Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1490

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
явлениях. Она является не только системой средств, необходимой для обеспечения жизнедеятельности людей, но также и формой са- модетерминации индивида, «работой самоизменения»1.
Различные энциклопедические словари и справочники дают раз­
нообразные и в то же время во многом сходные определения куль­
туры . Общим для них является убеждение, что культура — это продукт человеческой деятельности человека в материальной и ду­
ховной сфере, что это определенный уровень развития общества и человека.
Обращение к работам зарубежных авторов также убеждает нас, что и там до сих пор ни только нет единой его трактовки, но и су­
ществуют различные методологические подходы к пониманию этой сферы человеческой жизни. Все многообразие определений и мето­
дологических подходов в западной культурологии порождает стрем­
ление упорядочить их, подводя их под различные классификации, среди которых можно выделить следующие:
социологическая, когда культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих кол­
лективную жизнедеятельность людей. Примером такого по­
нимания может быть следующее определение: «Культу­
ра — это то, что определяет социальный аспект человече­
ской личности с точки зрения усвоенного и приобретенного поведения. Культура динамична, равно как и личность, при­
нявшая данную культуру, и обе они (как личность, так и культура) меняются под влиянием обстоятельств и време­
ни»3;
историческая, когда акцент делается на то, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
Например, «культура есть результат совместной жизнедея­
тельности, и основными составляющими культуры являются четко очерченная группа людей и определенная история их существования. Культура определяет способы, с помощью которых различные общества стандартизируют и канонизиру­
1 См.: работы М.М. Бахтина, B.C. Библера и др.
2 Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. С. 486; Философский эн­
циклопедический словарь. М., 1989. С. 293;
3 Hofstede G. Culture and Organizations (Intercultural Cooperation and its Importance
for Survival) Software of the Mind. L„ 1991.
25

ют одобренные нормы поведения, а также методы, с помо­
щью которых общество выражает неприятие несоответствую­
щих моделей поведения»1;
нормативная, согласно которой содержание культуры со­
ставляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.
Например, в словаре «Культурология. XX век» культура рас­
сматривается как «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, за­
ученным формам человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира»2. В этот же класс можно отнести определение культуры как «системы знаний и норм для восприятия, представления, оценки и действия. Это сис­
тема социально усвоенных моделей поведения, которая слу­
жит для взаимодействия людей с окружающим миром. Она развивается во времени и постоянно, хотя и медленно эволю­
ционирует»3;
психологическая, которая основывается на взаимосвязи культуры с психологией поведения людей и видит в ней соци­
ально обусловленные особенности человеческой психики. На­
пример, «культура — это образ жизни, тот контекст, в кото­
ром мы существуем, думаем, чувствуем и общаемся друг с другом. Это тот «клей», который соединяет в одно целое группу людей. Это программа, заложенная с раннего детства, которая управляет поведением людей в обществе и помогает понять, что от них ожидается и что случится, если эти ожида­
ния не будут оправданы. Культуру можно определить как идеи, обычаи, навыки, методы и приемы, характеризующие данную группу людей в данный период времени»4;
дидактическая, рассматривающая культуру как совокуп­
ность качеств, которые человек получает в процессе научения и которые не наследуются им генетически. Например: «куль­
тура состоит из идеалов, ценностей и представлений о жизни, присущих людям и определяющих их поведение. Культура
1 Walton С.С. The Moral Manager. N.Y., 1988.
2 Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.
3 Fatehi К. International Management: A Cross-Cultural and Funktional Perspektive.
Upper Saddle River. N.Y., 1996.
4 Richard-Amato PA., Snow M.A. The Multicultural Classroom. N.Y., 1992.
26
воспитывается и усваивается с детства и передается из поко­
ления в поколение»1;
антропологическая, которая основной смысл культуры ви­
дит в деятельности и понимает ее как «совокупность резуль­
татов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, клас­
са, группы людей в определенный период времени»2. При та­
ком подходе к пониманию культуры в ней суммируются цен­
ности, нормы и системы символов какого-либо общества, ко­
торые отражаются в мышлении, представлениях и особенно­
стях поведения ее носителей.
Культура как объект исследований культурной антропологии достаточно глубоко изучена представителями этого научного на­
правления. Так, для сторонников когнитивной антропологии культура существует как система знаний, т.е. как некие мысли­
тельные категории в сознании индивидов. Например, один из наиболее известных сторонников данного направления В.Х. Гудэ- наф считает: «Культура — не материальный феномен: она' не со­
стоит из вещей, людей, поведения или эмоций. Это скорее форма организации всего этого. Это форма того, что люди подразумева­
ют, это модель их восприятия и понимания, отношения и ее ин­
терпретации»3.
Противоположной точки зрения придерживается К. Гиртц, для которого культура не знание, закрепленное в сознании людей, а ре­
пертуар контрольных механизмов: «... планов, способов, правил, инструкций», при помощи которых становится возможным управ­
ление поведением людей4. Обусловленное культурой знание мани­
фестируется в соответствии с этим в межличностные интеракции.
Слова понимаются как символы, с помощью которых передаются намерения и ожидания.
Кроме того, культура может пониматься и как чрезвычайно индивидуальный процесс познания символов и значений, который дает индивиду представление о тех или иных явлениях окружающе­
1 Brislln R.W. Understanding Culture’s Influense on Behavior. Fort Worth Harcourt
Brace College Publishers, 1993.
2 Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
3 Goodenough W.H. Cultural anthropology and linguistics//Garvin P.L. (Ed.)//Report
on the Seventh Annual Round Table Meeting on Lingguistics and Language Study.
Washington, D.C., 1957.
4 Geertz C. The Interpretation of Cultures. N. Y., 1973.
27

го мира. Этот процесс, в котором предварительные знания и пред­
ставления всегда играют важную роль, направляет развитие значе­
ний у каждого человека. Формирующиеся благодаря этому процес­
су значения влияют на следующий за ними опыт, который в свою очередь способствует новой интерпретации уже имеющегося значе­
ния. Таким образом, явления окружающего мира понимаются все время по-новому. Поэтому культура представляет собой «постоян­
но развивающееся восприятие мира, которое индивидуально и не­
повторимо»1.
Иная точка зрения на сущность культуры выражена в работах
Р. Кэрролл. Здесь также понятие «культура» соотносится с по­
нятием индивида, однако трактуется как логика, в соответствии с которой индивид упорядочивает свой мир. Этими критериями упорядочивания являются такие социально значимые явления, как язык, жесты, принципы воспитания и оценки, которые не всегда осознаются, но латентно действуют во многих областях жизни человека.
Наконец, одно из наиболее распространенных в современной западной культурной антропологии определений культуры принад­
лежит А. Крёберу и К. Клакхону, которые утверждают, что «...куль­
тура может быть определена как все виды деятельности, а не фи­
зиологические результаты (продукты человеческих особей, не яв­
ляющиеся безусловно рефлекторными или инстинктивными). Это далее означает, выражаясь языком биологии и физиологии, что культура состоит из условно-рефлекторных и приобретенных обуче­
нием видов деятельности, а также их производных продуктов. В свою очередь идея обучения снова возвращает нас к тому, что яв­
ляется социально передаваемым, то есть передаваемым по тради­
ции, что приобретено человеком как членом общества»2.
Отличительной чертой всех точек зрения культурно-антропо­
логического направления является то, что все они носят интер­
претативный характер. Они ориентированы на изучение повсе­
дневной жизни сравнительно небольших групп и сообществ лю­
дей. При этом подразумевается, что основу их культуры составля­
ют определенные нормы и правила, которые регулируют все сто­
роны их жизнедеятельности. Исходя из культурно-антропологиче­
ского подхода, культура обладает следующими характерными осо­
бенностями:
1 KalkkonenA. Interkulturelle Kommunikation ausnordischerSicht. Mttnchen, 1991.
2 Kroeber A.L., Klukhon C. Culture. A critical review of concepts and definitions//
Harvard Univ. Papers. 1952.Vol. XLVII, № 1.
28


• культура — это универсальное явление человеческой жизни, поэтому не существует ни одного человеческого сообщества или социальной группы без присущей им культуры;
• культура — это продукт совместной жизнедеятельности лю­
дей;
• культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях;
• культура не наследуется генетически, а усваивается с помо­
щью научения;
• человечество не является единым социальным коллективом, разные популяции людей создали разные этнические, регио­
нальные, социальные культуры;
• культура динамична, она способна к саморазвитию и самооб­
новлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирую­
щих культуру к меняющимся условиям своего бытия;
• культура является результатом коллективной жизнедеятель­
ности людей, но ее носителями выступают отдельные лично­
сти;
• культура функционирует в качестве основания для самоиден­
тификации общества и его членов, осознания ее носителями своего группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и наро­
дами.
Наличие.этих характерных особенностей культуры в свою оче­
редь означает, что основной задачей культурной антропологии (в том числе и межкультурной коммуникации) является наблюдение, регистрация, описание и интерпретация повседневного поведения людей с целью найти объяснение его причин и возможных послед­
ствий. Однако реализация указанных задач оказывается невозмож­
ной без выяснения причин зарождения и развития человеческой культуры.
Дело в том, что во всех культурологических теориях, концепци­
ях и методологических подходах культура рассматривается как дан­
ность, как реально существующий феномен, в них не объясняются причины возникновения культуры, без чего невозможно понять ее суть. В отличие от всех других культурно-антропологический подаод исходит из того очевидного обстоятельства, что культура не сущест­
вует вне человека. Она изначально связана с человеком, так как создана им. Поэтому верное и полное представление о сущности
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

29
культуры можно составить только исходя из потребностей и инте­
ресов человека. Именно в этом и следует искать главные детерми­
нанты культуры.
Естествознание давно доказало, что поведение всех животных основывается на одних и тех же принципах. При более пристальном рассмотрении поведения человека и животных обнаруживается много сходных в своей основе факторов — больше, чем предпола­
галось ранее. Эти сходные черты позволяют сделать вывод, что че­
ловек представляет собой лишь один из видов живых организмов в общей системе биосферы, в результате чего в его поведении обна­
руживаются многие биологические законы, свойственные всему животному миру.
В соответствии с этими законами любое живое существо долж­
но приспосабливаться к окружающей среде. Но у животных есть инстинкты, регулирующие их поведение в каждый момент жизни.
Одни животные, обитающие в относительно стабильной и неизмен­
ной среде, действуют по строго запрограммированным способам и канонам. Другие, существующие в условиях постоянно меняющего­
ся окружения, должны уметь отклоняться от стандарта и выбирать одну из нескольких поведенческих альтернатив. Но и в том и в дру­
гом случае каждое животное знает, как действовать, мир его вос­
приятия и мир практических действий сопряжены.
В отличие от всего животного мира человек лишен набора ин­
стинктов. Даже в удовлетворении своих потребностей как живого существа он не связан жестко предопределенными требованиями, поскольку его деятельность основывается главным образом на сознании. Это означает, что у человека мир восприятия и мир дей­
ствий разделены социальными условиями жизни. В силу данного обстоятельства человек может попасть в ситуацию, когда он дей­
ствительно не будет представлять, что он должен делать и как по­
ступать.
По этой причине в процессе своего приспособления к окружаю­
щей среде человек создает свой искусственный мир — вторую при­
роду, состоящую из материальных предметов, духовных ценностей, норм поведения и общежития, символов сознания и т.д., которая и призвана удовлетворять его потребности. Однако новая природа создается человеком не только как среда его обитания. Создавая материальные и духовные предметы и явления, нормы поведения, развивая умения и навыки, человек тем самым создает самого себя.
В связи с этим он предстает как продукт своей собственной исто­
рии, собственной деятельности, собственного сознания. По сути культура или культурное окружение людей представляют собой
30