Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1492

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специфический способ адаптации человека к наличной физической и биологической среде существования, основывающийся на созна­
тельной деятельности. Обычаи, традиции, общепринятые нормы поведения, необходимые для выживания и развития, передаются в каждом народе из поколения в поколение. Благодаря этому куль­
тура сохраняет, облегчает и защищает жизнь человека, устанавли­
вая модели его взаимоотношений с природой, с другими людьми и с самим собой.
Культуру как особую сторону человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально можно наблюдать только ее отдельные проявления в виде различий в человеческом поведении, тех или иных типах деятельности, ритуа­
лах, традициях, материальных предметах и т.д. Человек в состоянии фиксировать отдельные проявления культуры, но никогда не в со­
стоянии видеть всю ее целиком. Наблюдая значение различных культурных предметов в жизни и поведении людей, без особых за­
труднений можно прийти в заключению, что в их основе лежат культурные различия. Констатация этого факта порождает интерес к культуре и стимулирует процесс ее изучения.
Изучением вопросов становления и развития как культур от­
дельных народов, так и культуры человека в целом, занимается культурная антропология. Она представляет собой фундаменталь­
ную науку, предметом которой является совокупность результатов и способов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизнедеятельности и всех факторов, составляющих и обусловли­
вающих своеобразие образа жизни и поведения народов, этниче­
ских общностей, групп и индивидов в тот или иной период времени.
Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, этническая пси­
хология, результаты и формы духовной деятельности человека.
Кроме того, она изучает также уникальную способность человека развивать культуру через общение, через коммуникацию, рассмат­
ривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаимодей­
ствие и конфликты.
Культурная антропология представляет культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного сосуществования, упорадоченных норм и правил удовлетворения их групповых и индивидуальных потреб­
ностей. Такое понимание основывается на том, что совместное долгое проживание групп людей на определенной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от внешних нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ
31

жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В результате действия перечисленных факторов формируется самостоятельная культурная система, которую принято называть этнической культурой данного народа. Но каждая этническая культура не является механической суммой всех актов жизнедея­
тельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет набор «правил игры», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования.
В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посред­
ством обучения. По этой причине невозможна единая универсаль­
ная культура, объединяющая всех людей на Земле. Таким обра­
зом, несмотря на свою очевидную реальность культура предстает в некотором смысле абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох — в
виде
культур отдельных стран и народов, которые в культурологии принято называть локальными культурами.
Наличие локальных культур является также закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Бла­
годаря взаимодействию локальных и этнических культур возникает ' система общения, поддерживаются различные стили и типы пове- ' дения, ценностные ориентации, сохраняется их этническая само­
бытность. Это общение протекает как через взаимное выяснение отношений, распри, конфликты, так и через взаимную адаптацию и понимание культурного своеобразия соседей. Как правило, ха­
рактер межкультурных контактов определяется степенью близости и родства взаимодействующих культур. Дело в том, что некоторые локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Другие культуры различаются настолько, насколько различаются условия жизни народов, создавших эти культуры. Во всем разнообразии локаль­
ных культур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая культура воплощает специфический опыт социальной практики какого-либо конкретно-исторического сообщества людей. Этот опыт придает каждой культуре свои неповторимые черты, определяет ее своеоб­
разие.
Своеобразие культуры того или иного народа может прояв­
ляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении биологических, материальных или духовных по­
требностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.
32


Так, этнографы давно заметили, что народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто стро­
ят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают свои жилища фаса­
дом вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двухэтажные, а третьи — деревян­
ные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой мест­
ности она родилась.
Таким образом, составными частями человеческой культуры яв­
ляются локальные культуры, носителями которых выступают наро­
ды, их создавшие. Каждый народ представляет собой самостоятель­
ную этническую общность, или, как принято называть в этнологии, отдельный этнос. Этносы существуют как устойчивые общности людей, состоящие из нескольких поколений. Люди естественным образом объединяются в этносы по самым разным причинам, в том числе на основе общности исторической судьбы, общих традиций, особенностей быта и пр. Самыми важными объединяющими факто­
рами являются общность территории и языка.
Своеобразие культуры какого-либо народа получает свое завер­
шение в культурной картине мира, которая одновременно формиру­
ется в процессе возникновения и развития самой культуры. Куль­
турная картина мира является результатом различного мировос­
приятия, поскольку в различных культурах люда воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, совокупное представление о мире, полу­
чившее в науке название «картина мира». Культурная картина
мираэто совокупность рациональных знаний и представ­
лений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собствен­
ной культуры и культур других народов. Данные знания и пред­
ставления придают культуре каждого народа самобытность, благо­
даря чему становится возможным отличить одну культуру одного народа от культуры другого.
Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры. Например, на Мадагаскаре похо­
роны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и степень уважения к умершему, поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы. У некото­
рых народов прощание с покойником растягивается на недели. На­
против, в современной России или США похороны умершего зани-
3 - 4 9 1 0
33

мают всего несколько часов. Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разные ценность и значение.
Исследование коммуникационного аспекта общения культур по­
казывает, что отношения между культурами могут быть различны­
ми: 1) утилитарными; 2) отношениями неприятия; 3) от но­
шениями взаимодействия, когда отношения культур друг к другу рассматриваются как отношения между равноценными субъектами.
Первый тип отношений означает самоотречение от своей само­
бытности, добровольное подчинение другой культуре. Второй тип предполагает возникновение эгоцентрических культур, замкнутых в себе и не желающих взаимодействовать с другими культурами. Тре­
тий тип отношений можно назвать наиболее прогрессивным для всей человеческой культуры, поскольку основывается на следую­
щих принципах:
• любая культура представляет собой совокупность неповтори­
мых и незаменимых ценностей, благодаря которым каждый народ может существовать в мире и взаимодействовать с дру­
гими народами;
• все народы составляют единое целое в общем культурном на­
следии человечества, а культурная самобытность народов об­
наруживается и обогащается в результате культурных контак­
тов с традициями и ценностями других народов;
• ни одна культура не может претендовать на право быть уни­
версальной для всех народов, каждый из которых сохраняет свою самобытность;
• культурные особенности каждого отдельного народа не про­
тиворечат единству всеобщих человеческих ценностей, кото­
рые объединяют человечество и делают его жизнедеятель­
ность плодотворной и прогрессивной.
Культурно-антропологический подход на сегодняшний день яв­
ляется наиболее распространенным в мировой культурологии. Его придерживаются ведущие западные ученые в области межкультур­
ной коммуникации, он лежит в основе многих научных публика­
ций, теорий и методов межкультурной коммуникации. Его преиму­
щество заключается в том, что с его помощью можно со значи­
тельной долей вероятности предсказывать взаимодействие пред­
ставителей различных народов и анализировать потенциальные проблемы, могущие возникнуть в процессе межкультурного взаи­
модействия.
34

2.2. Социализация и инкультурация
2.2.1.Социализация. По своей природе человек является со­
циальным существом и поэтому социальная интеграция чрезвы­
чайно важный фактор его жизни. Каждому человеку необходимо уметь приспосабливаться к окружающему обществу, иначе он не сможет сосуществовать с окружающими, будет обречен на изо­
ляцию и одиночество. Чтобы этого не происходило, человек с са­
мого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления и через это входит, включается в окружаю­
щий мир. Индивидуальное развитие каждого отдельного человека начинается с вовлечения его в окружающую социокультурную реальность. Это вхождение в мир осуществляется в форме усвое­
ния индивидом необходимого количества знаний, норм, ценно­
стей, навыков поведения, позволяющих ему быть полноправным членом общества.
Процесс освоения индивидом норм общественной жизни и куль­
туры принято обозначать термином «социализация». Потребность в социализации обусловлена у человека биологически и коренится в его генетических особенностях. Практически все животные орга­
низмы генетически запрограммированы на определенные стандарты поведения. Чем выше положение, занимаемое тем или иным видом животных в шкале эволюции, тем большую часть необходимого для жизни набора поведенческих стандартов его представителям прихо­
дится усваивать через общение с родителями и другими сородича­
ми. Однако значительную часть жизненно важных поведенческих установок животные все же получают через прямое, генетическое наследование.
В отличие от животных, человеческие особи не запрограммиро­
ваны на сложное поведение. Они рождаются с очень небольшим унаследованным набором простейших образцов поведения, мини­
мально необходимым для выживания в первые несколько лет жиз­
ни. Всему остальному им предстоит научиться в процессе общения с другими людьми. Сложность человеческих навыков и различных поведенческих моделей детерминирует длительность и многомер­
ность процесса социализации. Например, животным для усвоения смысла используемых звуковых сигналов требуется от нескольких часов до нескольких недель, в то время как у человека на овладение только основами родного языка уходит несколько лет. Или детены­
ши шимпанзе, самого высокоразвитого после человека вида живот -
3
.
'
35

ных, начинают самостоятельно добывать пишу уже через 3—6 ме­
сяцев после рождения, в то время как человеческим детенышам для этого требуется гораздо больше времени.
Сам термин «социализация» был введен в широкий научный оборот в 40-е годы XX века, однако проблема социализации задол­
го до этого разрабатывалась в философии, психологии и социоло­
гии. Еще в XVIII в. философы эпохи Просвещения заложили мето­
дологическую основу изучения социализации, считая человека про­
дуктом социальной среды.
В современной науке инициатива изучения социализации при­
надлежит Э. Дюркгейму, который видел в становлении человека процесс превращения существующих в обществе норм, традиций, представлений в элементы внутреннего мира каждого отдельного индивида1. По мере того, как интерес к проблеме социализации че­
ловека у ученых возрастал, ее механизмы и различные аспекты ста­
ли изучаться различными направлениями психологии и социологии: бихевиоральным, когнитивным, гуманистическим, феноменологиче­
ским и другими. Традиционно эти направления в науке рассматри­
ваются как альтернативные, но, если отбросить их некоторые мето­
дологические особенности, то нетрудно заметить, что все они до­
полняют друг друга, исследуя те или иные аспекты одного процесса социализации.
В контексте темы нашего исследования наиболее значимый вклад был сделан представителями символического интеракцио- низма, ведущим представителем которого является американский социолог Джон Мид. По утверждению сторонников данного на­
правления, люди в обществе занимают разные позиции в отноше­
ниях друг с другом и в социальных институтах. Каждая такая пози­
ция представляет собой социальную роль, требующую от ее носи­
теля определенного поведения и выполнения определенных функ­
ций. Социальные роли бесконечно многообразны, они могут быть межличностными, бытовыми, служебными, внутригрупповыми и т.д. Овладение этими ролями и есть процесс социализации инди­
вида2.
Кроме того, в содержание социализации, по мнению интерак- ционистов, входит также овладение символами. Жесты, язык, тон, одежда и многое другое во взаимодействии людей выступают
1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
2 Mead М. The Application of Anthropological Techniques to Cross-National
Communication. N.Y. 1988.
36