Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1497
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе инто- лерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. В результате этого формируется не
терпимость, которая порождает стремление к господству и уничто
жению, к отказу в праве на существование тому, кто придержива
ется иных норм жизни. Практически интолерантность проявляется в широком диапазоне форм поведения — от обычной невежливо
сти, пренебрежительного отношения к людям другой национально
сти и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Основными формами про
явления интолерантности являются:
• оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, осно
вывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
• этноцентризм;
• дискриминация по различным основаниям в ввде лишения со
циальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе;
• расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
• ксенофобия в форме этнофобий, мигрантофобий;
• осквернение религиозных и культурных памятников;
• изгнание, сегрегация, репрессии;
• религиозное преследование.
В современной жизни эти формы интолерантности порождают самые разные причины, и поэтому актуальной является проблема целенаправленного воспитания толерантности. Любая культура для своего сохранения и выживания должна осуществлять обучение и воспитание своих носителей собственным ценностям и нормам, причем воспитать их таким образом, чтобы они стали проводниками толерантности в отношении других культур, сохраняя и воспроизво
дя свои традиционные культурные отличия.
В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности вос
питание толерантности многопланово и приобретает чаще всего ха
рактер поликультурного образования, основными целями которого являются следующие:
• глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные куль
туры;
• формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным раз
личиям;
260
терпимость, которая порождает стремление к господству и уничто
жению, к отказу в праве на существование тому, кто придержива
ется иных норм жизни. Практически интолерантность проявляется в широком диапазоне форм поведения — от обычной невежливо
сти, пренебрежительного отношения к людям другой национально
сти и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Основными формами про
явления интолерантности являются:
• оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, осно
вывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
• этноцентризм;
• дискриминация по различным основаниям в ввде лишения со
циальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе;
• расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
• ксенофобия в форме этнофобий, мигрантофобий;
• осквернение религиозных и культурных памятников;
• изгнание, сегрегация, репрессии;
• религиозное преследование.
В современной жизни эти формы интолерантности порождают самые разные причины, и поэтому актуальной является проблема целенаправленного воспитания толерантности. Любая культура для своего сохранения и выживания должна осуществлять обучение и воспитание своих носителей собственным ценностям и нормам, причем воспитать их таким образом, чтобы они стали проводниками толерантности в отношении других культур, сохраняя и воспроизво
дя свои традиционные культурные отличия.
В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности вос
питание толерантности многопланово и приобретает чаще всего ха
рактер поликультурного образования, основными целями которого являются следующие:
• глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные куль
туры;
• формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным раз
личиям;
260
• создание условий для интеграции в культуры других народов;
• формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
• воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнацио
нального общения.
Основным образовательным принципом в достижении отмечен
ных целей может служить принцип диалога, который позволяет со
единять в мышлении и деятельности людей различные, не своди
мые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные ори
ентации и формы поведения. Данное значение диалога обусловлено тем, что:
• диалог рассматривается не только в качестве эвристического приема усвоения каких-либо знаний, но и как фактор, опре
деляющий суть и смысл передаваемой информации;
• диалог придает реальный практический смысл взаимодейст
вию культур, общающихся между собой;
• диалог становится постоянно действующей основой в разви
тии и. взаимодействии культур.
Принцип диалога, распространяемый в сферу в меж^льтурной коммуникации, означает уважение и признание всех национальных культур в структуре современной мировой культуры. Здесь основ
ным содержанием является формирование терпимого отношения к людям, различающимся по этническому, религиозному и иным при
знакам. Этому могут помочь практические рекомендации, вырабо
танные американскими исследователями К. Ситарамом и Р. Когдел- лом, которые можно назвать кодексом межкультурной коммуника
ции, поскольку они способствуют выработке толерантного отноше
ния к чужой культуре.
1. Сознавать, что представитель какой-либо культуры не уста
навливает мировых стандартов.
2. Относиться к культуре аудитории с тем же уважением, с ка
ким относился бы к своей собственной.
3. Не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур на основе собственных ценностей.
4. Всегда помнить о необходимости понимать культурную осно
ву чужих ценностей.
5. Никогда не исходить из превосходства своей религии над ре
лигией другого.
6. Общаясь с представителями другой религии, пытаться пони
мать и уважать эту религию.
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 36
261
7. Стремиться понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических по
требностей и ресурсов.
8. Уважать способы одеваться, принятые в других культурах.
9. Не демонстрировать отвращения к непривычным запахам, если те могут восприниматься как приятные людьми других культур.
10. Не исходить из цвета кожи как «естественной» основы взаи
моотношений с тем или иным человеком.
11. Не смотреть свысока на человека, если его акцент отлича
ется от твоего.
12. Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые бы име
ли монополию на все аспекты.
13. Не пытаться использовать свой высокий статус в иерархии своей культуры для воздействия на поведение других представите
лей другой культуры в ходе межкультурных контактов.
14. Всегда помнить, что никакие научные данные не подтвер
ждают превосходства одной этнической группы над другой1.
В формировании этих установок чрезвычайно важно, чтобы люди понимали необходимость как сохранения этнической и куль
турной идентичности, без которой невозможно нормальное психо
логическое самочувствие человека, так и развития мультикультура- лизма. Обе эти тенденции должны разумно и гармонично сочетать
ся друг с другом. Только обладающий позитивной этнокультурной идентичностью человек способен к этнической и культурной толе
рантности, к жизни в современном, все более глобализующемся мире.
Воспитание и формирование указанных установок толерантного отношения к чужой культуре достигается путем целенаправленного процесса образования, включающего в себя несколько этапов.
I. Общее ознакомление с культурой той или ной страны:
• осознание тех факторов, которые составляют уникальность данной культуры, и тех отличительных черт своей культуры, которые могут сказаться на успешной коммуникации с пред
ставителями иной культуры;
• поиски возможностей приобрести опыт межкультурного взаи
модействия с представителями чужой культуры в привычной обстановке, чтобы реально ощутить особенности этого взаи
модействия и культурные различия.
1 Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации//Человек. 1992.
№ 5. С. 106.
262
И. Языковая подготовка:
• обязательное ознакомительное изучение языка предполагае
мой для коммуникации культуры;
• развитие языковых навыков с помощью самообразования (про
слушивание аудиокассет, просмотра учебных фильмов, чтение газет и журналов, беседы с носителями данного языка);
• накопление индивидуального словарного запаса, необходимо
го для начального этапа культурной адаптации в чужой куль
туре;
• использование полученных языковых знаний и навыков при любой возможности.
III.
Специализированная культурная подготовка:
• сбор и изучение информации о культурном своеобразии соот
ветствующей страны:
• подготовка к неизбежному культурному шоку;
• получение необходимых практических советов от людей, зна
комых с культурой данной страны;
• получение дополнительной информации из путеводителей для туристов.
Глава 6
Межкультурная коммуникация
как учебная дисциплина
6.1.
Методы обучения межкультурной коммуникации
Поведение людей, принадлежащих к другим культурам, не явля
ется чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнози
рованию, но только для этого требуется специальная подготовка к межкультурной коммуникации. Основными традиционными метода
ми подготовки к успешному межкультурному общению являются беседы, рассказы очевидцев или представителей разных культурных групп, сбор информации об истории, традициях того или иного на
рода, о его культурных ценностях, просмотр и обсуждение видеома
териалов, дискуссии. Изучение иных культур, их особенностей и традиций позволяет овладеть необходимыми навыками для комму
никации с ее представителями и может существенно изменить от
ношение к своим культурным ценностям. Наряду с этим, огромное значение имеют методы активного вовлечения в ситуации межкуль
турного общения: проживание в инокультурном окружении, учеба в поликультурных группах, работа в малых поликультурных группах над совместными проектами и т.д.
Таким образом, современная система образования располагает широким выбором различных способов и методов обучения меж
культурной коммуникации. Однако, как показывает практика, наи
более эффективными среди них являются те, которые не препод
носят готовые факты из реальной жизни, а требуют анализа этих фактов в виде диагностики и анализа конкретных ситуаций меж
культурного общения и генерирования всех имеющихся знаний и навыков для преодоления культурного непонимания. По этой при
чине в системе межкультурного обучения получили распростране
ние преимущественно активные методы: дискуссии, разнообраз
ные игры, анализ ситуаций, тренинги, позволяющие полностью погрузиться в активное контролируемое общение. Именно актив
264
ные методы межкультурного обучения — имитационные и дело
вые игры и тренинги позволяют познакомиться с проблемами в динамике, дают возможность участникам прожить необходимое количество времени в конкретных ситуациях межкультурной ком
муникации. Именно с помощью этих методов обучения партнеры по коммуникации обретают необходимые навыки и опыт общения и взаимодействия, развивают уверенность в себе, способность к гибким взаимоотношениям.
В современной коммуникативистике существует несколько ап
робированных способов подготовить индивида к межкультурному взаимодействию. Их можно разделить на три группы:
• по методу обучения — дидактические или эмпирические;
• по содержанию обучения — общекультурные или культурно
специфические;
• по сфере, в которой стремятся достичь основных результа
тов, — когнитивной, эмоциональной, поведенческой.
Итак, методы обучения индивида могут быть дидактические — просвещение, ориентирование, моделирование, а таже эмпириче
ские — тренинг.
Просвещение представляет собой процесс приобретения-знаний о культуре, к контакту с которой человек целенаправленно готовит
ся. Перед поездкой в другую страну необходимо получить хотя бы минимум знаний по истории, географии, узнать об обычаях и тради
циях жителей этой страны. Так, в США долгое время подготовка специалистов и дипломатов, выезжающих на длительное время за границу, строилась на имитационной игре, которую называли
«классной комнатой». Им давали достаточно обширные знания о стране пребывания, правда, они носили, в основном, абстрактный характер.
К сожалению, довольно скоро обнаружилось, что подобные зна
ния не слишком помогали в реальной жизни, а реакции местных жителей на действия и поведение американцев нередко сильно от
личались от ожидаемых. Поэтому сегодня «классные комнаты» все чаще дают не конкретные знания о какой-либо стране, а учат пере
селенцев и визитеров «обучаться» правильному поведению.
Ориентирование также представляет собой обучающую про
грамму, цель которой — быстро познакомить человека с основны
ми нормами, ценностями и правилами поведения в чужой культуре.
Для этого используют пособия, которые иронично называют «куль
турными поваренными книгами». В них обычно даются рецепты по
ведения в наиболее часто встречающихся ситуациях.
18
-
4910
2 65
вые игры и тренинги позволяют познакомиться с проблемами в динамике, дают возможность участникам прожить необходимое количество времени в конкретных ситуациях межкультурной ком
муникации. Именно с помощью этих методов обучения партнеры по коммуникации обретают необходимые навыки и опыт общения и взаимодействия, развивают уверенность в себе, способность к гибким взаимоотношениям.
В современной коммуникативистике существует несколько ап
робированных способов подготовить индивида к межкультурному взаимодействию. Их можно разделить на три группы:
• по методу обучения — дидактические или эмпирические;
• по содержанию обучения — общекультурные или культурно
специфические;
• по сфере, в которой стремятся достичь основных результа
тов, — когнитивной, эмоциональной, поведенческой.
Итак, методы обучения индивида могут быть дидактические — просвещение, ориентирование, моделирование, а таже эмпириче
ские — тренинг.
Просвещение представляет собой процесс приобретения-знаний о культуре, к контакту с которой человек целенаправленно готовит
ся. Перед поездкой в другую страну необходимо получить хотя бы минимум знаний по истории, географии, узнать об обычаях и тради
циях жителей этой страны. Так, в США долгое время подготовка специалистов и дипломатов, выезжающих на длительное время за границу, строилась на имитационной игре, которую называли
«классной комнатой». Им давали достаточно обширные знания о стране пребывания, правда, они носили, в основном, абстрактный характер.
К сожалению, довольно скоро обнаружилось, что подобные зна
ния не слишком помогали в реальной жизни, а реакции местных жителей на действия и поведение американцев нередко сильно от
личались от ожидаемых. Поэтому сегодня «классные комнаты» все чаще дают не конкретные знания о какой-либо стране, а учат пере
селенцев и визитеров «обучаться» правильному поведению.
Ориентирование также представляет собой обучающую про
грамму, цель которой — быстро познакомить человека с основны
ми нормами, ценностями и правилами поведения в чужой культуре.
Для этого используют пособия, которые иронично называют «куль
турными поваренными книгами». В них обычно даются рецепты по
ведения в наиболее часто встречающихся ситуациях.
18
-
4910
2 65
Моделирование — это такой метод обучения, который пред
полагает получение необходимых знаний на основе исследования искусственных моделей (условных образов, схем и процессов) со
ответствующих ситуаций межкультурного общения. Как правило, в качестве моделей межкультурного обучения используются опи
сания поведенческих реакций представителей соответствующих культур.
В то же время, по мнению зарубежных специалистов, отмечен
ные методы обучения не дают достаточного количества знаний и на
выков для межкультурного взаимодействия. Каким бы полным ни был объем передаваемой ими информации, обучающие всегда ока
зываются недостаточно подготовленными для этого вида общения.
Этот недостаток призван компенсировать тренинг межкультурной компетентности1.
6.2. Метод тренинга в обучении межкультурной коммуникации
Интенсификация и усложнение различных форм и типов комму
никаций людей предъявляют повышенные требования к коммуни
кативной компетентности как отдельных индивидов, так и целых групп людей. Традиционные системы формирования коммуникатив
ного опыта и совершенствования компетентности э виде воспита
ния, социализации, образования и адаптации не всегда должным образом решают возникающие задачи. Отсюда усложнение комму
никаций должно сопровождаться развитием специальных средств подготовки людей к постоянно обновляющимся условиям человече
ского общения. Одним из таких средств является коммуникативный тренинг.
Само понятие «тренинг» вошло в научный оборот лишь в по
следние десятилетия. Сегодня термин «тренинг» обычно связывает
ся с комплексом упражнений, разработанным на научной основе по специальной методике, осуществляемой с помощью квалифициро
ванного специалиста. Как метод учебных занятий тренинг пред
ставляет собой планомерно осуществляемую программу р а з
нообразных упражнений по формированию и совершенствова
нию умений и навыков в той или иной сфере человеческой дея
тельности.
1 См.:
Lewis R.
When Cultures Collide. Managing successfully across cultures.
London, 1999.
266
На сегодняшний день можно выделить две точки зрения на роль тренинга в развитии и совершенствовании коммуникативной компе
тентности. Сторонники первой точки зрения считают, что тренинг призван восполнить недостаток умений и навыков, которые не обеспечиваются системами образования и социализации и не могут быть приобретены в процессе коммуникативной практики. Другая точка зрения заключается в том, что тренинг представляет собой прежде всего работу по переосмыслению коммуникативного опыта, расширению знаний, способствующих формированию более компе
тентного взаимодействия с окружающим миром.
Соответственно этим точкам зрения существуют две модели совершенствования компетентности. Согласно первой из них тре
нинг позволяет приобретать и совершенствовать знания, умения и установки. К концу тренинга его участники получают большое количество новых знаний и навыков, значительно улучшающих их компетентность по теме тренинга. Как правило, по окончании тренинга его участники довольно быстро утрачивают полученные знания, особенно в той их части, которая оказалась не востребо
ванной.
Другая модель — в тренинге участники овладевают новыми, бо
лее совершенными способами работы со своим опытом.' При этой модели знания и умения приобретаются не столько во время тре
нинговых занятий, сколько после них.
На практике обе модели тренинга существуют и сосуществуют, эффективно дополняя друг друга.
Тренинг также является наиболее универсальным методом обу
чения и межкультурной коммуникации, поскольку развивает умение слушать своего собеседника, держать себя уверенно с другими людьми, публично выступать, строить эффективную модель взаимо
отношений с партнерами по коммуникации, предотвращать и конст
руктивно разрешать конфликты, преодолевать осложняющие обще
ние привычки и манеры поведения и т.д.
Обучение взаимодействию с представителями других культур ставит перед собой две основные задачи:
• во-первых, через проигрывание ситуаций, встречающихся в различных культурах, познакомить обучаемых с межкультур- ными различиями во взаимоотношениях с представителями других культур;
• во-вторых, познакомив обучаемых с самыми характерными особенностями чужой культуры, подготовить перенос полу
ченных знаний на другие ситуации.
и*
267