Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1494
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
как символы, имеющие определенные значения. Понимание смыс
ла этих значений составляет другую сторону процесса социали
зации.
С позиций интеракционизма личность объясняется как гипо
тетический конструкт, который относится к особым формам по
ведения, характеризующим адаптацию каждого индивида к прак
тическим ситуациям своей жизни. Ситуационные переменные представляют собой условия окружения, в которых осуществля
ется поведение человека, и которые влияют на него. При этом у человека имеется способность осуществлять выбор того окруже
ния, в которое он входит, и того поведения, которое он выстраи
вает.
Сегодня значительная часть отечественных ученых согласна с тем, что интеракционистская модель дает наиболее убедительное объяснение поведения человека в социуме и социализации как процесса воспроизводства социальных отношений. Сторонники данной точки зрения рассматривают социализацию как двусто
ронний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвое
ние индивидом социального опыта путем вхождения в соци
альную среду, в систему социальных связей, а с другой — ак
тивное воспроизводство этой системы индивидом в его дея-
тельности*.
Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В процессе взаимо
действия человека с различными институтами и организациями про
исходит нарастающее накопление знаний и опыта социально одоб
ряемого поведения. Таким образом происходит гармоничное вхож
дение индивида в социальную среду, усвоение им системы социо
культурных ценностей общества, что позволяет ему успешно суще
ствовать в качестве полноценного его гражданина.
Механизм социализации представляет собой, с одной сторо
ны, усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, неосознанно, с помощью имитации, некритического восприятия господствую
щих стереотипов. Другой стороной процесса социализации явля
ется усвоение необходимых знаний и навыков в процессе взаимо
действия человека с институтами общества, как специально соз
данными для его социализации (школа, вуз, воспитательные уч
ла этих значений составляет другую сторону процесса социали
зации.
С позиций интеракционизма личность объясняется как гипо
тетический конструкт, который относится к особым формам по
ведения, характеризующим адаптацию каждого индивида к прак
тическим ситуациям своей жизни. Ситуационные переменные представляют собой условия окружения, в которых осуществля
ется поведение человека, и которые влияют на него. При этом у человека имеется способность осуществлять выбор того окруже
ния, в которое он входит, и того поведения, которое он выстраи
вает.
Сегодня значительная часть отечественных ученых согласна с тем, что интеракционистская модель дает наиболее убедительное объяснение поведения человека в социуме и социализации как процесса воспроизводства социальных отношений. Сторонники данной точки зрения рассматривают социализацию как двусто
ронний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвое
ние индивидом социального опыта путем вхождения в соци
альную среду, в систему социальных связей, а с другой — ак
тивное воспроизводство этой системы индивидом в его дея-
тельности*.
Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В процессе взаимо
действия человека с различными институтами и организациями про
исходит нарастающее накопление знаний и опыта социально одоб
ряемого поведения. Таким образом происходит гармоничное вхож
дение индивида в социальную среду, усвоение им системы социо
культурных ценностей общества, что позволяет ему успешно суще
ствовать в качестве полноценного его гражданина.
Механизм социализации представляет собой, с одной сторо
ны, усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, неосознанно, с помощью имитации, некритического восприятия господствую
щих стереотипов. Другой стороной процесса социализации явля
ется усвоение необходимых знаний и навыков в процессе взаимо
действия человека с институтами общества, как специально соз
данными для его социализации (школа, вуз, воспитательные уч
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 36
1 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
37
реждения и т.д.), так и реализующими социализирующие функ
ции одновременно со своими основными функциями (производст
венные коллективы, общественные организации, клубы по инте
ресам и т.п.).
Кроме того, важным фактором социализации является влия
ние этнических и групповых субкультур. Социализация в том или ином этносе имеет особенности, которые можно объединить в две группы: витальные (биологические) и ментальные (духов
ные).
Под витальными особенностями социализации в данном случае имеются в виду способы вскармливания детей, ухода за ними, осо
бенности их физического развития и т.д. Ментальные особенности социализации представляют собой этнические нормы общения, оп
ределяющие стиль общения младших со старшими, величину воз
растной дистанции, специфику восприятия ими друг друга, в том числе и как партнеров по общению. Одновременно ментальные особенности играют также большую роль и в формировании меж
этнических установок, которые, зарождаясь в детстве и сохраняясь долгое время, становятся стереотипами.
Влияние субкультуры в социализации наиболее явно прослежи
вается в целом ряде аспектов. В первую очередь витальные, мен
тальные особенности и ценностные ориентации субкультуры влия
ют на отношения ее носителей к окружающему миру, на их само
сознание и самоопределение, на выбор сфер и способов самореали
зации и т.п. В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. определяет самосознание личности, ее самоуважение и само- восприятие
Сравнительные кросскультурные исследования показывают, что в различных обществах и культурах ценятся разные качества лич
ности. Формирование и развитие принятых в данном обществе ка
честв личности происходит, как правило, путем их целенаправлен
ного воспитания, т.е. передачи норм, правил и типов достойного по
ведения от старшего поколения к младшему. В культуре каждого народа сложились свои способы передачи социального опыта моло
дому поколению. Этнологи и социологи сравнили стили воспита
ния детей в различных культурах и выделили два противополож
ных по своему характеру — японский и английский1.
1 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986; Мид М. Культура и мир
детства. М., 1988; Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст (проблемы ста-
новления личности). М., 1994; Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996; и др.
38
ции одновременно со своими основными функциями (производст
венные коллективы, общественные организации, клубы по инте
ресам и т.п.).
Кроме того, важным фактором социализации является влия
ние этнических и групповых субкультур. Социализация в том или ином этносе имеет особенности, которые можно объединить в две группы: витальные (биологические) и ментальные (духов
ные).
Под витальными особенностями социализации в данном случае имеются в виду способы вскармливания детей, ухода за ними, осо
бенности их физического развития и т.д. Ментальные особенности социализации представляют собой этнические нормы общения, оп
ределяющие стиль общения младших со старшими, величину воз
растной дистанции, специфику восприятия ими друг друга, в том числе и как партнеров по общению. Одновременно ментальные особенности играют также большую роль и в формировании меж
этнических установок, которые, зарождаясь в детстве и сохраняясь долгое время, становятся стереотипами.
Влияние субкультуры в социализации наиболее явно прослежи
вается в целом ряде аспектов. В первую очередь витальные, мен
тальные особенности и ценностные ориентации субкультуры влия
ют на отношения ее носителей к окружающему миру, на их само
сознание и самоопределение, на выбор сфер и способов самореали
зации и т.п. В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. определяет самосознание личности, ее самоуважение и само- восприятие
Сравнительные кросскультурные исследования показывают, что в различных обществах и культурах ценятся разные качества лич
ности. Формирование и развитие принятых в данном обществе ка
честв личности происходит, как правило, путем их целенаправлен
ного воспитания, т.е. передачи норм, правил и типов достойного по
ведения от старшего поколения к младшему. В культуре каждого народа сложились свои способы передачи социального опыта моло
дому поколению. Этнологи и социологи сравнили стили воспита
ния детей в различных культурах и выделили два противополож
ных по своему характеру — японский и английский1.
1 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986; Мид М. Культура и мир
детства. М., 1988; Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст (проблемы ста-
новления личности). М., 1994; Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996; и др.
38
В Японии воспитатель чаще стремится использовать методы по
ощрения, нежели наказания. Воспитывать там означает не ругать за совершенные плохие поступки, а предвидя плохое, обучать пра
вильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил при
личия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поста
вить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания япон
ских детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески вну
шая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия для этого. Японские тради
ции воспитания исходят из того, что чрезмерное давление на психи
ку ребенка может привести к обратному результату.
Если оценивать процесс воспитания детей в Японии с европей
ской точки зрения, то можно заключить, что японских детей неимо
верно балуют. В первые годы жизни им ничего не запрещают, не давая тем самым повода для плача и слез. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Пер
вые ограничения начинаются только в школьные годы, но и тогда они вводятся постепенно. Только с 6— 7 лет японский ребенок на
чинает подавлять в себе стихийные порывы, учится вести себя по
добающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация поведения значительно усиливается.
В Англии процесс социализации детей основывается на совер
шенно иных принципах. Англичане считают, что неумеренное про
явление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. Согласно английским педагогическим принципам, ба
ловать детей — значит портить их. Традиции английского воспи
тания требуют относиться к детям сдержанно, даже холодно. За совершение проступков ребенка ждет суровое наказание. С детст
ва молодые англичане приучаются к самостоятельности и ответст
венности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и их не надо специально подготавливать для взрослой жизни. Созна
тельно отстраняясь от детей, родители тем самым готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16— 17 лет, получив аттестат об окончании школы, дети покидают родительский дом и живут от
дельно.
2.2.2.
Инкультурация.
В последние годы в различных гумани
тарных дисциплинах широкое распространение получил термин
«инкультурация». В отличие от социализации, предполагающей интеграцию человека в общество, понятие «инкультурация»
подразумевает освоение индивидом присущих его культуре
миропонимания и поведения, в результ ат е чего формируется
39
его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с
представителями данной культуры и отличие от предста
вителей других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения, т.е. с приобретения ребенком первых навыков поведения и освоения речи, и продолжается всю жизнь. Этот про
цесс включает в себя формирование основополагающих человече
ских навыков, как, например, типов общения с другими людьми, форм контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различ
ным явлениям окружающего мира. Конечным результатом про
цесса инкультурации является культурная компетентность чело
века в языке, ценностях, традициях, обычаях своего культурного окружения.
Стадии инкультурации. Основоположник исследования про
цесса инкультурации, американский культуролог Мелвилл Херско- виц особенно подчеркивал в своих трудах, что процессы социализа
ции и инкультурации проходят одновременно и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества1.
При этом он выделял два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры.
Дело в том, что на протяжении жизни каждый человек прохо
дит определенные этапы, которые принято называть стадиями жизненного цикла: детство, юность, зрелость и старость. На каж
дой стадии жизненного цикла процесс инкультурации характеризу
ется своими результатами и достижениями. В соответствии с эти
ми достижениями обычно выделяют две основные стадии инкуль
турации — начальную (первичную), охватывающую периоды дет
ства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую два дру
гих периода.
Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продол
жается до окончания подросткового возраста. Ее основное содер
жание составляют воспитание и обучение. В этот период дети ус
ваивают важнейшие элементы культуры, приобретают навыки, не
обходимые для нормальной социокультурной жизни. Процесс их ин
культурации реализуется посредством целенаправленного воспита
ния и частично с помощью собственного практического опыта. Для данного периода в каждой культуре существуют специальные спо
собы формирования у детей адекватных знаний и навыков для по
вседневной жизни. Чаще всего это происходит с помощью различ
1 См.: HerskovitsМ. Les bases de I’antropologie culturelle. P., 1967.
40
ных типов игр. Игровые формы представляют собой универсальное средство в инкультурации личности, поскольку выполняют сразу несколько функций:
• о б у ч а ю щ у ю , заключающуюся в развитии таких умений и навыков, как память, внимание, восприятие информации раз
личной модальности;
• к о м м у н и к а т и в н у ю , ориентированную на объедине
ние разрозненного сообщества людей в коллектив и установ
ление межличностных эмоциональных контактов;
• р а з в л е к а т е л ь н у ю , выражающуюся в создании бла
гоприятной атмосферы в процессе общения;
• р е л а к с а ц и о н н у ю , предполагающую снятие эмоцио
нального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную сис
тему в различных сферах жизнедеятельности;
• р а з в и в а ю щ у ю , состоящую в гармоническом развитии психических и физиологических качеств человека;
• в о с п и т а т е л ь н у ю , направленную на усвоение общест
венно значимых норм и принципов поведения в конкретных жизненных ситуациях.
- •
Всем взрослым людям приходилось наблюдать ситуации, когда маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на ос
тальных людей. Первоначально им свойственна уединенная незави
симая игра. Примерно с двух лет в своих играх они начинают копи
ровать поведение взрослых и других детей, не вступая с ними в кон
такт. Это так называемая параллельная игра. В возрасте около трех лет малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей, т.е. они играют в соответствии со свои
ми желаниями, но уже учитывают и желания других участников игры. Это называется объединенной игрой. Наконец, с четырех лет дети способны к совместной игре — координации своих дей
ствий и поступков с другими.
Значимое место в процессе первичной инкультурации принадле
жит освоению трудовых навыков и формированию ценностного от
ношения к труду и развитию способности к обучению. В результате ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает со
циально обязательные общекультурные знания и навыки. В данный период их приобретение и практическое освоение становятся веду
щими в образе жизни и развитии его личности. Можно сказать, что в это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социо
культурной жизни.
41
• о б у ч а ю щ у ю , заключающуюся в развитии таких умений и навыков, как память, внимание, восприятие информации раз
личной модальности;
• к о м м у н и к а т и в н у ю , ориентированную на объедине
ние разрозненного сообщества людей в коллектив и установ
ление межличностных эмоциональных контактов;
• р а з в л е к а т е л ь н у ю , выражающуюся в создании бла
гоприятной атмосферы в процессе общения;
• р е л а к с а ц и о н н у ю , предполагающую снятие эмоцио
нального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную сис
тему в различных сферах жизнедеятельности;
• р а з в и в а ю щ у ю , состоящую в гармоническом развитии психических и физиологических качеств человека;
• в о с п и т а т е л ь н у ю , направленную на усвоение общест
венно значимых норм и принципов поведения в конкретных жизненных ситуациях.
- •
Всем взрослым людям приходилось наблюдать ситуации, когда маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на ос
тальных людей. Первоначально им свойственна уединенная незави
симая игра. Примерно с двух лет в своих играх они начинают копи
ровать поведение взрослых и других детей, не вступая с ними в кон
такт. Это так называемая параллельная игра. В возрасте около трех лет малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей, т.е. они играют в соответствии со свои
ми желаниями, но уже учитывают и желания других участников игры. Это называется объединенной игрой. Наконец, с четырех лет дети способны к совместной игре — координации своих дей
ствий и поступков с другими.
Значимое место в процессе первичной инкультурации принадле
жит освоению трудовых навыков и формированию ценностного от
ношения к труду и развитию способности к обучению. В результате ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает со
циально обязательные общекультурные знания и навыки. В данный период их приобретение и практическое освоение становятся веду
щими в образе жизни и развитии его личности. Можно сказать, что в это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социо
культурной жизни.
41
Способы первичной инкультурации зависят от того, к какому полу принадлежит воспитатель. Женщина чаще стремится при
ласкать ребенка, действует поощрением, потакает слабостям и ка
призам. Мужчина, напротив, испытывает эмоциональный диском
форт при тесном контакте с ребенком и поэтому чаще действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Ма
теринская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональ
ную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец путем поощрения силовых и военных игр развивает в нем самостоятель
ность и собственную активность. Таким образом, первичная ин
культурация дополнительно также закладывает основы половой идентификации.
Вторичная стадия инкультурации касается взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достиже
нием им совершеннолетия. В этот период инкультурация носит фрагментарный характер и проявляется в виде освоения только от
дельных элементов культуры, возникающих время от времени в процессе их жизнедеятельности. Обычно такими элементами вы
ступают какие-либо изобретения и открытия, существенно меняю
щие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.
Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному ос
воению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать приобретенные знания и навыки для решения собственных жиз
ненных проблем, расширяется его способность принимать реше
ния, которые могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Он обретает право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изме
нениям.
В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке. На нее тратится большая часть усилий и времени инди
вида. Необходимые знания и навыки в основном приобретаются в средних и высших учебных заведениях. На этой стадии также боль
шое значение имеют освоение молодыми людьми их нового, взрос
лого статуса в семье, расширение круга их социальных контактов, осознание ими своего нового положения, накопление собственного жизненного опыта.
Механизм инкультурации. Каждому человеку на протяже
нии всей его жизни приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации про
42