Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1489

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изначальная лингвистическая направленность межкультурной коммуникации в отечественной науке привела к возникновению не­
скольких направлений ее развития, так или иначе связанных с язы­
кознанием. К числу таких направлений относятся лингвостранове- дение, этнолингвистика, лингвокультурология и др. Каждое из этих направлений основывается на соответствующем аспекте взаимо­
связи языка и культуры и поэтому представляет интерес для меж­
культурной коммуникации.
Так, лингвострановедение ориентировано на проведение при­
кладных исследований, отражающих взаимодействие языка и куль­
туры1. Этнолингвистика изучает вопросы взаимодействия языка с различными аспектами жизни этносов, роли языка в формировании и функционировании народной культуры, национальной психологии и искусства2. Представители лингвокультурологического направле­
ния ориентированы и на изучение, и на описание корреспонденции языка и культуры в их синхронном взаимодействии3. Отсюда пред­
метом их научных интересов является изучение обрядов, поверий, ритуалов и обычаев, закрепленных в языке, стереотипы, символы и образы языка, стилистический уклад, речевое поведение, речевой этикет и т.п.
Отмеченные области лингвистики направлены на изучение на­
ционально специфических особенностей одной отдельно взятой культуры. Результаты их исследований важны для теории и практи­
ки межкультурной коммуникации, поскольку предназначены для со­
поставительного анализа двух и более культур. Однако наряду с от­
меченными направлениями развития межкультурной коммуникации в отечественной науке также исследуются проблемы различных форм общения, которые не менее значимы для изучения и развития межкультурной коммуникации.
В рамках отечественной коммуникативистики особенно следует отметить разработку проблем речевого общения4, взаимоотноше­
ния сознания и коммуникации5, коммуникативного поведения чело­
века6. Кроме того, в последние годы появились работы, связанные
1 См.: работы Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, Г.Д. Томахина и др.
2 См.: работы А.С. Герда, М.М. Копыленко, Н.И. Толстого и др.
3 См.: работы В.В. Воробьева, М.А. Кулинич, В.А. Масловой, В.Н. Телия и др.
4 См.: работы А.Е. Войскунского, В.В. Богданова, O.JI. Каменской, Е.Ф. Тарасова
и др.
5 См.: работы Д. Гудкова, В.В. Красных, В.Я. Шабес и др.
6 См.: работы Т.Г. Винокура, И.П. Сусова и др.
18

с описанием коммуникативных стратегий, невербальной коммуни­
кации, культурой общения и т.д.‘
В результате исследовательской работы как отмеченных, так и неотмеченных авторов в последнее время появился большой инте­
рес к проблемам межкультурной коммуникации у представителей других научных направлений. Свидетельством тому являются на­
учные исследования и опубликованные работы, в которых глубоко и разносторонне рассматриваются проблемы межкультурного об­
щения2.
В то же время необходимо отметить, что еще многие вопросы и проблемы межкультурной коммуникации до настоящего времени практически не стали предметом научного интереса у представите­
лей культурной и социальной антропологии, этнопсихологии, куль­
турологии, социологии и других наук.
1.4. Современные направления развития межкультурной коммуникации
Как уже отмечалось, сотрудники Института службы за грани­
цей (США) были специалистами в разных науках и в своей рабо­
те они опирались прежде всего на достижения своих наук, что изначально придало межкультурной коммуникации эклектичный характер. Однако постепенно достижения различных областей научного знания интегрировались в самостоятельную дисциплину со своим предметом и методом. При этом из всех наук о куль­
туре и человеке наибольший объем теоретических и методоло­
гических знаний и практического опыта в области исследований межкультурной коммуникации был заимствован из фольклори­
стики и этнологии. На этой основе сложились два главных на­
правления исследований в межкультурной коммуникации. Пер­
вое из них, основывающееся на фольклористике, носит описа­
тельный характер. Его задачи заключаются в выявлении, описа­
1 См.: работы И.Н. Горелова, В.И. Карасика, Е. В. Клюева, Н.И. Формановской
и др.
2 См.: Иконникова Н.К. Современные западные концепции межкультурной ком­
муникации (модели индивидуального поведения в ситуации контакта культур). М.,
1994; Клюканов И.Э. Динамика межкультурного общения: системно-семиотическое
исследование. М., 1998; Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в
профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения. М., 1997; Шамне
HJI. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. М., 1999; Персикова Т.Н.
Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2002 и др.
2
*
19

нии и интерпретации повседневного поведения людей с целью объяснения глубинных причин и детерминирующих факторов их культуры.
Второе направление, имеющее культурно-антропологический характер, предметом своих исследований имеет различные ввды культурной деятельности социальных групп и общностей, их нормы, правила и ценности. Социальная дифференциация общества поро­
ждает в каждой группе свои модели и правила поведения. Знание их позволяет быстро и эффективно разрешать ситуации межкуль- турного непонимания.
Методологические подходы других наук (психологии, педагоги­
ки, социологии, теории коммуникации и др.) всегда более ограниче­
ны предметно. Они, как правило, направлены на рассмотрение кон­
кретных аспектов межкультурной коммуникации и в своих исходных посылках основываются зачастую на теоретических и методологи­
ческих положениях этнологии. Однако при всех различиях в мето­
дологических подходах и аспектах исследований межкультурной коммуникации в разных науках большинство ученых придержива­
ются мнения, что основными целями исследований в области МКК являются:
• определение предмета, методологии и понятийного аппарата теории межкультурной коммуникации;
• выявление места теории межкультурной коммуникации среди других наук;
• формирование и развитие у участников МКК культурной вос­
приимчивости, способности к правильной интерпретации кон­
кретных проявлений коммуникативного поведения и толе­
рантного отношения к нему;
• разработка методологии обучения практическим навыкам и умениям в общении с представителями других культур.
Знакомство с работами западных ученых (W. Gudykunst, 1983;
J. Martin, 2000; М. Bennet, 1998; К. Roth, 1996; A. Moosmtiller,
1996; и др.) позволяет сделать следующий вывод: существующие методы и подходы не охватывают и не описывают все аспекты межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация, как правило, исследуется на трех уровнях: монокультурном, кросскуль- турном и интеркультурном. Большинство исследований, проводив­
шихся на уровне групп, носили антропологический и социологиче­
ский характер. В их основе лежали два методологических подхода:
1) «понимание культур как когнитивных систем», которого прцдер-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

20
живается В. Гудэнаф (W.H. Goodenough)1; 2) противоположный подход К. Гирца (С. Geertz)2, когда культура понимается как «сим­
волическая система».
В то же время в американской коммуникативистике сегодня вы­
деляется три основных подхода к пониманию межкультурной ком­
муникации: функционалистский, интерпретативный и крити­
ческий3.
Функционалистский подход основывается на психологических исследованиях описания и прогнозирования поведения коммуникан­
тов. Сторонники этого подхода полагают, что человеческое поведе­
ние предсказуемо, а коммуникация осуществляется под влиянием культуры. Главным методом исследования здесь признается наблю­
дение. Результаты исследования данного подхода позволяют вы­
явить многочисленные культурные различия во многих аспектах коммуникации, но при этом данный подход не учитывает роли кон­
текста коммуникации.
Интерпретативный подход базируется на антропологических и социолингвистических исследованиях и исходит из того, что куль­
тура создается и поддерживается благодаря человеческой деятель­
ности и потому коммуникацию следует изучать с учетом ее кон­
текста.
Критический подход воспринимает культуру как совокупность различных сфер, воздействующих как на саму культуру, так и на коммуникацию. Сторонники данного подхода убеждены в том, что все формы взаимодействия людей определяются их принадлежно­
стью к власти и считают ведущим методом исследований текстуаль­
ный анализ4.
Говоря о современных исследованиях в области межкультурной коммуникации следует также отметить работы немецкого исследо­
вателя Ф. Касмира, известного благодаря исследованию вопросов влияния средств массовой коммуникации на общество и культуру, разработке моделей межкультурной коммуникации в определенном
1 Goodenough W.H. Description and comparison in cultural anthropology. Chicago,
1970.
2 Geerz C. The interpretation of cultures. N.Y., 1993.
3 Hart W.B. Interculturai Computer-Mediated Communication (ICCMC)//The Edge:
The E-Joumal of Intercultural Relations. 1998.
4 Martin J., Nakayama Th. Intercultural communication in contexts. London,
Toronto., 2000.
21
историческом и социокультурном контекстах, а также анализу про­
блем этики в межкультурной коммуникации1.
В последнее время в сфере межкультурной коммуникации наме­
тились новые направления исследований: коммуникация в контек­
сте глобализации культуры, массовой межкультурной коммуника­
ции, а также опосредованной и непосредственной форм межкуль­
турной коммуникации (коммуникация с помощью электронных средств и Интернета).
Однако все указанные подхода и направления свидетельствуют только об активном научном поиске, но пока не дают системного представления о межкультурной коммуникации; все остается на уровне отдельных концепций и точек зрения. Для того чтобы соста­
вить полное представление о межкультурной коммуникации, необ­
ходимо выявить исходные теоретические и методологические пред­
посылки исследований МКК.
1 Casmir F.L. Interkulturelle Kommunikation als Prozess//Interkulturelle Kommu­
nikation. Mtinchen, Basel, 1998.


Глава 2
Культурно - антропологические
основы МКК
2.1. Понятие и сущность культуры
Межкультурная коммуникация, как и любое другое научное на­
правление, осуществляет свои исследования с помощью ряда поня­
тий и категорий, которые раскрывают содержание и специфические особенности изучаемых процессов и проблем своей предметной об­
ласти. Естественно, что центральное место среди них занимает по­
нятие «культура».
В современных гуманитарных науках понятие «культура» от­
носится к разряду фундаментальных. Трудно представить себе бо­
лее распространенный термин, который выступает во многих зна­
чениях не только в обиходном языке, но и в различных науках.
Среди огромного количества научных категорий и терминов вряд ли найдется другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контек­
стах. Теоретическое рассмотрение вопроса о происхождении само­
го термина «культура» широко представлено в многочисленных работах как отечественных, так и зарубежных авторов1. Культура является предметом исследования многих областей гуманитарного знания, каждая из которых выделяет свои аспекты изучения куль­
туры и соответственно дает свое определение культуры. Такого рода ситуация является вероятно закономерной, поскольку куль­
тура полифункциональна, она способствует решению самых раз­
ных проблем человеческого существования. По этой причине культуру изучают многие науки — семиотика, социология, исто­
рия, антропология, аксиология, лингвистика, этнология и др. Каж­
дая из них выделяет в качестве предмета своего изучения одну из
1
См. работы Ц. Арзаканьяна, А. Арнольдова, С. Артановского, А. Клосковской,
М. Кагана, Э. Маркаряна, Э. Соколова и др.
23
ее сторон или одну из ее частей, подходит к изучению со своими методами и способами, формулируя в итоге свое понимание и оп­
ределение культуры.
Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многи­
ми обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно пре­
ображает среду жизнедеятельности человека. По этой причине культура расценивается как неиссякаемый источник различных но­
вовведений'. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности их активизации и т.д.
Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить ее новые импульсы, способные оказывать воздейст­
вие как на исторический процесс, так и на развитие самого челове­
ка. Вот почему в современной науке выявился обостренный инте­
рес к культуре как фактору социального развития.
Культура безгранична и неисчерпаема в своих проявлениях и смысловых выражениях, поэтому стремление определить ее, по­
нять культуру всегда наталкивается на ее неуловимость, она не фиксируется в какой-то строгой научной дефиниции. В современ­
ном культурологическом знании существует свыше 400 определе­
ний культуры, среди которых нет ни одного определения, которое можно было считать полным и исчерпывающим. Разные определе­
ния культуры возникают в ответ на разные познавательные зада­
чи, которые решаются отдельными специальными гуманитарными дисциплинами. Однако при всем многообразии существующих в настоящее время определений культуры, общим для всех является указание, что главным и основным ее субъектом и объектом вы­
ступает человек.
В отечественной культурологии существует несколько концеп­
ций трактовки культуры. К наиболее известным из них можно отне­
сти понимание культуры как творческой деятельности. Сторонники этой точки зрения убеждены, что культура опредмечивает духовное богатство человека, накопленные им знания, навыки, умения, соци­
альные чувства, которые в процессе творческой деятельности пре­
вращаются в ценности культуры, имеющие общественную значи­
мость2.
Антропологическая концепция культуры представлена в работах другой группы авторов, которые рассматривают ее как антрополо­
гический феномен и продукт человеческой природы во всех ее про­
1 Гуревич П.С. Культурология. М., 2000.
2 См.: работы Э.Я. Баллера, Н.С. Злобина, JI.H. Когана и др.
24