Файл: Учебник учебник 2 Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1027

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– 64 % из числа факторов умственного развития приходится на наследственные влияния;
– 16 % – на различия в уровне семейной среды;
– 3 % – на различия в воспитании детей в той же семье;
– 17 % – на смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).
Развивается каждый человек по-своему, и доля влияния наследственности и среды у каждого своя. То, в каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведет их взаимодействие, зависит и от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.
Таким образом, процесс и результаты человеческого развития определяются
совместным действием трех генеральных факторов – наследственности, среды и
воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Кроме биологической
существует социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек
активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его
окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т.д.). На
его развитие, помимо наследственности, существенно влияет среда.
Развитие и воспитание
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Это главная сила, способная «подправить» недостатки природы и отрицательного действия среды,
дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость его в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют на бессознательном и подсознательном уровне.
Этим определяются роль, место, возможности воспитания в формировании человека.
Эффективность воспитания оценивается по-разному, причем диапазон оценок здесь очень широк – от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его главным и единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится посредине. Лозунг «Воспитание может все!», с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей оно вносит различную лепту – от самой незначительной до максимально возможной.
Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие человека в соответствии с его способностями и возможностями. Педагогические исследования показали, что воспитание может
41

обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Если его осуществлять без учета природных особенностей, оно не достигает успеха. Этому есть яркое подтверждение. Однажды исследовательница Н.И. Ладыгина-
Котс решила вместе воспитывать своего ребенка и детеныша обезьяны. Условия были совершенно одинаковые: питание, режим, уход, игры и т.д. Детеныш обезьяны, имея все, что имел ребенок, не приобрел ни одного психического качества, свойственного человеку.
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития,
постоянно опираясь на достигнутый уровень. В этом состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности ребенка к восприятию воспитательного воздействия.
Люди поддаются воспитанию неодинаково. Сила воспитательного воздействия на различных людей и в различных условиях неодинакова – от самых слабых влияний до максимально возможных. Податливость воспитанию неодинаковая: одни дети быстро и без особого труда впитывают воспитательные влияния, для других требуются значительные усилия, чтобы достичь намеченной цели. Сопротивляемость воспитанию как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.
Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств.
Отечественный педагог и психолог Л.C. Выготский (1896–1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития», т.е. тому уровню, на который ребенок должен перейти. Это «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». Их легко определить по такому признаку. На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.
Нельзя чрезмерно торопить как физическое, так и умственное развитие детей,
непродуманно увеличивать и усложнять объем их деятельности. Исследования показали, что большинство детей 6 лет могут начинать систематическое обучение (в 1
классе общеобразовательной школы или по школьной программе в детском саду).
Однако обучение, начатое в 6 лет, проводится в особых условиях организации занятий,
обеспечения необходимой двигательной активности, отдыха и питания.
42


Итак, на воспитании основывается развитие человека. Оно – главная сила,
способная «подправить» недостатки природы и отрицательного действия среды.
Эффективность его – в целенаправленности, систематичности и квалифицированном
руководстве. Однако возможности воспитания не безграничны.
Принцип природосообразности
То, что в развитии человека огромную важность имеют наследственные
(природные) факторы, было понято уже в далекой древности. Это положение,
постоянно подтверждающееся на практике, со временем стало основополагающим принципом (т.е. фундаментальным, руководящим положением педагогики), который впоследствии стал называться принципом природосообразности.
В самом общем виде он означает отношение к человеку как части природы,
опору на его природные силы и создание для его развития условий, почерпнутых из природы. Античная наука даже мысли не допускала, что воспитание человека может быть оторвано от природных оснований. Цицерон говорил: «Если будем следовать за природой, как за вождем, никогда не заблудимся». Великий Я.А. Коменский после ряда веков забвения возродил идею природосообразности, раскрыл ее значение в воспитании. В его «Великой дидактике» читаем следующие строки. Точный порядок воспитания и притом такой, который не в состоянии были бы нарушить никакие препятствия, следует заимствовать у природы. Если мы намереваемся искать средства против недостатков природы, нам приходится искать их исключительно в самой природе. «Совершенно справедливо, что искусство (воспитания. – И.П.) сильно не чем иным, как только подражанием природе»[2]. «Как только это будет точно осуществлено, созданное искусство (воспитания. – И.П.) будет протекать так же легко и свободно, как легко и свободно протекает все природное»[3].
Природные основания воспитания везде согласуются у него со здравым смыслом и научной логикой.
Природа ничего не предпринимает несвоевременно. Она тщательно приспосабливается к удобному времени. Птица, намереваясь размножать свое поколение, приступает к этому делу не зимой, когда все сковано морозом и окоченело,
и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизнеспособность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. И вместе с тем она поступает постепенно. Садовник не сажает растений зимой (так как сок в это время остается в корне и не поднимается для питания саженца), и не летом (потому что сок уже распределен по ветвям), и не осенью (так как сок устремляется к корню), но
43

весной, когда сок начинает распространяться из корня и оживляет верхние части дерева[4].
Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке. Например, когда природа создает птенца, то в одно время формирует кости, кровеносные сосуды, нервы, в другое – плотные мускулы, в третье –
покрывает кожей и опять в особое время одевает перьями и, наконец, учит летать и пр.
[5]
Всякое свое действие природа начинает изнутри. Например, у птицы природа формирует сперва не когти, перья или кожу, а внутренности. А наружные части после,
в свое время. Так дерево, питающееся орошающим его небесным дождем или соком из земли, впитывает эту пищу не через внешний покров коры, а через поры внутренних частей. Поэтому садовник обыкновенно поливает не ветви, а корень. И животное переваривает пищу не внешними органами, а желудком, который переваренное распространяет по всему телу. Поэтому если воспитатель юношества таким же образом больше всего будет занят корнем знания, т.е. интеллектом, то разумная жизненная сила легко перейдет в ствол, т.е. в память, и, наконец появляются цветы и плоды:
свободное пользование языком и опытность в делах[6].
Всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным. Например, намереваясь произвести из яйца птицу, природа не создает и не формирует сперва голову, глаз, перо или коготь, а согревает всю массу яйца и движением, вызванным теплотой во всей массе, образует кровеносные жилки, так что возникает уже общее очертание всей птицы (именно то, что должно превратиться в голову, крылья или ноги), и затем только постепенно развиваются отдельные члены,
пока не завершится их полное развитие. Подражая этому, строитель сперва или в уме составляет себе общую идею всего здания, или вырисовывает на бумаге проект, или даже делает деревянную модель и согласно этому закладывает фундамент, затем выводит стены и, наконец, покрывает крышей. И только после этого он заботится о второстепенных вещах, которыми заканчивается постройка дома: о дверях, окнах,
лестнице и др.; наконец, присоединяет украшения, картины, скульптуру, занавеси и пр. Подобным же образом садовник берет только образ дерева, т.е. черенок; сколько почек на нем, столько же может вырасти впоследствии главных ветвей. Он же с наибольшим успехом сажает молодые деревца; если же он сажает уже подросшие, то ему придется сперва освободить их от старых ветвей, чтобы устранить возможность распространения сока в другом направлении[7].
Природа не делает скачков, идет вперед постепенно.
Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.
Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.
Природа никогда не использует негодного.
Природа так располагает материю, чтобы она стремилась к форме. Так, садовник считает нужным позаботиться о том, чтобы растение, получив необходимую влагу и
44

жизненную теплоту, благополучно росло. Плохую поэтому заботу о детях проявляют те,
кто насильно принуждает их учиться. В самом деле, чего надеются этим достигнуть?
Если едят без аппетита, вводя при этом все-таки в желудок пищу, то в результате это вызовет только тошноту и рвоту и, по меньшей мере, плохое пищеварение, нездоровье.
Напротив, если еда вводится в желудок под влиянием чувства голода, то он воспринимает ее с удовольствием, хорошо переваривает и успешно обращает в сок и кровь. Поэтому и говорит Сократ: «Если будешь любить знание, будешь много знать», и
Квинтилиан: «Стремление к учению определяется волею, принудить которую нельзя»[8].
Природа переходит от более легкого к более трудному. Например, образование яйца начинается не с более твердой части, скорлупы, а с желтка; последний сначала покрывается кожицей и только впоследствии – скорлупой. Так, птица, приготовляясь к полету, сперва приучается становиться на ноги, потом двигаясь крыльями, затем размахивать ими, наконец, при более сильных движениях, подниматься и уж тогда вверять себя воздушному простору[9].
Природа не обременяет себя излишне; она довольствуется немногим. Например,
из одного яйца она не выводит двух птенцов, удовлетворяясь удачно выведенным одним. К одному стволу садовник прививает не несколько черенков, а один, и если считает ствол достаточно крепким, то два[10].
Природа не спешит, а подвигается вперед медленно. Чтобы быстро высидеть птенцов, птица ведь не бросает яйца в огонь, а чрезвычайно медленно согревает их естественным теплом и впоследствии, чтобы птенцы быстрее подросли, не обкармливает их пищей (ведь она бы этим скорее их уморила), а кормит понемногу и осмотрительно, давая столько пищи, сколько может переварить неразвитая еще способность пищеварения. Садовник не добивается от растения, чтобы оно в первый же месяц выросло или чтобы в первый же год приносило плод. Поэтому он не каждый день им занимается, не каждый день поливает его, не ускоряет его согревания,
разводя возле него огонь или осыпая негашеной известью, а довольствуется тем, что растение орошается с неба и согревается солнцем[11].
Природа ничего не вызывает насильно наружу, кроме того, что, созрев внутри,
само стремится выйти. Ведь природа не заставляет птенца покидать яйцо ранее, чем его члены правильно сформируются и укрепятся; не заставляет его летать ранее, чем он оперится; не выгоняет его из гнезда ранее, чем он научится летать, и пр. Так,
дерево не дает отростков ранее, чем сок, поднимаясь от корня, не заставляет их расти;
не дает раскрываться почкам ранее, чем образовавшиеся из сока вместе с цветами листья стремятся развернуться свободнее; не сбрасывает цвета ранее, чем охваченный им плод не покрывается кожицей; не дает плоду падать ранее, чем он созреет[12].
Природа всячески себе помогает. Например, у яйца нет недостатка в своем жизненном тепле; однако отец природы, Бог, предусматривает, чтобы этому теплу помогли или теплота солнца, или перья сидящей на яйцах птицы. Когда птенец выйдет
45