Файл: Учебник учебник 2 Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1038

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, мы поняли, что в учебно-воспитательном процессе действуют
важные закономерности, выражающие связи между всеми компонентами
педагогической системы. Закономерности устанавливают динамику достижения
стабильно высоких результатов воспитания, обучения; показывают зависимость их от
среды, наследственности и воспитания; раскрывают связи между деятельностью
учителей и деятельностью учащихся; учитывают зависимости между важнейшими
факторами воспитания. Их действие в практическом педагогическом процессе нужно
учитывать на каждом шагу. Прежде чем дать, например, новое задание ученикам,
учитель, выполняя требования 4-й закономерности педагогического процесса,
проверит: сочетается ли логическое наполнение задания с его эмоциональным
воздействием, как будет происходить чувственное восприятие теоретических
положений учениками, как сделать приятными и полезными их практические действия.
Проверьте себя
Что такое цель и задачи воспитания?
Из каких оснований выводятся цели и задачи воспитания?
Чем отличаются между собой различные цели воспитания?
Сформулируйте закон цели воспитания.
Какова цель воспитания в современной отечественной школе?
Какие составные выделяются в цели воспитания?
Что такое умственное воспитание?
Каковы его задачи?
Что такое физическое воспитание?
Какие задачи оно ставит?
Что такое трудовое и политехническое воспитание?
Что такое нравственное воспитание? Перечислите его задачи.
Что такое эмоциональное (эстетическое) воспитание? Какие задачи оно ставит?
В чем сущность духовного воспитания школьников?
В чем сущность экологического воспитания школьников?
В чем сущность экономического воспитания школьников?
В чем сущность правового воспитания школьников?
Для чего предназначен педагогический процесс?
Что означает целостность педагогического процесса?
В чем специфика циклов (этапов), составляющих педагогический процесс?
Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического процесса.
Что такое прогнозирование, проектирование, планирование?
Сформулируйте закономерность динамики педагогического процесса.
106

Сформулируйте закон единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.
В чем сущность закономерности единства внешней и внутренней деятельности?
Приведите примеры действия закономерностей педагогического процесса.
Опорный конспект
Цель воспитания – то, к чему стремится воспитание, система конкретных задач.
Закон цели – цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики,
возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.
Генеральная цель школы – обеспечить каждому всестороннее и гармоническое развитие.
Практическая цель – способствовать умственному, нравственному,
эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Задачи (составные части) воспитания – умственное (интеллектуальное),
физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое
(эмоциональное), духовное, экологическое, экономическое, правовое воспитание.
Духовное воспитание – составная часть воспитания, направленная на формирование непреходящих ценностей человека.
Педагогический процесс – процесс, в котором социальный опыт воспитателей переплавляется в качества личности воспитанников. Направлен на достижение заданной цели, приводит к заранее намеченному преобразованию свойств и качеств учеников.
Главная особенность – целостность.
Главные этапы – подготовительный, основной, заключительный.
Педагогическая диагностика – исследовательская процедура, направленная на
«уяснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.
Закономерности педагогического процесса – главные, объективные,
повторяющиеся связи, объясняющие, что и как связано в педагогическом процессе, что от чего в нем зависит.
Литература
Ажонашвили Ш.А. Школа жизни, или Трактат о начальном образовании. М.,
2003.
107


Гаванский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989.
Бугрименко Е.А… Цукерман ГА. Чтение без принуждения. М., 1991.
Волков И.П. Цель одна – дорог много. М., 1990.
Глассер У. Школа без неудачников / Пер. с англ. М., 1991.
Джуринский А.Н. Развитие образовования в современном мире: Учеб. пособие.
М., 2003.
Духовность личности: проблемы образования и воспитания (история и современность) / Науч. ред. З.И. Равкин. М., 2001.
Подласый И.П. Продуктивная педагогика. М., 2003.
Сериков В.В. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Волгоград, 2001.
Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Томск,
1996.
Соловьева Т.А. Основы технологии развития интеллекта младшего школьника в учебном процессе // Начальная школа. 1997. № 12. С. 12–16.
Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. 1998. № 2. С. 5–10.
Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. М.,
1995.
Шишов С.О., Кальный В А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.
108

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   26

ГЛАВА 5. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Годы обучения в начальных классах – это целый период нравственного,
интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития, которое будет реальным делом, а не пустым разговором лишь в том случае, когда ребенок живет богатой жизнью сегодня, а не только готовится к овладению знаниями завтра.
В.Л. Сухомлинский
Сущность процесса обучения
Одной из двух главных составляющих целостного педагогического процесса является обучение (учебный процесс). По своей сложности он, возможно, уступает только воспитанию и развитию. Дать полное и всестороннее определение его очень трудно, поскольку он включает большое количество разнообразных связей и отношений, множество факторов различного порядка и различной природы.
В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятием «обучение»
понимали главным образом преподавание, цель которого – ученик. В начале XX в. в понятие обучения стали включать уже две составляющие этого процесса –
преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, учение – как деятельность учеников по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение управляющая деятельность учителя по формированию у учеников способов познавательной деятельности и совместная деятельность учителя и учеников.
Сущность процесса обучения как совместной деятельности составляет единство преподавания и учения. В современном понимании для обучения характерны: 1)
двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учеников; 3)
руководство со стороны учителя; 4) планомерная организация и управление; 5)
целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учеников; 7) управление их развитием и воспитанием.
Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий». Впервые он появился в сочинениях немецкого педагога В.
Ратке (Ратихия) (1571–1635) для обозначения искусства обучения. Как «универсальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX в.
немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики: чему и как учить·, современная наука интенсивно исследует проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Основные категории дидактики: преподавание, учение, обучение, образование,
знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы,
109
методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда получаем более краткое и емкое определение: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации,
достигаемых результатах.
Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания,
осознания и практического применения знаний.
Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания,
упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс, в котором развивается познавательная деятельность учеников, происходит формирование научных знаний и необходимых способов деятельности, эмоционально-ценностного и творческого отношения к окружающей действительности. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4)
организационные формы, 5) результаты. Раскроем в этой связи сущность некоторых понятий.
Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений,
навыков, способов мышления.
Знание – совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.
Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.
Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.
Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения прежде всего связана с количеством учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.
Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
110


Средства – предметная поддержка учебного процесса. Ими являются голос
(речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.
Результаты (продукты обучения) – то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Дидактика изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета,
анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения,
определяет методы, организационные формы и средства, которые обеспечивают осуществление запланированных целей и задач, и благодаря этому выполняет две главные функции: 1) теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) и 2) практическую (нормативную, инструментальную).
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. Предметом исследования первой является процесс обучения вместе с его закономерностями и принципами, условиями и факторами,
которые его порождают, формами, в которых он организован и протекает,
результатами, к которым он приводит. Частные дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания учебных предметов, у каждого из которых своя методика.
Частной, а точнее специфической можно считать и дидактику начальной школы,
поскольку она изучает общие вопросы обучения, но с особенностями, характерными для детей младшего школьного возраста.
Сделаем вывод. Сущность процесса составляет единство преподавания и учения.
Для обучения характерны: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность
учителей и учеников; 3) руководство со стороны учителя; 4) планомерная организация
и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям
возрастного развития учеников; 7) управление их развитием и воспитанием. Проблемы
обучения и образования изучает дидактика. Она отвечает на вопросы: чему, как,
когда, где и зачем учить? Главные понятия дидактики: преподавание, учение,
обучение, содержание, методы, формы, системы, технологии и др.
Дидактические системы
Учат детей по-разному. С древнейших времен педагоги пытаются определить такие формы, методы и технологии обучения, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумной затратой сил учителей и учеников. Испробовано уже многое.
Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой –
указать наиболее рациональные способы скорейшего приобретения учениками знаний,
умений, получения образования, выработанные предшествующими поколениями
111