Файл: Лекция 1 Современная семья основные понятия, виды, проблемы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многие исследователи в области детского развития находят полезным описание стилей родительского поведения, принадлежащее Д.Бомринд, которая выделила 3 различных типа родительского контроля: авторитарный, авторитетный (в отечественной литературе - демократический) и либеральный. Хотя термины авторитетный и авторитарный очень похожи по звучанию и оба типа родителей плотно контролируют поведение своих детей, эти стили родительского поведения заметно отличаются друг от друга. И оба они радикально отличаются от либерального стиля родительского поведения.
Читая описание этих стилей, помните, что весьма сложно оценить степень влияния стилей родительского поведения на детей дошкольного возраста или отделить их влияние от влияния других факторов, таких как наследственная предрасположенность (например, робость), полоролевые ожидания и стереотипы, порядок рождения и семейные кризисы.
Авторитетный стиль родительского поведения. Образ действий родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными или несправедливыми, и потому дети легко соглашаются с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно. Например, если девочка хочет дольше обычного задержаться в гостях, авторитетные родители, скорее всего, поинтересуются причинами такой Просьбы и сопутствующими обстоятельствами (например, у кого из своих друзей она задержится и будут ли их родители дома), а также тем, не помещает ли это выполнению ее обязанностей (таких, как уроки и дела по дому). Если ее ответы удовлетворят родителей, они, скорее всего, позволят ей остаться у друзей подольше.
Авторитарный стиль родительского поведения. Образ действий родителей, отличающийся подчинением собственного поведения жестким правилам и навязыванием этих правил своим детям, а также исключением детей из процесса принятия решений в семье. Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют их жестко - придерживаться установленных ими правил. Они обычно сдержаны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения. В ситуации, аналогичной описанной выше, авторитарные родители, скорее всего, отклонят просьбу дочери со словами: «Порядок есть порядок». Если же ребенок продолжает настаивать или начинает плакать, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию — возможно, даже физическому. Авторитарные родители отдают команды и ожидают, что они будут выполнены, избегая долгих споров с детьми. Они ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и они бессильны изменить их. Все попытки ребенка обрести независимость от таких родителей могут оказаться для него крайне фрустрирующими.
Либеральный стиль родительского поведения. Образ действий родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними; дети либеральных родителей могут испытывать трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела. Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведение детей. На вопрос, можно ли задержаться ребенку в гостях дольше обычного, скорее всего, вообще не станет для них предметом обсуждения, так как в такой семье нет установленного времени для возвращения домой, нет определенного времени для отхода ко сну и от ребенка не требуют, чтобы он информировал родителей о своем местонахождении. Вместо того чтобы спросить у своих родителей позволения задержаться подольше, девочка могла просто сообщить родителям о своих планах или объяснить им все по возвращении домой. При таком избытке свободы она практически лишена родительского руководства. Даже если поступки детей сердят их и выводят из равновесия, либеральные родители стараются подавить свои чувства. По мнению Бомринд, многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности устанавливать необходимые запреты для своих детей. По Бомринд, либеральные родители относятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими, какие они есть.
Маккоби и Мартин выделили четвертый, индифферентный, стиль родительского поведения, отличающийся низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Образ действий родителей, имеющих индифферентный стиль родительского поведения, характеризуется отсутствием интереса к выполнению родительских функций или к собственным детям; индифферентные родители практически не контролируют детей и не проявляют в отношениях с ними теплоты и сердечности. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей.
Отсутствие заботы о ребенке — наиболее травмирующий фактор. Причины могут быть разными: смерть матери, раздельное проживание (мать в тюрьме и т. п.), отказ от ребенка и пр. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях, характеризуются низким интеллектом, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, «прилипчивостью», а также отсутствием избирательности в контактах со взрослыми (быстро привязываются и быстро отвыкают). Часто они агрессивны по отношению к сверстникам, но лишены социальной инициативности.
Как было продемонстрировано Бомринд и последующими исследователями, стили родительского поведения воздействуют на личность растущего ребенка. Бомринд обнаружила, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными. Девочки же чаще остаются пассивными и зависимыми.
Хотя чрезмерное попустительство со стороны родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к противоположным результатам: как это ни странно, дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
Было обнаружено, что дети авторитетных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.
Хуже всего обстоят дела у детей индифферентных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследования малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью.
В идеале, ни родители, ни дети не должны все время господствовать в семье. Маккоби сосредоточивает внимание на том, как родители и дети взаимодействуют, чтобы достичь сбалансированных отношений. Она подчеркивает, что родителям по мере взросления детей неизбежно приходится вступать в переговорный процесс, для того чтобы находить удовлетворяющие обе стороны решения. Авторитарный и либеральный стили не всегда способствуют этому.
Гораздо лучше помочь ребенку научиться рассматривать проблемы с разных сторон и, путем взаимных уступок, находить их решение. Такого рода переговоры могут вестись спокойно, в теплой, дружественной атмосфере. Несмотря на потребность в постоянных дискуссиях, и такой стиль отношений в семье может быть весьма эффективным. Но если при таком стиле отношений одной из сторон — неважно, родителям или детям, — удается занять в какой-либо ситуации главенствующее положение, переговоры становятся невозможными, а атмосфера в семье — весьма неустойчивой.
Младшие школьники, родители которых следят за каждым шагом своих детей, вскоре находят множество способов избежать неусыпного надзора, стараясь как можно меньше бывать дома. Если же в семье верховодят дети (когда родители либеральны, а дети агрессивны), родители стараются избегать семьи (возможно, задерживаясь подольше на работе). Обе эти крайности ослабляют процесс социализации в среднем детстве и отрочестве, осложняя для детей процесс перехода от родительской опеки к независимости и установлению дружеских отношений со сверстниками.
Аномальная семья - предмет особых забот31. Такая семья чаще всего становится источником проблем, а следовательно, она закономерно является предметом изучения. При этом в отечественной научной литературе главное внимание уделяется отношениям матери и ребенка, а чаще - грубым вариантам нарушений в развитии ребенка из-за ненормальных условий воспитания.
Поэтому психологи особое внимание уделяют аномальным стилям семейного воспитания. Классификация стилей воспитания предложена российскими психологами А.Е. Личко и Э. Эйдемиллером:
Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку в семье проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности ребенка в любви и привязанности.
Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании к ребенку, излишней заботе о нем, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и огра
ничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безинициативности, неумению постоять за себя.
Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результатом такого воспитания является высокий уровень притязаний у ребенка, его стремление к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.
Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители»: мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих состоянию психики в его возрасте. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность.
Специфика родительского отношения заключается в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Те отношения, которые сложились в младенчестве, неприемлемы в трехлетнем или дошкольном возрасте. Постепенно нарастают требования к ребенку, увеличивается ожидание определенных действий, дифференцируется оценка его качеств, способностей.
При оценке особенностей отношения родителей к детям важнейшим является благополучие ребенка в семье. Семья является своеобразной микросредой персонального развития и влияния на ребенка. Только учет особенностей ребенка позволяет создать оптимальные условия для подрастающего члена семьи. Однако, с другой стороны, воспитание – процесс целенаправленного воздействия на развитие личности человека согласно идеям и задачам, сложившимся в обществе. Будущий гражданин общества воспитывается в семье.