Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1496
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
должаются всю жизнь. Каждая социальная роль требует от чело
века выполнения множества культурных норм, правил и стереоти
пов поведения. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.д. Все эти изменения происходят под непосредственным влиянием его социокультурного окружения, вне которого инкультурация невоз
можна.
В современных исследованиях процесса инкультурации сегодня все шире используется понятие «культурная трансмиссия», ко
торое означает механизм передачи социокультурной инфор
мации какой-либо группы своим новым членам или поколени
ям '. Обычно выделяют три способа культурной трансмиссии, т.е. передачи культурной информации, необходимой человеку для ос
воения:
• в е р т и к а л ь н а я трансмиссия, в процессе которой куль
турная информация, ценности, умения и т.п. передаются от родителей к детям;
• г о р и з о н т а л ь н а я трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиций осуществляется посредством общения со сверстниками;
* '
• н е п р я м а я трансмиссия, в соответствии с которой индивид получает необходимую социокультурную информацию путем обучения у окружающих его взрослых родственников, сосе
дей, учителей, а также в специализированных институтах ин
культурации (школах, вузах).
На разных этапах жизненного пути человека эти способы куль
турной трансмиссии имеют различное значение. В раннем детстве
(до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет семья, особен
но забота матери о своем ребенке. Ведь в отличие от других млеко
питающих, довольно быстро овладевающих основными навыками, необходимыми для выживания, человеческий ребенок, чтобы вы
жить и быть готовым к самостоятельной жизни, нуждается в заботе других людей, которые будут его кормить, одевать и защищать. По
этому отношения младенца с родителями, братьями, сестрами, род
ственниками являются определяющими в ранний период инкульту
рации. Заметим, что если в культурах европейских народов главны
ми агентами социализации и инкультурации выступают родители ребенка, то в традиционных обществах в воспитании ребенка при
нимают участие все члены общины или рода, которому он принад
1 См.:Berry J.W., Poortinga Y.H., SegalM.N., DasenP.R. Cross-cultural Psychology:
Research and Applications. Cambridge, 1992.
43
века выполнения множества культурных норм, правил и стереоти
пов поведения. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.д. Все эти изменения происходят под непосредственным влиянием его социокультурного окружения, вне которого инкультурация невоз
можна.
В современных исследованиях процесса инкультурации сегодня все шире используется понятие «культурная трансмиссия», ко
торое означает механизм передачи социокультурной инфор
мации какой-либо группы своим новым членам или поколени
ям '. Обычно выделяют три способа культурной трансмиссии, т.е. передачи культурной информации, необходимой человеку для ос
воения:
• в е р т и к а л ь н а я трансмиссия, в процессе которой куль
турная информация, ценности, умения и т.п. передаются от родителей к детям;
• г о р и з о н т а л ь н а я трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиций осуществляется посредством общения со сверстниками;
* '
• н е п р я м а я трансмиссия, в соответствии с которой индивид получает необходимую социокультурную информацию путем обучения у окружающих его взрослых родственников, сосе
дей, учителей, а также в специализированных институтах ин
культурации (школах, вузах).
На разных этапах жизненного пути человека эти способы куль
турной трансмиссии имеют различное значение. В раннем детстве
(до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет семья, особен
но забота матери о своем ребенке. Ведь в отличие от других млеко
питающих, довольно быстро овладевающих основными навыками, необходимыми для выживания, человеческий ребенок, чтобы вы
жить и быть готовым к самостоятельной жизни, нуждается в заботе других людей, которые будут его кормить, одевать и защищать. По
этому отношения младенца с родителями, братьями, сестрами, род
ственниками являются определяющими в ранний период инкульту
рации. Заметим, что если в культурах европейских народов главны
ми агентами социализации и инкультурации выступают родители ребенка, то в традиционных обществах в воспитании ребенка при
нимают участие все члены общины или рода, которому он принад
1 См.:Berry J.W., Poortinga Y.H., SegalM.N., DasenP.R. Cross-cultural Psychology:
Research and Applications. Cambridge, 1992.
43
лежит. Примером такого рода служит кавказское аталычество. Ата- лыком называли приемного отца, обычно близкого родственника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. В свою семью он возвращался только после совершеннолетия. Приемного ребен
ка родственники воспитывали с не меньшей заботой и нежностью, чем родных детей, с которыми у него устанавливались близкие от
ношения, равные кровному родству.
В возрасте от трех до 15 лет в инкультурации ребенка более значимыми являются такие факторы, как общение со сверстни
ками, школа, контакты с ранее незнакомыми людьми. В этот пе
риод дети получают навыки оперирования с предметами с целью достижения какого-то практического результата. Они знакомятся со знаками и символами, а позже с понятиями, учатся создавать абстракции и идеальные образы. На основе чувства удовлетво
ренности или неудовлетворенности у них развивается эмоцио
нальная сфера. Таким образом постепенно окружающие ребенка общество и культура становятся для него единственно возмож
ным миром существования, с которым он себя полностью иден
тифицирует.
Наряду с указанными способами культурной трансмиссии про
цесс инкультурации развивается в непосредственной взаимосвязи с его психологическими формами, к числу которых относятся имита
ция, идентификация, чувства вины и стыда.
Имитацией называется осознанное стремление ребенка под
ражать определенной модели поведения взрослых. Обычно в каче
стве объекта имитации выступают родители, но в своем поведении дети могут также ориентироваться и на учителей, известных людей и т.п. При этом ребенок имитирует не только конкретные операции или действия, как, например, поведение за столом, но и более сложные поступки, которым его обучают родители (например, пра
вильно мыть голову и др.).
Идентификация — способ усвоения детьми родительского по
ведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети ак
тивно воспринимают особенности личности родителей и других близких к ним людей. Часто дети выбирают профессии родителей, чтобы стать похожими на них.
Имитация и идентификация — это позитивные психологические способы инкультурации. В отличие от них стыд и вина являются их противоположностями, т. е. негативными психологическими спосо
бами инкультурации.
44
ка родственники воспитывали с не меньшей заботой и нежностью, чем родных детей, с которыми у него устанавливались близкие от
ношения, равные кровному родству.
В возрасте от трех до 15 лет в инкультурации ребенка более значимыми являются такие факторы, как общение со сверстни
ками, школа, контакты с ранее незнакомыми людьми. В этот пе
риод дети получают навыки оперирования с предметами с целью достижения какого-то практического результата. Они знакомятся со знаками и символами, а позже с понятиями, учатся создавать абстракции и идеальные образы. На основе чувства удовлетво
ренности или неудовлетворенности у них развивается эмоцио
нальная сфера. Таким образом постепенно окружающие ребенка общество и культура становятся для него единственно возмож
ным миром существования, с которым он себя полностью иден
тифицирует.
Наряду с указанными способами культурной трансмиссии про
цесс инкультурации развивается в непосредственной взаимосвязи с его психологическими формами, к числу которых относятся имита
ция, идентификация, чувства вины и стыда.
Имитацией называется осознанное стремление ребенка под
ражать определенной модели поведения взрослых. Обычно в каче
стве объекта имитации выступают родители, но в своем поведении дети могут также ориентироваться и на учителей, известных людей и т.п. При этом ребенок имитирует не только конкретные операции или действия, как, например, поведение за столом, но и более сложные поступки, которым его обучают родители (например, пра
вильно мыть голову и др.).
Идентификация — способ усвоения детьми родительского по
ведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети ак
тивно воспринимают особенности личности родителей и других близких к ним людей. Часто дети выбирают профессии родителей, чтобы стать похожими на них.
Имитация и идентификация — это позитивные психологические способы инкультурации. В отличие от них стыд и вина являются их противоположностями, т. е. негативными психологическими спосо
бами инкультурации.
44
Чувство стыда представляет собой совокупность пережива
ний человека, вызванных отрицательной оценкой какого-либо по* ступка и поведения, данной им самим или другими людьми. Оно по
является в тех случаях, когда человека застали на месте преступле
ния, разоблачили его какой-то неблаговидный поступок или опозо
рили.
Чувство вины также представляет собой совокупность пере
живаний человека, вызванных внутренним раскаянием за соверше
ние какого-то общественно осуждаемого поступка. По сути дела чувство вины есть наказание человеком самого себя за совершение плохого поступка, проявление его совести.
2.3. Культура и поведение
Человек, общаясь с представителями других культур, чаще все
го не может предсказывать их поведение, основываясь только на собственных культурных нормах и правилах. При этом основная цель коммуникации заключается- в том, чтобы понять смысл каждо
го конкретного поступка партнера по общению, но этот смысл не всегда лежит на поверхности, зачастую он скрыт в традиционных представлениях о нормальном и ненормальном поведении, которые в различных культурах и социокультурных группах существенно различаются.
Например, правила поведения в японском жилище слишком сложны, чтобы их можно было быстро усвоить. Для начала глав
ное — ни на что не наступать, ни через чего не перешагивать и са
диться, где укажут. Существуют предписанные позы для сидения на татами. Самая церемониальная из них — опустившись на колени, сесть на собственные пятки. В таком положении совершаются по
клоны. Кланяться, свдя на подушке, считается неучтивым: сначала надо переместиться на пол. Сидеть, скрестив ноги, считается у японцев развязной позой, а вытягивать их в сторону собеседни
ка — верхом неприличия.
Истории известно огромное число фактов, когда попытки тех или иных культур установить взаимные контакты и отношения заканчивались безуспешно. Обычно неудачи объяснялись личны
ми причинами, недостатками другой стороны или просто языко
вым непониманием и практически не принимались во внимание культурные различия в качестве причины неудачной коммуника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 36
45
ции. Это объясняется тем, что культурные различия взаимодей
ствующих сторон в этом случае оставались скрытыми друг для друга.
Дело в том, что поведение людей в процессе коммуникации, как показали специальные исследования, определяется рядом факторов разной степени значимости и влияния1. На основе этих исследова
ний можно сделать вывод, что в современных исторических услови
ях практическое поведение людей детерминировано следующими причинами.
Во-первых, особенностями механизма инкультурации, в соот
ветствии с которым освоение индивидом своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном уровне посред
ством социализации через образование и воспитание, так и на бес
сознательном — когда процесс освоения человеком своей культуры происходит стихийно, под влиянием различных житейских ситуаций и обстоятельств. Специальные исследования данного вопросы по
зволяют сделать вывод, что усвоенная бессознательно часть куль
туры не менее значима и важна в его поведении и жизни, чем усво
енная сознательно.
Исходя из этого, культуру можно образно сравнить с дрейфую
щим айсбергом, у которого на поверхности воды находится лишь меньшая часть его массы, в то время как большая часть айсберга скрыта под водой, но при этом видимая и невидимая части куль
туры неразрывно связаны между собой. Видимая часть, находя
щаяся над водой, — это формальная культура. На этом уровне культуры можно обучить необходимым моделям поведения; при этом редко возникают межкультурные проблемы общения, следо
вательно, редко возникают эмоции или негативные чувства, даже если был неумышленно совершен какой-либо поведенческий про
счет.
Невидимая часть культуры представляет собой неформальный уровень культуры, на котором все действия и поведенческие акты совершаются автоматически и почти бессознательно. Осознание проявляется лишь тогда, когда возникают неординарные, экстре
мальные или непривычные ситуации при контактах с представите
лями других культур. Правила поведения на этом уровне не декла
рируются, они определяются подсознательно и контролируются ощущениями, показывающими, что происходит что-то не так, как
1 См.: Быстрова А.Н., Киселев В.А. Мир культуры и культура мира. Новосибирск,
1997; Николаичев Б.О. Будьлицом: ценности гражданского общества. М., 1995; Лебе
дева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999; Сикевич
З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999; и др.
46
ствующих сторон в этом случае оставались скрытыми друг для друга.
Дело в том, что поведение людей в процессе коммуникации, как показали специальные исследования, определяется рядом факторов разной степени значимости и влияния1. На основе этих исследова
ний можно сделать вывод, что в современных исторических услови
ях практическое поведение людей детерминировано следующими причинами.
Во-первых, особенностями механизма инкультурации, в соот
ветствии с которым освоение индивидом своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном уровне посред
ством социализации через образование и воспитание, так и на бес
сознательном — когда процесс освоения человеком своей культуры происходит стихийно, под влиянием различных житейских ситуаций и обстоятельств. Специальные исследования данного вопросы по
зволяют сделать вывод, что усвоенная бессознательно часть куль
туры не менее значима и важна в его поведении и жизни, чем усво
енная сознательно.
Исходя из этого, культуру можно образно сравнить с дрейфую
щим айсбергом, у которого на поверхности воды находится лишь меньшая часть его массы, в то время как большая часть айсберга скрыта под водой, но при этом видимая и невидимая части куль
туры неразрывно связаны между собой. Видимая часть, находя
щаяся над водой, — это формальная культура. На этом уровне культуры можно обучить необходимым моделям поведения; при этом редко возникают межкультурные проблемы общения, следо
вательно, редко возникают эмоции или негативные чувства, даже если был неумышленно совершен какой-либо поведенческий про
счет.
Невидимая часть культуры представляет собой неформальный уровень культуры, на котором все действия и поведенческие акты совершаются автоматически и почти бессознательно. Осознание проявляется лишь тогда, когда возникают неординарные, экстре
мальные или непривычные ситуации при контактах с представите
лями других культур. Правила поведения на этом уровне не декла
рируются, они определяются подсознательно и контролируются ощущениями, показывающими, что происходит что-то не так, как
1 См.: Быстрова А.Н., Киселев В.А. Мир культуры и культура мира. Новосибирск,
1997; Николаичев Б.О. Будьлицом: ценности гражданского общества. М., 1995; Лебе
дева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999; Сикевич
З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999; и др.
46
должно быть. Поэтому оценки поведенческих актов сопровождают
ся высокой эмоциональностью, ибо нарушения негласных правил серьезно влияют на взаимоотношения людей.
Подсознательное восприятие культуры имеет большое значение в процессе коммуникации, поскольку если поведение коммуникан
тов базируется только на нем, то становится особенно трудно за
ставить участников коммуникации создать другое восприятие. Они оказываются не в состоянии сами сознательно определять процесс восприятия другой культуры, что в итоге заводит процесс коммуни
кации в тупик. Разрешить тупиковую ситуацию может либо вмеша
тельство третьей (нейтральной) стороны, либо целенаправленное обучение межкультурной компетентности, которое позволит найти общую точку зрения при открытом обсуждении подсознательных убеждений обеих сторон.
Таким образом, большинство моделей поведения людей форми
руется под влиянием их культуры, применяется ими автоматически, так же как и автоматически люди воспринимают явления других культур, не задумываясь при этом о механизмах этого восприятия.
Например, евреи, читая Тору, откидываются, имитируя позу наезд
ника верблюда. Эта манера возникла много веков назад, ее смысл давно утерян, но само движение осталось и передается из поколе
ния в поколение как элемент культуры. Многие подобные модели поведения имеют бессознательный характер как по своему происхо
ждению, так и по внешнему проявлению.
Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим ком
муникативное поведение людей, является ситуация, которую Э. Холл определил как «культурные очки». Суть ее состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центр и меру оценки для других культур. В повседневной жизни индивид обычно не осознает, что образцы его поведения и спосо
бы восприятия определяются его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценно
стей и норм.
Известный немецкий исследователь повседневной культуры Г. Бау- зингер отмечает, что повседневное поведение большинства людей характеризуется наивным реализмом'. Они исходят из уверенно
сти, что мир таков, каким они его себе представляют, и состоит из бесчисленного количества само собой разумеющихся вещей, пред
метов, людей, событий, которые они воспринимают как естествен
1 См.: Bausinger Н. Volkskunde. Tubingen, 1999.
47
ся высокой эмоциональностью, ибо нарушения негласных правил серьезно влияют на взаимоотношения людей.
Подсознательное восприятие культуры имеет большое значение в процессе коммуникации, поскольку если поведение коммуникан
тов базируется только на нем, то становится особенно трудно за
ставить участников коммуникации создать другое восприятие. Они оказываются не в состоянии сами сознательно определять процесс восприятия другой культуры, что в итоге заводит процесс коммуни
кации в тупик. Разрешить тупиковую ситуацию может либо вмеша
тельство третьей (нейтральной) стороны, либо целенаправленное обучение межкультурной компетентности, которое позволит найти общую точку зрения при открытом обсуждении подсознательных убеждений обеих сторон.
Таким образом, большинство моделей поведения людей форми
руется под влиянием их культуры, применяется ими автоматически, так же как и автоматически люди воспринимают явления других культур, не задумываясь при этом о механизмах этого восприятия.
Например, евреи, читая Тору, откидываются, имитируя позу наезд
ника верблюда. Эта манера возникла много веков назад, ее смысл давно утерян, но само движение осталось и передается из поколе
ния в поколение как элемент культуры. Многие подобные модели поведения имеют бессознательный характер как по своему происхо
ждению, так и по внешнему проявлению.
Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим ком
муникативное поведение людей, является ситуация, которую Э. Холл определил как «культурные очки». Суть ее состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центр и меру оценки для других культур. В повседневной жизни индивид обычно не осознает, что образцы его поведения и спосо
бы восприятия определяются его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценно
стей и норм.
Известный немецкий исследователь повседневной культуры Г. Бау- зингер отмечает, что повседневное поведение большинства людей характеризуется наивным реализмом'. Они исходят из уверенно
сти, что мир таков, каким они его себе представляют, и состоит из бесчисленного количества само собой разумеющихся вещей, пред
метов, людей, событий, которые они воспринимают как естествен
1 См.: Bausinger Н. Volkskunde. Tubingen, 1999.
47
ные и нормальные. Обычно люди не догадываются об относитель
ности своего мировоззрения. Нередко это обстоятельство порожда
ет убеждение в том, что их собственная культура превосходит все остальные. Поэтому все, что не согласуется с собственными норма
ми, привычками, типами поведения, считается низкопробным, без
образным и безнравственным. Подобное осознание превосходства своей культуры формирует соответствующую модель высокомер
ного поведения с пренебрежительным отношением к другим куль
турам.
В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации опреде
ляется также окружающей обстановкой и обстоятельствами комму
никации. Поступки людей не одинаковы в разных отношениях. Ме
сто нахождения человека (аудитория, ресторан, офис, церковь и т.д.) обязывает его к определенному типу поведения. Сознательно или бессознательно он придерживается соответствующих правил поведения, принятых в данной культуре. Но, например, формы по
ведения в религиозных храмах в разных культурах различаются весьма существенно.
Серьезные культурные различия у разных народов наблюдают
ся в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, формах проявления внимания к гостю и т.д. Русские по традиции сразу ведут приглашенного гостя к столу. Это удивляет американ
цев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяй
ки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для аме
риканцев, поскольку в их культуре это не принято. В результате американские гости не знают, какую линию поведения выбрать, чтобы не обидеть хозяйку. Русские же, находясь в гостях у амери
канцев, часто остаются голодными именно из-за этого межкуль- турного различия: они ожидают, что после первого вежливого от
каза, традиционного для русской культуры, хозяева более настой
чиво предложат им поесть, но нового предложения не поступает.
Сами же они стесняются попросить, чтобы им передали блюдо с едой.
Обстоятельства коммуникации также диктуют свои требования к поведению ее участников. Контакты между людьми могут возни
кать по самым разным причинам: награждение, производственное собрание, спортивные соревнования, панихида и т.п. В каждом слу
48
ности своего мировоззрения. Нередко это обстоятельство порожда
ет убеждение в том, что их собственная культура превосходит все остальные. Поэтому все, что не согласуется с собственными норма
ми, привычками, типами поведения, считается низкопробным, без
образным и безнравственным. Подобное осознание превосходства своей культуры формирует соответствующую модель высокомер
ного поведения с пренебрежительным отношением к другим куль
турам.
В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации опреде
ляется также окружающей обстановкой и обстоятельствами комму
никации. Поступки людей не одинаковы в разных отношениях. Ме
сто нахождения человека (аудитория, ресторан, офис, церковь и т.д.) обязывает его к определенному типу поведения. Сознательно или бессознательно он придерживается соответствующих правил поведения, принятых в данной культуре. Но, например, формы по
ведения в религиозных храмах в разных культурах различаются весьма существенно.
Серьезные культурные различия у разных народов наблюдают
ся в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, формах проявления внимания к гостю и т.д. Русские по традиции сразу ведут приглашенного гостя к столу. Это удивляет американ
цев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяй
ки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для аме
риканцев, поскольку в их культуре это не принято. В результате американские гости не знают, какую линию поведения выбрать, чтобы не обидеть хозяйку. Русские же, находясь в гостях у амери
канцев, часто остаются голодными именно из-за этого межкуль- турного различия: они ожидают, что после первого вежливого от
каза, традиционного для русской культуры, хозяева более настой
чиво предложат им поесть, но нового предложения не поступает.
Сами же они стесняются попросить, чтобы им передали блюдо с едой.
Обстоятельства коммуникации также диктуют свои требования к поведению ее участников. Контакты между людьми могут возни
кать по самым разным причинам: награждение, производственное собрание, спортивные соревнования, панихида и т.п. В каждом слу
48