукового давления на частоте резонанса (сравнительная форма АЧХ в области низких частот показана на рис. 6.14), уменьшить уровень нелинейных искажений, значительно расширить возможности настройки параметров АС. Следует отметить, что наличие фазоинвертора требует значительно большего искусства при проектировании, так как неточная настройка приводит к появлению переходных искажений («затянутых басов»).
Рис.6.14-форма АЧХ в области низких частот:
а-закрытого корпуса,б-корпуса с фазоинвертором,в-корпуса с
пассивным излучателем.
Рис.6.15-корпус АС с различными вариантами фазоинверторов:
а-фазоинвертор,б-фазоинвертор с трубой,в-пассивный излучатель.
В современных моделях акустических систем используется достаточно много разновидностей фазоинверсных систем:
• корпус, использующий специальную трубу, нагруженную на отверстие (ducted port enclosures) - это позволяет уменьшить размеры корпуса и с помощью регулировки размеров трубы улучшить настройку фазоинвертора (рис. 15).
• корпус с пассивным излучателем (passive radiator) - в отверстие корпуса устанавливается пассивный (т.е. без магнитной цепи) громкоговоритель, колебания которого возбуждаются за счет колебаний объема воздуха, заключенного в корпус. Регулируя массу и гибкость такого громкоговорителя можно получать такой же эффект, как и при настройке фазоинвертора (рис.6.15).
• лабиринт(labyrinth) или трансмиссионная линия (transmission line).Лабиринт представляет собой вариант низкочастотного корпуса с фазоинвертором, в котором устанавливаются специальные перегородки, создающие своего рода лабиринт для потока воздуха. Когда длина лабиринта достигает 1/4 длины волны на частоте резонанса низкочастотного громкоговорителя, он действует аналогично соответствующим образом настроенному фазоинвертору. Применение лабиринта расширяет возможности для настройки на более низкие частоты. Лабиринт обычно имеет серию резонансных пиков на гармониках, соответствующих основной резонансной частоте трубы. Они демпфируются размещением специальных звукопоглощающих материалов на стенках корпуса (рис.6.16а).
Трансмиссионная линия является разновидностью лабиринта. В современных конструкциях акустических систем используются ее многочисленные разновидности (1/4wave tr.1- четвертьволновая трансмиссионная линия; 1-st order tr.1-трансмиссионная линия первого порядка; tapered tr.1-TAL- трансмиссионная линия с переменным сечением; TATL- трапецоидальняя трансмиссионная линия и т. д.).Трансмиссионная линия отличается от лабиринта тем, что звукопоглощающим материалом забивается весь объем корпуса и поперечное сечение линии делается переменным - больше у конуса, меньше у отверстия (рис. 6.16, б). Звукопоглощающий материал подбирается таким образом, чтобы обеспечить демпфирование высокочастотных резонансов. Корпуса такого типа очень сложны для настройки, поэтому существуют их упрощенные варианты (типа tapered pipe), в которых используется просто труба переменного сечения с обратным соотношением площадей - больше у диффузора, меньше у отверстия с заполнением объемным поглотителем.
• фазоинверсное оформление с двойной камерой (double -chamber) ( рис. 6.17, а ) или с несколькими камерами (multi-chamber port).Применение двойных или нескольких камер позволяет обеспечить согласование нагрузки с низкочастотным громкоговорителем в значительно более широком диапазоне частот. На амплитудно-частотной характеристике такой системы отчетливо видны два резонансных пика - один соответствует настройке низкочастотного громкоговорителя на полный объем двух камер, другой - на одну камеру, если эти камеры равных объемов, то эти частоты разделены ровно на октаву.
Обычно двойная камера имеет отделение одно в два раза больше другого. Оформления с двойными камерами обеспечивают большее демпфирование колебаний громкоговорителей, что дает значительные преимущества при использовании их в мощных акустических системах, например, для дискотек, музыкальных ансамблей и др., так как снижает вероятность перегрузки и выхода из строя низкочастотных громкоговорителей.
Рис.6.16-корпус АС типа лабиринта-а.трансмиссионной линии-б.
Рис.6.17-корпус АС типа- с двойной камерой а-, типа полосовой фильтр б-,
типа изобарик- в.
• оформления типа полосовых фильтров (band-pass systems) — это также разновидность фазоинверсных систем, в которых ГГ установлен внутри в закрытый корпус и излучает звук не прямо в окружающую среду, а через корпус с фазоинверсным отверстием (рис. 6.17, б). Применение таких систем позволяет регулировать спад АЧХ не только в сторону низких частот, но и в сторону высоких частот (т.е. действует подобно полосовому фильтру). Подбирая размеры и тип камеры (закрытый, с фазоинвертором, «двойным фазоинвертором» и др.) можно менять крутизну спада АЧХ. Например, полосовое оформление 4-го порядка, содержит переднюю камеру с фазоинвертором , заднюю - закрытую, скорость спада при этом в сторону высоких частот 24 дБ/окт., т.е. соответствует фильтру 4-го порядка; полосовое оформление 6-го порядка, имеет обе камеры с фазоинвертором, при этом спад – З6 дБ/окт.
Если в корпусе установлены два одинаковых ГГ на один фазоинвертор, то это называется «низкочастотное оформление с симметричной нагрузкой» (если громкоговорители включены в противофазе, то такое соединение называется push-pull). Такого типа оформления часто используются в настоящее время в низкочастотных блоках (subwoofer), которые широко применяются в аппаратуре для пространственных систем звуковоспроизведения типа «Домашнего театра»и др. В этих же блоках используются двойные оформления (типа Isobarik), когда два низкочастотных громкоговорителя нагружены на закрытую дополнительную камеру - один работает на внутренний объем (закрытый или с фазоинвертором), другой излучает во внешнюю среду - это позволяет снизить частоту среза, уменьшить уровень гармоник, особенно четных и уменьшить общий объем системы (рис. 6.17, в).
Методы расчета основных видов низкочастотных оформлений (корпусов)АС достаточно подробно разработаны на основе теории Small-Thiele и практически полностью переведены на компьютерные методы [З,8]. Основные принципы и примеры будут рассмотрены в разделе 6.2.5.
Программы для расчета различных конфигураций низкочастотных оформлений можно найти в Интернете, например по следующим адресам (имеется много других адресов, которые можно найти по поисковым системам, например, Google.com):
программа AKABAK http://users.rcn.com/rhcamp/akinfo.htm ;
http://members.chello.se/jpo/softwares.html; http://members/xoom.com/XSSpl/XSSpl/Audio/VentCal.
В области средних и высоких частот существенное влияние на форму амплитудно-частотной характеристики и качество звучания акустических систем оказывает внешняя конфигурация корпуса, что вызвано влиянием дифракционных эффектов. В последние годы, когда параметры высококачественных акустических систем значительно улучшились, вклад дифракционных эффектов в общий уровень искажений стал особенно заметен, поэтому анализу их влияния на выходные характеристики АС посвящены многочисленные исследования[2].Результаты расчетов и эксперименты показали, что использование корпусов со сглаженными углами, обтекаемой формы, с несимметричным расположением ГТ и др. значительно уменьшает неравномерность АЧХ и снижает фазовые искажения. Однако, в связи с тем, что технология изготовления таких корпусов значительно сложнее и дороже, подавляющее большинство АС выпускается в корпусах прямоугольной формы, при этом применяются специальные меры для уменьшения дифракционных эффектов на углах передней панели, в том числе размещение звукопоглощающих материалов («акустическое одеяло»), оптимизация соотношения размеров передней панели и глубины корпуса, подбор несимметричного расположения громкоговорителей и др.