Файл: Массимо Пильюччи Как быть стоиком Античная философия и современная жизнь Альпина Диджитал 2017.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
12
перед собой не ставит). Между тем философия жизни – это то, без чего не может обойтись ни один человек, каждый из нас формирует ее для себя, сознательно или нет. Некоторые люди перенимают ту жизненную парадигму, которую диктует им их религия. Другие не слишком задумываются над тем, как они живут, однако их решения и поступки четко отражают прису- щие им представления о мире. Третьи не жалеют времени и сил, чтобы выполнить знаменитое требование Сократа «изучать свою жизнь» и прожить ее более достойно и счастливо.
Стоицизм, как и любая другая философия жизни, не может подходить абсолютно всем.
Он зиждется на том, что человеческая личность – это единственное, что действительно достойно культивирования. Здоровье, образование и богатство считаются «предпочтитель- ными безразличными вещами», стоики не пропагандировали аскетизм, многие из них не чура- лись жизненных благ и умели наслаждаться ими. Однако эти вещи не определяют нас как уникальных индивидуумов и не имеют ничего общего с нашей личностной ценностью, а она зависит исключительно от нашего характера и наших добродетелей. В этом смысле стоицизм –
в высшей степени демократичная философия: ведь богаты вы или бедны, здоровы или больны,
образованны или нет, это никак не влияет на вашу способность жить по законам нравственно- сти и таким образом достичь «атараксии» – так стоики называют спокойствие духа.
При всей своей уникальности стоицизм имеет множество точек соприкосновения с дру- гими направлениями философии, с религиями (буддизмом, даосизмом, иудаизмом и христи- анством) и современными движениями (например, светским гуманизмом и этической культу- рой). Для меня, человека нерелигиозного, очень привлекательна идея такой объединительной,
экуменической философии, у которой есть общие цели или по крайней мере общие отношения с другими мировыми этическими традициями. Эта общность подтолкнула меня еще реши- тельнее отказаться от нового атеизма, который я уже критиковал выше за бесцеремонность.
Ну а верующим людям эта общность позволяет дистанцироваться от чумы наших дней – фун- даментализма всех мастей. В стоицизме не имеет значения, в кого верить – в Логос, Бога или
Природу. Главное – признавать, что достойная человеческая жизнь строится на культивиро- вании собственной личности и заботе о других людях (и о Природе), а это достигается путем разумного – но не фанатичного – отказа от мирских благ.
Разумеется, в стоицизме есть свои неразрешенные проблемы, и в этой книге мы вместе исследуем их.
Изначально стоицизм был всеобъемлющей философией, которая включала в себя не только этику, но и метафизику, естественные науки и специфические подходы к логике и эпи- стемологии (теории познания). Эти аспекты философии обеспечивали стоиков необходимыми знаниями и глубоким пониманием вопроса, который интересовал их больше всех остальных:
как жить правильно? А сделать это, как считали стоики, можно только при условии глубокого понимания природы мира (метафизика), того, как он функционирует (естественные науки), и способов его познания (эпистемология).
Однако многие из представлений, развитых древними стоиками, сегодня уступают место новым, введенным современной наукой и философией. Например, как объясняет в своей книге
«Путеводитель по хорошей жизни» (A Guide to the Good Life) профессор философии Уни- верситета Райта в Дейтоне (штат Огайо) Уильям Ирвин, стоики проводили слишком строгую дихотомию
[8]
между тем, что находится под нашим контролем и что нет. Но кроме наших соб- ственных мыслей и взглядов есть еще множество вещей, на которые мы можем и в зависимости от обстоятельств должны оказывать влияние, – вплоть до осознания того, что больше не в силах что-либо сделать. Надо сказать, что стоики были чрезмерно оптимистичны по поводу степени контроля людей над собственными мыслями. Современная когнитивная наука неоднократно доказала, как часто мы становимся жертвами своих предубеждений и заблуждений. Хотя, на мой взгляд, это знание лишний раз доказывает необходимость
[9]
целенаправленно обучать себя правильному и добродетельному мышлению, к чему и стремились стоики.
М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
13
Я не упомянул еще об одной привлекательной особенности стоицизма – конструктив- ном отношении ко всему, что бросало вызов доктринам этой философии, и готовности к соот- ветствующей корректировке оных. Эта открытая философия была готова учитывать критику других школ (например, так называемых античных скептиков) и расширять свои горизонты за счет новых знаний и открытий. Как хорошо сказал об этом Сенека, «все, кто до нас занимались тем же
[10]
[поиском истины], не наши повелители, а наши вожатые. Истина открыта для всех,
ею никто не завладел. Немалая доля ее останется и потомкам». В мире фундаментализма и непререкаемых догм такое открытое для новых идей мировоззрение подобно глотку свежего воздуха.
Избрав стоицизм своей жизненной философией, я решил исследовать его и поделиться этими знаниями с людьми, которые извлекут из них пользу для своей жизни. Стоицизм –
непростой путь, но он был создан для формирования целостного взгляда на мир, для понима- ния того, кто мы есть и как вписываемся в общий миропорядок. Пожалуй, такое понимание нужно всем, и в своей книге я постараюсь провести читателя по этому древнему, но порази- тельно современному пути.
Однако есть одна проблема: в вопросах стоической философии сам я скорее новичок,
так что нам с вами придется обратиться к более опытному наставнику, который укажет верное направление, предостережет от распространенных ошибок и поможет преодолеть основные препятствия на пути к просветлению. Когда Данте Алигьери отправился в свое духовное путе- шествие, вылившееся в написание гениальной «Божественной комедии», то поначалу «очу- тился в сумрачном лесу», не зная, куда идти дальше. Оказалось, что он наткнулся на (вооб- ражаемый) вход в Ад. К счастью для Данте, ему на помощь пришел римский поэт Вергилий и стал его проводником по загробному миру. Путешествие, в которое отправляемся мы, не столь грандиозно, как визит в Ад, и моя книга – не «Божественная комедия». Но все мы, как и
Данте, немного заплутали на жизненном пути и нуждаемся в надежном гиде. Я считаю, что на эту роль идеально подходит первый философ-стоик Эпиктет, с трудов которого я начал свое знакомство с миром стоицизма.
Эпиктет родился в Иераполе (Памуккале в современной Турции) в 55 году. Настоящее имя философа неизвестно: Эпиктет было его прозвищем, это слово означает «приобретен- ный», поскольку в молодости он был рабом в Риме; возможно, тогда же философ и получил увечье, из-за которого всю жизнь страдал хромотой. Его хозяином был Эпафродит, богатый и влиятельный вольноотпущенник (бывший раб), который служил секретарем у императора
Нерона. Эпафродит хорошо обращался с Эпиктетом и даже отправил его изучать стоическую философию к одному из самых знаменитых в Риме преподавателей – Гаю Музонию Руфу
[11]
После смерти Нерона в 68 году хозяин отпустил Эпиктета на волю (что было в Риме общепринятой практикой в отношении особенно умных и образованных рабов), и тот создал в столице империи собственную школу, где и преподавал до 93 года. После этого все философы по приказу императора Домициана были высланы из города. Философы вообще и стоики в частности не пользовались благосклонностью многих римских императоров, особенно Веспа- сиана и Домициана. Стремление стоиков говорить правду о власти не нравилось тем, кто изо всех сил за эту власть держался. Поэтому десятки философов были убиты (в том числе Сенека –
незадолго до смерти Нерона), многие изгнаны, как это дважды случалось с Гаем Музонием
Руфом.
После своего изгнания Эпиктет перенес философскую школу в город Никополь на северо-западе Греции – там, по слухам, его посещал сам император Адриан, один из пяти так называемых «хороших императоров» (последний из них, Марк Аврелий, является, пожалуй,
самым знаменитым стоиком в истории
[12]
). В Никополе Эпиктет сразу стал знаменитым, его слава быстро росла: философа приходили послушать многие знатные римляне, в том числе сенатор Арриан из Никомедии – именно он записал несколько лекций своего учителя (сам
М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
14
Эпикет трактатов никогда не писал). Сегодня эти лекции известны как «Беседы Эпиктета», и именно их я буду использовать в своей книге в качестве основы для исследования стоицизма.
Эпиктет не был женат, хотя в зрелом возрасте стал жить с женщиной, которая помогала ему воспитывать сына его друга (иначе ребенок был обречен на смерть). Умер Эпиктет около 135
года.
Вы оценили масштаб этой личности? Хромой раб, который получил образование и сво- боду, затем создал философскую школу, был изгнан одним императором, но находился в дру- жеских отношениях с другим, бескорыстно спас сына своего друга и дожил до очень преклон- ного (особенно по тем временам), 80-летнего возраста. Да, и самое главное: Эпикет – автор,
пожалуй, самых ценных мыслей, когда-либо произнесенных философами во всем западном мире и за его пределами. Он идеальный проводник для нашего путешествия – и не только потому, что стал моим первым учителем-стоиком, но и потому, что его уникальная чувстви- тельность и интеллект, его мрачное чувство юмора и его разногласия со мной по ряду важных вопросов позволят мне как нельзя лучше продемонстрировать удивительную гибкость фило- софии стоицизма и ее способности адаптироваться к столь различным эпохам и географиче- ским местам, как Рим II века нашей эры и Нью-Йорк XXI века.
Итак, давайте вместе совершим путешествие в мир стоицизма, используя в качестве путе- водителя мудрые «Беседы Эпиктета». Мы будем говорить на такие разнообразные темы, как
Бог, космополитизм во все более разобщенном мире, забота о семье, значимость личности,
управление гневом, умение жить с ограниченными физическими возможностями, моральные аспекты (или их отсутствие) самоубийства и многое другое. Время от времени я буду призы- вать на помощь других стоических авторов – античных и современных, чтобы лучше объяснить учение Эпиктета, а иногда буду вежливо противоречить некоторым его концепциям, основы- ваясь на достижениях науки и философии за прошедшие столетия и рассуждая, каким может быть взгляд на эти вещи у современных стоиков. Главная цель нашего путешествия – найти ответ на самый фундаментальный вопрос: как правильно прожить свою жизнь?
М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
15
Глава 2
Путешествие к стоицизму: Дорожная карта
Каково назначение добродетели, если не привести к счастью… и к
благоденствию в жизни?
«Беседы Эпиктета», I. 4
Отправляясь по незнакомому маршруту, я всегда беру с собой карту. Так можно понять,
куда следует направляться, как не сбиться с пути, а иногда – и с чем предстоит столкнуться во время путешествия. В этой главе я снабжу вас такой картой, обрисовав общие контуры стои- цизма и кратко объяснив ключевые принципы, которые структурируют остальную часть моей книги. Это поможет вам извлечь максимум пользы из ее прочтения. Я убежден, что невоз- можно в полной мере понять и оценить какую бы то ни было философию или религию (да и любую сложную идею, если уж на то пошло), если не знать пути ее развития, а он далеко не всегда бывает прямым и ясным. Следовательно, я предлагаю вам поближе познакомиться с историей философии, которую мы собираемся исследовать в этой книге и которую вы, воз- можно, решите сделать своей жизненной позицией, хотя бы на уровне отдельных ее постулатов.
Согласно труду Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых фило- софов», стоицизм зародился в Афинах примерно в 300 году до нашей эры. Финикийский купец по имени Зенон родом из Кития
[13]
(современный Кипр), который, по свидетельству автора,
любил есть зеленые фиги и загорать на солнце, однажды вез партию пурпура из Финикии в
Пирей, попал в кораблекрушение и чудом остался жив. Пережив таким образом в 30 лет свое второе рождение, Зенон живо заинтересовался философией и стал изучать все, что было свя- зано с этим предметом. В Афинах он нашел в одной из лавок вторую книгу «Воспоминаний о
Сократе» Ксенофонта, тут же начал читать ее, пришел в восторг и спросил продавца, где можно найти людей, подобных Сократу. В это время мимо лавки проходил философ-киник Кратет.
Продавец показал на него и сказал: «Вот за ним и ступай». Так Зенон стал учеником Кратета,
который начал с того, что попытался исцелить своего подопечного от стыда перед вещами,
в которых не было ничего постыдного. Например, однажды он приказал Зенону пройти по городу с горшком, полным чечевичной похлебки. Увидев, что ученик смущается и старается спрятать ношу от людей, Кратет разбил горшок своим посохом. Похлебка потекла у Зенона по ногам, он бросился бежать, а Кратет кричал ему вслед: «Что ж ты бежишь, финикийчик?
Ведь ничего страшного с тобой не случилось!» Несколько лет Зенон учился у Кратета и других наставников, после чего открыл собственную школу.
Изначально его ученики вполне предсказуемо именовались зеноновцами, но, поскольку
Зенон проводил с ними свои философские беседы в Расписной Стое (так назывался неболь- шой общественный портик в центре города), вскоре их стали называть стоиками. Любой мог прийти и послушать рассуждения Зенона о человеческой природе, долге, законе, образовании,
поэзии, риторике, этике и множестве других вещей. (К сожалению, до нас дошло мало сочине- ний Зенона, но названия его разнообразных трудов перечислены в книге Диогена Лаэртского.)
Зенон жил очень долго и скончался, согласно тому же источнику, в 98 лет, причем умер он не своей смертью. По одной из версий, причиной стало неудачное падение, по другой – Зенон решил, что не может быть больше полезен обществу, и заморил себя голодом.
После смерти философа школу возглавил его ученик по имени Клеанф, на смену кото- рому пришел другой знаменитый ученик Зенона – Хрисипп родом из Сол. Он и стал второй ключевой фигурой в истории стоицизма. До того как «профессионально» заняться филосо- фией, Хрисипп был бегуном на длинные дистанции
[14]
. Обратившись к стоицизму, он написал огромное количество книг на самые разные темы (Диоген Лаэртский называет невероятную
М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
16
цифру: 705 сочинений!) и, что более важно, выдвинул множество новых идей, которые послу- жили развитию философии. В древности даже говорили: «Не будь Хрисиппа
[15]
, не было бы и Портика». Все эти события относятся к начальному периоду развития стоицизма, который называют «ранняя Стоя».
Разумеется, стоицизм не родился из ниоткуда. Ранние стоики находились под сильным влиянием предыдущих философских школ и мыслителей, в частности Сократа и киников,
а также академиков – последователей Платона (более подробно об этих школах смотрите в приложении). Они посвящали массу времени и сил философским спорам с представителями соперничающих школ, особенно с академиками, перипатетиками (последователями Аристо- теля) и, конечно же, с эпикурейцами. В «Беседах Эпиктета» целых три главы посвящены опро- вержению учения Эпикура! Все школы, включая стоицизм, относились к «эвдемоническому»
направлению, то есть ставили своей целью поиск лучшего способа провести человеческую жизнь. Одни делали акцент на добродетели (перипатетики, киники и стоики), другие – на удо- вольствии (эпикурейцы, киренаики), третьих больше интересовала метафизика (академики)
или пределы человеческого знания (скептики). Но все они считали высшей целью жизни сча- стье.
Так продолжалось до 155 года до нашей эры, когда произошло очень важное для антич- ной философии событие
[16]
: главы Стои (в лице Диогена Вавилонского), Академии и Перипате- тической школы были выбраны послами, чтобы представлять Афины на политических перего- ворах с Римом. Дело в том, что за три года до описываемых событий афинские воины вторглись в небольшой греческий город Ороп, находившийся под протекцией Рима, и разграбили его.
Теперь Рим требовал от Афин компенсации.
Философы отправились в столицу республики, чтобы добиться уменьшения суммы выплаты, и не только успешно выполнили свою дипломатическую миссию, но и вызвали зна- чительный культурный резонанс. Своими лекциями члены делегации ошеломили довольно- таки консервативный римский истеблишмент и впервые в истории разожгли интерес римлян к философии.
Затем, в 88‒86 годы до нашей эры, перипатетик Афенион и эпикуреец Аристон, пусть и на короткое время, захватили в Афинах абсолютную власть (только представьте себе: фило- софы в роли узурпаторов!), но совершили стратегическую ошибку: объединились с царем Мит- ридатом в борьбе против Рима, что в итоге привело к осаде и разграблению Афин. Этот эпи- зод стал поворотным моментом в истории западной философии, потому что с тех пор Афины перестали считаться почтенной философской столицей античного мира, ведь ведущие пред- ставители всех школ предпочли перебраться в более спокойные места – на Родос, в Алексан- дрию и в сам Рим.
Этот переходный период в истории стоицизма носит название «средняя Стоя». Для нас одним из основных источников сведений о ранней и средней Стое является великий римский оратор Цицерон, который симпатизировал идеям стоиков. «Поздняя Стоя» – время процвета- ния стоицизма как ведущей философской школы. Это тот период, когда после убийства Юлия
Цезаря и прихода к власти Октавиана Августа на смену Римской республике пришла империя.
В «позднюю Стою» творили все знаменитые ныне стоики, такие как Гай Музоний Руф (учитель
Эпиктета), Сенека (советник императора Нерона), сам Эпиктет, а также император-философ
Марк Аврелий.
Когда император Константин в 312 году легализовал христианство, стоицизм, как и ряд других школ мысли, находился уже в упадке. В конце концов византийский император Юсти- ниан в 529 году закрыл Академию и таким образом положил конец всей античной греко- римской философской традиции. Однако многие исторические личности находились под вли- янием идей стоицизма, хотя подчас и критиковали их. Эти идеи нашли отражение в тру- дах некоторых отцов церкви, а также философов Аврелия Августина, Боэция, Фомы Аквин-
М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
17
ского, Джордано Бруно, Томаса Мора, Эразма Роттердамского, Монтеня, Френсиса Бэкона,
Рене Декарта, Монтескье и Спинозы. Современный экзистенциализм и даже неоортодоксаль- ная протестантская теология тоже попали под влияние стоицизма. Уже в ХХ веке, после Вто- рой мировой войны, стоическая философия пережила свое возрождение, когда легла в основу логотерапии Виктора Франкла, рационально-эмоционально-поведенческой терапии Альберта
Эллиса и обширного семейства методов когнитивно-поведенческой терапии.
С самого начала стоицизм развивался как в высшей степени практическая философия
(та, которая изучает человеческую деятельность на практике). Но он не был бы «философией»
без теоретической основы, а ею является такая идея: чтобы хорошо (в эвдемоническом смысле)
прожить жизнь, необходимо понимать две вещи: природу мира (и свое место в нем) и природу человеческого мышления (со всеми его ошибками и стремлением расставлять самому себе ментальные ловушки). К пониманию этих вещей и стремился каждый стоик.
Ученик стоической школы шел к главной цели путем изучения трех основных предме- тов: физики, логики и этики. Надо учесть, что каждый из этих терминов в античности означал не совсем то, что мы подразумеваем под ним сегодня. Стоическая физика изучала устройство мира и включала в себя естественные науки в их современном понимании, а также метафизику
(сегодня это одно из направлений философии) и даже теологию. (Стоики верили в Бога, хотя и рассматривали его как материю в определенном состоянии, существующую в космосе и неот- делимую от него.) Стоическая логика включала в себя логику в ее современном понимании, то есть науку о формах и законах правильного мышления (необходимо признать, что современ- ная логика весьма многим обязана античным стоикам). Но плюс к этому стоическая логика охватывала современную эпистемологию (теорию познания), риторику (ораторское искусство или как лучше донести свои мысли до других людей) и психологию (понимание того, как рабо- тает человеческий ум, как и когда он дает сбои).
Стоики не изучали науку ради науки. Их, так же как и предшествующего им Сократа, в отличие от многих других философов, не интересовала теория ради теории. Если философия не приносила пользу человеческой жизни, она не была полезна вообще. Но как именно физика и логика были связаны с достижением главной стоической цели под названием «Хорошо про- жить свою жизнь»? Здесь полезно будет разобраться с происхождением современных слов
«этика» и «мораль». «Этика» происходит от греческого слова êthos, то есть «нравственное измерение личности», а «мораль» – от латинского слова moralis, что означает «привычки,
устои». Но на самом деле именно словом moralis Цицерон перевел на латинский язык греческое слово êthos! Следовательно, основополагающая идея заключалась в том, что развить правиль- ную личность и практиковать правильные привычки в жизни можно, только обладая двумя вышеуказанными знаниями.
Чтобы объяснить эту идею, стоики использовали ряд метафор. Самую образную и убе- дительную предложил Хрисипп: он сравнивал стоическую философию с садом, а этику – с плодами, выращиваемыми в этом саду. Чтобы получить богатый урожай, мы должны удобрять почву правильными питательными веществами и выращивать хорошие деревья. Почва и дере- вья – это физика, дающая нам понимание мира, в котором мы живем. Кроме того, наш сад должен быть защищен от пагубных влияний, иначе он зарастет бурьяном, и урожай пропадет.
Функцию защиты выполняет логика, ограждающая нас от ошибок мышления.
Наш проводник Эпиктет предлагал свое весьма оригинальное толкование трех направ- лений стоического обучения:
Есть три вопроса
[17]
, в которых следует упражняться на деле тому, кто намерен стать добродетельным человеком: вопрос, касающийся стремлений и избеганий, – для того, чтобы ни в своем стремлении не терпеть неуспеха,
ни в своем избегании не терпеть неудачи; вопрос, касающийся влечений и невлечений, словом, касающийся надлежащего, – для того, чтобы вести