Файл: Курсовая работа по дисциплине Взаимозаменяемость.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Курсовая работа

по дисциплине: «Взаимозаменяемость»

на тему

Взаимозаменяемость, допуски и посадки

Содержание
Введение

1. Задание 1 – Расчет и выбор посадок для гладких цилиндрических соединений

2. Задание 2 – Расчет количества групп деталей для селективной сборки соединения требуемой точности

3. Задание 3 – Расчет и выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения

4. Задание 4 – Выбор допусков и посадок шпоночных соединений

5. Задание 5 – Допуски и посадки шлицевых соединений

6. Задание 6 – Расчет допусков размеров, входящих в заданную размерную цепь

Список использованных источников

Приложения

Введение
Цель курсовой работы – приобретение практических навыков пользования стандартами, а также выбора допусков и посадок в конкретных условиях.

Курсовая работа состоит из следующих основных разделов:

1. Расчет и выбор посадок для гладких цилиндрических соединений;

2. Расчет количества групп деталей для селективной сборки соединения требуемой точности;

3. Расчет и выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения;

4. Выбор допусков и посадок шпоночных соединений;

5. Допуски и посадки шлицевых соединений;

6. Расчет допусков размеров, входящих в заданную размерную цепь.

Задание 1. Расчет и выбор посадок для гладких цилиндрических соединений
Исходные данные

1. Номинальный размер – 120 мм

2. Значения расчетных зазоров или натягов
мкм; мкм
3. Система полей допусков – система вала cН

Выполнение работы

1. Определить среднее значение числа единиц допуска.
, (1.1)


=346–236=110 мкм


2. Предварительно по таблице А2 приложения А установили квалитет 8, по которому изготавливаются детали соединения.

3. Определить значения предельных технологических натягов.

Шероховатость деталей соединения по формуле
, (1.2)



(1.3)



4. Выбрать поля допусков деталей соединения по таблицам П4-П10/4.
, квалитет 8,

, квалитет 8.
Выбираем основные отклонения отверстия по таблице П8/1 и формулам (1.4), (1.5)
(1.4)



еi=310 мкм

es=ei+Td (1.5)

es=310+54=364мкм
Записываем выбранную посадку

Проверяем соблюдения условия выбора
(1.6)


Условие соблюдается – посадка выбрана верно.

5. Уточняем шероховатость поверхности вала и отверстия по формуле (1.2):

мкм,

мкм.
Выбираем стандартные значения и по таблице (приложение Б):
мкм,

мкм.
По таблице (приложение Б) назначаем завершающий технологический процесс, обеспечивающий требуемую точность и шероховатость:



- для отверстия – растачивание на токарных станках тонкое (алмазное)

- для вала – наружное точение тонкое (алмазное)

6. Выбираем средства измерения.

Для отверстия:
.00, IT = 54 мкм
Нутромер индикаторный с точностью отсчета 0,01 мм, на нормируемом участке шкалы в 0,1 мм, .

Для вала

, IT =54 мкм - Микрокатр типа ИГП с ценой деления 0,005 (±0,15 мм), .
7. Строим схему полей допусков соединения


Рисунок 1.1 – Схема допусков соединения

8. Чертим эскизы соединения и его деталей


а) б)



в)

Рисунок 1.2 – Эскизы соединения и его деталей: а - вал, б - отверстие,

в- полное соединение
Задание 2. Расчет количества групп деталей для селективной сборки соединения требуемой точности
Исходные данные

1. Соединение технологическое, заданное номинальным размером и полями допусков деталей по возможностям изготовления - .

2. Точность соединения (эксплуатационного), заданная групповым допуском посадки (зазора), требуемое по условиям функционирования соединения - мкм.

Выполнение работы

1. Определить значения допусков, предельных отклонений и предельных размеров вала и отверстия.

По таблице П4/4 определяем верхнее и нижнее предельное отклонения для отверстия.
ES= +87 мкм; EI=0 мкм.
По таблице П8/4 определяем верхнее и нижнее предельное отклонения для вала.
es= -36 мкм; ei=-123 мкм.
Наибольший предельный размер для отверстия:

(2.1)
Наименьший предельный размер для отверстия:
(2.2)
Наибольший предельный размер для вала:
(2.3)
Наименьший предельный размер для вала:
(2.4)
Допуски для отверстия:

TD=ES - EI =100 – 0 = 100 мкм (2.5)
Допуски для вала:
Td=es - ei = (–36) – (–123) = 87 мкм (2.6)
2. Определить значения предельных зазоров в заданном соединении (технологическом).
=ES - ei =87 – (–123) = 210 мкм(2.7)

=EI - es =0 – (–36) = 36 мкм(2.8)
3. Определить число групп вала и отверстия для обеспечения заданной точности соединения.
, (2.9)
где - допуск посадки по возможностям изготовления;

- групповой допуск посадки по требованиям эксплуатации.

; .
Находим количество групп вала и отверстия
, (2.10)

Принимаем .

Групповые допуски деталей для селективной сборки

; ,
т.е. допуски всех размерных групп вала или отверстия будут равны между собой.
(2.11)
4. Выполнить схему полей допусков заданного соединения
100H9/F9, детали которого следует рассматривать на семь размерных групп (рисунок 2.1).


Рисунок 2.1 - Схема полей допусков соединения 100H9/f9, детали которого рассортированы на семь размерные группы
5. Составить карту сортировщика, указав в ней предельные размеры валов и отверстий в каждой размерной группе (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Карта сортировщика для сортировки на семиразмерные группы деталей соединения

Номер размерной группы

Размеры деталей, мм

отверстие

вал

1

от

100

99,877

до

100,0145

99,8915

2

свыше

100,0145

99,8915

до

100,029

99,906

3

свыше

100,029

99,906

до

100,0435

99,9205

4

свыше

100,0435

99,9205

до

100,058

99,935

5

свыше

100,058

99,935

до

100,0725

99,9495

6

свыше

100,0725

99,945

до

100,087

99,964


Задание 3. Расчет и выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения
Исходные данные

1. Номер подшипника качения - 317

2. Значение радиальной нагрузки на опоре подшипника – 18 кН.

3. Чертеж узла, в котором используют подшипник качения - рисунок 15 (приложение Г).

Выполнение работы