Файл: Учебник учебник 2 Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1035

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Мальчики предпочитают диалог, дискуссию.
• Девочки склонны к монологам, предпочитают слышать и выражать себя.
• Мальчики предпочитают область возможного – отсюда интерес к виртуальности, компьютерным технологиям, к фантастике.
• Девочки более рациональны. На выбор (предмета изучения, компьютера,
будущего партнера и т.д.) они смотрят под прагматическим углом зрения, сообразуясь с тем, насколько он способствует достижению цели.
• Мальчики предпочитают открытое соперничество, решение споров в открытой борьбе.
• Девочки склонны к коварству, предпочитая хитрую и скрытую борьбу.
• Свои чувства и намерения мальчики выражают открыто.
• Девочки скрывают это и могут долго ждать, чтобы отомстить обидчику.
• Мальчики предпочитают четкие однозначные указания, девочки способны понять намек. Для воспитания здесь скрыто многое: методы «мужского» и «женского»
воспитания следует дифференцировать.
• Девушки более устойчивы в своей «женской роли».
• Юноши лучше реагируют на изменение окружающей среды благодаря активности и практическим действиям.
• В возрасте 17–24 лет женский гардероб насчитывает в среднем на 44 предмета больше мужского.
Такие далеко не полные и, может, не совсем верные представления о тендерных различиях подталкивают к выводам, которые в старинной педагогике считались естественными и не вызывали сомнений: девочек и мальчиков следует готовить к выполнению предписанных им функций и предназначенных ролей, опираясь на заложенные природой различия их организма и связанные с этим особенности развития и формирования. Современная образовательно-воспитательная система нарушает эти предписания по многим позициям:
– обучает всех одинаково, преимущественно по «правополушарному способу»;
– предлагает для изучения одинаковые курсы и предметы в одних и тех же объемах, на одинаковых уровнях;
– осуществляет учебный процесс преимущественно по репродуктивной схеме;
– не учитывает тендерных особенностей восприятия и обработки информации;
– не готовит к выполнению предписанных природой ролей и функций в жизни;
– не дифференцирует воспитательный процесс.
Короче говоря, тендерные различия, как естественная основа достижения более высоких результатов развития, или совсем не учитываются, или учитываются явно недостаточно. Далеко ушли бы спортивные тренеры, если бы мальчиков и девочек готовили к достижению высоких результатов одинаково и в общих группах? При совместном обучении и воспитании теряются потенциальные возможности и мальчиков,
и девочек. Впрочем, ни для кого не секрет, что мальчики страдают больше. Больше
82

отличников обычно среди девочек, медалистов – тоже, учеников «примерного поведения» среди мальчиков можно пересчитать по пальцам в любой школе. Мальчики в современных школах имеют менее благоприятные условия для развития их мужских достоинств. В прессе уныло констатируется, что процент мужчин с высшим образованием у нас в стране ниже, чем женщин, что мужчины имеют более низкий уровень общего развития, чем прекрасная половина общества.
Какие выводы мы сделаем? Призывать к нарушению равноправия мужчин и
женщин не будем. Но везде, где есть возможности полнее учесть тендерные
преимущества, это следует делать. Если в вашей начальной школе есть два
параллельных класса с примерно равным количеством мальчиков и девочек, лучше
сделать один класс – «мужским», другой – «женским», а программы и методики
обучения составить с учетом тендерных особенностей. Учительствовать в «мужском»
классе будет, естественно, мужчина, в «женском» – женщина. Конечно, могут
возникать недоразумения, ведь мы так привыкли к совместному обучению, хотя наша
цель – создание максимально благоприятных условий школьнику для его развития. В
этом поможет тендерная дифференциация.
Проверьте себя
Что такое возрастная периодизация?
Что составляет основу возрастной периодизации?
Что такое возрастные особенности?
Для чего необходимо учитывать возрастные особенности?
Что такое акселерация?
Какие педагогические проблемы ставит акселерация?
Сформулируйте закономерности физического развития.
Какова зависимость между возрастом и темпами духовного развития?
В чем сущность закона неравномерности развития?
Какие периоды называются сензитивными?
Когда наступает сензитивный период развития навыков решения проблем?
Охарактеризуйте особенности физического развития дошкольников.
Каковы особенности духовного и социального развития дошкольников?
Охарактеризуйте особенности физического развития младших школьников.
В чем особенности духовного развития младших школьников?
Почему нельзя одинаково подходить к воспитанию мальчиков и девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте?
Какие особенности детей относятся к индивидуальным?
Какие взгляды существуют на учет индивидуальных особенностей?
83

Каких действий от учителя требует принцип учета индивидуальных особенностей?
Как следует учитывать тендерные особенности развития?
Опорный конспект
Возрастная периодизация – выделение возрастных особенностей.
Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Возрастная периодизация – 1. Младенчество (1-й год жизни). 2.
Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет). 3. Дошкольный возраст (от 3 до 6), в котором выделяются младший дошкольный возраст (3–4 года), средний дошкольный возраст (4–
5), старший дошкольный возраст (5–6 лет). 4. Младший школьный возраст (6-10 лет).
5. Средний школьный возраст (10–15). 6. Старший школьный возраст (15–18 лет).
Учет возрастных особенностей – один из основоположных педагогических принципов. Воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям,
опираться на них.
Акселерация – ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
Ретардация – отставание детей в физическом и духовном развитии, что обусловливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды
Закономерности возрастного развития – 1. В молодом возрасте физическое развитие человека идет интенсивно, но не ровно: в одни периоды быстрее, в другие –
медленнее. 2. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе, так что в целом оно развивается неравномерно. 3. Между возрастом человека и темпами духовного развития существует обратная пропорциональная зависимость. 4. Духовное развитие людей также протекает неравномерно. 5. В развитии существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности – сензитивные периоды.
Индивидуальные особенности – своеобразие ощущений, восприятия, мышления,
памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера ребенка.
Тендерные различия – в развитии и воспитании обусловлены принадлежностью ребенка к мужскому или женскому полу.
84


Литерaтура
Ажонашвили Ш.А. Школа жизни, или Трактат о начальной ступени образования,
основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. М., 2004.
Выготский Л.C. Педагогическая психология. М., 1991.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.,
1988.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1991.
Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983.
Караковский В.А. Любимые мои ученики. М., 1987.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.
М., 1991.
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.
Макеева С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника // Начальная школа. 1999. № 4. С. 53–61.
Сабиров Р. Наука– «бесполой школе» / Народное образование. 2002. № 6. С.
49–88.
Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
Соловейчик С.Л. Вечная радость. М., 1986.
Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М., 2002.
85

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Вот почему, вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа.
К.Д. Ушинский
Цель воспитания
Цель воспитания – это то, к чему оно стремится; будущее, на достижение которого направляются главные усилия. Любое воспитание – от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ – всегда целенаправленно; бесцельного воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому вопросы о том, к чему должны стремиться школы и воспитатели в практической деятельности, каких результатов добиваться, можно назвать ключевыми.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Общие цели выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, индивидуальные –
предполагают воспитание отдельного человека. Прогрессивная педагогика выступает за совмещение общих и индивидуальных целей.
При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач.
Цель и задачи соотносятся как целое и часть, как система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.
Задач, определяемых целью воспитания, много, но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель –
определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.
В современном мире существует многообразие целей воспитания и осуществляющих их воспитательных систем. Каждая из них требует для своей реализации определенных условий и средств. Широкий диапазон различий между целями – от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений личности – лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.
Чем определяются цели воспитания? Стремлением к идеалу, принятому обществом. У нас идеал – это совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек. Следует отметить, что хотя цели и выводятся из идеальных представлений,

они вполне реальны, поскольку в их формировании находят отражение объективные причины, практические возможности. Закономерности физиологического созревания
86
организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей.
Возможности педагогической системы определяют их конкретную постановку.
Главным фактором определения целей в государственной системе воспитания является идеология (политика) государства. Не существует в мире государства, даже самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений. В частных учебно-воспитательных учреждениях цели корректируют индивидуальные заказчики, они же определяют его общую направленность. Но и в этом случае стараются сохранить национальные особенности, традиции воспитания.
В последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведения его целей из общечеловеческих законов жизни, потребностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам – эта цель.
История педагогики – это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, т.е. они не являются раз и навсегда заданными, одинаково пригодными для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер, не возникают стихийно или по желанию отдельных людей. История общественного развития подтверждает, что они всегда обусловлены рядом существенных причин. При выборе, постановке и формулировке целей воспитания опираются на объективные закономерности развития природы, общества,
человека.
Какие же факторы определяют выбор цели воспитания? Кроме политики и идеологии государства, важное значение имеют потребности общества, связанные с подготовкой подрастающего поколения к выполнению определенных социальных,
производственных, семейных функций.
Потребности общества определяются уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, определяется этим уровнем,
изменяется с изменением способа производства, свойственного той или иной общественно-экономической формации.
Но не только способом производства определяются цели воспитания.
Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них –
темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно- воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т.п.
Борьба вокруг целей воспитания шла уже в античном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но о том,
что считать добродетелью, мнения расходились. Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель писал о воспитании мужества,
87