ВУЗ: Белорусский государственный медицинский университет
Категория: Ответы на вопросы
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 13.02.2019
Просмотров: 11109
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).
Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).
Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования
Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы
Раздел IV. Охрана здоровья населения
Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.
Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.
Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.
Раздел V. Современные проблемы профилактики
Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения
Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.
Органы управления службой государственного санитарного надзора.
Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.
Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.
Для обеспечения внедрения новых высокотехнологичных методов лечения пациентов с онкологической патологией планируется приобретение хирургического модуля DA Vinci, комплекса для высокоинтенсивной сфокусированной ультразвуковой абляции, микроскопа операционного нейрохирургического для проведения нейрохирургических вмешательств на центральной нервной системе.
Для Республиканского научно-практического центра детской онкологии и гематологии необходимо приобретение рентгенологического, лабораторного и лечебного оборудования которое отсутствует в центре либо имеет высокую степень износа и подлежит замене.
Также крайне необходимо дооснащение областных онкологических диспансеров для обеспечения диагностического и лечебного процесса на уровне не ниже республиканского. Районные учреждения здравоохранения нуждаются в рентгенологическом, ультразвуковом и эндоскопическом оборудовании.
Также будет осуществляться целенаправленная реализация мероприятий по предотвращению и уменьшению рисков развития онкологической патологии – проведение вакцинальной профилактики рака шейки матки, иммунизация против вирусного гепатита С, скрининг рака предстательной железы.
Внедрение перечисленных методик будет способствовать улучшению качества диагностики онкологических заболеваний, повышению эффективности оказания медицинской помощи пациентам с онкологической патологией, что позволит снизить затраты на лечение за счет внедрения стационарзамещающих технологий, стандартизировать диагностику и лечение пациентов с онкологической патологией в соответствии с действующими протоколами.
Пьянство и алкоголизм как медико-социальная проблема, Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма 2011-2015гг.
Алкоголизм - хроническое психическое заболевание, характеризующееся потерей контроля над потреблением спиртных напитков, увеличением толерантности к алкоголю, формированием похмельного синдрома с появлением психологического, физического, психического влечения к спиртному, поражением всех органов и систем.
Причины и факторы риска алкоголизма:
1) социальные (безработица, нищета)
2) культуральные традиции
3) социальная политика государства (в советские времена 30% бюджетных денег – от продажи алкоголя)
4) психологические (стеснительность, тревожность, эмоциональные взрывы, острота ощущений)
5) биологогический (различная активность алкоголь-дегидрогеназы у разных наций)
Алкоголизм как медико-социальная проблема:
1. В мире 95% людей употребляют алкоголь на протяжении жизни; 140 млн человек в мире страдают алкогольной зависимостью, 78% из них не лежатся.
2. В РБ за последние годы идет увеличение больных алкоголизмом, в том числе и среди подростков, 5% населения – алкоголики.
3. Алкоголизм как источник смерти – на 3 месте (как и травмы), он обуславливает 90% всех прогулов на производстве, каждая 5 авария на транспорте
4. Больше 40% всех разводов связано с алкоголизмом, у алкоголиков 82% детей страдают нервно-психическими заболеваниями ( «дети выходного дня» - нет лучше средства для создания идиота, чем алкоголь при длительном применении).
5. Алкоголь наполовину наполняет психиатрические больницы, на 30% повышает смертность, на 50% повышает смертность детей у родителей алкоголиков.
Профилактика алкоголизма: первичная (предупреждение возникновения алкоголизма, формирование здорового образа жизни), вторичная (более раннее выявление больных алкоголизмом и лиц, склонных к нему, проведение мероприятий по оздоровлению общества), третичная (предупреждение рецидивов, прогресирования и осложнений алкоголизма).
Наркомания - тяжёлое психическое заболевание, возникающая при систематическом злоупотреблении дозами наркотиками не по медицинским показаниям.
Проблема наркомании в настоящее время стоит остро, т.к.:
1. имеются трудности в выявлении наркоманий и привлечения заболевших к лечению
2. общее число выявленных больных наркоманией в РБ продолжает расти
3. особенности подростковой наркомании: если в подростковой группе хотя бы один человек пробовал наркотические средства, то в наркотизацию вовлекается вся группа (из-за реакций группирования со сверстниками, подражания и стремления " не отстать" от других членов группы, казаться взрослыми и опытными)
4. Общее число выявленных больных наркоманией в Беларуси увеличилось с 4545 в 2000 году до 6145 в 2005 году, из них 93, 8% - лица до 25 лет, 28,6%- женщины. Общее число наблюдаемых больных 258 000 человек, в том числе 16 600 подростков.
5. Проблема наркомании напрямую связана с проблемой ВИЧ- инфекции и т.д.
Профилактика наркомании:
1) раннее выявление, привлечение к лечению и проведение мероприятий по социальной реабилитации людей, злоупотребляющих алкогольными напитками и употребляющих наркотические средства и токсические вещества.
2) обеспечение досуга молодёжи: организация работы клубов выходного дня, клубов здоровья, семейных клубов, студий по интересам, любительских объединений; обеспечение трудоустройства (занятости) подростков, по каким либо причинам оставившим учёбу, либо не сумевших найти работу после окончания учебного заведения.
3) проведение обучающих семинары для администрации учебных заведений и организаций, психологов, социальных работников и других специалистов по работе с детьми и учащейся молодёжи по программе предупреждения употребления алкоголя и других психоактивных веществ, включение в учебные программы школ, техникумов и высших учебных заведений занятия по предупреждению зависимостей среди молодёжи и др.
Организация наркологической помощи в РБ:
1. Наркологические диспансеры – работают по участковому принципу, выявляют и организуют учет больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, оказывают лечебно-диагностическую, консультативно-методическую, психогигиеническую, социально-бытовую помощь наркологическим больным, проводят медицинское освидетельствование лиц, направляемых на принудительное лечение по поводу алкоголизма и наркоманий.
Структура наркологического диспансера:
- участковые наркологические кабинеты
- организационно-методический кабинет
- вспомогательные подразделения (клинические и биохимические лаборатории, кабинеты физиотерапии, функциональной диагностики и т.д.)
Наркологический кабинет может быть при психоневрологическом диспансере, поликлинике общемедицинской сети, медико-санитарной части предприятия.
2. Наркологические стационарные отделения, дневные стационары и ночные профилактории при наркологических диспансерах
3. Наркологические больницы – организовываются чаще всего в крупных промышленных городах, в них предусмотрены отделения для первично и повторно поступающих больных, палаты интенсивной терапии, куда госпитализируются больные алкогольными психозами.
4. Лечебно-трудовые профилактории – в них по мотивированному решению медицинских комиссий при наркологических диспансерах или поликлиниках (безуспешность проводимой терапии, частые рецидивы, асоциальность) и на основании решения суда подлежат принудительному лечению больные хроническим алкоголизмом (срок лечения до 2 лет, принудительное лечение не является судимостью, за больным сохраняются все права гражданства - работа, жилье и т.д.); при наличии медицинских противопоказаний к пребыванию в ЛТП больной может быть госпитализирован для лечения в наркологическую клинику (решение принимает суд).
Основные характеристики Государственной Программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы
Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2011 г. № 27
Наименование программы |
Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011- 2015 годы |
Основание для разработки |
Реализация целей, задач и приоритетов программы социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет |
Государственные заказчики |
Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, Министерство образования, Министерство культуры, Министерство информации, Министерство спорта и туризма, Министерство труда и социальной защиты, Министерство по налогам и сборам, Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство промышленности, Государственный таможенный комитет, Государственный пограничный комитет, Государственный комитет по стандартизации, Национальная государственная телерадиокомпания, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком |
Заказчик-координатор |
Министерство здравоохранения |
Цель |
Основной целью реализации Государственной программы является снижение уровня потребления алкоголя населением и уменьшение негативных последствий его потребления для общества |
Задачи |
снижение количества правонарушений и преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения; снижение количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения; снижение количества несчастных случаев на производстве по причине нахождения работников в состоянии алкогольного опьянения; снижение количества смертей от случайных отравлений алкоголем; снижение количества лиц, перенесших алкогольные психозы; снижение количества лиц, страдающих хроническим алкоголизмом; снижение количества несовершеннолетних лиц, употребляющих алкоголь с вредными последствиями. |
Срок реализации |
2011 – 2015 годы |
Ожидаемые результаты |
снижения количества правонарушений и преступлений, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, ежегодно на 1–5 процентов; снижения количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, ежегодно на 4–5 процентов; снижения количества несчастных случаев на производстве по причине нахождения работников в состоянии алкогольного опьянения ежегодно на 5–6 процентов; снижения количества смертей от случайных отравлений алкоголем ежегодно на 5–7 процентов; снижения количества лиц, перенесших алкогольные психозы, ежегодно на 7–8 процентов; снижения количества лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, ежегодно на 2–3 процента; снижения количества несовершеннолетних лиц, употребляющих алкоголь с вредными последствиями, ежегодно на 3–5 процентов. В перспективе реализация мероприятий Государственной программы позволит сократить негативные последствия потребления алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, а также расходы государства на преодоление этих негативных последствий. |
В течение ряда последних десятилетий в Республике Беларусь отмечается распространение пьянства среди населения, особенно среди молодежи, а также рост числа состоящих на наркологическом учете лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, а также лиц, употребляющих алкоголь с вредными для здоровья последствиями, в том числе несовершеннолетних.
Употребление алкоголя и алкоголизм являются серьезнейшими социальными и медицинскими проблемами, решение которых требует принятия внеочередных мер воздействия и привлечения дополнительных финансовых средств.
В 2009 году лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, совершено 30539 преступлений, 237394 лица были привлечены к ответственности за распитие алкогольных напитков в общественном месте либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения.
В этом же году по вине лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, было совершено 1022 дорожно-транспортных происшествия, по причине нахождения работников в состоянии алкогольного опьянения на производстве произошел 201 несчастный случай.
По данным Национального статистического комитета, с 2006 по 2009 год от случайных отравлений алкоголем погибло около 10,5 тыс. жителей республики.
Наряду с ростом алкогольной смертности возросло число лиц, состоящих на наркологическом учете по причине:
алкоголизма, - на 6,3 процента (с 171103 в 2006 году до 181833 в 2009 году), в том числе женщин - на 36,7 процента (с 27417 до 37483 соответственно);
употребления алкоголя с вредными последствиями, - на 23,5 процента (с 69945 в 2006 году до 86368 в 2009 году), в том числе женщин - на 44,5 процента (с 10823 до 15644 соответственно), несовершеннолетних - на 3,2 процента (с 16828 в 2006 году до 17372 в 2009 году).
Опыт большинства стран мира свидетельствует, что антиалкогольная государственная политика должна быть направлена на защиту жизни и здоровья граждан, укрепление демографической безопасности, заботу о подрастающем поколении.
Только системный подход, включающий реализацию образовательных, культурных, спортивно-оздоровительных, воспитательных, информационно-пропагандистских профилактических мероприятий, а также мероприятий по ограничению доступа несовершеннолетних и молодежи к приобретению алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, административного и ценового регулирования, способен эффективно противодействовать алкоголизации населения.
Государственная программа базируется на принципе приоритетности демографической и общественной безопасности государства, трудовой дисциплины, защиты здоровья граждан по отношению к экономическим интересам производителей, импортеров и продавцов алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта.
Основными направлениями Государственной программы являются:
создание эффективной системы социальной и индивидуальной профилактики пьянства и алкоголизма и их негативных социальных последствий, в том числе хронического алкоголизма;
пропаганда и внедрение традиций здорового образа жизни, исключающего потребление алкоголя, особенно среди детей, молодежи и женщин;
распространение научных знаний о негативных физических, социальных и других последствиях потребления алкоголя;
развитие культуры досуга, физической культуры, спорта и туризма.
Реализация Государственной программы позволит:
регулировать (при необходимости повышать) величину акцизов и цены на алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво в зависимости от вида данной продукции (объемная доля этилового спирта) и иных внешних факторов;
ограничить доступность алкоголя для детей и молодежи;
обеспечить формирование в общественном мнении нетерпимого отношения к чрезмерному потреблению алкоголя и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни без злоупотребления спиртными напитками;
привлечь общественные и религиозные организации, объединения граждан, трудовые коллективы, средства массовой информации, отдельных лиц к участию в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни, профилактике потребления алкоголя;
совершенствовать организационную структуру государственных организаций здравоохранения в целях повышения эффективности их работы по оказанию медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкоголем и страдающим алкоголизмом;
разработать и внедрить систему мониторинга потребления алкоголя населением и методику оценки эффективности мероприятий по снижению уровня потребления алкоголя и его негативных последствий.
ВИЧ-инфекция как медико-социальная проблема, пути профилактики, Государственная программа профилактики ВИЧ 2011-2015 гг.
Основные характеристики Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2011 - 2015 годы
Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 269
Наименование программы |
Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2011–2015 годы |
Основание для разработки |
Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2011–2015 годы разработана в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими оказание медицинской помощи, проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в области ВИЧ-инфекции, и направлена на дальнейшее сдерживание распространения ВИЧ-инфекции и снижение уровня смертности от СПИДа. |
Государственные заказчики |
Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство культуры, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство торговли, Министерство промышленности, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство информации, Министерство спорта и туризма, Министерство труда и социальной защиты, Государственный пограничный комитет, Национальную государственную телерадиокомпанию, облисполкомы и Минский горисполком |
Заказчик-координатор |
Министерство здравоохранения Республики Беларусь |
Цели |
- Сдерживание распространения ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь; - снижение смертности от СПИДа. |
Основные разработчики |
Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, Министерство труда и социальной защиты, Министерство культуры, Министерство информации, Министерство образования, Национальная государственная телерадиокомпания, Министерство обороны |
Задачи |
- предоставление лицам, инфицированным ВИЧ, непрерывного и равного доступа к лечению, уходу и поддержке - создание условий для укрепления репродуктивного здоровья и рождения здоровых детей ВИЧ-инфицированным женщинам и семьям, столкнувшимся с проблемой ВИЧ-инфекции/СПИДа - предупреждение возникновения внутрибольничных случаев инфицирования ВИЧ - профилактика ВИЧ-инфекции среди групп, наиболее уязвимых к заражению данной инфекцией - совершенствование национальной системы мониторинга и оценки ситуации по ВИЧ-инфекции/СПИДу и мер, принимаемых в связи с распространением ВИЧ-инфекции - создание благоприятных условий для обеспечения доступа населения к услугам по профилактике ВИЧ-инфекции - укрепление кадрового потенциала в области профилактики ВИЧ-инфекции |
Срок реализации |
2011 – 2015 годы |
Основные мероприятия |
- лечебно-диагностическая помощь; - социально-психологическая помощь; - профилактические мероприятия; - укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения. |
Ожидаемые результаты |
- предоставление 95 процентам ВИЧ-инфицированных пациентов антиретровирусной терапии; - снижение риска инфицирования детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, до 2 процентов; - охват программами профилактики потребителей инъекционных наркотиков до 80 процентов; мужчин, имеющих сексуальные отношения с мужчинами, до 45,7 процента; женщин, вовлеченных в секс-бизнес, до 50 процентов; осужденных к лишению свободы до 100 процентов; молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет до 86 процентов; - охват информационно-просветительской работой 75 процентов учреждений государственной и частной форм собственности; - охват национальным и региональными мониторингами прогнозирования потребности в кадрах 100 процентов организаций здравоохранения. |
Исполнители основных мероприятий |
Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство культуры, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство торговли, Министерство промышленности, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство информации, Министерство спорта и туризма, Министерство труда и социальной защиты, Государственный пограничный комитет, Национальная государственная телерадиокомпания, облисполкомы, Минский горисполком, общественные объединения, являющиеся исполнителями мероприятий проектов Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией |
Объемы и источники финансирования |
174 948,1 млн. рублей, в том числе: - республиканский бюджет – 40 637,8 млн. рублей; - местные бюджеты – 13 044,3 млн. рублей; - иные источники (средства Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией) – 121 266 млн. рублей. |