Файл: Массимо Пильюччи Как быть стоиком Античная философия и современная жизнь Альпина Диджитал 2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
18
себя порядком, благоразумно, небеззаботно; третий – это вопрос, касающийся незаблуждаемости и неопрометчивости, в общем, согласий.
Их часто называют тремя стоическими дисциплинами: дисциплиной желания, дисципли- ной действия и дисциплиной согласия. Они связаны с тремя областями стоического обучения,
а также с четырьмя добродетелями (о которых мы поговорим чуть позже) следующим образом.
[18]
Эта диаграмма представляет собой фундаментальную схему стоической мысли и позво- ляет понять, что же такое стоицизм. Дисциплина желания (также называемая стоическим при-
нятием
) указывает, что нам надлежит и не надлежит хотеть. Это, в свою очередь, проистекает из того факта, что одни вещи находятся в нашей власти, тогда как другие нет. Однако мы можем отличить одно от другого, только понимая, как устроен мир. Ведь люди, не обученные физике, склонны ошибочно полагать, будто контролируют больше, чем на самом деле (прини- мают желаемое за действительное). За управление желаниями отвечают две из четырех стои- ческих добродетелей: доблесть (умение смотреть в лицо фактам и действовать соответственно)
и умеренность (умение обуздывать свои желания и соизмерять их с тем, что достижимо). Дис-
циплина действия
(также известная как стоическая филантропия, в смысле заботы о других)
регулирует наше поведение в мире. Дисциплина действия – результат надлежащего понимания этики, размышлений над тем, какую жизнь мы ведем. Она опирается на добродетель справед- ливости. Наконец, дисциплина согласия (или стоическая осознанность) указывает, как реаги- ровать на различные ситуации, когда мы либо соглашаемся с нашими первоначальными впе- чатлениями о данной ситуации, либо опровергаем их. Эта дисциплина основана на изучении логики – как надлежит и не надлежит мыслить – и требует такой добродетели, как разумность.

М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
19
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal,
WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам спо- собом.

М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
20
Комментарии
1.
«И вот здесь есть опасность…»: «Беседы Эпиктета», II.12. Полный текст «Бесед Эпиктета» на английском языке можно найти на сайте: http://classics.mit.edu/Epictetus/discourses.html; более короткое «Краткое руководство к нравственной жизни» (Энхиридион) Эпиктета, написанное в 135 году, в переводе на английский язык Элизабет Картер: http://classics.mit.edu/Epictetus/
epicench.html. [Все цитаты приводятся по русскоязычному изданию «Беседы Эпиктета»,
издательство «Ладомир», 1997 год, перевод с древнегреческого Г. А. Тароняна. – Прим. пер.]
2.
«Смерть – неизбежная необходимость…»: «Беседы Эпиктета», I.27.
3.
«Каждый день мы умираем…»: Сенека «Нравственные письма к Луцилию». Письмо XXIV
(Seneca, Complete Works, Delphi Classics, 2014, 19). [Все цитаты приводятся по изданию
Сенека «Нравственные письма к Луцилию», издательство «Азбука-Классика», перевод С. А.
Ошерова. – Прим. пер.]
4.
«Человек, не знающий, как достойно умереть…»: Сенека, трактат «О спокойствии духа» (Seneca, "On Tranquility of Mind", 11).
5.
Стоическую неделю…: Больше информации о Стоической неделе (проходящей под лозунгом «Проживите неделю как философ-стоик») можно получить на сайте http://
modernstoicism.com/. Там же можно узнать о ежегодной конференции STOICON, также посвященной вопросам стоицизма: http://modernstoicism.com/stoicon-media/.
6.
«Ни один другой человек – даже сам Фрейд…»: Цитата взята из статьи: Robert Epstein, "The
Prince of Reason," Psychology Today, 1 января 2001 года.
7.
«философские предпосылки когнитивной терапии…»: Аарон Бек, А. Раш, Брайн Шоу и Гари
Эмери «Когнитивная терапия депрессии» (Aaron T. Beck, A. John Rush, Brian F. Shaw, and Gary
Emery, Cognitive Therapy of Depression, New York: Guilford Press, 1987, 8).
8.
Проводили слишком строгую дихотомию…: William Irvine, A Guide to the Good Life (New York:
Oxford University Press, 2008).
9.
Хотя, на мой взгляд, это знание лишний раз доказывает необходимость…: Например, ученые- когнитивисты неоднократно демонстрировали, насколько плохо люди справляются с оценкой вероятностей, – факт, который хорошо известен и в полной мере эксплуатируется индустрией азартных игр и лотерей. Но люди не считают этот человеческий недостаток причиной отказаться от статистики. Напротив, именно такие статистические исследования могут, по крайней мере частично, защитить людей от распространенных (и порой разорительных!)
ошибок в численных рассуждениях.


М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
21
10.
«Все, кто до нас занимались тем же…»: Сенека «Нравственные письма к Луцилию». Письмо
XXXIII (Seneca, Complete Works, Delphi Classics, 2014, 11).
11.
Одному из самых знаменитых в Риме преподавателей – Гаю Музонию Руфу…: До нас дошло мало сочинений этого философа-стоика. Сочинения Руфа вышли в замечательном английском переводе Синтии Кинг под редакцией Уильяма Ирвина (Cynthia King, Musonius Rufus: Lectures and Sayings, ed. by William B. Irvine).
12.
Марк Аврелий является, пожалуй, самым знаменитым стоиком в истории…: Сборник
«Размышления» Марка Аврелия – это личный философский дневник императора. Изначально он не предназначался для обнародования, но сегодня это одна из самых популярных книг в мире. Как и «Беседы Эпиктета», этот труд выдержал огромное количество переизданий.
Полная версия «Размышлений» Марка Аврелия, написанных в 167 году, в переводе на английский язык Джорджа Лонга, доступна в интернете: http://classics.mit.edu/Antoninus/
meditations.html.
13.
Финикийский купец по имени Зенон родом из Кития: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», книга VII.1 (Diogenes Laertius, Lives of the Eminent
Philosophers, VII.12; https://en.wikisource.org/wiki/Lives_of_the_Eminent_Philosophers). [Все цитаты приводятся по изданию Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», издательство «Мысль», Москва, 1986 год, перевод М. Л. Гаспарова. –
Прим. пер.]
14.
Хрисипп был бегуном на длинные дистанции…: Занятия спортом и физическим трудом были не чужды античным философам. Например, Клеанф, второй по счету глава Стои, был кулачным бойцом, а по ночам подрабатывал тем, что разносил по дворам воду для поливки садов.
15.
«Не будь Хрисиппа…»: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», книга VII.5.
16.
До 155 года до нашей эры, когда произошло очень важное для античной философии событие…: Читайте: David Sedley, "The School, from Zeno to Arius Didymus," in The Cambridge
Companion to the Stoics, edited by Brad Inwood (Cambridge: Cambridge University Press, 2003).
17.
Есть три вопроса…: «Беседы Эпиктета», III.2.
18.
Рис. 2.1: В этой диаграмме я отразил свою собственную интерпретацию комментариев
Дональда Робертсона (Donald Robertson, Stoicism and the Art of Happiness: Ancient Tips for

М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
22
Modern Challenges, Teach Yourself, 2013). А он, в свою очередь, опирался на научную работу
Пьерра Адо «Внутренняя цитадель: Размышления Марка Аврелия» (Pierre Hadot, The Inner
Citadel: The Meditations of Marcus Aurelius, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1998).