Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1491
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ты, ролевые игры, консультирование экспертами, модульное обуче
ние, при котором учебный материал подается комплексно, в един
стве теории и практики, и т.д. Выбор того или иного метода обуче
ния обусловлен прежде всего содержанием учебного материала и целями обучения, которые отличаются тем, что предполагают не только приобретение знаний, но и формирование умений и навы
ков, необходимых в практической жизнедеятельности. Поэтому в процессе обучения межкультурной коммуникации пригодны в пер
вую очередь те методы, при которых учащиеся идентифицируют себя с учебным материалом, активно включаются в изучаемую си
туацию, побуждаются к практическим действиям, соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечает тренинг «Формирование межкультурной толе
рантности».
6.4.1.
Цели и задачи тренинга. Для построения программы тренинга важно изначально точно определить его тему и цель. Это в свою очередь позволит сформулировать конкретные задачи тре
нинга, что имеет важное значение для всей программы: если четко определены цели, то это позволяет правильно выстраивать всю программу в целом и каждое занятие в отдельности, а также подби
рать и разрабатывать задания и упражнения, намечать темы для обсуждения и готовить раздаточный материал.
В самом общем смысле целью любого тренинга является разви
тие и формирование каких-либо качеств личности, повышающих ее способности решать разнообразные жизненные вопросы и пробле
мы. Отсюда в соответствии с темой нашего тренинга главной его целью является развитие компетентности в сфере этнокультурного общения. Эта общая цель тренинга в своем конкретном выражении представляет собой совокупность знаний, навыков, установок и мо
делей поведения, обеспечивающих эффективное взаимодействие с представителями других культур. Конкретизированная общая цель тренинга (знания, навыки, установки и модели) и составляет основ
ные его задачи.
Точное определение цели и задач тренинга является важнейшей частью начального этапа по составлению программы тренинга, ко
торая должна проводиться тренером и его ассистентами. Если тре
нер планирует работать один и при этом не обладает достаточным опытом проведения тренингов, то целесообразно пригласить кон
сультантов и помощников, компетентных в теме тренинга. Дело в том, что слабая методическая подготовка тренера зачастую ведет к
276
ние, при котором учебный материал подается комплексно, в един
стве теории и практики, и т.д. Выбор того или иного метода обуче
ния обусловлен прежде всего содержанием учебного материала и целями обучения, которые отличаются тем, что предполагают не только приобретение знаний, но и формирование умений и навы
ков, необходимых в практической жизнедеятельности. Поэтому в процессе обучения межкультурной коммуникации пригодны в пер
вую очередь те методы, при которых учащиеся идентифицируют себя с учебным материалом, активно включаются в изучаемую си
туацию, побуждаются к практическим действиям, соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечает тренинг «Формирование межкультурной толе
рантности».
6.4.1.
Цели и задачи тренинга. Для построения программы тренинга важно изначально точно определить его тему и цель. Это в свою очередь позволит сформулировать конкретные задачи тре
нинга, что имеет важное значение для всей программы: если четко определены цели, то это позволяет правильно выстраивать всю программу в целом и каждое занятие в отдельности, а также подби
рать и разрабатывать задания и упражнения, намечать темы для обсуждения и готовить раздаточный материал.
В самом общем смысле целью любого тренинга является разви
тие и формирование каких-либо качеств личности, повышающих ее способности решать разнообразные жизненные вопросы и пробле
мы. Отсюда в соответствии с темой нашего тренинга главной его целью является развитие компетентности в сфере этнокультурного общения. Эта общая цель тренинга в своем конкретном выражении представляет собой совокупность знаний, навыков, установок и мо
делей поведения, обеспечивающих эффективное взаимодействие с представителями других культур. Конкретизированная общая цель тренинга (знания, навыки, установки и модели) и составляет основ
ные его задачи.
Точное определение цели и задач тренинга является важнейшей частью начального этапа по составлению программы тренинга, ко
торая должна проводиться тренером и его ассистентами. Если тре
нер планирует работать один и при этом не обладает достаточным опытом проведения тренингов, то целесообразно пригласить кон
сультантов и помощников, компетентных в теме тренинга. Дело в том, что слабая методическая подготовка тренера зачастую ведет к
276
тому, что тренинг превращается в набор упражнений развлека
тельного характера, что дискредитирует саму вдею тренинга как ме
тода обучения. Чтобы избежать этого, тренер должен ясно себе представлять, на решение какой задачи направлено то или иное действие, происходящее в процессе тренинга.
6.4.2.
Организационные вопросы проведения тренинга. На ус
пешное проведение тренинга существенно влияют кроме прочего как особенности самой тренинговой группы, так и условия его про
ведения. Поэтому следует принять во внимание такие характери
стики, как состав группы, помещение, требования к тренеру, стра
тегия проведения занятий, временные характеристики тренинга, типы раздаточных материалов.
Состав группы. Эмпирическим путем установлено, что опти
мальное количество участников тренинга не должно превышать 15 че
ловек. При этом все участники включаются в группу в соответствии с принципом добровольности, принципом свободного выбора дан
ного вида обучения. В группах именно с такой численностью созда
ются наиболее, благоприятные условия для групповой работы, каж
дому участнику при этом уделяется достаточно внимания и времени, как тренером, так и другими участниками. В такой группе каждый участник имеет возможность проявить свои способности, знания и навыки, а также получить их от других, активно участвовать в уп
ражнениях, заданиях и дискуссиях.
Превышение указанной численности тренинговой группы сни
жает эффективность тренинга и поэтому требует серьезной коррек
тировки программы. В современной тренинговой практике имеются примеры работы с большими группами (до 50 человек), но в таких группах действуют другие социально-психологические законы. Тре
неру становится значительно труднее контролировать ход дискус
сий, время выступлений, выбор лиц, которым предоставляется пра
во выступить и использовать специальные приемы поддержания внимания группы и т.д. Кроме того, большие группы требуют под
бора и использования других упражнений, чтобы привлечь к работе всех участников тренинга.
Возрастные различия участников тренинга не должны пре
вышать 10— 15 лет. В противном случае члены группы чаще всего объединяются по возрастному признаку или проявляют возрастную солидарность и конкуренцию. При этом закономерно эффективность тренинга существенно снижается и смещаются его акценты.
277
тельного характера, что дискредитирует саму вдею тренинга как ме
тода обучения. Чтобы избежать этого, тренер должен ясно себе представлять, на решение какой задачи направлено то или иное действие, происходящее в процессе тренинга.
6.4.2.
Организационные вопросы проведения тренинга. На ус
пешное проведение тренинга существенно влияют кроме прочего как особенности самой тренинговой группы, так и условия его про
ведения. Поэтому следует принять во внимание такие характери
стики, как состав группы, помещение, требования к тренеру, стра
тегия проведения занятий, временные характеристики тренинга, типы раздаточных материалов.
Состав группы. Эмпирическим путем установлено, что опти
мальное количество участников тренинга не должно превышать 15 че
ловек. При этом все участники включаются в группу в соответствии с принципом добровольности, принципом свободного выбора дан
ного вида обучения. В группах именно с такой численностью созда
ются наиболее, благоприятные условия для групповой работы, каж
дому участнику при этом уделяется достаточно внимания и времени, как тренером, так и другими участниками. В такой группе каждый участник имеет возможность проявить свои способности, знания и навыки, а также получить их от других, активно участвовать в уп
ражнениях, заданиях и дискуссиях.
Превышение указанной численности тренинговой группы сни
жает эффективность тренинга и поэтому требует серьезной коррек
тировки программы. В современной тренинговой практике имеются примеры работы с большими группами (до 50 человек), но в таких группах действуют другие социально-психологические законы. Тре
неру становится значительно труднее контролировать ход дискус
сий, время выступлений, выбор лиц, которым предоставляется пра
во выступить и использовать специальные приемы поддержания внимания группы и т.д. Кроме того, большие группы требуют под
бора и использования других упражнений, чтобы привлечь к работе всех участников тренинга.
Возрастные различия участников тренинга не должны пре
вышать 10— 15 лет. В противном случае члены группы чаще всего объединяются по возрастному признаку или проявляют возрастную солидарность и конкуренцию. При этом закономерно эффективность тренинга существенно снижается и смещаются его акценты.
277
В определении состава участников группы следует особое вни
мание уделить социальному статусу участников, который должен быть у всех одинаковым. Если не учитывать это обстоятельство, то тогда нарушится одна из главных задач тренинга: освоение чужого культурного опыта, которое возможно только при условии свободы и доверительности отношений в группе. И конечно, различия соци
альных статусов участников не создают благоприятного психологи
ческого климата для работы.
Наконец, при комплектовании групп следует учитывать разли
чия участников по этническому, конфессиональному и образова
тельному уровню. Эти показатели группы должны соотноситься с целями, задачами и темой тренинга.
Все указанные показатели состава группы не исключают влия
ния каких-то других характеристик или деталей. Поэтому желатель
но познакомиться со всеми участниками тренинга заранее, чтобы более точно и четко учесть особенности каждого участника тренин
га. При отсутствии такой возможности тренеру следует быть осо
бенно внимательным на первых двух занятиях.
Помещение. Для проведения тренинга вполне достаточно от
дельного помещения из расчета не менее двух квадратных метров на человека. В идеальном варианте помещение для тренинга долж
но иметь возможность разделения на относительно изолированные части. Помещение также должно быть оборудовано аудио- и видео
техникой, компьютером и кодоскопом. При этом расположению ра
бочих столов следует придать форму круга, квадрата или прямо
угольника, т.е. расположить членов группы лицом друг к другу. В результате этого простого приема складываются эмоциональные связи участников, атмосфера открытости и доверительности между ними.
Требования к тренеру. Успешная реализация целей и задач тренинга зависит также и от уровня квалификации ведущего (тре
нера). Эффективность и слаженность работы группы зависит от умения тренера давать четкие, ясные инструкции, понятные всем участникам. При этом тренер может принимать участие в некото
рых упражнениях, если эти упражнения не требуют непосредствен
ного наблюдения и руководства со стороны тренера. Для этого ему необходимо знать следующие правила групповой работы и придер
живаться их:
• Необходимо предоставлять участникам тренинга полную ин
формацию о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам;
278
• Следует сохранять конфиденциальность в работе с группой, выражающуюся в том, что любая информация относительно конкретных участников тренинга не должна стать достоянием третьих лиц.
• Должен соблюдаться принцип добровольности, предполагаю
щий, что члены группы могут не принимать участия в тех или иных упражнениях. В таких случаях тренер должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы.
• Очень важно обеспечение психологической и физической безопасности участников тренинга. С этой целью тренер дол
жен с самого начала работы ввести правило, согласно кото
рому участники могут говорить о своих чувствах, но при этом они не должны давать оценки поведению и высказываниям друг друга.
Стратегия проведения занятий. Наш опыт показывает, что любая программа является лишь только проектом, главным ориен
тиром при проведении тренинга. Этот проект может корректиро
ваться в процессе проведения тренинга, в зависимости от интере
сов участников, их поведения и других объективных обстоятельств.
Поэтому возможны различные стратегии ведения групповой рабо
ты. С известной степенью условности здесь можно выделить три основных стратегии: свободное ведение тренинга, программирован
ное его ведение и смешанная форма ведения.
Первая из стратегий наиболее сложна в реализации, поскольку требует очень высокой квалификации тренера. Внешне эта страте
гия выглядит как пассивное участие ведущего в занятиях. Его вме
шательство оказывается минимальным и сводится главным образом к внимательному выслушиванию и отдельным репликам. Тренер не предлагает ни задач, ни способов их реализации — все это делает сама группа. Отсюда первоначально складывается впечатление не
определенности и бесполезности тренинга. Однако постепенно уча
стники начинают понимать, что эффективная их работа зависит от них самих, от активности всех участников тренинга, что и обеспечи
вает в итоге общие положительные результаты тренинга.
Второй вариант стратегии — программированное ведение тре
нинга — предполагает наличие у тренера подробного и точного плана всего тренинга в целом и каждого занятия в отдельности. В соответствии с планом тренинга группе предлагаются темы, уп
ражнения и задания. Все задания разъясняются тренером, а по
сле завершения отдельных этапов тренинга подводятся итоги. В
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 36
279
этой стратегии занятие проводится по традиционной схеме обуче
ния. При этом его основным действующим лицом становится тре
нер, на мнение которого полагаются большинство членов группы.
Третья, компромиссная стратегия ведения тренинга практикует
ся наиболее часто, поскольку в ней естественным образом сочета
ются элементы программированности с широкими отступлениями в сторону свободной стратегии, когда тренер сознательно «провоци
рует» обсуждение каких-либо вопросов, а некоторые из них выдви
гаются самими участниками тренинга. Именно этот компромиссный стиль проведения тренинга является основной формой тренинговых занятий.
Временные характеристики тренинга. Этот вопрос тренин
га является также весьма значимым, поскольку определяет общее количество часов и их распределение по занятиям, количество и глубину проработки задач тренинга, продолжительность и количе
ство используемых упражнений и заданий. Настоящая программа тренинга рассчитана на 60 часов занятий при средней продолжи
тельности каждого занятия 3 часа в студенческой аудитории или в варианте интенсивного тренинга 6 часов в день. По первому вари
анту проводится от 2 до 4 занятий в неделю, а общая продолжи
тельность тренинга охватывает 4— 5 недель. По второму, интен
сивному, варианту резко увеличивается продолжительность каж
дого отдельного занятия и одновременно существенно сокращает
ся общая продолжительность тренинга, занимающего, как прави
ло, 4— 5 дней.
Опыт показывает, что организация с регулярностью одного за
нятия в неделю не является оптимальной. Большие промежутки ме
жду отдельными занятиями приводят к тому, что содержание пре
дыдущих занятий забывается, тем самым разрывается единая логи
ка тренинга, в результате чего страдают общая творческая атмо
сфера тренинга и активность его участников. В этом случае реко
мендуется стремиться к тому, чтобы каждое занятие организовыва
лось бы как более или менее завершенное и относительно само
стоятельное.
Использование вспомогательных материалов. К вспомога
тельным материалам относятся различные канцелярские товары
(ручки, фломастеры, маркеры, писчая бумага, ватманские листы и т.д.), специально подготовленные подборки текстов и заданий, ви
деозаписи и видеоматериалы. Следуя сложившейся традиции про
ведения семинаров и конференций раздавать папку с материалами
280
/
перед началом соответствующего мероприятия, организаторы тре
нингов чаще всего также идут по этому пути. Однако, как показы
вает практика, это не самый правильный путь, поскольку участники начинают активно интересоваться содержанием материалов, до ис
пользования которых тренинг еще не дошел. В случае использова
ния раздаточных материалов лучше всего выдавать их в нужный момент работы тренинга. Желательно, чтобы эти материалы вклю
чали различные информационные материалы в виде текстов, таб
лиц, схем, иллюстраций, графиков, а также печатных заготовок или ксерокопий уже подготовленных для работы.
Существенно повышает эффект тренинга использование видео
материалов и видеозаписей, которые дают возможность повторного просмотра неоднозначных ситуаций, выделения в них отдельных фрагментов и т.д. Однако использование видеотехники требует от тренера специальных знаний, навыков и опыта работы с ней. Кроме того, изготовление и подборка видеоматериалов должны быть ори
ентированы на цели и задачи тренинга, а не быть простой иллюст
рацией очевидных истин. Для того чтобы эффективно использовать видеозапись, тренеру необходима специальная методическая подго
товка.
Структура тренинговых занятий. Проведение тренинга по формированию межкультурной коммуникации представляет собой последовательный цикл отдельных занятий, логически связанных между собой темой, целями и задачами тренинга. Поэтому каждое занятие должно быть тщательно спланировано и отличаться единой структурой. Обязательными элементами в структуре занятий долж
ны быть процедуры начального приветствия и заключительного прощания. Разрабатывая структуру каждого отдельного занятия, следует предусмотреть включение между основными заданиями раз
личные разминочные упражнения, которые также направлены на достижение целей занятия. Исходя из этих обязательных требова
ний, структура занятий должна включать в себя следующие этапы: вводная часть (знакомство, разминка), основная часть (дискуссии, упражнения, задания, рефлексии), завершающая часть (оценка за
нятия тренером, прощание).
Окончание тренинга должно завершиться заключительным подведением итогов. При этом целесообразно предложить участни
кам заполнить специальную анкету, в которой они могли бы ано
нимно высказать свои оценки, впечатления и пожелания по отно
шению к тренингу. Анкеты подобного рода позволяют авторам и организаторам тренинга определить его эффективность.
19-4910
281
6.5. Содержание занятий
Занят ие 1. Что такое межкультурная коммуникация?
1.1. Вводное выступление тренера о целях тренинга, органи
зационных вопросах его проведения и правилах поведения на заня
тиях. Особая ответственность тренера заключается в том, чтобы с самого начала работы заложить основы поведения каждого участ
ника группы путем создания располагающей атмосферы разговора и уважительного отношения к каждому участнику и его мнению.
При этом разговор о целях тренинга призван не только информиро
вать участников, но и мотивировать их на достижение поставленных целей, стимулировать их личную активность. Сам стиль дискуссии по этому вопросу должен способствовать формированию атмосфе
ры доверия и чувства безопасности у каждого члена группы.
1.2. Знакомство участников тренинга. Процедура знаком
ства должна проходить или в форме самопрезентации участников тренинга, если они не знакомы друг с другом, или же в форме пред
ставления своих соседей по столу, если продолжительность и ха
рактер знакомства позволяют это сделать. При этом желательно, чтобы каждый представляющий назвал имя своего соседа, описал его характер и дал психологический портрет. Очень важно, чтобы в данной презентации участников выявились их положительные ха
рактеристики, что позволит в дальнейшем каждому из них успешно адаптироваться в группе. Особым моментом данного этапа занятия является запоминание имен участников группы, что позволяет бы
стро создать непринужденную обстановку для всей дальнейшей ра
боты.
Если в высказываниях членов группы будут отмечены какие-ли
бо этнические, культурные или религиозные различия, то тренеру следует специально остановиться на этих аспектах, узнать мнение каждого участника по этим вопросам и тем самым определить диаг
ноз сознания участников тренинга.
В заключение целесообразно повторить процедуру представле
ния: тренер представляется сам, а затем сидящий от него слева на
зывает имя ведущего и свое собственное имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, последнему участнику предстоит назвать име
на всех членов группы.
282
В завершение ознакомительного этапа данного занятия можно провести упражнение «Зеркало», которое призвано снять напряже
ние участников тренинга, вызванное попаданием в незнакомую сре
ду, способствовать интеграции группы, создать в группе атмосферу взаимной ответственности и эмоциональной свободы, помочь участ
никам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в об
щении.
Для проведения упражнения группа разбивается на пары. В ка
ждой паре один игрок — первый номер, второй игрок — второй номер. По команде тренера вторые номера превращаются в зерка
ло. Они должны понять, что это превращение потребует от них оп
ределенного изменения поведения и выполнения определенных обя
занностей. Первый номер — это человек перед зеркалом, выпол
няющий в свободной форме простые физические упражнения. Он не ставит перед собой цель заставить «зеркало» запутаться или сбиться. Темп упражнения спокойный. Участники пытаются макси
мально точно пристроиться друг к другу, т.е. ощутить не только фи
зиологию жеста партнера, но и войти в суть действия, его ритм, по
нять его эмоциональную основу. В таком режиме пары работают
5—7 минут. Все это время тренер переходит от пары к паре и кон
тролирует ход упражнения, поправляет участников. Затем по его команде роли в паре меняются. Теперь уже второй игрок будет иг
рать роль человека перед зеркалом, а первый становится зеркалом.
В конце упражнения каждый участник должен ответить, кем было проще быть в этом упражнении и удалось ли ему почувствовать своего партнера, понять его эмоциональный настрой.
1.3.
Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя короткую лекцию тренера о понятии «межкультурная комму
никация», формах и способах проявления межкультурной коммуни
кации в современных условиях, о ее практических последствиях.
После выступления тренера каждый участник тренинга получа
ет возможность сформулировать определение межкультурной ком
муникации и показать ее многоаспектность. При этом любое высту
пление должно проходить в атмосфере внимания и уважения к лю
бым высказываниям, демонстрировать безоценочность собственных суждений. Здесь основной целью является констатация актуально
сти темы тренинга, ее практическое значение. Для этого необходи
мо акцентировать внимание участников на вопросах этнокультурно
го характера, особенностей поведения, принятых в той или иной культуре, наличия этнокультурных барьеров, необходимости дости
жения взаимопонимания и мирного преодоления этнокультурных конфликтов.
19*
283
1.4. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует ос
тавлять время для того, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своих настрое
ниях. Важно, чтобы высказался каждый участник тренинга и сфор
мулировал при этом свое личное мнение, а не просто присоединил
ся к мнениям остальных. Рефлексия необходима в подобных тре
нингах, поскольку заставляет считаться с мнением других, развива
ет умение слышать и слушать, что является важнейшим элементом эмпатии.
Занят ие 2. Межкультурная компетентность
2.1. Разминка. Эта часть занятия представляет собой непро
должительные по времени упражнения (15—20 минут), когда уча
стники выполняют короткие интерактивные задания. Для их выпол
нения они должны общаться между собой, передвигаться по поме
щению, объединяться в малые группы и т.д., что способствует соз
данию активной рабочей атмосферы. Кроме того, упражнения раз
миночного характера помогают снять напряженность и неуверен
ность, особенно характерные для начальной стадии занятия. Опыт
ные тренеры часто используют подобного рода упражнения и непо
средственно во время занятий, как только замечают признаки уста
лости и снижения внимания в группе. Разминочные упражнения, как правило, не требуют специального анализа, так как смысл их заключается в самом их проведении.
2.1.1. Упражнение «Образуем цепочку». Тренер предлагает группе построиться в порядке возрастания дней рождения (по меся
цу и дню рождения), общаясь при этом только с помощью жестов и мимики. Разговаривать категорически запрещается. Когда цепочка построена, каждый участник по очереди называет дату своего рож
дения, чтобы убедиться в правильности построения цепочки. При обнаружении ошибки участники должны найти свое место в цепоч
ке. В заключение можно обсудить, по каким причинам произошли ошибки в построении1.
2.2.
Основное содержание занятия. Цель данного занятия состоит в том, чтобы дать представление об особенностях меж
культурной компетенции, культурно компетентной личности и ее отличиях от некомпетентной личности. Тренер делает непродол
жительное (15 минут) сообщение, в котором вводит участников в содержание понятий «межкультурная компетентность», «культур
1 Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур. Калуга, 2001. С. 34.
284
но компетентная личность», «некомпетентная личность». После этого участники получают бланки опроса, в которых предлагается выделить 15 характеристик, свойственных культурно компетент
ной личности. После заполнения бланков всеми участниками тре
нер вывешивает на доску заранее подготовленный бланк и запол
няет его, отмечая в нем количество участников, отметивших то или иное качество компетентности. Таким образом подсчитывает
ся число ответов по каждому качеству. Пять качеств, набравших наибольшее количество баллов, составляют ядро культурно ком
петентной личности. После этого начинается обсуждение каждого качества и оценка его значимости межкультурной коммуникации.
Целесообразно обсуждение проводить на конкретных примерах из личного опыта каждого участника. В итоге обсуждения участники должны прийти к общему мнению, какими основополагающими качествами должна обладать культурно компетентная личность. В процессе обсуждения тренеру не следует самому отвечать на по
ставленные вопросы. Он должен только задавать все новые и уточ
няющие вопросы, стимулируя групповую активность, вовлекая в дискуссию всех участников.
2.2.1.
Упражнение «Волшебная лавка». Тренер предлагает участникам представить, что существует лавка, в которой можно купить различные человеческие качества: терпение, снисходитель
ность, расположенность к другим людям, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не обсуждать других, умение слушать, способность к сопережива
нию и т.д. Тренер выступает в качестве продавца, который обме
нивает одни качества на другие. Вызывается каждый участник, ко
торый может приобрести одно или несколько качеств, которых у него нет для того, чтобы быть культурно компетентной личностью.
Тренер спрашивает у участника, сколько ему надо «терпения», за
чем оно ему, в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качест
ве платы продавец просит у покупателя какое-либо качество вза
мен. Например, можно расплатиться качеством, которого у поку
пателя избыток (чувство юмора обменять на способность к сопе
реживанию)1.
2.3.
Рефлексия. На этом этапе окончательно уточняются каче
ства культурно компетентной личности и условия, необходимые для их формирования.
1 Солдатова Г.У., Шайгерова JI.A., Шарова О.Д. Тренинг «Учимся толерантно
сти». М., 2000. С. 199— 200.
285
3.1. Разминка. Упражнение «Знаете ли вы этого человека?».
Каждому участнику дается по одной фотографии (разные для всех).
Задание состоит в том, чтобы в течение 10— 15 минут дать ответ на поставленные вопросы, позволяющие составить характеристику изображенного человека. После этого результаты ставятся на обсу
ждение.
Другим вариантом этого упражнения является оценка участни
ками одинаковых фотографий, и при обсуждении сравниваются сов
падения и различия в характеристиках, данных ими.
При составлении характеристики изображенного человека по
старайтесь определить его имя, возраст, национальность, семейное положение, профессию, а также ответить на следующие вопросы: что является самым важным в жизни этого человека, как он (она) обычно проводит свободное время, как называется его любимая книга, как называется его любимый фильм.
При обсуждении результатов следует рассмотреть следующие вопросы:
1. Какие трудности вызвало выполнение этого задания?
2. Что конкретно повлияло на формирование вашего мнения?
3. Какие факторы указали вам на имя, происхождение и нацио
нальную принадлежность человека, изображенного на фотографии?
4. Насколько верны оказались ваши выводы о культурной при
надлежности человека, сделанные на основании его внешности?1 3.2. Основное содержание занятия. Цель данного занятия — определить степень межкультурной компетентности каждого участ
ника тренинга и развить у него способность к самоанализу. Основ
ной формой данного занятия является обсуждение, направленное на выяснение представления о себе каждого участника группы.
Тренер заводит разговор о том, что у каждого человека время от времени случаются приступы хандры, «кислого» настроения, ме
ланхолии. В такие моменты как-то забываются собственные дости
жения, одержанные победы, способности, радостные события жиз
ни. Для преодоления таких состояний психологи рекомендуют со
ставлять памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настрое
ния чтение такой памятки придает бодрости и позволяет человеку оценивать себя более адекватно. Тренер предлагает участникам проделать такую работу.
1 Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур. Калуга, 2001. С. 94— 96.
Занятие 3.
Моя межкультурная компетентность
286
Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они долж
ны самостоятельно заполнить следующие графы:
• Мои лучшие черты (в эту графу участники должны записать черты своего характера, которые им в себе нравятся).
• Мои способности и таланты (сюда записываются способ
ности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться).
• Мои достижения (в этой графе записываются достижения в любой области жизнедеятельности).
Тренер предлагает членам группы зачитать свои памятки, а дру
гим участникам высказать свое мнение о достоинствах каждого чле
на группы.
Это упражнение, несмотря на свою внешнюю простоту, несет в себе глубокую смысловую и эмоциональную нагрузку. Его темой является одна из центральных проблем межкультурного обучения: умение взглянуть на себя и свою культуру чужими глазами. В ходе обсуждения памятки каждому участнику предоставляется возмож
ность отойти от собственных оценок и культурных норм. Это может привести к протестам и конфликтам в группе. Поэтому тренер дол
жен не допускать возникновения конфликта и перехода обсуждения на личностный уровень. Он должен убедить участников в правомоч
ности других взглядов, которые не угрожают личной идентичности, но помогают лучше понять партнера из другой культуры, его взгля
ды, оценки и поведение.
3.2.1.
Упражнение «Какое слово здесь пропущено?». Участни
кам дается листок бумаги с идиоматическими выражениями, в кото
рых пропущено одно слово, и предлагается заполнить пробелы:
1. Упрям, к а к _____________________ .
2. Горячие_____________________ парни.
3 . _________________ дело тонкое.
4. Чисто___________________ юмор.
5 . ______________ не читатель,___________________писатель.
6. Какой____________не любит быстрой езды.
7. Чисто________________ шарм.
Результаты выносятся на обсуждение, в ходе которого необхо
димо ответить на следующие вопросы:
• Часто ли употребляются данные выражения в разговорной речи?
• Какая оценка представителей других культур в них содер
жится?
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 36
ния. При этом его основным действующим лицом становится тре
нер, на мнение которого полагаются большинство членов группы.
Третья, компромиссная стратегия ведения тренинга практикует
ся наиболее часто, поскольку в ней естественным образом сочета
ются элементы программированности с широкими отступлениями в сторону свободной стратегии, когда тренер сознательно «провоци
рует» обсуждение каких-либо вопросов, а некоторые из них выдви
гаются самими участниками тренинга. Именно этот компромиссный стиль проведения тренинга является основной формой тренинговых занятий.
Временные характеристики тренинга. Этот вопрос тренин
га является также весьма значимым, поскольку определяет общее количество часов и их распределение по занятиям, количество и глубину проработки задач тренинга, продолжительность и количе
ство используемых упражнений и заданий. Настоящая программа тренинга рассчитана на 60 часов занятий при средней продолжи
тельности каждого занятия 3 часа в студенческой аудитории или в варианте интенсивного тренинга 6 часов в день. По первому вари
анту проводится от 2 до 4 занятий в неделю, а общая продолжи
тельность тренинга охватывает 4— 5 недель. По второму, интен
сивному, варианту резко увеличивается продолжительность каж
дого отдельного занятия и одновременно существенно сокращает
ся общая продолжительность тренинга, занимающего, как прави
ло, 4— 5 дней.
Опыт показывает, что организация с регулярностью одного за
нятия в неделю не является оптимальной. Большие промежутки ме
жду отдельными занятиями приводят к тому, что содержание пре
дыдущих занятий забывается, тем самым разрывается единая логи
ка тренинга, в результате чего страдают общая творческая атмо
сфера тренинга и активность его участников. В этом случае реко
мендуется стремиться к тому, чтобы каждое занятие организовыва
лось бы как более или менее завершенное и относительно само
стоятельное.
Использование вспомогательных материалов. К вспомога
тельным материалам относятся различные канцелярские товары
(ручки, фломастеры, маркеры, писчая бумага, ватманские листы и т.д.), специально подготовленные подборки текстов и заданий, ви
деозаписи и видеоматериалы. Следуя сложившейся традиции про
ведения семинаров и конференций раздавать папку с материалами
280
/
нингов чаще всего также идут по этому пути. Однако, как показы
вает практика, это не самый правильный путь, поскольку участники начинают активно интересоваться содержанием материалов, до ис
пользования которых тренинг еще не дошел. В случае использова
ния раздаточных материалов лучше всего выдавать их в нужный момент работы тренинга. Желательно, чтобы эти материалы вклю
чали различные информационные материалы в виде текстов, таб
лиц, схем, иллюстраций, графиков, а также печатных заготовок или ксерокопий уже подготовленных для работы.
Существенно повышает эффект тренинга использование видео
материалов и видеозаписей, которые дают возможность повторного просмотра неоднозначных ситуаций, выделения в них отдельных фрагментов и т.д. Однако использование видеотехники требует от тренера специальных знаний, навыков и опыта работы с ней. Кроме того, изготовление и подборка видеоматериалов должны быть ори
ентированы на цели и задачи тренинга, а не быть простой иллюст
рацией очевидных истин. Для того чтобы эффективно использовать видеозапись, тренеру необходима специальная методическая подго
товка.
Структура тренинговых занятий. Проведение тренинга по формированию межкультурной коммуникации представляет собой последовательный цикл отдельных занятий, логически связанных между собой темой, целями и задачами тренинга. Поэтому каждое занятие должно быть тщательно спланировано и отличаться единой структурой. Обязательными элементами в структуре занятий долж
ны быть процедуры начального приветствия и заключительного прощания. Разрабатывая структуру каждого отдельного занятия, следует предусмотреть включение между основными заданиями раз
личные разминочные упражнения, которые также направлены на достижение целей занятия. Исходя из этих обязательных требова
ний, структура занятий должна включать в себя следующие этапы: вводная часть (знакомство, разминка), основная часть (дискуссии, упражнения, задания, рефлексии), завершающая часть (оценка за
нятия тренером, прощание).
Окончание тренинга должно завершиться заключительным подведением итогов. При этом целесообразно предложить участни
кам заполнить специальную анкету, в которой они могли бы ано
нимно высказать свои оценки, впечатления и пожелания по отно
шению к тренингу. Анкеты подобного рода позволяют авторам и организаторам тренинга определить его эффективность.
19-4910
281
6.5. Содержание занятий
Занят ие 1. Что такое межкультурная коммуникация?
1.1. Вводное выступление тренера о целях тренинга, органи
зационных вопросах его проведения и правилах поведения на заня
тиях. Особая ответственность тренера заключается в том, чтобы с самого начала работы заложить основы поведения каждого участ
ника группы путем создания располагающей атмосферы разговора и уважительного отношения к каждому участнику и его мнению.
При этом разговор о целях тренинга призван не только информиро
вать участников, но и мотивировать их на достижение поставленных целей, стимулировать их личную активность. Сам стиль дискуссии по этому вопросу должен способствовать формированию атмосфе
ры доверия и чувства безопасности у каждого члена группы.
1.2. Знакомство участников тренинга. Процедура знаком
ства должна проходить или в форме самопрезентации участников тренинга, если они не знакомы друг с другом, или же в форме пред
ставления своих соседей по столу, если продолжительность и ха
рактер знакомства позволяют это сделать. При этом желательно, чтобы каждый представляющий назвал имя своего соседа, описал его характер и дал психологический портрет. Очень важно, чтобы в данной презентации участников выявились их положительные ха
рактеристики, что позволит в дальнейшем каждому из них успешно адаптироваться в группе. Особым моментом данного этапа занятия является запоминание имен участников группы, что позволяет бы
стро создать непринужденную обстановку для всей дальнейшей ра
боты.
Если в высказываниях членов группы будут отмечены какие-ли
бо этнические, культурные или религиозные различия, то тренеру следует специально остановиться на этих аспектах, узнать мнение каждого участника по этим вопросам и тем самым определить диаг
ноз сознания участников тренинга.
В заключение целесообразно повторить процедуру представле
ния: тренер представляется сам, а затем сидящий от него слева на
зывает имя ведущего и свое собственное имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, последнему участнику предстоит назвать име
на всех членов группы.
282
В завершение ознакомительного этапа данного занятия можно провести упражнение «Зеркало», которое призвано снять напряже
ние участников тренинга, вызванное попаданием в незнакомую сре
ду, способствовать интеграции группы, создать в группе атмосферу взаимной ответственности и эмоциональной свободы, помочь участ
никам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в об
щении.
Для проведения упражнения группа разбивается на пары. В ка
ждой паре один игрок — первый номер, второй игрок — второй номер. По команде тренера вторые номера превращаются в зерка
ло. Они должны понять, что это превращение потребует от них оп
ределенного изменения поведения и выполнения определенных обя
занностей. Первый номер — это человек перед зеркалом, выпол
няющий в свободной форме простые физические упражнения. Он не ставит перед собой цель заставить «зеркало» запутаться или сбиться. Темп упражнения спокойный. Участники пытаются макси
мально точно пристроиться друг к другу, т.е. ощутить не только фи
зиологию жеста партнера, но и войти в суть действия, его ритм, по
нять его эмоциональную основу. В таком режиме пары работают
5—7 минут. Все это время тренер переходит от пары к паре и кон
тролирует ход упражнения, поправляет участников. Затем по его команде роли в паре меняются. Теперь уже второй игрок будет иг
рать роль человека перед зеркалом, а первый становится зеркалом.
В конце упражнения каждый участник должен ответить, кем было проще быть в этом упражнении и удалось ли ему почувствовать своего партнера, понять его эмоциональный настрой.
1.3.
Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя короткую лекцию тренера о понятии «межкультурная комму
никация», формах и способах проявления межкультурной коммуни
кации в современных условиях, о ее практических последствиях.
После выступления тренера каждый участник тренинга получа
ет возможность сформулировать определение межкультурной ком
муникации и показать ее многоаспектность. При этом любое высту
пление должно проходить в атмосфере внимания и уважения к лю
бым высказываниям, демонстрировать безоценочность собственных суждений. Здесь основной целью является констатация актуально
сти темы тренинга, ее практическое значение. Для этого необходи
мо акцентировать внимание участников на вопросах этнокультурно
го характера, особенностей поведения, принятых в той или иной культуре, наличия этнокультурных барьеров, необходимости дости
жения взаимопонимания и мирного преодоления этнокультурных конфликтов.
19*
283
1.4. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует ос
тавлять время для того, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своих настрое
ниях. Важно, чтобы высказался каждый участник тренинга и сфор
мулировал при этом свое личное мнение, а не просто присоединил
ся к мнениям остальных. Рефлексия необходима в подобных тре
нингах, поскольку заставляет считаться с мнением других, развива
ет умение слышать и слушать, что является важнейшим элементом эмпатии.
Занят ие 2. Межкультурная компетентность
2.1. Разминка. Эта часть занятия представляет собой непро
должительные по времени упражнения (15—20 минут), когда уча
стники выполняют короткие интерактивные задания. Для их выпол
нения они должны общаться между собой, передвигаться по поме
щению, объединяться в малые группы и т.д., что способствует соз
данию активной рабочей атмосферы. Кроме того, упражнения раз
миночного характера помогают снять напряженность и неуверен
ность, особенно характерные для начальной стадии занятия. Опыт
ные тренеры часто используют подобного рода упражнения и непо
средственно во время занятий, как только замечают признаки уста
лости и снижения внимания в группе. Разминочные упражнения, как правило, не требуют специального анализа, так как смысл их заключается в самом их проведении.
2.1.1. Упражнение «Образуем цепочку». Тренер предлагает группе построиться в порядке возрастания дней рождения (по меся
цу и дню рождения), общаясь при этом только с помощью жестов и мимики. Разговаривать категорически запрещается. Когда цепочка построена, каждый участник по очереди называет дату своего рож
дения, чтобы убедиться в правильности построения цепочки. При обнаружении ошибки участники должны найти свое место в цепоч
ке. В заключение можно обсудить, по каким причинам произошли ошибки в построении1.
2.2.
Основное содержание занятия. Цель данного занятия состоит в том, чтобы дать представление об особенностях меж
культурной компетенции, культурно компетентной личности и ее отличиях от некомпетентной личности. Тренер делает непродол
жительное (15 минут) сообщение, в котором вводит участников в содержание понятий «межкультурная компетентность», «культур
1 Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур. Калуга, 2001. С. 34.
284
ной личности. После заполнения бланков всеми участниками тре
нер вывешивает на доску заранее подготовленный бланк и запол
няет его, отмечая в нем количество участников, отметивших то или иное качество компетентности. Таким образом подсчитывает
ся число ответов по каждому качеству. Пять качеств, набравших наибольшее количество баллов, составляют ядро культурно ком
петентной личности. После этого начинается обсуждение каждого качества и оценка его значимости межкультурной коммуникации.
Целесообразно обсуждение проводить на конкретных примерах из личного опыта каждого участника. В итоге обсуждения участники должны прийти к общему мнению, какими основополагающими качествами должна обладать культурно компетентная личность. В процессе обсуждения тренеру не следует самому отвечать на по
ставленные вопросы. Он должен только задавать все новые и уточ
няющие вопросы, стимулируя групповую активность, вовлекая в дискуссию всех участников.
2.2.1.
Упражнение «Волшебная лавка». Тренер предлагает участникам представить, что существует лавка, в которой можно купить различные человеческие качества: терпение, снисходитель
ность, расположенность к другим людям, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не обсуждать других, умение слушать, способность к сопережива
нию и т.д. Тренер выступает в качестве продавца, который обме
нивает одни качества на другие. Вызывается каждый участник, ко
торый может приобрести одно или несколько качеств, которых у него нет для того, чтобы быть культурно компетентной личностью.
Тренер спрашивает у участника, сколько ему надо «терпения», за
чем оно ему, в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качест
ве платы продавец просит у покупателя какое-либо качество вза
мен. Например, можно расплатиться качеством, которого у поку
пателя избыток (чувство юмора обменять на способность к сопе
реживанию)1.
2.3.
Рефлексия. На этом этапе окончательно уточняются каче
ства культурно компетентной личности и условия, необходимые для их формирования.
1 Солдатова Г.У., Шайгерова JI.A., Шарова О.Д. Тренинг «Учимся толерантно
сти». М., 2000. С. 199— 200.
285
3.1. Разминка. Упражнение «Знаете ли вы этого человека?».
Каждому участнику дается по одной фотографии (разные для всех).
Задание состоит в том, чтобы в течение 10— 15 минут дать ответ на поставленные вопросы, позволяющие составить характеристику изображенного человека. После этого результаты ставятся на обсу
ждение.
Другим вариантом этого упражнения является оценка участни
ками одинаковых фотографий, и при обсуждении сравниваются сов
падения и различия в характеристиках, данных ими.
При составлении характеристики изображенного человека по
старайтесь определить его имя, возраст, национальность, семейное положение, профессию, а также ответить на следующие вопросы: что является самым важным в жизни этого человека, как он (она) обычно проводит свободное время, как называется его любимая книга, как называется его любимый фильм.
При обсуждении результатов следует рассмотреть следующие вопросы:
1. Какие трудности вызвало выполнение этого задания?
2. Что конкретно повлияло на формирование вашего мнения?
3. Какие факторы указали вам на имя, происхождение и нацио
нальную принадлежность человека, изображенного на фотографии?
4. Насколько верны оказались ваши выводы о культурной при
надлежности человека, сделанные на основании его внешности?1 3.2. Основное содержание занятия. Цель данного занятия — определить степень межкультурной компетентности каждого участ
ника тренинга и развить у него способность к самоанализу. Основ
ной формой данного занятия является обсуждение, направленное на выяснение представления о себе каждого участника группы.
Тренер заводит разговор о том, что у каждого человека время от времени случаются приступы хандры, «кислого» настроения, ме
ланхолии. В такие моменты как-то забываются собственные дости
жения, одержанные победы, способности, радостные события жиз
ни. Для преодоления таких состояний психологи рекомендуют со
ставлять памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настрое
ния чтение такой памятки придает бодрости и позволяет человеку оценивать себя более адекватно. Тренер предлагает участникам проделать такую работу.
1 Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур. Калуга, 2001. С. 94— 96.
Занятие 3.
Моя межкультурная компетентность
286
Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они долж
ны самостоятельно заполнить следующие графы:
• Мои лучшие черты (в эту графу участники должны записать черты своего характера, которые им в себе нравятся).
• Мои способности и таланты (сюда записываются способ
ности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться).
• Мои достижения (в этой графе записываются достижения в любой области жизнедеятельности).
Тренер предлагает членам группы зачитать свои памятки, а дру
гим участникам высказать свое мнение о достоинствах каждого чле
на группы.
Это упражнение, несмотря на свою внешнюю простоту, несет в себе глубокую смысловую и эмоциональную нагрузку. Его темой является одна из центральных проблем межкультурного обучения: умение взглянуть на себя и свою культуру чужими глазами. В ходе обсуждения памятки каждому участнику предоставляется возмож
ность отойти от собственных оценок и культурных норм. Это может привести к протестам и конфликтам в группе. Поэтому тренер дол
жен не допускать возникновения конфликта и перехода обсуждения на личностный уровень. Он должен убедить участников в правомоч
ности других взглядов, которые не угрожают личной идентичности, но помогают лучше понять партнера из другой культуры, его взгля
ды, оценки и поведение.
3.2.1.
Упражнение «Какое слово здесь пропущено?». Участни
кам дается листок бумаги с идиоматическими выражениями, в кото
рых пропущено одно слово, и предлагается заполнить пробелы:
1. Упрям, к а к _____________________ .
2. Горячие_____________________ парни.
3 . _________________ дело тонкое.
4. Чисто___________________ юмор.
5 . ______________ не читатель,___________________писатель.
6. Какой____________не любит быстрой езды.
7. Чисто________________ шарм.
Результаты выносятся на обсуждение, в ходе которого необхо
димо ответить на следующие вопросы:
• Часто ли употребляются данные выражения в разговорной речи?
• Какая оценка представителей других культур в них содер
жится?
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 36
287
• Приходилось ли вам общаться с представителями упомянутых культур?
• Можете ли вы из личного опыта подтвердить выводы, заклю
ченные в этих оборотах?
• Знаете ли вы подобные выражения у других народов?
Формирование способности к межкультурному общению подра
зумевает среди прочего и критическое отношение к подобным вы
ражениям, исподволь формирующим установки и поведение. В результате этого упражнения развитие межкультурной компетенции происходит в двух направлениях: расширение знаний о своей и дру
гой культурах. В обоих направлениях рост межкультурной компе
тенции происходит путем сопоставления значений о своей и другой культурах в межличностном общении.
3.3.
Рефлексия. Заключительную часть данного занятия можно провести в виде упражнения «Какой я?». Цель упражнения — дать возможность каждому участнику осознать себя и увидеть, насколь
ко соответствует Я-образ тому, каким его видят окружающие. Каж
дый участник делит чистый лист бумаги на четыре равные части. В первой части участник дает пять ответов на вопрос «Какой я?». Во второй части он дает 5 ответов на вопрос: «Какой я в глазах близ
кого человека?». В третьей части каждый участник записывает от
веты на вопрос: «Какой я в глазах моего соседа слева?». Затем участники сворачивают свои листы так, чтобы их ответов не было видно, и передают соседу слева. Таким образом, каждый участник получает лист от соседа справа. На оставшейся части листа он дол
жен дать ему 5 характеристик. Листы собираются и из них по оче
реди зачитываются характеристики последнего столбика, а группа должна угадать, о ком идет речь. После этого обсуждается, на
сколько группа согласна с этим портретом. Наконец, в заключение листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все четы
ре набора ответов, анализируя совпадения и различия1.
Занят ие 4. Отношение к себе и другим
4.1.
Разминка. Упражнение «Отгадай, о ком идет речь». Каж
дому участнику группы дается листок с набором прилагательных, описывающих определенную нацию. Причем каждый участник по
лучает разные задания. Всем предлагается в течение 20 минут отве
тить на вопрос, поставленный в задании.
1 На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 206.
288
Другой вариант этого упражнения заключается в том, что все участники получают полные наборы одинаковых характеристик и определяют, к каким национальностям они относятся. В этом слу
чае можно провести соревнование, кто быстрее и точнее выполнит задание.
К числу характеристик представителей соответствующих нацио
нальностей относятся следующие:
• Бесшабашный, щедрый, ленивый, необязательный, просто
душный, бестолковый, неорганизованный, бесцеремонный, широкая натура, любитель выпить.
• Вежливый, сдержанный, педантичный, малообщительный, не
возмутимый, консервативный, аккуратный, добросовестный, изящный.
• Элегантный, галантный, болтливый, лживый, обаятельный, раз
вратный, скупой, легкомысленный, раскованный.
• Аккуратный, педантичный, исполнительный, экономный, неин
тересный, въедливый, сдержанный, упорный, работоспособ
ный1.
4.2.Основное содержание занятия. Целями данного занятия являются:
• выяснение, как отношение к себе связано с отношением к другим;
• развитие способности к пониманию другого человека;
• овладение навыками преодоления конфликтных ситуаций.
Формами проведения занятия могут быть лекция и дискуссия.
Психологами установлено, что восприятие человеком окружаю
щей среды происходит избирательно, что позволяет ему адекватно реагировать на происходящее вокруг. Избирательность восприятия заключается в том, что в общем потоке информации выделяются главные и игнорируются второстепенные признаки и ситуации.
Применительно к восприятию других людей избирательное отноше
ние позволяет определить социальное происхождение, тип поведе
ния, интеллектуальный уровень и т.п. В то же время избирательное отношение к окружающему миру не исключает возникновения кон
фликтных ситуаций. Каждый человек время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, выслушивает незаслу
женные обвинения и т.п. При этом каждый по-своему выходит из
1 Кобозева М.Н. Немец, англичанин, француз и русский: выявление стереотипов
национальных характеров через анализ коннотаций этнонимов//Вестник Московского
университета. 1995. № 3. Сер. Филология. С. 100— 118.
289