Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1492
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специфический способ адаптации человека к наличной физической и биологической среде существования, основывающийся на созна
тельной деятельности. Обычаи, традиции, общепринятые нормы поведения, необходимые для выживания и развития, передаются в каждом народе из поколения в поколение. Благодаря этому куль
тура сохраняет, облегчает и защищает жизнь человека, устанавли
вая модели его взаимоотношений с природой, с другими людьми и с самим собой.
Культуру как особую сторону человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально можно наблюдать только ее отдельные проявления в виде различий в человеческом поведении, тех или иных типах деятельности, ритуа
лах, традициях, материальных предметах и т.д. Человек в состоянии фиксировать отдельные проявления культуры, но никогда не в со
стоянии видеть всю ее целиком. Наблюдая значение различных культурных предметов в жизни и поведении людей, без особых за
труднений можно прийти в заключению, что в их основе лежат культурные различия. Констатация этого факта порождает интерес к культуре и стимулирует процесс ее изучения.
Изучением вопросов становления и развития как культур от
дельных народов, так и культуры человека в целом, занимается культурная антропология. Она представляет собой фундаменталь
ную науку, предметом которой является совокупность результатов и способов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизнедеятельности и всех факторов, составляющих и обусловли
вающих своеобразие образа жизни и поведения народов, этниче
ских общностей, групп и индивидов в тот или иной период времени.
Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, этническая пси
хология, результаты и формы духовной деятельности человека.
Кроме того, она изучает также уникальную способность человека развивать культуру через общение, через коммуникацию, рассмат
ривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаимодей
ствие и конфликты.
Культурная антропология представляет культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного сосуществования, упорадоченных норм и правил удовлетворения их групповых и индивидуальных потреб
ностей. Такое понимание основывается на том, что совместное долгое проживание групп людей на определенной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от внешних нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ
31
тельной деятельности. Обычаи, традиции, общепринятые нормы поведения, необходимые для выживания и развития, передаются в каждом народе из поколения в поколение. Благодаря этому куль
тура сохраняет, облегчает и защищает жизнь человека, устанавли
вая модели его взаимоотношений с природой, с другими людьми и с самим собой.
Культуру как особую сторону человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально можно наблюдать только ее отдельные проявления в виде различий в человеческом поведении, тех или иных типах деятельности, ритуа
лах, традициях, материальных предметах и т.д. Человек в состоянии фиксировать отдельные проявления культуры, но никогда не в со
стоянии видеть всю ее целиком. Наблюдая значение различных культурных предметов в жизни и поведении людей, без особых за
труднений можно прийти в заключению, что в их основе лежат культурные различия. Констатация этого факта порождает интерес к культуре и стимулирует процесс ее изучения.
Изучением вопросов становления и развития как культур от
дельных народов, так и культуры человека в целом, занимается культурная антропология. Она представляет собой фундаменталь
ную науку, предметом которой является совокупность результатов и способов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизнедеятельности и всех факторов, составляющих и обусловли
вающих своеобразие образа жизни и поведения народов, этниче
ских общностей, групп и индивидов в тот или иной период времени.
Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, этническая пси
хология, результаты и формы духовной деятельности человека.
Кроме того, она изучает также уникальную способность человека развивать культуру через общение, через коммуникацию, рассмат
ривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаимодей
ствие и конфликты.
Культурная антропология представляет культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного сосуществования, упорадоченных норм и правил удовлетворения их групповых и индивидуальных потреб
ностей. Такое понимание основывается на том, что совместное долгое проживание групп людей на определенной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от внешних нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ
31
жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В результате действия перечисленных факторов формируется самостоятельная культурная система, которую принято называть этнической культурой данного народа. Но каждая этническая культура не является механической суммой всех актов жизнедея
тельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет набор «правил игры», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования.
В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посред
ством обучения. По этой причине невозможна единая универсаль
ная культура, объединяющая всех людей на Земле. Таким обра
зом, несмотря на свою очевидную реальность культура предстает в некотором смысле абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох — в
виде
культур отдельных стран и народов, которые в культурологии принято называть локальными культурами.
Наличие локальных культур является также закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Бла
годаря взаимодействию локальных и этнических культур возникает ' система общения, поддерживаются различные стили и типы пове- ' дения, ценностные ориентации, сохраняется их этническая само
бытность. Это общение протекает как через взаимное выяснение отношений, распри, конфликты, так и через взаимную адаптацию и понимание культурного своеобразия соседей. Как правило, ха
рактер межкультурных контактов определяется степенью близости и родства взаимодействующих культур. Дело в том, что некоторые локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Другие культуры различаются настолько, насколько различаются условия жизни народов, создавших эти культуры. Во всем разнообразии локаль
ных культур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая культура воплощает специфический опыт социальной практики какого-либо конкретно-исторического сообщества людей. Этот опыт придает каждой культуре свои неповторимые черты, определяет ее своеоб
разие.
Своеобразие культуры того или иного народа может прояв
ляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении биологических, материальных или духовных по
требностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.
32
тельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет набор «правил игры», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования.
В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посред
ством обучения. По этой причине невозможна единая универсаль
ная культура, объединяющая всех людей на Земле. Таким обра
зом, несмотря на свою очевидную реальность культура предстает в некотором смысле абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох — в
виде
культур отдельных стран и народов, которые в культурологии принято называть локальными культурами.
Наличие локальных культур является также закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Бла
годаря взаимодействию локальных и этнических культур возникает ' система общения, поддерживаются различные стили и типы пове- ' дения, ценностные ориентации, сохраняется их этническая само
бытность. Это общение протекает как через взаимное выяснение отношений, распри, конфликты, так и через взаимную адаптацию и понимание культурного своеобразия соседей. Как правило, ха
рактер межкультурных контактов определяется степенью близости и родства взаимодействующих культур. Дело в том, что некоторые локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Другие культуры различаются настолько, насколько различаются условия жизни народов, создавших эти культуры. Во всем разнообразии локаль
ных культур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая культура воплощает специфический опыт социальной практики какого-либо конкретно-исторического сообщества людей. Этот опыт придает каждой культуре свои неповторимые черты, определяет ее своеоб
разие.
Своеобразие культуры того или иного народа может прояв
ляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении биологических, материальных или духовных по
требностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.
32
Так, этнографы давно заметили, что народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто стро
ят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают свои жилища фаса
дом вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двухэтажные, а третьи — деревян
ные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой мест
ности она родилась.
Таким образом, составными частями человеческой культуры яв
ляются локальные культуры, носителями которых выступают наро
ды, их создавшие. Каждый народ представляет собой самостоятель
ную этническую общность, или, как принято называть в этнологии, отдельный этнос. Этносы существуют как устойчивые общности людей, состоящие из нескольких поколений. Люди естественным образом объединяются в этносы по самым разным причинам, в том числе на основе общности исторической судьбы, общих традиций, особенностей быта и пр. Самыми важными объединяющими факто
рами являются общность территории и языка.
Своеобразие культуры какого-либо народа получает свое завер
шение в культурной картине мира, которая одновременно формиру
ется в процессе возникновения и развития самой культуры. Куль
турная картина мира является результатом различного мировос
приятия, поскольку в различных культурах люда воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, совокупное представление о мире, полу
чившее в науке название «картина мира». Культурная картина
мира — это совокупность рациональных знаний и представ
лений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собствен
ной культуры и культур других народов. Данные знания и пред
ставления придают культуре каждого народа самобытность, благо
даря чему становится возможным отличить одну культуру одного народа от культуры другого.
Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры. Например, на Мадагаскаре похо
роны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и степень уважения к умершему, поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы. У некото
рых народов прощание с покойником растягивается на недели. На
против, в современной России или США похороны умершего зани-
3 - 4 9 1 0
33
мают всего несколько часов. Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разные ценность и значение.
Исследование коммуникационного аспекта общения культур по
казывает, что отношения между культурами могут быть различны
ми: 1) утилитарными; 2) отношениями неприятия; 3) от но
шениями взаимодействия, когда отношения культур друг к другу рассматриваются как отношения между равноценными субъектами.
Первый тип отношений означает самоотречение от своей само
бытности, добровольное подчинение другой культуре. Второй тип предполагает возникновение эгоцентрических культур, замкнутых в себе и не желающих взаимодействовать с другими культурами. Тре
тий тип отношений можно назвать наиболее прогрессивным для всей человеческой культуры, поскольку основывается на следую
щих принципах:
• любая культура представляет собой совокупность неповтори
мых и незаменимых ценностей, благодаря которым каждый народ может существовать в мире и взаимодействовать с дру
гими народами;
• все народы составляют единое целое в общем культурном на
следии человечества, а культурная самобытность народов об
наруживается и обогащается в результате культурных контак
тов с традициями и ценностями других народов;
• ни одна культура не может претендовать на право быть уни
версальной для всех народов, каждый из которых сохраняет свою самобытность;
• культурные особенности каждого отдельного народа не про
тиворечат единству всеобщих человеческих ценностей, кото
рые объединяют человечество и делают его жизнедеятель
ность плодотворной и прогрессивной.
Культурно-антропологический подход на сегодняшний день яв
ляется наиболее распространенным в мировой культурологии. Его придерживаются ведущие западные ученые в области межкультур
ной коммуникации, он лежит в основе многих научных публика
ций, теорий и методов межкультурной коммуникации. Его преиму
щество заключается в том, что с его помощью можно со значи
тельной долей вероятности предсказывать взаимодействие пред
ставителей различных народов и анализировать потенциальные проблемы, могущие возникнуть в процессе межкультурного взаи
модействия.
34
Исследование коммуникационного аспекта общения культур по
казывает, что отношения между культурами могут быть различны
ми: 1) утилитарными; 2) отношениями неприятия; 3) от но
шениями взаимодействия, когда отношения культур друг к другу рассматриваются как отношения между равноценными субъектами.
Первый тип отношений означает самоотречение от своей само
бытности, добровольное подчинение другой культуре. Второй тип предполагает возникновение эгоцентрических культур, замкнутых в себе и не желающих взаимодействовать с другими культурами. Тре
тий тип отношений можно назвать наиболее прогрессивным для всей человеческой культуры, поскольку основывается на следую
щих принципах:
• любая культура представляет собой совокупность неповтори
мых и незаменимых ценностей, благодаря которым каждый народ может существовать в мире и взаимодействовать с дру
гими народами;
• все народы составляют единое целое в общем культурном на
следии человечества, а культурная самобытность народов об
наруживается и обогащается в результате культурных контак
тов с традициями и ценностями других народов;
• ни одна культура не может претендовать на право быть уни
версальной для всех народов, каждый из которых сохраняет свою самобытность;
• культурные особенности каждого отдельного народа не про
тиворечат единству всеобщих человеческих ценностей, кото
рые объединяют человечество и делают его жизнедеятель
ность плодотворной и прогрессивной.
Культурно-антропологический подход на сегодняшний день яв
ляется наиболее распространенным в мировой культурологии. Его придерживаются ведущие западные ученые в области межкультур
ной коммуникации, он лежит в основе многих научных публика
ций, теорий и методов межкультурной коммуникации. Его преиму
щество заключается в том, что с его помощью можно со значи
тельной долей вероятности предсказывать взаимодействие пред
ставителей различных народов и анализировать потенциальные проблемы, могущие возникнуть в процессе межкультурного взаи
модействия.
34
2.2. Социализация и инкультурация
2.2.1.Социализация. По своей природе человек является со
циальным существом и поэтому социальная интеграция чрезвы
чайно важный фактор его жизни. Каждому человеку необходимо уметь приспосабливаться к окружающему обществу, иначе он не сможет сосуществовать с окружающими, будет обречен на изо
ляцию и одиночество. Чтобы этого не происходило, человек с са
мого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления и через это входит, включается в окружаю
щий мир. Индивидуальное развитие каждого отдельного человека начинается с вовлечения его в окружающую социокультурную реальность. Это вхождение в мир осуществляется в форме усвое
ния индивидом необходимого количества знаний, норм, ценно
стей, навыков поведения, позволяющих ему быть полноправным членом общества.
Процесс освоения индивидом норм общественной жизни и куль
туры принято обозначать термином «социализация». Потребность в социализации обусловлена у человека биологически и коренится в его генетических особенностях. Практически все животные орга
низмы генетически запрограммированы на определенные стандарты поведения. Чем выше положение, занимаемое тем или иным видом животных в шкале эволюции, тем большую часть необходимого для жизни набора поведенческих стандартов его представителям прихо
дится усваивать через общение с родителями и другими сородича
ми. Однако значительную часть жизненно важных поведенческих установок животные все же получают через прямое, генетическое наследование.
В отличие от животных, человеческие особи не запрограммиро
ваны на сложное поведение. Они рождаются с очень небольшим унаследованным набором простейших образцов поведения, мини
мально необходимым для выживания в первые несколько лет жиз
ни. Всему остальному им предстоит научиться в процессе общения с другими людьми. Сложность человеческих навыков и различных поведенческих моделей детерминирует длительность и многомер
ность процесса социализации. Например, животным для усвоения смысла используемых звуковых сигналов требуется от нескольких часов до нескольких недель, в то время как у человека на овладение только основами родного языка уходит несколько лет. Или детены
ши шимпанзе, самого высокоразвитого после человека вида живот -
3
.
'
35
ных, начинают самостоятельно добывать пишу уже через 3—6 ме
сяцев после рождения, в то время как человеческим детенышам для этого требуется гораздо больше времени.
Сам термин «социализация» был введен в широкий научный оборот в 40-е годы XX века, однако проблема социализации задол
го до этого разрабатывалась в философии, психологии и социоло
гии. Еще в XVIII в. философы эпохи Просвещения заложили мето
дологическую основу изучения социализации, считая человека про
дуктом социальной среды.
В современной науке инициатива изучения социализации при
надлежит Э. Дюркгейму, который видел в становлении человека процесс превращения существующих в обществе норм, традиций, представлений в элементы внутреннего мира каждого отдельного индивида1. По мере того, как интерес к проблеме социализации че
ловека у ученых возрастал, ее механизмы и различные аспекты ста
ли изучаться различными направлениями психологии и социологии: бихевиоральным, когнитивным, гуманистическим, феноменологиче
ским и другими. Традиционно эти направления в науке рассматри
ваются как альтернативные, но, если отбросить их некоторые мето
дологические особенности, то нетрудно заметить, что все они до
полняют друг друга, исследуя те или иные аспекты одного процесса социализации.
В контексте темы нашего исследования наиболее значимый вклад был сделан представителями символического интеракцио- низма, ведущим представителем которого является американский социолог Джон Мид. По утверждению сторонников данного на
правления, люди в обществе занимают разные позиции в отноше
ниях друг с другом и в социальных институтах. Каждая такая пози
ция представляет собой социальную роль, требующую от ее носи
теля определенного поведения и выполнения определенных функ
ций. Социальные роли бесконечно многообразны, они могут быть межличностными, бытовыми, служебными, внутригрупповыми и т.д. Овладение этими ролями и есть процесс социализации инди
вида2.
Кроме того, в содержание социализации, по мнению интерак- ционистов, входит также овладение символами. Жесты, язык, тон, одежда и многое другое во взаимодействии людей выступают
1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
2 Mead М. The Application of Anthropological Techniques to Cross-National
Communication. N.Y. 1988.
36
сяцев после рождения, в то время как человеческим детенышам для этого требуется гораздо больше времени.
Сам термин «социализация» был введен в широкий научный оборот в 40-е годы XX века, однако проблема социализации задол
го до этого разрабатывалась в философии, психологии и социоло
гии. Еще в XVIII в. философы эпохи Просвещения заложили мето
дологическую основу изучения социализации, считая человека про
дуктом социальной среды.
В современной науке инициатива изучения социализации при
надлежит Э. Дюркгейму, который видел в становлении человека процесс превращения существующих в обществе норм, традиций, представлений в элементы внутреннего мира каждого отдельного индивида1. По мере того, как интерес к проблеме социализации че
ловека у ученых возрастал, ее механизмы и различные аспекты ста
ли изучаться различными направлениями психологии и социологии: бихевиоральным, когнитивным, гуманистическим, феноменологиче
ским и другими. Традиционно эти направления в науке рассматри
ваются как альтернативные, но, если отбросить их некоторые мето
дологические особенности, то нетрудно заметить, что все они до
полняют друг друга, исследуя те или иные аспекты одного процесса социализации.
В контексте темы нашего исследования наиболее значимый вклад был сделан представителями символического интеракцио- низма, ведущим представителем которого является американский социолог Джон Мид. По утверждению сторонников данного на
правления, люди в обществе занимают разные позиции в отноше
ниях друг с другом и в социальных институтах. Каждая такая пози
ция представляет собой социальную роль, требующую от ее носи
теля определенного поведения и выполнения определенных функ
ций. Социальные роли бесконечно многообразны, они могут быть межличностными, бытовыми, служебными, внутригрупповыми и т.д. Овладение этими ролями и есть процесс социализации инди
вида2.
Кроме того, в содержание социализации, по мнению интерак- ционистов, входит также овладение символами. Жесты, язык, тон, одежда и многое другое во взаимодействии людей выступают
1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
2 Mead М. The Application of Anthropological Techniques to Cross-National
Communication. N.Y. 1988.
36