Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1501

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время назначение традиций сводится к регулиро­
ванию межличностных и межгрупповых отношений, а также к пере­
даче от поколения к поколению продуктов социального и культур­
ного наследия. Исходя из этого традиция «...представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устойчи­
вости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Этим тер­
мином обозначается непосредственная трансляция специфических культурных форм от поколения к поколению и соблюдение строгого следования этим формам. Благодаря действию механизма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочи­
ваются взаимодействия с представителями других групп в стандарт­
ных ситуациях. Это происходит благодаря тому, что под действием традиции в процессе социализации индивид осваивает стандартный этнично-специфичный опыт»1.
Традиции имеют место в самых разных областях человеческой жизни. Взятые вместе, они представляют собой устойчивую систе­
му поведения человека в самых разных сферах жизни и в разных ситуациях, выполняя при этом особую роль. Основной особенно­
стью традиций является акцент на использовании таких .образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека. Этот вид куль­
турных норм исключает элемент мотивации поведения, поскольку нормы, составляющие традицию, должны выполняться автомати­
чески. Представители данной культуры должны твердо следовать установившейся модели поведения, основываясь только на интуи­
тивном убеждении, что «так поступали наши предки», «так приня­
то» и т.п.
Автоматическое следование традиции на практике представляет собой простое соблюдение привычных норм и требований к поведе­
нию представителей какой-либо культуры. Возьмем для примера процедуру совершения покупок. В европейских странах при покуп­
ке товара отношения продавца и покупателя определяются устойчи­
выми ценами; в редких случаях здесь уместен торг, но он скорее ис­
ключение, а не правило. В то же время именно торг выступает не­
обходимым атрибутом процедуры покупки в арабских странах. Там торг является одновременно формой общения между продавцом и покупателем и поэтому превращается в увлекательную и эмоцио­
нальную форму коммуникации.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   36

1 См.: Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
С. 151.
61

Обряд является одной из разновидностей культурных норм, он представляет собой совокупность символических стереотип­
ных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы. Его главны­
ми отличительными чертами выступают массовость и высокая эмоциональность. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в другую социальную или возрастную группу, смер­
тью. Среди большого количества различного рода обрядов наи­
более известны и распространены религиозные обряды, особен­
но жертвоприношения. Достоверно известно, что во многих ре­
лигиях жертвоприношения совершались предметами пищи, а в христианстве обряд причащения совершается хлебом и вином.
Это не случайно, поскольку еда является первоосновой челове­
ческого существования. По этой причине практически в любой культуре ей приписывалось мистическое и символическое значе­
ние. На ранних этапах становления культуры процесс потребле­
ния пищи означал для человека не только утоление голода, но и приобщение к окружающему миру через убеждение, что сила съеденного животного переходит к съевшему его человеку, а съеденные злаки и ягоды символически приобщают человека к силам Земли. Подобного рода символические значения лежат в основе многих религиозных традиций, жертвоприношений и та­
инств.
Право является неотъемлемой частью культуры любого народа, наряду с указанными ввдами культурных норм оно представляет со­
бой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством. Прообразом права были запреты (табу) в поведении древних людей. По своей сути право есть совместный договор лю­
дей о правилах поведения. Эти правила общеобязательны для всех, а их исполнение контролируется государством. Действие права рас­
пространяется на все сферы общественной и индивидуальной жиз­
ни, поскольку нормы права определяют производство и распределе­
ние между людьми продуктов их культурной деятельности, регули­
руют отношения людей во всех сферах их взаимоотношений, регла­
ментируют контакты и связи между народами.
В то же время роль и значение каждого из указанных видов культурных норм в культуре каждого народа имеет различное значение, что и определяет особенности коммуникативного пове­
дения его представителей. В зависимости от значимости и степе­
ни влияния на практическое поведение представителей какой-ли­
62

бо культуры все нормы в свою очередь подразделяются на четы­
ре группы: общекультурные, групповые, ситуативные и индивиду­
альные нормы.
Общекультурные нормы коммуникативного поведения харак­
терны для какой-либо большой социокультурной общности, по­
скольку выражают принятые в ней правила этикета, вежливого об­
ращения. Они порождаются ситуациями самого общего характера, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности. При­
мерами таких стандартных ситуаций могут служить обращение, зна­
комство, привлечение внимания, прощание, разговор по телефону, поздравление, благодарность, пожелание, сочувствие и т.д. Эта группа культурных норм не зависит от сферы общения, возраста, социального статуса, сферы деятельности и т.д.
Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда обще­
ние определяется конкретными обстоятельствами коммуникатив­
ной ситуации. Например, различия в статусах партнеров по ком­
муникации позволяют говорить о двух разновидностях коммуника­
тивного поведения — вертикальной и горизонтальной коммуника­
циях. Кроме того, к этой группе относятся культурные нормы об­
щения между мужчинами и женщинами, принятые в той или иной культуре.
Групповые нормы отражают особенности общения, закреплен­
ные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Практически в каждой культуре есть свои особенности коммуникативного поведения юристов, вра­
чей, детей, родителей и т.д.
Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и пред­
ставляют собой личностное преломление общекультурных и ситуа­
тивных коммуникативных норм в личности человека.
Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр довольно широк — от простых запретов до сложной систе­
мы социальных институтов. В процессе развития культуры некото­
рые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обяза­
тельность их исполнения в общественном сознании современного социума воспринимается не только как простая повинность, но и как осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека.
Все эти нормативные регуляторы могут быть как разрешительны­
ми, так и запретительными. Однако независимо от их характера они помогают координировать действия отдельных индивидов и челове­
63
ческих групп, вырабатывать оптимальные пути решения конфликт­
ных ситуаций, находить культурные способы реализации и удовле­
творения разнообразных потребностей.
2.5. Культурная идентичность
Процессы социализации и инкультурации предполагают усвое­
ние индивидом системы культурных ценностей, правил и норм по­
ведения того общества, к которому он принадлежит, определение собственного места среди своего близкого окружения с точки зре­
ния экономической, религиозной, этнической и статусной принад­
лежности. Усваивая различные способы жизнедеятельности, каж­
дый человек стремится соответствовать господствующей в его об­
ществе системе ценностей. Данное соответствие достигается пу­
тем самоотождествления индивида с какими-либо идеями, ценно­
стями, социальными группами и культурами. Такого рода само- отождеСтвление определяется в науке понятием «идентичность».
У этого понятия довольно длительная история, однако вплоть до
1960-х годов оно имело ограниченное употребление. Широкое распространение термина «идентичность» и его введение в меж­
дисциплинарный научный оборот произошло благодаря трудам американского психолога Эрика Эриксона1. С выходом в свет це­
лого ряда его работ данное понятие со второй половины 1970-х го­
дов прочно вошло в лексикон большинства социально-гуманитар­
ных наук, привлекло внимание ученых различных направлений и
^положило начало многочисленным теоретическим и эмпирическим исследованиям проблемы идентичности .
Понятие «идентичность» сегодня широко используется прежде всего в этнологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принад­
лежности к какой-либо социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентично­
сти вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упоря­
доченности своей жизнедеятельности, которую он может получить
1 Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и
кризис. М., 1996.
2 BenoisJ.-M. (ed.) L’ldentite. Seminaire interdisciplinaire dirimge parLevi-Strauss.
P., 1977; Borner P. Concepts of National Identity. An Interdisciplinary Dialodue.
Baden-Baden, 1986; Levy-Strauss C.-L. L’ldentite. P., 1977; Waterman A. (ed.) Identity
in Adolescence: Processes and contents. As-Francisco, 1985; и др.
64

только в сообществе других людей. Для этого он должен добро­
вольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаи­
мосвязи, принятые окружающими его людьми. Усвоение этих эле­
ментов социальной жизни группы придает существованию человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также делает его при­
частным к соответствующей культуре.
Поскольку каждый индивид является одновременно членом не­
скольких социальных и культурных общностей, то в зависимости от типа групповой принадлежности принято выделять различные виды идентичности: профессиональную, социальную, этническую, поли­
тическую, религиозную, психологическую и культурную1. Из всех видов идентичности для нас представляет интерес прежде всего
культурная идентичностьпринадлежность индивида к
какой-либо культуре или культурной группе, формирующая
ценностное отношение человека к самому себе, другим людям,
обществу и миру в целом.
Сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего Я с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.
Значение культурной идентичности в межкультурной коммуни­
кации состоит в том, что она предполагает формирование у индиви­
да определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у него чувство сим­
патии или антипатии, а в зависимости от того или иного чувства он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения.
Принято считать, что основными чертами характера евреев яв­
ляются чувство собственного достоинства и всякое отсутствие ро­
бости и стеснительности. Для передачи этих качеств существует даже специальный термин — «хуцпа», не имеющий перевода на другие языки. Хуцпа — особый вид гордости, побуждающий к дей­
ствию, несмотря на опасность оказаться неподготовленным, неспо­
собным или недостаточно опытным. Для еврея «хуцпа» означает особую смелость, стремление бороться с непредсказуемой судьбой.
Обладающий хуцпа человек легко пригласит на танец королеву
1
См.: Леонтович О.А. Россия и США. Введение в межкультурную коммуника-
цию. Волгоград, 2003.
5 - 4 9 1 0
65

бала, потребует повышения по службе и прибавки к заработной плате, будет стремиться к более высоким оценкам и более интерес­
ной работе, не боясь отказа или неудач.
Рассматривая вопрос о сущности культурной идентичности, следует помнить, что главными субъектами культуры и межкуль­
турной коммуникации являются люди, находящиеся в тех или иных отношениях друг с другом. В содержании этих отношений значи­
мое место занимают представления людей о самих себе, которые зачастую также весьма существенно различаются от культуры к культуре.
В культурной антропологии стало аксиомой утверждение, со­
гласно которому каждый человек выступает носителем той куль­
туры, в которой он вырос и сформировался как личность, хотя в по­
вседневной жизни он сам обычно этого не замечает, воспринимает как данность специфические особенности своей культуры. Однако при встречах с представителями других культур, когда эти особен­
ности становятся особенно очевидными, люди начинают сознавать, что существуют другие формы переживаний, виды поведения, спо­
собы мышления, которые весьма значительно отличаются от уже привычных и известных. Все эти разнообразные впечатления о мире трансформируются в сознании человека в идеи, установки, стереотипы, ожидания, которые в итоге становятся для него важ­
ными регуляторами его личного поведения и общения. Путем со­
поставления и противопоставления позиций, точек зрения и т.д. различных групп и общностей в процессе взаимодействия с ними, происходит становление личной идентичности человека, которая яв­
ляется совокупностью знаний и представлений индивида о своем месте и роли как члена соответствующей социокультурной группы, о своих способностях и деловых качествах.
В то же время, вероятно, не требует доказательства утвер­
ждение, что в реальной жизни нет двух абсолютно похожих лю­
дей. Жизненный опыт каждого человека неповторим и уникален, и, следовательно, каждый человек по-разному реагирует на внешний мир. Идентичность человека возникает в результате его отношения к соответствующей социокультурной группе, состав­
ной частью которой он выступает. Но поскольку человек одновре­
менно является участником разных социокультурных групп, то он обладает сразу несколькими идентичностями. В их совокупности отражаются его пол, этническая и религиозная принадлежность, профессиональный статус и т.д. Эти идентичности связывают лю­
66