Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1490
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
явлениях. Она является не только системой средств, необходимой для обеспечения жизнедеятельности людей, но также и формой са- модетерминации индивида, «работой самоизменения»1.
Различные энциклопедические словари и справочники дают раз
нообразные и в то же время во многом сходные определения куль
туры . Общим для них является убеждение, что культура — это продукт человеческой деятельности человека в материальной и ду
ховной сфере, что это определенный уровень развития общества и человека.
Обращение к работам зарубежных авторов также убеждает нас, что и там до сих пор ни только нет единой его трактовки, но и су
ществуют различные методологические подходы к пониманию этой сферы человеческой жизни. Все многообразие определений и мето
дологических подходов в западной культурологии порождает стрем
ление упорядочить их, подводя их под различные классификации, среди которых можно выделить следующие:
• социологическая, когда культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих кол
лективную жизнедеятельность людей. Примером такого по
нимания может быть следующее определение: «Культу
ра — это то, что определяет социальный аспект человече
ской личности с точки зрения усвоенного и приобретенного поведения. Культура динамична, равно как и личность, при
нявшая данную культуру, и обе они (как личность, так и культура) меняются под влиянием обстоятельств и време
ни»3;
• историческая, когда акцент делается на то, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
Например, «культура есть результат совместной жизнедея
тельности, и основными составляющими культуры являются четко очерченная группа людей и определенная история их существования. Культура определяет способы, с помощью которых различные общества стандартизируют и канонизиру
1 См.: работы М.М. Бахтина, B.C. Библера и др.
2 Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. С. 486; Философский эн
циклопедический словарь. М., 1989. С. 293;
3 Hofstede G. Culture and Organizations (Intercultural Cooperation and its Importance
for Survival) Software of the Mind. L„ 1991.
25
Различные энциклопедические словари и справочники дают раз
нообразные и в то же время во многом сходные определения куль
туры . Общим для них является убеждение, что культура — это продукт человеческой деятельности человека в материальной и ду
ховной сфере, что это определенный уровень развития общества и человека.
Обращение к работам зарубежных авторов также убеждает нас, что и там до сих пор ни только нет единой его трактовки, но и су
ществуют различные методологические подходы к пониманию этой сферы человеческой жизни. Все многообразие определений и мето
дологических подходов в западной культурологии порождает стрем
ление упорядочить их, подводя их под различные классификации, среди которых можно выделить следующие:
• социологическая, когда культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих кол
лективную жизнедеятельность людей. Примером такого по
нимания может быть следующее определение: «Культу
ра — это то, что определяет социальный аспект человече
ской личности с точки зрения усвоенного и приобретенного поведения. Культура динамична, равно как и личность, при
нявшая данную культуру, и обе они (как личность, так и культура) меняются под влиянием обстоятельств и време
ни»3;
• историческая, когда акцент делается на то, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
Например, «культура есть результат совместной жизнедея
тельности, и основными составляющими культуры являются четко очерченная группа людей и определенная история их существования. Культура определяет способы, с помощью которых различные общества стандартизируют и канонизиру
1 См.: работы М.М. Бахтина, B.C. Библера и др.
2 Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. С. 486; Философский эн
циклопедический словарь. М., 1989. С. 293;
3 Hofstede G. Culture and Organizations (Intercultural Cooperation and its Importance
for Survival) Software of the Mind. L„ 1991.
25
ют одобренные нормы поведения, а также методы, с помо
щью которых общество выражает неприятие несоответствую
щих моделей поведения»1;
• нормативная, согласно которой содержание культуры со
ставляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.
Например, в словаре «Культурология. XX век» культура рас
сматривается как «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, за
ученным формам человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира»2. В этот же класс можно отнести определение культуры как «системы знаний и норм для восприятия, представления, оценки и действия. Это сис
тема социально усвоенных моделей поведения, которая слу
жит для взаимодействия людей с окружающим миром. Она развивается во времени и постоянно, хотя и медленно эволю
ционирует»3;
• психологическая, которая основывается на взаимосвязи культуры с психологией поведения людей и видит в ней соци
ально обусловленные особенности человеческой психики. На
пример, «культура — это образ жизни, тот контекст, в кото
ром мы существуем, думаем, чувствуем и общаемся друг с другом. Это тот «клей», который соединяет в одно целое группу людей. Это программа, заложенная с раннего детства, которая управляет поведением людей в обществе и помогает понять, что от них ожидается и что случится, если эти ожида
ния не будут оправданы. Культуру можно определить как идеи, обычаи, навыки, методы и приемы, характеризующие данную группу людей в данный период времени»4;
• дидактическая, рассматривающая культуру как совокуп
ность качеств, которые человек получает в процессе научения и которые не наследуются им генетически. Например: «куль
тура состоит из идеалов, ценностей и представлений о жизни, присущих людям и определяющих их поведение. Культура
1 Walton С.С. The Moral Manager. N.Y., 1988.
2 Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.
3 Fatehi К. International Management: A Cross-Cultural and Funktional Perspektive.
Upper Saddle River. N.Y., 1996.
4 Richard-Amato PA., Snow M.A. The Multicultural Classroom. N.Y., 1992.
26
щью которых общество выражает неприятие несоответствую
щих моделей поведения»1;
• нормативная, согласно которой содержание культуры со
ставляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.
Например, в словаре «Культурология. XX век» культура рас
сматривается как «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, за
ученным формам человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира»2. В этот же класс можно отнести определение культуры как «системы знаний и норм для восприятия, представления, оценки и действия. Это сис
тема социально усвоенных моделей поведения, которая слу
жит для взаимодействия людей с окружающим миром. Она развивается во времени и постоянно, хотя и медленно эволю
ционирует»3;
• психологическая, которая основывается на взаимосвязи культуры с психологией поведения людей и видит в ней соци
ально обусловленные особенности человеческой психики. На
пример, «культура — это образ жизни, тот контекст, в кото
ром мы существуем, думаем, чувствуем и общаемся друг с другом. Это тот «клей», который соединяет в одно целое группу людей. Это программа, заложенная с раннего детства, которая управляет поведением людей в обществе и помогает понять, что от них ожидается и что случится, если эти ожида
ния не будут оправданы. Культуру можно определить как идеи, обычаи, навыки, методы и приемы, характеризующие данную группу людей в данный период времени»4;
• дидактическая, рассматривающая культуру как совокуп
ность качеств, которые человек получает в процессе научения и которые не наследуются им генетически. Например: «куль
тура состоит из идеалов, ценностей и представлений о жизни, присущих людям и определяющих их поведение. Культура
1 Walton С.С. The Moral Manager. N.Y., 1988.
2 Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.
3 Fatehi К. International Management: A Cross-Cultural and Funktional Perspektive.
Upper Saddle River. N.Y., 1996.
4 Richard-Amato PA., Snow M.A. The Multicultural Classroom. N.Y., 1992.
26
воспитывается и усваивается с детства и передается из поко
ления в поколение»1;
• антропологическая, которая основной смысл культуры ви
дит в деятельности и понимает ее как «совокупность резуль
татов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, клас
са, группы людей в определенный период времени»2. При та
ком подходе к пониманию культуры в ней суммируются цен
ности, нормы и системы символов какого-либо общества, ко
торые отражаются в мышлении, представлениях и особенно
стях поведения ее носителей.
Культура как объект исследований культурной антропологии достаточно глубоко изучена представителями этого научного на
правления. Так, для сторонников когнитивной антропологии культура существует как система знаний, т.е. как некие мысли
тельные категории в сознании индивидов. Например, один из наиболее известных сторонников данного направления В.Х. Гудэ- наф считает: «Культура — не материальный феномен: она' не со
стоит из вещей, людей, поведения или эмоций. Это скорее форма организации всего этого. Это форма того, что люди подразумева
ют, это модель их восприятия и понимания, отношения и ее ин
терпретации»3.
Противоположной точки зрения придерживается К. Гиртц, для которого культура не знание, закрепленное в сознании людей, а ре
пертуар контрольных механизмов: «... планов, способов, правил, инструкций», при помощи которых становится возможным управ
ление поведением людей4. Обусловленное культурой знание мани
фестируется в соответствии с этим в межличностные интеракции.
Слова понимаются как символы, с помощью которых передаются намерения и ожидания.
Кроме того, культура может пониматься и как чрезвычайно индивидуальный процесс познания символов и значений, который дает индивиду представление о тех или иных явлениях окружающе
1 Brislln R.W. Understanding Culture’s Influense on Behavior. Fort Worth Harcourt
Brace College Publishers, 1993.
2 Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
3 Goodenough W.H. Cultural anthropology and linguistics//Garvin P.L. (Ed.)//Report
on the Seventh Annual Round Table Meeting on Lingguistics and Language Study.
Washington, D.C., 1957.
4 Geertz C. The Interpretation of Cultures. N. Y., 1973.
27
ления в поколение»1;
• антропологическая, которая основной смысл культуры ви
дит в деятельности и понимает ее как «совокупность резуль
татов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, клас
са, группы людей в определенный период времени»2. При та
ком подходе к пониманию культуры в ней суммируются цен
ности, нормы и системы символов какого-либо общества, ко
торые отражаются в мышлении, представлениях и особенно
стях поведения ее носителей.
Культура как объект исследований культурной антропологии достаточно глубоко изучена представителями этого научного на
правления. Так, для сторонников когнитивной антропологии культура существует как система знаний, т.е. как некие мысли
тельные категории в сознании индивидов. Например, один из наиболее известных сторонников данного направления В.Х. Гудэ- наф считает: «Культура — не материальный феномен: она' не со
стоит из вещей, людей, поведения или эмоций. Это скорее форма организации всего этого. Это форма того, что люди подразумева
ют, это модель их восприятия и понимания, отношения и ее ин
терпретации»3.
Противоположной точки зрения придерживается К. Гиртц, для которого культура не знание, закрепленное в сознании людей, а ре
пертуар контрольных механизмов: «... планов, способов, правил, инструкций», при помощи которых становится возможным управ
ление поведением людей4. Обусловленное культурой знание мани
фестируется в соответствии с этим в межличностные интеракции.
Слова понимаются как символы, с помощью которых передаются намерения и ожидания.
Кроме того, культура может пониматься и как чрезвычайно индивидуальный процесс познания символов и значений, который дает индивиду представление о тех или иных явлениях окружающе
1 Brislln R.W. Understanding Culture’s Influense on Behavior. Fort Worth Harcourt
Brace College Publishers, 1993.
2 Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
3 Goodenough W.H. Cultural anthropology and linguistics//Garvin P.L. (Ed.)//Report
on the Seventh Annual Round Table Meeting on Lingguistics and Language Study.
Washington, D.C., 1957.
4 Geertz C. The Interpretation of Cultures. N. Y., 1973.
27
го мира. Этот процесс, в котором предварительные знания и пред
ставления всегда играют важную роль, направляет развитие значе
ний у каждого человека. Формирующиеся благодаря этому процес
су значения влияют на следующий за ними опыт, который в свою очередь способствует новой интерпретации уже имеющегося значе
ния. Таким образом, явления окружающего мира понимаются все время по-новому. Поэтому культура представляет собой «постоян
но развивающееся восприятие мира, которое индивидуально и не
повторимо»1.
Иная точка зрения на сущность культуры выражена в работах
Р. Кэрролл. Здесь также понятие «культура» соотносится с по
нятием индивида, однако трактуется как логика, в соответствии с которой индивид упорядочивает свой мир. Этими критериями упорядочивания являются такие социально значимые явления, как язык, жесты, принципы воспитания и оценки, которые не всегда осознаются, но латентно действуют во многих областях жизни человека.
Наконец, одно из наиболее распространенных в современной западной культурной антропологии определений культуры принад
лежит А. Крёберу и К. Клакхону, которые утверждают, что «...куль
тура может быть определена как все виды деятельности, а не фи
зиологические результаты (продукты человеческих особей, не яв
ляющиеся безусловно рефлекторными или инстинктивными). Это далее означает, выражаясь языком биологии и физиологии, что культура состоит из условно-рефлекторных и приобретенных обуче
нием видов деятельности, а также их производных продуктов. В свою очередь идея обучения снова возвращает нас к тому, что яв
ляется социально передаваемым, то есть передаваемым по тради
ции, что приобретено человеком как членом общества»2.
Отличительной чертой всех точек зрения культурно-антропо
логического направления является то, что все они носят интер
претативный характер. Они ориентированы на изучение повсе
дневной жизни сравнительно небольших групп и сообществ лю
дей. При этом подразумевается, что основу их культуры составля
ют определенные нормы и правила, которые регулируют все сто
роны их жизнедеятельности. Исходя из культурно-антропологиче
ского подхода, культура обладает следующими характерными осо
бенностями:
1 KalkkonenA. Interkulturelle Kommunikation ausnordischerSicht. Mttnchen, 1991.
2 Kroeber A.L., Klukhon C. Culture. A critical review of concepts and definitions//
Harvard Univ. Papers. 1952.Vol. XLVII, № 1.
28
ставления всегда играют важную роль, направляет развитие значе
ний у каждого человека. Формирующиеся благодаря этому процес
су значения влияют на следующий за ними опыт, который в свою очередь способствует новой интерпретации уже имеющегося значе
ния. Таким образом, явления окружающего мира понимаются все время по-новому. Поэтому культура представляет собой «постоян
но развивающееся восприятие мира, которое индивидуально и не
повторимо»1.
Иная точка зрения на сущность культуры выражена в работах
Р. Кэрролл. Здесь также понятие «культура» соотносится с по
нятием индивида, однако трактуется как логика, в соответствии с которой индивид упорядочивает свой мир. Этими критериями упорядочивания являются такие социально значимые явления, как язык, жесты, принципы воспитания и оценки, которые не всегда осознаются, но латентно действуют во многих областях жизни человека.
Наконец, одно из наиболее распространенных в современной западной культурной антропологии определений культуры принад
лежит А. Крёберу и К. Клакхону, которые утверждают, что «...куль
тура может быть определена как все виды деятельности, а не фи
зиологические результаты (продукты человеческих особей, не яв
ляющиеся безусловно рефлекторными или инстинктивными). Это далее означает, выражаясь языком биологии и физиологии, что культура состоит из условно-рефлекторных и приобретенных обуче
нием видов деятельности, а также их производных продуктов. В свою очередь идея обучения снова возвращает нас к тому, что яв
ляется социально передаваемым, то есть передаваемым по тради
ции, что приобретено человеком как членом общества»2.
Отличительной чертой всех точек зрения культурно-антропо
логического направления является то, что все они носят интер
претативный характер. Они ориентированы на изучение повсе
дневной жизни сравнительно небольших групп и сообществ лю
дей. При этом подразумевается, что основу их культуры составля
ют определенные нормы и правила, которые регулируют все сто
роны их жизнедеятельности. Исходя из культурно-антропологиче
ского подхода, культура обладает следующими характерными осо
бенностями:
1 KalkkonenA. Interkulturelle Kommunikation ausnordischerSicht. Mttnchen, 1991.
2 Kroeber A.L., Klukhon C. Culture. A critical review of concepts and definitions//
Harvard Univ. Papers. 1952.Vol. XLVII, № 1.
28
• культура — это универсальное явление человеческой жизни, поэтому не существует ни одного человеческого сообщества или социальной группы без присущей им культуры;
• культура — это продукт совместной жизнедеятельности лю
дей;
• культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях;
• культура не наследуется генетически, а усваивается с помо
щью научения;
• человечество не является единым социальным коллективом, разные популяции людей создали разные этнические, регио
нальные, социальные культуры;
• культура динамична, она способна к саморазвитию и самооб
новлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирую
щих культуру к меняющимся условиям своего бытия;
• культура является результатом коллективной жизнедеятель
ности людей, но ее носителями выступают отдельные лично
сти;
• культура функционирует в качестве основания для самоиден
тификации общества и его членов, осознания ее носителями своего группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и наро
дами.
Наличие.этих характерных особенностей культуры в свою оче
редь означает, что основной задачей культурной антропологии (в том числе и межкультурной коммуникации) является наблюдение, регистрация, описание и интерпретация повседневного поведения людей с целью найти объяснение его причин и возможных послед
ствий. Однако реализация указанных задач оказывается невозмож
ной без выяснения причин зарождения и развития человеческой культуры.
Дело в том, что во всех культурологических теориях, концепци
ях и методологических подходах культура рассматривается как дан
ность, как реально существующий феномен, в них не объясняются причины возникновения культуры, без чего невозможно понять ее суть. В отличие от всех других культурно-антропологический подаод исходит из того очевидного обстоятельства, что культура не сущест
вует вне человека. Она изначально связана с человеком, так как создана им. Поэтому верное и полное представление о сущности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 36
29
культуры можно составить только исходя из потребностей и инте
ресов человека. Именно в этом и следует искать главные детерми
нанты культуры.
Естествознание давно доказало, что поведение всех животных основывается на одних и тех же принципах. При более пристальном рассмотрении поведения человека и животных обнаруживается много сходных в своей основе факторов — больше, чем предпола
галось ранее. Эти сходные черты позволяют сделать вывод, что че
ловек представляет собой лишь один из видов живых организмов в общей системе биосферы, в результате чего в его поведении обна
руживаются многие биологические законы, свойственные всему животному миру.
В соответствии с этими законами любое живое существо долж
но приспосабливаться к окружающей среде. Но у животных есть инстинкты, регулирующие их поведение в каждый момент жизни.
Одни животные, обитающие в относительно стабильной и неизмен
ной среде, действуют по строго запрограммированным способам и канонам. Другие, существующие в условиях постоянно меняющего
ся окружения, должны уметь отклоняться от стандарта и выбирать одну из нескольких поведенческих альтернатив. Но и в том и в дру
гом случае каждое животное знает, как действовать, мир его вос
приятия и мир практических действий сопряжены.
В отличие от всего животного мира человек лишен набора ин
стинктов. Даже в удовлетворении своих потребностей как живого существа он не связан жестко предопределенными требованиями, поскольку его деятельность основывается главным образом на сознании. Это означает, что у человека мир восприятия и мир дей
ствий разделены социальными условиями жизни. В силу данного обстоятельства человек может попасть в ситуацию, когда он дей
ствительно не будет представлять, что он должен делать и как по
ступать.
По этой причине в процессе своего приспособления к окружаю
щей среде человек создает свой искусственный мир — вторую при
роду, состоящую из материальных предметов, духовных ценностей, норм поведения и общежития, символов сознания и т.д., которая и призвана удовлетворять его потребности. Однако новая природа создается человеком не только как среда его обитания. Создавая материальные и духовные предметы и явления, нормы поведения, развивая умения и навыки, человек тем самым создает самого себя.
В связи с этим он предстает как продукт своей собственной исто
рии, собственной деятельности, собственного сознания. По сути культура или культурное окружение людей представляют собой
30
ресов человека. Именно в этом и следует искать главные детерми
нанты культуры.
Естествознание давно доказало, что поведение всех животных основывается на одних и тех же принципах. При более пристальном рассмотрении поведения человека и животных обнаруживается много сходных в своей основе факторов — больше, чем предпола
галось ранее. Эти сходные черты позволяют сделать вывод, что че
ловек представляет собой лишь один из видов живых организмов в общей системе биосферы, в результате чего в его поведении обна
руживаются многие биологические законы, свойственные всему животному миру.
В соответствии с этими законами любое живое существо долж
но приспосабливаться к окружающей среде. Но у животных есть инстинкты, регулирующие их поведение в каждый момент жизни.
Одни животные, обитающие в относительно стабильной и неизмен
ной среде, действуют по строго запрограммированным способам и канонам. Другие, существующие в условиях постоянно меняющего
ся окружения, должны уметь отклоняться от стандарта и выбирать одну из нескольких поведенческих альтернатив. Но и в том и в дру
гом случае каждое животное знает, как действовать, мир его вос
приятия и мир практических действий сопряжены.
В отличие от всего животного мира человек лишен набора ин
стинктов. Даже в удовлетворении своих потребностей как живого существа он не связан жестко предопределенными требованиями, поскольку его деятельность основывается главным образом на сознании. Это означает, что у человека мир восприятия и мир дей
ствий разделены социальными условиями жизни. В силу данного обстоятельства человек может попасть в ситуацию, когда он дей
ствительно не будет представлять, что он должен делать и как по
ступать.
По этой причине в процессе своего приспособления к окружаю
щей среде человек создает свой искусственный мир — вторую при
роду, состоящую из материальных предметов, духовных ценностей, норм поведения и общежития, символов сознания и т.д., которая и призвана удовлетворять его потребности. Однако новая природа создается человеком не только как среда его обитания. Создавая материальные и духовные предметы и явления, нормы поведения, развивая умения и навыки, человек тем самым создает самого себя.
В связи с этим он предстает как продукт своей собственной исто
рии, собственной деятельности, собственного сознания. По сути культура или культурное окружение людей представляют собой
30