Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1495

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ние термин «толерантность» получил в его английской интерпре­
тации («tolerance»), где наряду с терпимостью он стал означать так­
же «допускать».
Категория «толерантность» в современном понимании имеет широкий спектр трактовок и интерпретаций. Ее понимание не одно­
значно в разных культурах. В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение тер­
петь, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступ­
кам других людей». В таком понимании «толерантность» не являет­
ся синонимом терпения или терпеливости. Как отмечает В.А. Тиш- ков, «если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы нега­
тивного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или на­
силия»'.
Социально-психологическое понимание толерантности предпо­
лагает терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий2. При таком подходе основу толерантности составляет психологический механизм, обеспечивающий терпимость личности при ее взаимодействии с окружающей средой. Содержа­
ние терпимости составляют определенные установки личности, со­
вокупность ее отношений к действительности, к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя. При этом выделяются три фактора, обусловливающих толерантное отноше­
ние к миру: социогенетический, психогенетический и биогенетиче­
ский.
Социогенетический фактор означает влияние субъективно-объ­
ективных условий на формирование и проявление толерантности в обществе, в различных группах и у отдельных индивидов. Речь вдет о формировании и проявлении толерантности под воздействием господствующих в данный момент в обществе социальных устано­
вок, эталонов, стереотипов.
Психогенетический фактор представляет собой влияние бли­
жайшего окружения ивдиввда (семьи, трудового коллектива, не­
формальной группы и т.п.) на формирование личной толерантности.
1 Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах//То-
лерантность и культурная традиция. М., 2002. С. 12.
2 См.: Коломинский ЯЛ . Психология взаимоотношений в малых группах (общие
возрастные особенности): Учебное пособие. Минск, 2000; РеанА.А. Психология изу­
чения личности: Учебное пособие. СПб., 1999.
255


При отсутствии блокирующего воздействия социогенетических ус­
ловий толерантность как черта характера индивида определяется именно этим фактором.
Под биогенетическим фактором понимается влияние психофи­
зических особенностей индивида на формирование и проявление толерантности. Здесь речь идет о различных проявлениях толерант­
ности в зависимости от половых, возрастных и темпераментных особенностей.
Сегодня большинство научных направлений рассматривают
«толерантность» как уважение и признание равенства, отказ от до­
минирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-либо одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять дру­
гих такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности, конфор­
мизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимную и активную позицию всех заинтересован­
ных сторон.
Основой толерантного отношения к окружающему миру являет­
ся позитивная этническая идентичность, в структуре которой пози­
тивный образ собственной этнической группы сосуществует с пози­
тивным ценностным отношением к другим этническим группам. По­
зитивную этническую идентичность можно рассматривать, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существова­
ния этнической группы, а с другой — как условие межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире. Ее формирование предпо­
лагает постижение культурного и этнического многообразия мира, понимание непохожести и единства как двух сторон одного и того же процесса.
Исходя из этого, толерантность предполагает признание прав другого человека, восприятие этого другого как равного себе, пре­
тендующего на понимание и сочувствие, готовность принять пред­
ставителей других народов и культур такими, какие они есть, взаи­
модействовать с ними на основе согласия и уважения. Она являет­
ся необходимым компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой их защищать, но при этом с уважением относящейся к ценностям других людей. Исходя из сказанного, можно рассматривать толерантность как чувст­
во терпимости и уважительного отношения к культуре и
мнениям других людей, не совпадающих с собственными. Толе­
256

рантность допускает право представителя любой культуры на сво­
бодное выражение своих взглядов и реальное поведение в практи­
ческой жизни при одновременном благожелательном отношении к культуре, поведению и мнениям других людей.
Таким образом, толерантность допускает право человека делать то, что он хочет, но не во вред другим людям. Свобода одного че­
ловека начинается там, где заканчивается свобода другого. Каж­
дый индивид свободен придерживаться своих убеждений и призна­
ет такое же право за другими индивидами. Это означает признание того факта, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, языку, поведению и ценностям и обладают пра­
вом сохранять свою индивидуальность. Это означает также, что взгляды одного человека не могут быть принудительно навязаны другим людям.
Вероятно, практическим примером толерантного отношения к окружающим людям могут служить правила поведения, разрабо­
танные на заводах американской фирмы «Дженерал Электрик» и включающие такие советы: «Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно. Имей бесконечное терпение. Будь вежлив, никогда не раздражайся. Будь справедлив, особенно с подчиненны­
ми. Не делай им замечаний в присутствии третьего лица. Всегда благодари подчиненного за хорошую работу. Никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением случаев, когда это связано с опасностью для жизни. Если то, что делают твои сотрудники, в корне не расходится с твоим мнением, давай им максимальную свободу деятельности. Не бойся, если они способнее тебя, а гордись этим. Не спорь по мелочам, мелочи только затруд­
няют общую работу. Никогда не используй своей власти до тех пор, пока все остальные средства не использованы, но и в этом случае применяй ее в минимально возможной степени. Если твои распоря­
жения оказались ошибочными, признавай ошибку»1.
Толерантность воспринимается как одна из самых ярких черт русского национального характера и проявляется в способности безропотно переносить жизненные трудности. Американцы, с дру­
гой стороны, считаются более терпимыми. Основы их толерантно­
сти заключаются в особенностях исторического развития США и многообразии американской культурной жизни. Большое количест­
во эмигрантов с их собственными культурными традициями, при­
1
Цитируется по:ЛысенкоА.И. Культурология. Учебное пособие для студентов всех
специальностей очной и заочной форм обучения. Новосибирск, 1997. С. 73.
1 7 -4 9 1 0 2 5 7

вычками, религиозными верованиями и т.д. требовало определен­
ного уровня терпимости, необходимого для того, чтобы люди, насе­
ляющие США, могли уживаться в мире и согласии.
Толерантность в межкультурной коммуникации. Практи­
чески любой человек способен интуитивно отличать доброе поведе­
ние от дурного, но это качество не является врожденным для чело­
века, оно формируется в процессе практического общения людей и выражает их исторический опыт коллективных и индивидуальных представлений, чувств и установок. В связи с этим формирование толерантности происходит в процессе межкультурного общения, в котором осуществляется воспитание чувства уважения к другим на­
родам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохо­
жести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира. Моделью толерантных отношений в таком контексте являет­
ся такое общество, в котором господствуют свобода и терпимость к любому мнению. Толерантность — «...это взаимная свобода, кото­
рую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия...»1
Толерантность как императив взаимодействия народов и куль­
тур основывается на существовании различий в человеческих со­
обществах и уважении этих различий. Но дело в том, что различия бывают разные — культурные, этнические, расовые, социальные и др. Культура толерантности предполагает безусловное призна­
ние и уважение большей части таких различий, поскольку они яв­
ляются результатом естественноисторического развития. Однако при этом культура толерантности не предполагает безусловной терпимости к социальному неравенству в его крайних проявлени­
ях. Как отмечает М. Уолцер, там, где групповая принадлежность совпадает с классовой (т.е. с социальным неравенством), «терпи­
мость определенно исключена»2. По его мнению, когда различия культурного порядка совпадают с классовыми различиями (с соци­
альным неравенством), нетерпимость приобретает «особенно ожесточенный характер»3.
Толерантный подход в межкультурной коммуникации означает, что те или иные культурные особенности индивида или группы при­
знаются лишь одними из многих и не могут подчинить себе все
1 Conche М. La tolerance francaise et sa signifikation universalle//Dokument de travial
pourle 19 Congres mondial de philosophic. Moskou, 22— 28 August. 1993. P. 77.
2 Уолцер М. О терпимости. М., 2000. С. 73.
3 Там же. С. 71.
258

остальные. Он выступает как условие сохранения отличий, как пра­
во на отличность, непохожесть, инаковость. При таком подходе вос­
приятие чужой культуры происходит на основе сравнения прежнего опыта и нового, сравнения с аналогичными элементами собствен­
ной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоцио- нальной основе. Чувства человека стимулируют понимание или препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого срав­
нения происходит вживание в мир чужой культуры.
В межкультурной коммуникации толерантность выступает как необходимое условие оптимизации межкультурных отношений, как формы разрешения межкультурных противоречий. Она, как уни­
версальный нравственный принцип, предполагает разумную уступ­
чивость, постоянную готовность к диалогу, равенство взаимодейст­
вующих сторон, признание другого мнения, уникальности и ценно­
сти другой личности. Именно на этой основе создается атмосфера доверия, равенства и терпимости, обеспечивающая эффективную межкультурную коммуникацию. Толерантность как принцип меж­
культурной коммуникации понимается как отсутствие негативного отношения к иной культуре, наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей .собствен­
ной культуры.
Проявления толерантности в межкультурной коммуникации но­
сят относительный характер. Например, американцы никак не мо­
гут понять, почему русские терпят бытовую неустроенность, нару­
шение прав потребителей, невыполнение законов со стороны долж­
ностных лиц, бытовой вандализм, нарушение прав человека. Рус­
ские, в свою очередь недоумевают, почему американцы, проявляю­
щие высокую степень толерантности к сексуальным меньшинствам или некоторым проявлениям религиозной розни, не допускают аль­
тернативной точки зрения по вопросам прав женщин, политики, роли США в мире и т.д.
Различные проявления толерантности выражаются также и в том, что американцы в процессе взаимодействия намного больше, чем русские, стремятся к компромиссу и сглаживанию противоре­
чий, в то время как русские больше склонны к эмоциям и крайно­
стям. С другой стороны, американцы обычно ждут быстрых реше­
ний и действий, а русские имеют тенденцию выжидать, проверяя надежность своих партнеров и устанавливая с ними более довери­
тельные отношения.
Позитивное понимание толерантности достигается через уясне­
ние ее противоположности — интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система
17
*
259