ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2024
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экономические и социальные преобразования, осуществляемые в нашем обществе за последние годы, позволили общеобразовательным учреждениям уйти от прежнего единообразия. Во многих школах наблюдается движение в сторону разноуровневого и дифференцированного преподавания (адаптивная школа, школа с предметно-урочным преподаванием) с разведением детей в различные классы в зависимости от уровня их способностей. Это позволяет улучшить показатели успеваемости в школах за счет отобранной «элиты» учащихся и за счет заметного облегчения (в связи с этим разделением учащихся) условий работы учителя.
Структура наших общеобразовательных учебных заведений стала похожа на современную западную, со всеми присущими ей плюсами и минусами.
Однако надо четко понимать, что движение к разноуровневым школам нельзя расценивать как шаг вперед. Советские школы по приведенной выше классификации можно было по основным компонентам и с определенными допущениями отнести к школам 3-й модели. Движение в сторону разноуровнего преподавания будет означать движение в сторону 1-й и 2-й моделей. Логика реорганизации этих школ неизбежно приведет к усилению в них авто-ритаризма, снижению потенциала их саморазвития. Это означает, что противоречия российской школы будет увеличиваться, разница между целями и результатами будут еще больше. А в социальном плане подобное движение усиливает тенденции социального расслоения в нашем обществе, что также нельзя рассматривать как позитивный момент на фоне усиления социальной напряженности в обществе.
Контрольные вопросы
1. Какова структура управленческих органов в школе, где вы учились?
2. В чем основная задача управленческой деятельности администрации школы?
3. Какие функции управления вы знаете? В чем они заключаются?
4. Что значит «развитие школы»? Как она может развиваться?
5. Что такое «концепция развития школы» и «комплексно-целевая программа развития школы»? В чем их сходство и различие?
6. Какие существуют модели организации общеобразовательных учреждений?
7. Какая из моделей, по твоему мнению, наиболее перспективна?
Литература
Васильев В. В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. - Воронеж, 1990.
Ерошин В. И. Экономический справочник директора школы. -М., 1995.
Поташник М. М., Лазарев В. С. Управление развитием школы. - М., 1995.
Портнов М.Л. Азбука школьного управления. - М., 1994.
Третьяков П.И.
Практика управления современной школой. - М., 1995.
Уланов В. В. Логика организации школы: Библ. журнала «Директор школы». - Вып. 4. - М., 1998.
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Авторитарная педагогика 115-146
Авторитет педагога 72
Анкетирование 18
Антропологический подход в педагогике 16
Базисный учебный план 162, 163
Беседа 18,177,178,183,316,317
Внеклассная воспитательная работа 398-417
Внушение 62,63
Воспитание 8,39,326-415
-и обучение 328-329
-методы 301-344
Государственный образовательный стандарт 398-405
Гуманизация образования 34,37,109
Гуманизм 30,31, 32
Гуманность 32, 33
Деятельностный подход в педагогике 15
Деятельность 432-442
Дискуссия 195,317,318
Домашняя работа 219-225
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) 398 -416
Занкова Л. В. система 264-274
Запоминание 134, 135
Игра в обучении 132, 190, 191, 438-440
Идентификация 41
Инновации в российской школе 80 - 90 годов 451 -469
Интроекция 41
Когнитивный опыт личности 149, 159
Коллектив 326-344
- и личность 336
Коммуникативная культура педагога 78, 79
Контрольная работа 199
Конфликт 87,88
- деструктивный 68, 69
- продуктивный 69
Культурологический подход в педагогике 16
Лабораторная работа 182,183
Лекция 315
Лицензирование образовательного учреждения 398, 399
Личностный подход в педагогике 15
Математические методы в педагогике 21, 22
Межличностные отношения 57, 58, 80-84
Методы обучения 167-201
- классификация 173-175
-эволюция 173-175
Методы педагогического исследования 17, 18
Методы стимулирования учебно-познавательной
деятельности 188-197
Мнемическая деятельность 122,123
Мышление 127, 137, 138, 141, 270
Наблюдение 18 Навык 144-146,150 Наказание 323-325
Образовательные программы 446-447
Образовательная технология см.: Технологии в обучении Образовательные учреждения 447-449
Обучение 7,8, 115-274
- и развитие 115 -146
Общение 417-432
Объяснение 177
Организация наблюдения 180
Органы управления образованием 449, 450
Оценка качества усвоения материала 261 -262
Память 286,287 Педагог 90-103, 108-111
- аналитические умения 100
- гуманитарная культура 99
- информационные умения 101
- коммуникативная культура 78, 79, 80
- мобилизационные умения 101
- организаторская деятельность 101
- перцептивные умения 102
- прогностические умения 100
- проективные умения 101
- профессиональное саморазвитие 111
- профессиональный рост 106,107
-саморазвитие 111-114
- творческая индивидуальность 110, 111
Поощрение 392
Поручение 376-379
Пример в воспитании 379-381
Психологическое течение в педагогике 156, 157
Педагогика
- и биологические науки 13
-и психология 11, 12
-и социология 13
-и экономика 13
- методологические принципы 15, 16, 17
Педагогическая аксиология 29
Педагогическая задача 68-73
Педагогическая техника 97
Педагогическое взаимодействие 60, 61, 68-77, 78-80, 85, 89, 90, 131
Педагогическое мастерство 98, 99
Педагогическое общение 64
- авторитарный стиль 65
- демократический стиль 66
- попустительский стиль 65
Педагогическое творчество 103-106
Педагогический идеал 111
Педагогический процесс 6, 7,8,93,130
Педагогический такт 97
Педология 11
Подавление 39
Подражание 63
Работа с книгой 178-180
Развивающая среда 398-415
Развивающее обучение 118-122, 263
Рассказ 176,177,315,316
Рационализация 41, 42
Самоограничение 40
Ситуация свободного выбора 313-315
Совместная деятельность в обучении 84-89
Содержание образования 147 -167
-теории 153-158
Соревнование 321-322
Социализация 38-59
Средства контроля за уровнем усвоения 260-261
Стандарт образования 159,160,161
Стратегии педагогического взаимодействия 68
- кооперация 68
- конкуренция 68 Субкультура
- детская 58
- подростковая 59 Сублимация 42
Творческая личность 105, 106, 109, 110
Творческое задание 195
Тестирование 201
Технологии в обучении 9, 245-262
Убеждение 62
Упражнения 181,182,306
Урок 211-216
Устный опрос 198,199
Учебная программа 164
Учебник 165,166
Учебный предмет 164
Фасилитация 73
Факультативные занятия 226
Формы организации обучения 202-262
Фрустрация 42
Экскурсия 217
Эксперимент в педагогике 19, 20
Эмоции в обучении 139, 140, 141
Этнос 46,47,48
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 2
Раздел I ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 3
Глава 1 ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ 3
Глава 2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ 13
Глава 3 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ 21
Глава 4 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 33
Глава 5 ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ 49
Раздел II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ 63
Глава 6 ОБУЧЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 63
Глава 7 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ФАКТОР РАЗВИТИЯ 81
Глава 8 ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 92
Глава 9 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 97
Глава 10 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 111
Глава 11 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 125
Глава 12 ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ 134
Глава 13 СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ШКОЛЕ 144
Раздел III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 161
Глава 14 ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 161
Глава 15 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 165
Глава 16 РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 179
Глава 17 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 190
Глава 18 ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ 205
Раздел IV ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 219
Глава 19 СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 219
Глава 20 ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 230
Раздел V СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 244
Глава 21 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 244
Глава 22 ИННОВАЦИИ И РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В 80-90-х ГОДАХ 249
Глава 23 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 259
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 278
Учебное издание
Смирнов Сергей Александрович, Котова Изабела Борисовна, Шиянов Евгений Николаевич и др.
Педагогика
Педагогические теории, системы, технологии
Учебник
Редактор Л.И. Хлопова
Серийное оформление: В.И. Феногенов
Технический редактор Р.Ю. Волкова
Компьютерная верстка: Е.В. Поляченко
Корректор Г.В. Абатурова
Подписано в печать 20.03.2000. Формат 60х90/16. Гарнитура «Таймс».
Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 32,0. Тираж 30000 экз.
(1-й завод: 1 -10 000 экз.). Заказ № 2446.
ЛР № 071190 от 11.07.95. Издательский центр «Академия».
105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095) 165-4666, 367-0798, 305-2387.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.
410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.