Файл: Введение проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 5
Уровень развития самооценки (в %)
неадекватно высокая | адекватно высокая | средняя | низкая |
35 | 31 | 23 | 11 |
В ходе исследования определялся уровень притязаний обучающихся (потенциальная самооценка) (таблица 6). Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности.
У 35% школьников наблюдается реалистично высокий уровень притязаний. Такие люди постоянно стремятся к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению всё более сложных задач, к достижению трудных целей. Средний уровень притязаний показали 15% учащихся. Они стабильно успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. У 46% обучающихся выявлен неадекватно завышенный уровень притязаний, т.е. у учащихся преобладает некритическое отношение к собственным возможностям. В дальнейшем люди с таким уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Низкий уровень притязаний – 4%.
Таблица 6
Уровень притязаний (в %)
неадекватно завышенный | адекватно высокий | средний | низкий |
46 | 35 | 15 | 4 |
Считается, что более благоприятным вариантом развития является несколько завышенная самооценка и реалистично высокий уровень притязаний. Формирование оптимальной самооценки обычно зависит от рефлексивных способностей самого человека, а также оценки его «значимыми» окружающими (сверстники, родители, учителя).
5. Оценка эмоционального состояния
(таблицы 7, 8).
Физиологическая энергия (резервные возможности организма) характеризует энергетический баланс организма: способность к энерготратам или установку на сбережение энергии. Компенсируемое состояние усталости. Подросток не может работать продуктивно в течение всего дня. Периодически (и чаще во второй половине дня) у него возникает состояние усталости, он вынужден в связи с этим снижать активность, при этом что-то остается недоделанным. Подросток чувствует, что ему просто не хватает сил. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима продуманная организация и оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ученика, полноценный отдых в выходные дни, иногда требуется снижение нагрузок – 35%. Оптимальная работоспособность. Подросток отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энерготратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни, который он ведет, позволяют ему полностью восстанавливать затраченную энергию. – 62%. Состояние перевозбуждения, возникает при недостатке энергетических ресурсов, желание сделать больше того, на что хватает сил. Чаще всего является результатом работы ученика на пределе своих возможностей, а не в оптимальном режиме, что приводит к быстрому истощению. Подросток перенапрягаясь, заставляет себя выполнить какую-то значимую для него часть работы, зато на все остальное ему просто не хватает сил. Необходима нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда – снижение нагрузок – 3%.
Таблица 7
Физиологическая энергия (в %)
переутомление | компенсированная усталость | оптимальная работоспособность | перевозбуждение |
0 | 35 | 62 | 4 |
Оценка эмоционального состояния (ситуативный показатель) показала, что 27% пятиклассников демонстрируют положительный эмоциональный фон, т.е. эти подростки веселы и счастливы, настроены оптимистично; 65% отмечают нормальноеэмоциональное состояние – такие подростки не вызывают беспокойства, они могут и радоваться и печалиться в соответствии с ситуацией, жизнь и учеба у них протекает нормально и в целом удовлетворяет подростков. На доминирование
отрицательныхэмоций указали 8% ребят, т.е. им свойственно плохое настроение и неприятные переживания как следствие наличия каких-то проблем. Преобладание плохого настроения может не нарушать сам процесс обучения, но может свидетельствовать о том, что подросток нуждается в психологической помощи.
Таблица 8
Эмоциональный фон пятиклассников (в %)
положительный | нормальный | отрицательные эмоции |
27 | 65 | 8 |
Т.о., выявлена примерно пятая часть подростков, нуждающихся в обязательной оптимизации режима труда и отдыха (состояние перевозбуждения и доминирование отрицательных эмоций), остальные ребята (в большей или меньшей степени) справляются с учебной нагрузкой без вреда для здоровья.
-
Исследование социометрического статуса
Социально-психологический статус определяется числом выборов, полученных от сверстников, и свидетельствует о степени признания в группе. Распределение учащихся по социально-психологическому статусу представлено в таблице 9.
Таблица 9
Статусное распределение учащихся (в %)
высокостатусные | низкостатусные | |||
Популярные | Принятые | Пренебрегаемые | Отвергаемые | Изолированные |
37 | 33 | 23 | 7 | 0 |
Популярные члены группы имеют значительное число положительных выборов и малое – отвержений.
У принятых членов группы меньше положительных выборов, чем у популярных.
Пренебрегаемые – это учащиеся, у которых количество отрицательных выборов преобладает над количеством положительных.
Отверженные ребята получили только отрицательные выборы (или гораздо большее их количество по сравнению с положительными).
У изолированных нет ни одного выбора (ни положительного, ни отрицательного).
Чем больше в классном коллективе «высокостатусных» детей, тем он благополучнее, так как высокий статус является благоприятным фактором развития личности, он предоставляет ребенку признание сверстников, формирует высокую самооценку. Низкий статус тормозит, делает противоречивым и неблагоприятным развитие личности. Статусную структуру данного класса можно считать средне благополучной. Однако обучающимся, имеющим низкий статус, необходима помощь психолога и педагогов. Важно найти пути и способы включения этих ребят в жизнь коллектива, содействовать раскрытию их индивидуальности, повышать их привлекательность в классе через создание ситуации успеха, презентацию их положительных качеств.
В классе нет явных лидеров, выявлены изолированные дети. Коэффициент эмоциональной сплочённости коллектива равен 0,5 – это низкий уровень (нормальная степень сплоченности при коэффициенте равном 0,6-0,7). Но, в данном классе 22% детей не удовлетворены общением, 56% - удовлетворены частично, только 22% - полностью удовлетворены общением, у этих детей все выборы взаимные.
Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы
-
У большинства учащихся отмечается нормальный и несколько повышенный уровень общей тревожности, они (в большей или меньшей степени) справляются с учебной нагрузкой без вреда для здоровья; -
Половина учеников демонстрируют очень высокий и высокий уровень учебной мотивации, среди преобладающих мотивов отмечается позиционный; -
Половина учеников демонстрируют адекватную самооценку и уровень притязаний; -
Большинство учеников по данным социометрического исследования входят в группу «высокостатусных»; -
Большинство учащихся высказываются о своей полной или частичной удовлетворенности общением;
- Часть ребят демонстрируют скрытую дезадаптацию.
Т.о., по общим показателям можно сказать, что у пятиклассников процесс адаптации проходит без явных и ярко выраженных проблем, но есть ребята, демонстрирующие скрытую дезадаптацию. Также, если анализировать результаты каждого ученика отдельно, то отмечаются определенные трудности сразу по нескольким показателям у некоторых ребят (тревожность, скрытая дезадаптация, отсутствие адекватной самооценки, проблемы в общении со сверстниками и др.). Эти школьники нуждаются в психолого-педагогической поддержке.
На основании полученных выводов представляется возможным рекомендовать педагогам и родителям:
-
Создавать педагогические и социально-психологические условия для оптимизации процесса адаптации пятиклассников в школе. Особое внимание уделять созданию на уроке общей положительной атмосферы. -
Способствовать формированию познавательных интересов. -
Продолжать развивать основные мыслительные операции обучающихся. -
Развивать у учащихся самосознание на основе позитивной, адекватной самооценки. -
Продолжать развивать взаимоотношения в классе, навыки общения.
Способствовать развитию у учащихся таких качеств характера как исполнительность, ответственность, самоконтроль, самостоятельность, активность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безопасность образовательного пространства обеспечивается единством действий всех субъектов образования и сопряженных с ним сфер, особенно культуры, медицины, экологии, социальной защиты, безопасности систем жизнеобеспечения. В связи с этим необходимо вести речь о комплексной безопасности в сфере образования.
В данной работе были рассмотрены теоретические подходы к созданию безопасного образовательного пространства, определены основные физиологические и психологические факторы, влияющие на безопасность и комфортность образовательного процесса. В практической части работы было проведено диагностическое обследование с целью изучения особенностей протекания процесса адаптации первоклассников и пятиклассников в школе, определения уровня школьной мотивации и изучение степени психологической комфортности среды обучения.
На основе данных, полученных в результате обследования, были сделаны рекомендации педагогам и родителям
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Баль Л.В., Барканова СВ. и др. Формирование здорового образа жизни российских подростков. М.:, Гуманитарный издательский центр ВЛЛДОС. 2009. -
Боева И.А. Безопасность образовательного пространства: Проблемы охраны здоровья и безопасности детей подростков в системе образования: .- Новосибирск: НИПКи ПРО 2014. -
Болотова Е.А. Гигиенические основы охраны труда в образовательных учрежденияхОвД.- СПб.: Речь 2015. -
Бурмистрова Е.В.Психологическая безопасность образовательной среды – М.: МГППУ -2012. -
Вашкевич А.В. Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма в образовательном учреждении СПб.: Детство- пресс 2012. -
Вольхин С. Н. Охрана труда в образовательных учреждениях /С.Вольхин, А. Шахкельдян, М. П.Екатеринбург: Молодой ученый – 2010. -
Силакова О. В. Комплексная безопасность образовательного учреждения как важнейшее условие обеспечения безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса. М.: Академия - 2014. -
Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы". М.: АРКТИ - 2013.