Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1494

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
как символы, имеющие определенные значения. Понимание смыс­
ла этих значений составляет другую сторону процесса социали­
зации.
С позиций интеракционизма личность объясняется как гипо­
тетический конструкт, который относится к особым формам по­
ведения, характеризующим адаптацию каждого индивида к прак­
тическим ситуациям своей жизни. Ситуационные переменные представляют собой условия окружения, в которых осуществля­
ется поведение человека, и которые влияют на него. При этом у человека имеется способность осуществлять выбор того окруже­
ния, в которое он входит, и того поведения, которое он выстраи­
вает.
Сегодня значительная часть отечественных ученых согласна с тем, что интеракционистская модель дает наиболее убедительное объяснение поведения человека в социуме и социализации как процесса воспроизводства социальных отношений. Сторонники данной точки зрения рассматривают социализацию как двусто­
ронний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвое­
ние индивидом социального опыта путем вхождения в соци­
альную среду, в систему социальных связей, а с другойак­
тивное воспроизводство этой системы индивидом в его дея-
тельности*.
Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В процессе взаимо­
действия человека с различными институтами и организациями про­
исходит нарастающее накопление знаний и опыта социально одоб­
ряемого поведения. Таким образом происходит гармоничное вхож­
дение индивида в социальную среду, усвоение им системы социо­
культурных ценностей общества, что позволяет ему успешно суще­
ствовать в качестве полноценного его гражданина.
Механизм социализации представляет собой, с одной сторо­
ны, усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, неосознанно, с помощью имитации, некритического восприятия господствую­
щих стереотипов. Другой стороной процесса социализации явля­
ется усвоение необходимых знаний и навыков в процессе взаимо­
действия человека с институтами общества, как специально соз­
данными для его социализации (школа, вуз, воспитательные уч­
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

1 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
37
реждения и т.д.), так и реализующими социализирующие функ­
ции одновременно со своими основными функциями (производст­
венные коллективы, общественные организации, клубы по инте­
ресам и т.п.).
Кроме того, важным фактором социализации является влия­
ние этнических и групповых субкультур. Социализация в том или ином этносе имеет особенности, которые можно объединить в две группы: витальные (биологические) и ментальные (духов­
ные).
Под витальными особенностями социализации в данном случае имеются в виду способы вскармливания детей, ухода за ними, осо­
бенности их физического развития и т.д. Ментальные особенности социализации представляют собой этнические нормы общения, оп­
ределяющие стиль общения младших со старшими, величину воз­
растной дистанции, специфику восприятия ими друг друга, в том числе и как партнеров по общению. Одновременно ментальные особенности играют также большую роль и в формировании меж­
этнических установок, которые, зарождаясь в детстве и сохраняясь долгое время, становятся стереотипами.
Влияние субкультуры в социализации наиболее явно прослежи­
вается в целом ряде аспектов. В первую очередь витальные, мен­
тальные особенности и ценностные ориентации субкультуры влия­
ют на отношения ее носителей к окружающему миру, на их само­
сознание и самоопределение, на выбор сфер и способов самореали­
зации и т.п. В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. определяет самосознание личности, ее самоуважение и само- восприятие
Сравнительные кросскультурные исследования показывают, что в различных обществах и культурах ценятся разные качества лич­
ности. Формирование и развитие принятых в данном обществе ка­
честв личности происходит, как правило, путем их целенаправлен­
ного воспитания, т.е. передачи норм, правил и типов достойного по­
ведения от старшего поколения к младшему. В культуре каждого народа сложились свои способы передачи социального опыта моло­
дому поколению. Этнологи и социологи сравнили стили воспита­
ния детей в различных культурах и выделили два противополож­
ных по своему характеру — японский и английский1.
1 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986; Мид М. Культура и мир
детства. М., 1988; Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст (проблемы ста-
новления личности). М., 1994; Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996; и др.
38


В Японии воспитатель чаще стремится использовать методы по­
ощрения, нежели наказания. Воспитывать там означает не ругать за совершенные плохие поступки, а предвидя плохое, обучать пра­
вильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил при­
личия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поста­
вить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания япон­
ских детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески вну­
шая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия для этого. Японские тради­
ции воспитания исходят из того, что чрезмерное давление на психи­
ку ребенка может привести к обратному результату.
Если оценивать процесс воспитания детей в Японии с европей­
ской точки зрения, то можно заключить, что японских детей неимо­
верно балуют. В первые годы жизни им ничего не запрещают, не давая тем самым повода для плача и слез. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Пер­
вые ограничения начинаются только в школьные годы, но и тогда они вводятся постепенно. Только с 6— 7 лет японский ребенок на­
чинает подавлять в себе стихийные порывы, учится вести себя по­
добающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация поведения значительно усиливается.
В Англии процесс социализации детей основывается на совер­
шенно иных принципах. Англичане считают, что неумеренное про­
явление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. Согласно английским педагогическим принципам, ба­
ловать детей — значит портить их. Традиции английского воспи­
тания требуют относиться к детям сдержанно, даже холодно. За совершение проступков ребенка ждет суровое наказание. С детст­
ва молодые англичане приучаются к самостоятельности и ответст­
венности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и их не надо специально подготавливать для взрослой жизни. Созна­
тельно отстраняясь от детей, родители тем самым готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16— 17 лет, получив аттестат об окончании школы, дети покидают родительский дом и живут от­
дельно.
2.2.2.
Инкультурация.
В последние годы в различных гумани­
тарных дисциплинах широкое распространение получил термин
«инкультурация». В отличие от социализации, предполагающей интеграцию человека в общество, понятие «инкультурация»
подразумевает освоение индивидом присущих его культуре
миропонимания и поведения, в результ ат е чего формируется
39


его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с
представителями данной культуры и отличие от предста­
вителей других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения, т.е. с приобретения ребенком первых навыков поведения и освоения речи, и продолжается всю жизнь. Этот про­
цесс включает в себя формирование основополагающих человече­
ских навыков, как, например, типов общения с другими людьми, форм контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различ­
ным явлениям окружающего мира. Конечным результатом про­
цесса инкультурации является культурная компетентность чело­
века в языке, ценностях, традициях, обычаях своего культурного окружения.
Стадии инкультурации. Основоположник исследования про­
цесса инкультурации, американский культуролог Мелвилл Херско- виц особенно подчеркивал в своих трудах, что процессы социализа­
ции и инкультурации проходят одновременно и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества1.
При этом он выделял два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры.
Дело в том, что на протяжении жизни каждый человек прохо­
дит определенные этапы, которые принято называть стадиями жизненного цикла: детство, юность, зрелость и старость. На каж­
дой стадии жизненного цикла процесс инкультурации характеризу­
ется своими результатами и достижениями. В соответствии с эти­
ми достижениями обычно выделяют две основные стадии инкуль­
турации — начальную (первичную), охватывающую периоды дет­
ства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую два дру­
гих периода.
Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продол­
жается до окончания подросткового возраста. Ее основное содер­
жание составляют воспитание и обучение. В этот период дети ус­
ваивают важнейшие элементы культуры, приобретают навыки, не­
обходимые для нормальной социокультурной жизни. Процесс их ин­
культурации реализуется посредством целенаправленного воспита­
ния и частично с помощью собственного практического опыта. Для данного периода в каждой культуре существуют специальные спо­
собы формирования у детей адекватных знаний и навыков для по­
вседневной жизни. Чаще всего это происходит с помощью различ­
1 См.: HerskovitsМ. Les bases de I’antropologie culturelle. P., 1967.
40

ных типов игр. Игровые формы представляют собой универсальное средство в инкультурации личности, поскольку выполняют сразу несколько функций:
• о б у ч а ю щ у ю , заключающуюся в развитии таких умений и навыков, как память, внимание, восприятие информации раз­
личной модальности;
• к о м м у н и к а т и в н у ю , ориентированную на объедине­
ние разрозненного сообщества людей в коллектив и установ­
ление межличностных эмоциональных контактов;
• р а з в л е к а т е л ь н у ю , выражающуюся в создании бла­
гоприятной атмосферы в процессе общения;
• р е л а к с а ц и о н н у ю , предполагающую снятие эмоцио­
нального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную сис­
тему в различных сферах жизнедеятельности;
• р а з в и в а ю щ у ю , состоящую в гармоническом развитии психических и физиологических качеств человека;
• в о с п и т а т е л ь н у ю , направленную на усвоение общест­
венно значимых норм и принципов поведения в конкретных жизненных ситуациях.
- •
Всем взрослым людям приходилось наблюдать ситуации, когда маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на ос­
тальных людей. Первоначально им свойственна уединенная незави­
симая игра. Примерно с двух лет в своих играх они начинают копи­
ровать поведение взрослых и других детей, не вступая с ними в кон­
такт. Это так называемая параллельная игра. В возрасте около трех лет малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей, т.е. они играют в соответствии со свои­
ми желаниями, но уже учитывают и желания других участников игры. Это называется объединенной игрой. Наконец, с четырех лет дети способны к совместной игре — координации своих дей­
ствий и поступков с другими.
Значимое место в процессе первичной инкультурации принадле­
жит освоению трудовых навыков и формированию ценностного от­
ношения к труду и развитию способности к обучению. В результате ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает со­
циально обязательные общекультурные знания и навыки. В данный период их приобретение и практическое освоение становятся веду­
щими в образе жизни и развитии его личности. Можно сказать, что в это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социо­
культурной жизни.
41

Способы первичной инкультурации зависят от того, к какому полу принадлежит воспитатель. Женщина чаще стремится при­
ласкать ребенка, действует поощрением, потакает слабостям и ка­
призам. Мужчина, напротив, испытывает эмоциональный диском­
форт при тесном контакте с ребенком и поэтому чаще действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Ма­
теринская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональ­
ную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец путем поощрения силовых и военных игр развивает в нем самостоятель­
ность и собственную активность. Таким образом, первичная ин­
культурация дополнительно также закладывает основы половой идентификации.
Вторичная стадия инкультурации касается взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достиже­
нием им совершеннолетия. В этот период инкультурация носит фрагментарный характер и проявляется в виде освоения только от­
дельных элементов культуры, возникающих время от времени в процессе их жизнедеятельности. Обычно такими элементами вы­
ступают какие-либо изобретения и открытия, существенно меняю­
щие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.
Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному ос­
воению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать приобретенные знания и навыки для решения собственных жиз­
ненных проблем, расширяется его способность принимать реше­
ния, которые могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Он обретает право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изме­
нениям.
В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке. На нее тратится большая часть усилий и времени инди­
вида. Необходимые знания и навыки в основном приобретаются в средних и высших учебных заведениях. На этой стадии также боль­
шое значение имеют освоение молодыми людьми их нового, взрос­
лого статуса в семье, расширение круга их социальных контактов, осознание ими своего нового положения, накопление собственного жизненного опыта.
Механизм инкультурации. Каждому человеку на протяже­
нии всей его жизни приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации про­
42