ВУЗ: Белорусский государственный медицинский университет
Категория: Ответы на вопросы
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 13.02.2019
Просмотров: 11089
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Права медицинских работников. Обязанности медицинских работников (Закон РБ «О здравоохранении»).
Врачебная этика и медицинская деонтология (Закон РБ «О здравоохранении»).
Раздел II. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования
Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
Раздел III. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы
Раздел IV. Охрана здоровья населения
Права главных государственных санитарных врачей, порядок их назначения и взаимодействия.
Анализ деятельности службы государственного санитарного надзора.
Оценка деятельности центра гигиены и эпидемиологии на основе модели конечных результатов.
Раздел V. Современные проблемы профилактики
Раздел VI. Основы управления, планирования, финансирования и экономики здравоохранения
Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.
Органы управления службой государственного санитарного надзора.
Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.
Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.
организуют работу по обеспечению надлежащего санитарного состояния территорий населенных пунктов;
разрабатывают и вносят для утверждения в местные Советы депутатов проекты региональных программ;
осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Управление. Научные основы управления. Методы управления, характеристика. Стили руководства.
Методичка «Управление санитарной службой РБ» с.3 и далее..
Управление (менеджмент) - процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации; это элемент, функция организованных систем (технических, социальных, биологических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
Признаки управления:
1. сознательная постановка целей
2. научная обоснованность
3. наличие субъекта (управляющей системы) и объекта (управляемой системы) управления
Основные функции управления: 1) планирование; 2) организация; 3) руководство; 4) контроль.
Социальное (общественное) управление – управление деятельности человеческих коллективов.
Общие принципы социального управления:
- разделение труда
- власть и ответственность (большая власть без ответственности развращает, а большая ответственность без власти парализует)
- дисциплина
- единство руководства
- подчинение индивидуальных интересов общим, корпоративный дух
- вознаграждение (должна быть справедливость)
- централизация
- постоянство состава персонала
Управление системой ЗО относится к социальному управлению, это целенаправленный процесс обеспечения эффективного функционирования системы ЗО при определенных условиях и имеющихся ресурсах.
Цель управления ЗО по Савченко: снижение потерь общества от заболеваемости и смертности при имеющихся ресурсах (экономических составляющих).
Отличительные черты управления в системе здравоохранения:
- чрезвычайная ответственность принимаемых решений управления, поскольку объектом воздействия является здоровье человека
- трудность предсказания последствий, которые нередко проявляются не сразу
- сложность, а иногда и невозможность исправления последствий неправильных решений
- особая значимость принципа системного подхода
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами, не присущими каждому элементу в отдельности. Все элементы системы оказывают влияние друг на друга, систему нужно оценивать вместе со средой (для ЗО это экономика страны, культурный уровень населения и др.)
Системный принцип – основа в управлении ЗО, что подчеркивает и трудность управления, т.к. необходимо учитывать многочисленные взаимосвязи во всей системе в целом.
Система ЗО состоит из структурных элементов (МЗ, местные органы управления, учреждения ЗО) и функциональных (стационарная и поликлиническая медицинская помощь и др.).
Органы управления системы ЗО:
1. Центральный орган – Министерство здравоохранения РБ.
2. Местные (территориальные) органы управления:
а) областной уровень: Управление ЗО областных исполнительных комитетов
б) городской уровень:
- Управление организациями ЗО областных центров и одноименных районов
- Управление организациями ЗО городов областного подчинения и одноименных районов
- Комитет ЗО Минского городского исполнительного комитета
в) сельский район: Управление организациями ЗО сельских районов
Работа МЗ строится на основании Положения о Министерстве здравоохранения.
Научные основы управления – см. выше (общие принципы социального управления, отличительные черты управления в системе ЗО).
Основные методы управления:
1. Организационно-распорядительные – методы организационного воздействия отражают статику управления, а распорядительного – динамику.
Формы организационного воздействия:
- регламентирование и нормирование труда
- типовые положения об учреждении
- должностные инструкции сотрудников и др.
Формы распорядительного воздействия:
- приказ – выражает самую срочную форму императивного воздействия, является прямым обязательным для выполнения предписанием
- распоряжение – менее жесткая форма принуждения
- рекомендация – наименее обязательная форма распорядительного воздействия, допускающая уточнение, конкретизацию
Эффективность распорядительных методов определяется эффективностью контроля.
2. Социально-психологические (воспитательные) – совокупность средств воздействия на коллектив и социальные процессы в нем (создание мотивации работника к труду, формирование сознательной дисциплины, благоприятного морально-психологического климата в коллективе и др.); использование данного метода может обеспечить повышение эффективности руководства без каких-либо существенных материальных затрат
3. Экономико-математические – включают собственно экономические методы (экономический анализ, планирование и прогнозирование) и статистические методы.
Стили руководства – совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителей на подчиненных:
а) авторитарный (директивный) – стремление централизовать власть, единоличное решение вопросов; руководитель не терпит возражений, резко реагирует на критику; в контроле опускается до мелочей; между сотрудниками и руководителем возникает психологический барьер
б) демократический (коллегиальный) – забота о создании оптимального психологического климата, к разработке решений привлекаются все члены коллектива, поощряется инициатива сотрудников, контроль проводится по основным позициям, в коллективе преобладает отношение сотрудничества.
в) либеральный (исполнительный) – минимальное вмешательство руководителя в деятельность коллектива, неумение распределить функции, в работе отсутствует системность, выполнение дел отстает.
Органы управления службой государственного санитарного надзора.
Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива. Управленческий цикл. Виды управленческих решений, их характеристика.
Методичка «Управление санитарной службой РБ» с.8 и далее..
Управленческий цикл – процесс управления, начинающийся и заканчивающийся сбором информации об управляемом объекте (но уже в новом состоянии системы после управленческого воздействия), носящий замкнутый циклический характер и имеющий поступательное движение по спирали.
I этап – получение информации об исходном состоянии управляемой системы, ее обработка и анализ, что позволяет оценить настоящее состояние системы, разработать перспективу, спрогнозировать дальнейшее развитие системы.
II этап – разработка и принятие управленческого решения, включает:
- определение главной цели, которая должна быть конкретизирована во всех аспектах ее выполнения
- выбор наиболее важных приоритетных проблем, которые необходимо решить для достижения основной цели
- определение оптимальной последовательности решения этих проблем
Основные виды управленческих решений:
а) социальные – подбор, расстановка кадров, работа с резервом, повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала
б) медицинские – организация лечебно-диагностического процесса, перепрофилирование коек, повышение качества медицинской помощи, внедрение достижений медицинской науки, новых методов диагностики и лечения
в) организационные – регламентация работы отдельных подразделений, служб, разработка должностных инструкций, информационное обеспечение, определение вопросов для обсуждения на различных уровнях
г) ресурсные – лекарственное обеспечение, обновление материально-технической базы и др.
д) административно-хозяйственные – организация ремонта, строительство
е) решение по контролю за исполнением
III этап – реализация управленческого решения, организация работы коллектива, обеспечение согласованности действий исполнителей, регламентация выполнения управленческого решения.
Оптимальная реализация управленческого решения во многом определяется научной организацией труда (НОТ) – организацией труда, основанной на систематическом внедрении достижений передового опыта, что позволяет наиболее эффективно организовать производственный процесс, обеспечить повышение производительности труда, сохраняя при этом здоровье работающих.
Основные принципы НОТ:
- экономичность (получение наибольшего эффекта при наименьших затратах сил и средств – именно на этом должна базироваться правильная организация труда каждого коллектива)
- кооперация и специализация труда
- научно обоснованная система подбора и расстановки кадров
- нормирование трудовых операций
- внедрение в работу медицинских учреждений современных технических средств
- организация рабочего места
Основа НОТ – решение кадровых вопросов (правильный подбор и расстановка кадров с учетом квалификации профессиональной подготовки, личных качеств каждого работника, регламентация деятельности учреждений, их подразделений и каждого работника).
Регламентация деятельности учреждения определяется соответствующим нормативным документом – типовым положением об областном, городском отделе ЗО, ЦРБ и др. На их основе разрабатываются положения о структурных подразделениях этих учреждений. Деятельность сотрудников определяется должностными инструкциями, которые составляются с учетом конкретных условий работы, квалификации, стажа и опыта работы исполнителя.
IV этап – контроль за реализацией управленческого решения: получение информации, анализ и оценка результатов деятельности коллектива.
Для анализа управления используют: данные отчетности и текущего учета; директивную документацию (приказы органов управления ЗО, протоколы коллегий и медицинских советов и др.); специальные исследования с использованием методов хронометрии, инвентаризации, экспертных оценок.
На эффективность работы в коллективе влияет ряд факторов:
- морально-психологический - создание в исполнителях убежденности в важности своей работы, ее значимости
- общественный - исполнительная дисциплина
- экономический – материальное поощрение, оплата труда с учетом личного вклада и качества труда
- контроль – система мер, направленных на обеспечение выполнения управленческого решения, должен быть постоянным, его ведущая форма – учет
- профессиональная подготовка исполнителей
- взаимоотношения между руководителем и подчиненными
Руководитель оказывает значительное влияние на эффективность работы коллектива, он должен обладать следующими качествами: способность к лидерству, настойчивость, широкое образование, ум и талант, организаторские способности, стремление к власти, профессиональные знания, решительность, твердый характер, инициатитва, чувство нового, дальновидность, оригинальность.
5 обязательных качества руководителя (в ранговом порядке): 1. принципиальность; 2. справедливость; 3. компетентность; 4. требовательность; 5. организаторские способности
Данные качества являются составляющими авторитета (меры общественного признания, выражающей насколько коллектив считается с руководителем, его мнением, советами).
Научная организация труда. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.
Методичка «Управление санитарной службой РБ» стр.7 НОТ, стр.13-16 АСУ
Планирование здравоохранения. Задачи и принципы планирования. Виды планов, их характеристика.
Планирование – разработка количественных и качественных показателей и мероприятий в области ЗО, направленных на удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи; сложный динамический процесс в котором условно можно выделить 4 этапа:
- обоснование плана
- составление плана и его утверждение
- контроль за выполнением плановых показателей
- оценка эффективности запланированных мероприятий
Цель планирования ЗО (ПЗО): удовлетворение потребности населения в медицинской помощи, снижение уровней заболеваемости, смертности, инвалидности, увеличение трудовой активности.
Задачи ПЗО:
1. Обеспечить пропорциональное развитие всех видов медицинской помощи
2. Устранить диспропорции в обеспечении населения ресурсами (кадровыми, материально-техническими и др.)
3. Усовершенствовать формы и методы управления
Значение ПЗО: 1) является способом достижения цели, т.к. планирование одна из функций управления (кроме него, функции управления: организация, руководство, контроль); 2) обеспечивает рациональное распределение и использование ресурсов; 3) обеспечивает деятельность учреждений ЗО и всей системы ЗО в целом.
Различают функционально-отраслевое и программно-целевое планирования.
Основные принципы ПЗО:
1) научность – плановые показатели основаны на достижениях науки и передового практического опыта
2) реальность – возможность выполнения плановых показателей
3) директивность – обязательность выполнения плана при возможности
4) единство текущего и перспективного планирования
5) сочетание территориального и отраслевого планирования
6) экономическая эффективность
7) выбор приоритетов (здоровье женщин и детей, первичная медико-санитарная помощь)
8) открытость – плановые задания необходимо четко довести до исполнителя
9) преемственность – по уровням ЗО и др.
План – перечень количественных и качественных показателей и мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья населения и составляемый на определенный промежуток времени.
Виды планов:
1. По времени:
а) долгосрочные (5 и более лет): перспективные и стратегические
б) среднесрочные (менее 5 лет): текущие и тактические
в) краткосрочные
2. По отрасли
3. По территории действия: республиканские, областные, городсткие, районные
4. По функциональному назначению: план деятельности, план социально-экономического развития, бизнес-план, комплексный план, финансовый план (смета), территориальная программа государственных гарантий по медицинскому обслуживанию населения.
Методы планирования:
1) аналитический метод - используется для оценки исходного и достигнутого уровней при сопоставлении плана и анализе его выполнения; планируется:
- обеспеченность населения врачебным и средним медицинским персоналом, больничными койками
- показатели объема медицинской помощи (процент госпитализаций, среднее число посещений на одного жителя в год)
- функция врачебной должности
- функция больничной койки (оборот койки) и др.
2) сравнительный метод – составная часть аналитического, дает возможность определить направление процессов развития, оценить различные показатели (заболеваемость, смертность и др.) в динамике в пространстве (при сопоставлении их с аналогичными показателями других административных территорий) и во времени (при сопоставлении их за ряд лет)