Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1497

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе инто- лерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. В результате этого формируется не­
терпимость, которая порождает стремление к господству и уничто­
жению, к отказу в праве на существование тому, кто придержива­
ется иных норм жизни. Практически интолерантность проявляется в широком диапазоне форм поведения — от обычной невежливо­
сти, пренебрежительного отношения к людям другой национально­
сти и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Основными формами про­
явления интолерантности являются:
• оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, осно­
вывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
• этноцентризм;
• дискриминация по различным основаниям в ввде лишения со­
циальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе;
• расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
• ксенофобия в форме этнофобий, мигрантофобий;
• осквернение религиозных и культурных памятников;
• изгнание, сегрегация, репрессии;
• религиозное преследование.
В современной жизни эти формы интолерантности порождают самые разные причины, и поэтому актуальной является проблема целенаправленного воспитания толерантности. Любая культура для своего сохранения и выживания должна осуществлять обучение и воспитание своих носителей собственным ценностям и нормам, причем воспитать их таким образом, чтобы они стали проводниками толерантности в отношении других культур, сохраняя и воспроизво­
дя свои традиционные культурные отличия.
В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности вос­
питание толерантности многопланово и приобретает чаще всего ха­
рактер поликультурного образования, основными целями которого являются следующие:
• глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные куль­
туры;
• формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным раз­
личиям;
260

• создание условий для интеграции в культуры других народов;
• формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
• воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнацио­
нального общения.
Основным образовательным принципом в достижении отмечен­
ных целей может служить принцип диалога, который позволяет со­
единять в мышлении и деятельности людей различные, не своди­
мые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные ори­
ентации и формы поведения. Данное значение диалога обусловлено тем, что:
• диалог рассматривается не только в качестве эвристического приема усвоения каких-либо знаний, но и как фактор, опре­
деляющий суть и смысл передаваемой информации;
• диалог придает реальный практический смысл взаимодейст­
вию культур, общающихся между собой;
• диалог становится постоянно действующей основой в разви­
тии и. взаимодействии культур.
Принцип диалога, распространяемый в сферу в меж^льтурной коммуникации, означает уважение и признание всех национальных культур в структуре современной мировой культуры. Здесь основ­
ным содержанием является формирование терпимого отношения к людям, различающимся по этническому, религиозному и иным при­
знакам. Этому могут помочь практические рекомендации, вырабо­
танные американскими исследователями К. Ситарамом и Р. Когдел- лом, которые можно назвать кодексом межкультурной коммуника­
ции, поскольку они способствуют выработке толерантного отноше­
ния к чужой культуре.
1. Сознавать, что представитель какой-либо культуры не уста­
навливает мировых стандартов.
2. Относиться к культуре аудитории с тем же уважением, с ка­
ким относился бы к своей собственной.
3. Не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур на основе собственных ценностей.
4. Всегда помнить о необходимости понимать культурную осно­
ву чужих ценностей.
5. Никогда не исходить из превосходства своей религии над ре­
лигией другого.
6. Общаясь с представителями другой религии, пытаться пони­
мать и уважать эту религию.
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36

261

7. Стремиться понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических по­
требностей и ресурсов.
8. Уважать способы одеваться, принятые в других культурах.
9. Не демонстрировать отвращения к непривычным запахам, если те могут восприниматься как приятные людьми других культур.
10. Не исходить из цвета кожи как «естественной» основы взаи­
моотношений с тем или иным человеком.
11. Не смотреть свысока на человека, если его акцент отлича­
ется от твоего.
12. Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые бы име­
ли монополию на все аспекты.
13. Не пытаться использовать свой высокий статус в иерархии своей культуры для воздействия на поведение других представите­
лей другой культуры в ходе межкультурных контактов.
14. Всегда помнить, что никакие научные данные не подтвер­
ждают превосходства одной этнической группы над другой1.
В формировании этих установок чрезвычайно важно, чтобы люди понимали необходимость как сохранения этнической и куль­
турной идентичности, без которой невозможно нормальное психо­
логическое самочувствие человека, так и развития мультикультура- лизма. Обе эти тенденции должны разумно и гармонично сочетать­
ся друг с другом. Только обладающий позитивной этнокультурной идентичностью человек способен к этнической и культурной толе­
рантности, к жизни в современном, все более глобализующемся мире.
Воспитание и формирование указанных установок толерантного отношения к чужой культуре достигается путем целенаправленного процесса образования, включающего в себя несколько этапов.
I. Общее ознакомление с культурой той или ной страны:
• осознание тех факторов, которые составляют уникальность данной культуры, и тех отличительных черт своей культуры, которые могут сказаться на успешной коммуникации с пред­
ставителями иной культуры;
• поиски возможностей приобрести опыт межкультурного взаи­
модействия с представителями чужой культуры в привычной обстановке, чтобы реально ощутить особенности этого взаи­
модействия и культурные различия.
1 Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации//Человек. 1992.
№ 5. С. 106.
262


И. Языковая подготовка:
• обязательное ознакомительное изучение языка предполагае­
мой для коммуникации культуры;
• развитие языковых навыков с помощью самообразования (про­
слушивание аудиокассет, просмотра учебных фильмов, чтение газет и журналов, беседы с носителями данного языка);
• накопление индивидуального словарного запаса, необходимо­
го для начального этапа культурной адаптации в чужой куль­
туре;
• использование полученных языковых знаний и навыков при любой возможности.
III.
Специализированная культурная подготовка:
• сбор и изучение информации о культурном своеобразии соот­
ветствующей страны:
• подготовка к неизбежному культурному шоку;
• получение необходимых практических советов от людей, зна­
комых с культурой данной страны;
• получение дополнительной информации из путеводителей для туристов.

Глава 6
Межкультурная коммуникация
как учебная дисциплина
6.1.
Методы обучения межкультурной коммуникации
Поведение людей, принадлежащих к другим культурам, не явля­
ется чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнози­
рованию, но только для этого требуется специальная подготовка к межкультурной коммуникации. Основными традиционными метода­
ми подготовки к успешному межкультурному общению являются беседы, рассказы очевидцев или представителей разных культурных групп, сбор информации об истории, традициях того или иного на­
рода, о его культурных ценностях, просмотр и обсуждение видеома­
териалов, дискуссии. Изучение иных культур, их особенностей и традиций позволяет овладеть необходимыми навыками для комму­
никации с ее представителями и может существенно изменить от­
ношение к своим культурным ценностям. Наряду с этим, огромное значение имеют методы активного вовлечения в ситуации межкуль­
турного общения: проживание в инокультурном окружении, учеба в поликультурных группах, работа в малых поликультурных группах над совместными проектами и т.д.
Таким образом, современная система образования располагает широким выбором различных способов и методов обучения меж­
культурной коммуникации. Однако, как показывает практика, наи­
более эффективными среди них являются те, которые не препод­
носят готовые факты из реальной жизни, а требуют анализа этих фактов в виде диагностики и анализа конкретных ситуаций меж­
культурного общения и генерирования всех имеющихся знаний и навыков для преодоления культурного непонимания. По этой при­
чине в системе межкультурного обучения получили распростране­
ние преимущественно активные методы: дискуссии, разнообраз­
ные игры, анализ ситуаций, тренинги, позволяющие полностью погрузиться в активное контролируемое общение. Именно актив­
264

ные методы межкультурного обучения — имитационные и дело­
вые игры и тренинги позволяют познакомиться с проблемами в динамике, дают возможность участникам прожить необходимое количество времени в конкретных ситуациях межкультурной ком­
муникации. Именно с помощью этих методов обучения партнеры по коммуникации обретают необходимые навыки и опыт общения и взаимодействия, развивают уверенность в себе, способность к гибким взаимоотношениям.
В современной коммуникативистике существует несколько ап­
робированных способов подготовить индивида к межкультурному взаимодействию. Их можно разделить на три группы:
• по методу обучения — дидактические или эмпирические;
• по содержанию обучения — общекультурные или культурно­
специфические;
• по сфере, в которой стремятся достичь основных результа­
тов, — когнитивной, эмоциональной, поведенческой.
Итак, методы обучения индивида могут быть дидактические — просвещение, ориентирование, моделирование, а таже эмпириче­
ские — тренинг.
Просвещение представляет собой процесс приобретения-знаний о культуре, к контакту с которой человек целенаправленно готовит­
ся. Перед поездкой в другую страну необходимо получить хотя бы минимум знаний по истории, географии, узнать об обычаях и тради­
циях жителей этой страны. Так, в США долгое время подготовка специалистов и дипломатов, выезжающих на длительное время за границу, строилась на имитационной игре, которую называли
«классной комнатой». Им давали достаточно обширные знания о стране пребывания, правда, они носили, в основном, абстрактный характер.
К сожалению, довольно скоро обнаружилось, что подобные зна­
ния не слишком помогали в реальной жизни, а реакции местных жителей на действия и поведение американцев нередко сильно от­
личались от ожидаемых. Поэтому сегодня «классные комнаты» все чаще дают не конкретные знания о какой-либо стране, а учат пере­
селенцев и визитеров «обучаться» правильному поведению.
Ориентирование также представляет собой обучающую про­
грамму, цель которой — быстро познакомить человека с основны­
ми нормами, ценностями и правилами поведения в чужой культуре.
Для этого используют пособия, которые иронично называют «куль­
турными поваренными книгами». В них обычно даются рецепты по­
ведения в наиболее часто встречающихся ситуациях.
18
-
4910
2 65


Моделирование — это такой метод обучения, который пред­
полагает получение необходимых знаний на основе исследования искусственных моделей (условных образов, схем и процессов) со­
ответствующих ситуаций межкультурного общения. Как правило, в качестве моделей межкультурного обучения используются опи­
сания поведенческих реакций представителей соответствующих культур.
В то же время, по мнению зарубежных специалистов, отмечен­
ные методы обучения не дают достаточного количества знаний и на­
выков для межкультурного взаимодействия. Каким бы полным ни был объем передаваемой ими информации, обучающие всегда ока­
зываются недостаточно подготовленными для этого вида общения.
Этот недостаток призван компенсировать тренинг межкультурной компетентности1.
6.2. Метод тренинга в обучении межкультурной коммуникации
Интенсификация и усложнение различных форм и типов комму­
никаций людей предъявляют повышенные требования к коммуни­
кативной компетентности как отдельных индивидов, так и целых групп людей. Традиционные системы формирования коммуникатив­
ного опыта и совершенствования компетентности э виде воспита­
ния, социализации, образования и адаптации не всегда должным образом решают возникающие задачи. Отсюда усложнение комму­
никаций должно сопровождаться развитием специальных средств подготовки людей к постоянно обновляющимся условиям человече­
ского общения. Одним из таких средств является коммуникативный тренинг.
Само понятие «тренинг» вошло в научный оборот лишь в по­
следние десятилетия. Сегодня термин «тренинг» обычно связывает­
ся с комплексом упражнений, разработанным на научной основе по специальной методике, осуществляемой с помощью квалифициро­
ванного специалиста. Как метод учебных занятий тренинг пред­
ставляет собой планомерно осуществляемую программу р а з­
нообразных упражнений по формированию и совершенствова­
нию умений и навыков в той или иной сфере человеческой дея­
тельности.
1 См.:
Lewis R.
When Cultures Collide. Managing successfully across cultures.
London, 1999.
266

На сегодняшний день можно выделить две точки зрения на роль тренинга в развитии и совершенствовании коммуникативной компе­
тентности. Сторонники первой точки зрения считают, что тренинг призван восполнить недостаток умений и навыков, которые не обеспечиваются системами образования и социализации и не могут быть приобретены в процессе коммуникативной практики. Другая точка зрения заключается в том, что тренинг представляет собой прежде всего работу по переосмыслению коммуникативного опыта, расширению знаний, способствующих формированию более компе­
тентного взаимодействия с окружающим миром.
Соответственно этим точкам зрения существуют две модели совершенствования компетентности. Согласно первой из них тре­
нинг позволяет приобретать и совершенствовать знания, умения и установки. К концу тренинга его участники получают большое количество новых знаний и навыков, значительно улучшающих их компетентность по теме тренинга. Как правило, по окончании тренинга его участники довольно быстро утрачивают полученные знания, особенно в той их части, которая оказалась не востребо­
ванной.
Другая модель — в тренинге участники овладевают новыми, бо­
лее совершенными способами работы со своим опытом.' При этой модели знания и умения приобретаются не столько во время тре­
нинговых занятий, сколько после них.
На практике обе модели тренинга существуют и сосуществуют, эффективно дополняя друг друга.
Тренинг также является наиболее универсальным методом обу­
чения и межкультурной коммуникации, поскольку развивает умение слушать своего собеседника, держать себя уверенно с другими людьми, публично выступать, строить эффективную модель взаимо­
отношений с партнерами по коммуникации, предотвращать и конст­
руктивно разрешать конфликты, преодолевать осложняющие обще­
ние привычки и манеры поведения и т.д.
Обучение взаимодействию с представителями других культур ставит перед собой две основные задачи:
• во-первых, через проигрывание ситуаций, встречающихся в различных культурах, познакомить обучаемых с межкультур- ными различиями во взаимоотношениях с представителями других культур;
• во-вторых, познакомив обучаемых с самыми характерными особенностями чужой культуры, подготовить перенос полу­
ченных знаний на другие ситуации.
и*
267