Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1486

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мотивация — психологические механизмы, побуждающие человека к определенному действию и определяющие его форму, направленность, ин-> тенсивность и продолжительность.
Невербальная коммуникация — форма общения людей посредством жестов, мимики, телодвижений и ряда других средств, т.е. без использоваь ния речи и слов.
Невербальный язык — система символов, знаков, жестов, используе­
мых представителями данной культуры для облегчения процесса коммуни­
кации.
Обычай — исторически сложившаяся социальная норма, определяю­
щая поведение людей в той или иной сфере их жизнедеятельности.
Парадигма — комплекс теоретических принципов, принятых в качест­
ве модели, образца для классификации исследуемых средств, форм и сис­
тем информационных связей.
Перцепция — восприятие, представление, отражение.
Полилог — дискуссия, беседа трех и более участников.
Потребность в аффилиации — потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой лично­
стью.
Правила социального взаимодействия — совокупность общепринятых методов и процедур, устанавливающих и регулирующих порядок отношений межоу участниками взаимодействия.
Преамбула — вводная часть информационного сообщения.
Проецирование — перенесение своих состояний на другого человека в процессе общения, приписывание ему черт, которые в действительности присущи самому воспринимающему.
Проксемика — наука, изучающая пространственные взаимоотношения людей в процессе общения.
Рефлексия — осознание того, как субъект воспринимается и оценива­
ется другими индивидами или общностями.
Реципиент — в коммуникации сторона, принимающая сообщение и реагирующая на него.
Сензитивность — характерная черта человека, проявляющаяся в по­
вышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровож­
дается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, всякого рода испытаний.
Социализация — процесс усвоения человеком необходимых знаний, культурных ценностей, норм поведения и навыков, позволяющих ему стать полноценным членом общества или определенной этнокультурной группы.
Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо яв­
лениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
300


>{
Стереотип этнический — совокупность относительно устойчивых пред­
ставлений какого-либо этноса о моральных, умственных, физических каче­
ствах, присущих представителям других этнических общностей, v Такесика — тип невербальной коммуникации, основывающийся на тактильной системе восприятия партнера, включающей самые разнообраз­
ные прикосновения: рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т.д.
Типы коммуникации — различные формы общения и взаимодействия, отличающиеся различными способами взаимодействия и воздействия; в коммуникативистике различают внутриличностную, межличностную, груп­
повую, массовую, устную и письменную типы коммуникации.
Толерантность — терпимое и снисходительное отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам и идеям.
Фрустрация — психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования; гнетущая тревога, чувство напряженности, безысходности.
Ценностная ориентация — избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выражающаяся в поведении.
Ценностные ориентации — совокупность убеждений и представлений личности об окружающем мире, позволяющих ей ранжировать все предме­
ты и явления по их значимости для ее жизни.
Чувства — устойчивое эмоциональное отношение человека к различ­
ным явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в его жизнедеятельности.
Эмпатия — способность понимать и разделять переживания другого человека через эмоциональное сопереживание.
Эмпатическое слушание — форма обратной связи в процессе комму­
никации, цель которой заключается в том, чтобы оказать собеседнику под­
держку, дать ему понять, что проблема, которая его беспокоит, восприни­
мается партнером как важная.
Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории ус­
тойчивая биосоциальная общность людей, обладающая общими чертами культуры, психологии, языка, осознанием своей общности и самоназвани­
ем.
Этноцентризм — свойство сознания человека воспринимать и оцени­
вать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над другими.
Языковая личность — специфический тип коммуниканта, обладающий культурной ментальностью, системой ценностей, придерживающийся язы­
ковых, поведенческих и коммуникативных норм и потенциально способный к межкультурному взаимодействию.


Библиография
Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов//Вопр. пси-
хол. 1986. № 1.
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические пробле­
мы. М.: Изд. МГУ, 1990.
Алмазова Н.И. Кросс-культурная составляющая иноязычной коммуникации:
когнитивный и дидактический аспекты. СПб., 2003.
Анашкина И.А. Язык и культура. Культурно-аксиологический подход. М., 1994.
Андреев А Л . «Мы» и «они»: отношение россиян к другим странам мира//Об-
новление России: трудный поиск решений. М., 1996.
Антонов В.И., Ямпилова З.С. Проблема стереотипов как один из барьеров в
контексте коммуникации культур//Россия и Запад: диалог культур. Вып. 7, М.,
1999.
Астафурова Т.Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуни­
кации. Волгоград, 1997.
Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб., 2002.
Беккер /С Межличностная коммуникация в органах самоуправления. Обнинск,
2002
Белянко О.Е., Трушина Л.Б. Русские с первого взгляда. М., 1996.
БиблерВ.С. Школа диалога культур. (Идея, опыт, проблемы.). Кемерово, 1993.
Бодалев А.А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.
Бодалев А.А. Психология общения. М., Воронеж, 1996.
Бондаревская Е.В., Гукаленко О.В. Педагогические основы межкультурного
общения. Тирасполь, 2000.
Бондырева С./С., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003.
. Браун Э. Понимать чужого. Трансциентально-герменевтический подход в про­
блеме межкультурного понимания//Социология. 1996. № 4.
Брудный А. Понимание и общение. М., 1989.
Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб., 2001.
Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура: Парадокс науки о «Чужом»//
Логос. 1994. № 6.
Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуника­
ций. СПб., 2000.
Галочкина Е.А. «Пусть меня научат...» Межкультурная коммуникация в учеб­
ной аудитории//Россия и Запад: диалог культур. Вып. 5. М., 1998.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
Гойхман Я Н а д е и н а Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1998.
Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербаль­
ной коммуникации. М., 1991.
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной комму­
никации. М., 2002.
302


Гулевич О.А., Безменова И.К. Атрибуция: общее представление, направление
исследований, ошибки. М., 1998.
Додд К-Х. Динамика межкультурных коммуникаций//Социология культуры: со­
временные зарубежные исследования. М., 1987.
Донец П.И. Основы общей теории межкультурной коммуникации: научный ста­
тус, понятийный аппарат, языковой и неязыковой аспекты, вопросы этики и дидак­
тики. Харьков, 2001.
Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях//
Советская этнография, 1991, № 1.
Ж уков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М., 2004.
Заикин Г.С. Уровни коммуникативной компетенции//Нормы человеческого об­
щения. Горький, 1990.
Землянова J1.M. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.
Землянова J1.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информацион­
ного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.
Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. Сис­
темный подход. Нижний Новгород, 2003.
Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара, 1998.
Зникина J J .C Мамонтова И.Ю. Язык и коммуникация: из теории и практики
межкультурного общения. Кемерово, 2002.
Золотухин В.М. Толерантность. Кемерово, 2001.
Иконникова И.К. Современные западные концепции межкультурной коммуни­
кации (модели индивидуального поведения в ситуации контакта культур). М., 1994.
Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия//Социологические
исследования. 1995, № 4.
Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
История ментальностей. Историческая антропология. М., 1996.
Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.,
1998.
Казаринова Н.В., Поголыиа В.М. Межличностное общение: повседневные
практики. СПб., 2000.
Кипнис М. Тренинг коммуникации. М., 2004.
Клюканов И З. Динамика межкультурного общения: системно-семиотическое
исследование. М., 1998.
Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию. М., 1996.
Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М., 2002.
Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. М., 1998.
Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. М., 1996.
Культура: теории и проблемы. М., 1995.
Куницына В.И., Казаринова И.В., Поголыиа В.М. Межличностное общение:
Учебник для вузов. СПб., 2001.
Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов-на-Дону, 1997.
Лабу некая В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание.
Ростов-на-Дону, 1999.
Ларченко С.Г., Еремин С.И. Межкультурное взаимодействие в историческом
процессе. Новосибирск, 1991.
Лебедева И. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
303


Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкуль­
турный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. М., 2003.
Левин А.Я. Социализация: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 1995.
Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию.
Волгоград, 2003.
Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 2001.
Мархинина В., Удалова И. Межнациональное общество: состояние, динамика,
взаимодействие культур. Новороссийск, 1996.
Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности: Сбор­
ник научных трудов/Ред. JI.H. Гришаева, Т.Г. Струкова. Воронеж, 2002.
Межкультурная коммуникация: к проблеме толерантной языковой личности в
системе вузовского и школьного лингвистического образования. Уфа, 2001.
Межкультурная коммуникация. Сборник учебных программ. Изд-во МГУ, 1999.
Межкультурные коммуникации. Сборник научных трудов. Челябинск, 2002.
Методы современной коммуникации: проблемы теории и социальной практики.
М.. 2002.
Мир языка и межкультурная коммуникация. Материалы международной науч­
но-практической конференции. Барнаул, 2001.
Михайлова Л.И. Социология культуры. М., 1999.
Муравлёва Н.В. Понимание и интерпретация фактов чужой культуры//Россия и
Запад: диалог культур. Вып. 7. М., 1999.
На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
Николаичев Б.О. Будь лицом: ценности гражданского общества. М., 1995.
Ночевник М М Психология общения и бизнес. М., 1995.
Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг дру­
га. Пермь, 1999.
Павловская А.В. Стереотипы восприятия России и русских на Западе//Россия
и Запад: диалог культур. Вып. 1. М., 1994.
Павловская А.В. Этнические стереотипы и проблема общения культур//Россия
и Запад: диалог культур. М., 1996.
Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. М., 1998.
Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.,
2002
Петренко В.Ф. и др. Психосемантический анализ этнических стереотипов:
Лики толерантности и нетерпимости. М., 2000.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тре­
нинг. М., 1989.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.— Киев, 2001.
Проблема национальной идентичности и принципы межкультурной коммуника­
ции. Материалы школы-семинара. Воронеж, 2001.
Проблемы культурной идентичности. Материалы межпунаР°Дного теоретическо­
го семинара в Казани. Казань, 1998.
Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение. М.,
1995.
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. М., 1993.
Психолингвистика и межкультурное взаимопонимание. М., 1991.
304