Файл: Занятие Цель изучение типов уроков и вне учебной деятельности при изучении информатики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.
Помимо общих принципов внеурочной деятельности школьников по информатике, можно выделить специальные принципы информатизации внеурочной деятельности школьников по информатике:
принцип эффективного использования средств информационных технологий;
принцип свободного доступа к средствам информационных технологий;
принцип учета уровня информационной культуры школьников при проведении и планировании внеурочной деятельности с применением информационных технологий;
принцип новых задач: не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями.
Все вышеназванные принципы и условия, рассмотренные выше, дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности средствами информационных технологий.
На основе сформулированных принципов могут быть выявлены средства информатизации внеурочной деятельности школьников и рассмотрены методы использования информационных технологий во внеурочной деятельности школьников по информатике.
Эффективность и результативность внеурочной деятельности школьников по информатике зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:
добровольность участия;
наличие целевых установок и перспектив деятельности;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы.
Итак, система внеурочной деятельности школьников по информатике должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
Для эффективной реализации такого подхода на первой стадии (первом этапе) обучения необходимо проводить психофизиологическую и социально-психологическую диагностику обучающихся, и с учетом полученных результатов формировать у них устойчивый интерес к одному из направлений информатики или ее приложений.
Этапы информатизации системы внеурочной деятельности школьников по информатике должны быть реализованы с учетом разнообразных мотивов современных детей и подростков в области информатики и представлены широким спектром фундаментальных, прикладных и интегрированных курсов.
Выделим три основных этапа организации внеурочной деятельности школьников по информатике.
Первый этап - диагностический. На данном этапе осуществляется анализ психолого-педагогических знаний, умений, причин затруднений при решении задач. Необходимо определить интересы, способности, склонности школьников и с учетом полученных результатов формировать у них интерес к одному из направлений информатике или ее приложений для дальнейшего изучения или применения в жизни.
Анализ методической литературы и опыта проведения кружков по информатике показал, что в большинстве случаев особенности учащихся определяются следующим образом. Весь класс (группа) изучает какой-либо программный продукт и в процессе работы с ним выявляется "профессиональный тип" учащегося. Например, при изучении текстового процессора, предлагается создать печатное издание (электронный журнал). Тему же журнала каждый выбирает сам. Заметим, что таким образом определяются интересы обучаемого к тому или иному виду деятельности. При таком подходе, количество изучаемых программных средств ограничено и простор для творческой работы небольшой.
Можно проводить диагностику, предлагая как разные задания, так и разные программные инструменты для их выполнения
, но в пределах одной темы (одного проекта). Учащиеся разбиваются на группы, и перед каждой группой ставится задача, содержащая подзадачи. Обучаемый, из предложенного списка подзадач, выбирает одну и определяет, с помощью учителя, программный инструмент для решения подзадачи. Например, темой задачи может быть построение модели школы. "Но для этого, - уточняет учитель, - Вам нужно выбрать предмет, который Вы будете преподавать". Школьникам раздаются карточки, на которых они указывают выбранный школьный предмет. А далее, предлагаются индивидуальные задания. Ребенку, пожелавшему быть учителем черчения - начертить план школы. "Учителю математики" - с помощью электронных таблиц решить систему уравнений разными методами. Причем, одним из методов должен быть метод, не изучаемый на уроках в школе. Тем самым, для выполнения задания, учащийся должен найти и разобраться с новой для него информацией. При выполнении следующего проекта количество групп может быть другим, а состав групп обязательно должен изменится. Варьируя состав групп, мы тем самым определяем социальный тип учащегося: "генератор", "резонатор", "критик", "изыскатель задачи", "пассивный". Таким образом, при реализации данной концепции, определяются интересы, склонности, способности учащегося, а также его социальный тип. Каждому ребенку предоставляется возможность пройти через различные виды деятельности, тем самым, как отмечают психологи, профессионально самоопределиться. Кроме этого, что также немаловажно, обучаемый учится выбирать и использовать программные средства при решении разнообразных задач.
Если же необходимо провести первичную диагностику, то можно предоставить учащимся возможность самостоятельно определять не только направления своих интересов, но и оценивать уровень владения теми или иными информационными технологиями в виде анкетирования.
При проведении анкетирования полученная информация будет давать представление о самооценке знаний и интересах учащихся.
Уже после анкетирования учитель сможет индивидуально подобрать для учащегося программный инструмент для решения задачи и определиться с выбором направления дальнейшей внеурочной деятельности школьника в области информатики.
Примерные анкеты для проведения первичного диагностического этапа приведены в приложении 1.
Второй этап – образовательный. На данном этапе организации внеурочной деятельности школьников по информатике, предполагается решение следующих задач:
получение необходимых знаний, умений и навыков работы с информацией и информационными технологиями для выбранного направления деятельности;
развитие информационной культуры школьников, освоению ими умений рациональной работы с информацией.
На данном этапе проводятся обучающие курсы, организуются кружки и факультативы, направленные на расширение и углубление знаний и умений школьников в выбранном направлении деятельности по информатике.
В этом случае реализуется принципы учета возрастных особенностей учащихся и свободного доступа к средствам информационных технологий, учащиеся различных параллелей получают возможность изучения интересного для них направления по информатике. На данном этапе целесообразно использовать такие виды учебных внеурочных занятий как лекция, практикум, экскурсия.
Третий этап - деятельностно-оценочный. На данном этапе осуществляется выполнение заданий с помощью информационных технологий. Для данного этапа целесообразно использовать виды учебных внеурочных занятий: проект, соревнование, игра, семинар.
На данном этапе организации внеурочной деятельности школьников по информатике, предполагается решение следующих задач:
выполнение заданий на основе полученных знаний, умений, навыков;
формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность и осуществлять ее корректировку.
различные формы отчета, рефлексия.
Второй и третий этапы могут проводиться параллельно. То есть изучение нового материала, закрепление знаний, умений и навыков и их применение для решения поставленных задач средствами информационных технологий может происходить параллельно.
Образовательный этап напрямую зависит от выбранного содержания внеурочной деятельности, форм и методов организации занятий.