Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1496

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
должаются всю жизнь. Каждая социальная роль требует от чело­
века выполнения множества культурных норм, правил и стереоти­
пов поведения. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.д. Все эти изменения происходят под непосредственным влиянием его социокультурного окружения, вне которого инкультурация невоз­
можна.
В современных исследованиях процесса инкультурации сегодня все шире используется понятие «культурная трансмиссия», ко­
торое означает механизм передачи социокультурной инфор­
мации какой-либо группы своим новым членам или поколени­
ям '. Обычно выделяют три способа культурной трансмиссии, т.е. передачи культурной информации, необходимой человеку для ос­
воения:
• в е р т и к а л ь н а я трансмиссия, в процессе которой куль­
турная информация, ценности, умения и т.п. передаются от родителей к детям;
• г о р и з о н т а л ь н а я трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиций осуществляется посредством общения со сверстниками;
* '
• н е п р я м а я трансмиссия, в соответствии с которой индивид получает необходимую социокультурную информацию путем обучения у окружающих его взрослых родственников, сосе­
дей, учителей, а также в специализированных институтах ин­
культурации (школах, вузах).
На разных этапах жизненного пути человека эти способы куль­
турной трансмиссии имеют различное значение. В раннем детстве
(до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет семья, особен­
но забота матери о своем ребенке. Ведь в отличие от других млеко­
питающих, довольно быстро овладевающих основными навыками, необходимыми для выживания, человеческий ребенок, чтобы вы­
жить и быть готовым к самостоятельной жизни, нуждается в заботе других людей, которые будут его кормить, одевать и защищать. По­
этому отношения младенца с родителями, братьями, сестрами, род­
ственниками являются определяющими в ранний период инкульту­
рации. Заметим, что если в культурах европейских народов главны­
ми агентами социализации и инкультурации выступают родители ребенка, то в традиционных обществах в воспитании ребенка при­
нимают участие все члены общины или рода, которому он принад­
1 См.:Berry J.W., Poortinga Y.H., SegalM.N., DasenP.R. Cross-cultural Psychology:
Research and Applications. Cambridge, 1992.
43

лежит. Примером такого рода служит кавказское аталычество. Ата- лыком называли приемного отца, обычно близкого родственника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. В свою семью он возвращался только после совершеннолетия. Приемного ребен­
ка родственники воспитывали с не меньшей заботой и нежностью, чем родных детей, с которыми у него устанавливались близкие от­
ношения, равные кровному родству.
В возрасте от трех до 15 лет в инкультурации ребенка более значимыми являются такие факторы, как общение со сверстни­
ками, школа, контакты с ранее незнакомыми людьми. В этот пе­
риод дети получают навыки оперирования с предметами с целью достижения какого-то практического результата. Они знакомятся со знаками и символами, а позже с понятиями, учатся создавать абстракции и идеальные образы. На основе чувства удовлетво­
ренности или неудовлетворенности у них развивается эмоцио­
нальная сфера. Таким образом постепенно окружающие ребенка общество и культура становятся для него единственно возмож­
ным миром существования, с которым он себя полностью иден­
тифицирует.
Наряду с указанными способами культурной трансмиссии про­
цесс инкультурации развивается в непосредственной взаимосвязи с его психологическими формами, к числу которых относятся имита­
ция, идентификация, чувства вины и стыда.
Имитацией называется осознанное стремление ребенка под­
ражать определенной модели поведения взрослых. Обычно в каче­
стве объекта имитации выступают родители, но в своем поведении дети могут также ориентироваться и на учителей, известных людей и т.п. При этом ребенок имитирует не только конкретные операции или действия, как, например, поведение за столом, но и более сложные поступки, которым его обучают родители (например, пра­
вильно мыть голову и др.).
Идентификация — способ усвоения детьми родительского по­
ведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети ак­
тивно воспринимают особенности личности родителей и других близких к ним людей. Часто дети выбирают профессии родителей, чтобы стать похожими на них.
Имитация и идентификация — это позитивные психологические способы инкультурации. В отличие от них стыд и вина являются их противоположностями, т. е. негативными психологическими спосо­
бами инкультурации.
44

Чувство стыда представляет собой совокупность пережива­
ний человека, вызванных отрицательной оценкой какого-либо по* ступка и поведения, данной им самим или другими людьми. Оно по­
является в тех случаях, когда человека застали на месте преступле­
ния, разоблачили его какой-то неблаговидный поступок или опозо­
рили.
Чувство вины также представляет собой совокупность пере­
живаний человека, вызванных внутренним раскаянием за соверше­
ние какого-то общественно осуждаемого поступка. По сути дела чувство вины есть наказание человеком самого себя за совершение плохого поступка, проявление его совести.
2.3. Культура и поведение
Человек, общаясь с представителями других культур, чаще все­
го не может предсказывать их поведение, основываясь только на собственных культурных нормах и правилах. При этом основная цель коммуникации заключается- в том, чтобы понять смысл каждо­
го конкретного поступка партнера по общению, но этот смысл не всегда лежит на поверхности, зачастую он скрыт в традиционных представлениях о нормальном и ненормальном поведении, которые в различных культурах и социокультурных группах существенно различаются.
Например, правила поведения в японском жилище слишком сложны, чтобы их можно было быстро усвоить. Для начала глав­
ное — ни на что не наступать, ни через чего не перешагивать и са­
диться, где укажут. Существуют предписанные позы для сидения на татами. Самая церемониальная из них — опустившись на колени, сесть на собственные пятки. В таком положении совершаются по­
клоны. Кланяться, свдя на подушке, считается неучтивым: сначала надо переместиться на пол. Сидеть, скрестив ноги, считается у японцев развязной позой, а вытягивать их в сторону собеседни­
ка — верхом неприличия.
Истории известно огромное число фактов, когда попытки тех или иных культур установить взаимные контакты и отношения заканчивались безуспешно. Обычно неудачи объяснялись личны­
ми причинами, недостатками другой стороны или просто языко­
вым непониманием и практически не принимались во внимание культурные различия в качестве причины неудачной коммуника­
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

45
ции. Это объясняется тем, что культурные различия взаимодей­
ствующих сторон в этом случае оставались скрытыми друг для друга.
Дело в том, что поведение людей в процессе коммуникации, как показали специальные исследования, определяется рядом факторов разной степени значимости и влияния1. На основе этих исследова­
ний можно сделать вывод, что в современных исторических услови­
ях практическое поведение людей детерминировано следующими причинами.
Во-первых, особенностями механизма инкультурации, в соот­
ветствии с которым освоение индивидом своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном уровне посред­
ством социализации через образование и воспитание, так и на бес­
сознательном — когда процесс освоения человеком своей культуры происходит стихийно, под влиянием различных житейских ситуаций и обстоятельств. Специальные исследования данного вопросы по­
зволяют сделать вывод, что усвоенная бессознательно часть куль­
туры не менее значима и важна в его поведении и жизни, чем усво­
енная сознательно.
Исходя из этого, культуру можно образно сравнить с дрейфую­
щим айсбергом, у которого на поверхности воды находится лишь меньшая часть его массы, в то время как большая часть айсберга скрыта под водой, но при этом видимая и невидимая части куль­
туры неразрывно связаны между собой. Видимая часть, находя­
щаяся над водой, — это формальная культура. На этом уровне культуры можно обучить необходимым моделям поведения; при этом редко возникают межкультурные проблемы общения, следо­
вательно, редко возникают эмоции или негативные чувства, даже если был неумышленно совершен какой-либо поведенческий про­
счет.
Невидимая часть культуры представляет собой неформальный уровень культуры, на котором все действия и поведенческие акты совершаются автоматически и почти бессознательно. Осознание проявляется лишь тогда, когда возникают неординарные, экстре­
мальные или непривычные ситуации при контактах с представите­
лями других культур. Правила поведения на этом уровне не декла­
рируются, они определяются подсознательно и контролируются ощущениями, показывающими, что происходит что-то не так, как
1 См.: Быстрова А.Н., Киселев В.А. Мир культуры и культура мира. Новосибирск,
1997; Николаичев Б.О. Будьлицом: ценности гражданского общества. М., 1995; Лебе­
дева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999; Сикевич
З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999; и др.
46

должно быть. Поэтому оценки поведенческих актов сопровождают­
ся высокой эмоциональностью, ибо нарушения негласных правил серьезно влияют на взаимоотношения людей.
Подсознательное восприятие культуры имеет большое значение в процессе коммуникации, поскольку если поведение коммуникан­
тов базируется только на нем, то становится особенно трудно за­
ставить участников коммуникации создать другое восприятие. Они оказываются не в состоянии сами сознательно определять процесс восприятия другой культуры, что в итоге заводит процесс коммуни­
кации в тупик. Разрешить тупиковую ситуацию может либо вмеша­
тельство третьей (нейтральной) стороны, либо целенаправленное обучение межкультурной компетентности, которое позволит найти общую точку зрения при открытом обсуждении подсознательных убеждений обеих сторон.
Таким образом, большинство моделей поведения людей форми­
руется под влиянием их культуры, применяется ими автоматически, так же как и автоматически люди воспринимают явления других культур, не задумываясь при этом о механизмах этого восприятия.
Например, евреи, читая Тору, откидываются, имитируя позу наезд­
ника верблюда. Эта манера возникла много веков назад, ее смысл давно утерян, но само движение осталось и передается из поколе­
ния в поколение как элемент культуры. Многие подобные модели поведения имеют бессознательный характер как по своему происхо­
ждению, так и по внешнему проявлению.
Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим ком­
муникативное поведение людей, является ситуация, которую Э. Холл определил как «культурные очки». Суть ее состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центр и меру оценки для других культур. В повседневной жизни индивид обычно не осознает, что образцы его поведения и спосо­
бы восприятия определяются его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценно­
стей и норм.
Известный немецкий исследователь повседневной культуры Г. Бау- зингер отмечает, что повседневное поведение большинства людей характеризуется наивным реализмом'. Они исходят из уверенно­
сти, что мир таков, каким они его себе представляют, и состоит из бесчисленного количества само собой разумеющихся вещей, пред­
метов, людей, событий, которые они воспринимают как естествен­
1 См.: Bausinger Н. Volkskunde. Tubingen, 1999.
47

ные и нормальные. Обычно люди не догадываются об относитель­
ности своего мировоззрения. Нередко это обстоятельство порожда­
ет убеждение в том, что их собственная культура превосходит все остальные. Поэтому все, что не согласуется с собственными норма­
ми, привычками, типами поведения, считается низкопробным, без­
образным и безнравственным. Подобное осознание превосходства своей культуры формирует соответствующую модель высокомер­
ного поведения с пренебрежительным отношением к другим куль­
турам.
В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации опреде­
ляется также окружающей обстановкой и обстоятельствами комму­
никации. Поступки людей не одинаковы в разных отношениях. Ме­
сто нахождения человека (аудитория, ресторан, офис, церковь и т.д.) обязывает его к определенному типу поведения. Сознательно или бессознательно он придерживается соответствующих правил поведения, принятых в данной культуре. Но, например, формы по­
ведения в религиозных храмах в разных культурах различаются весьма существенно.
Серьезные культурные различия у разных народов наблюдают­
ся в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, формах проявления внимания к гостю и т.д. Русские по традиции сразу ведут приглашенного гостя к столу. Это удивляет американ­
цев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяй­
ки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для аме­
риканцев, поскольку в их культуре это не принято. В результате американские гости не знают, какую линию поведения выбрать, чтобы не обидеть хозяйку. Русские же, находясь в гостях у амери­
канцев, часто остаются голодными именно из-за этого межкуль- турного различия: они ожидают, что после первого вежливого от­
каза, традиционного для русской культуры, хозяева более настой­
чиво предложат им поесть, но нового предложения не поступает.
Сами же они стесняются попросить, чтобы им передали блюдо с едой.
Обстоятельства коммуникации также диктуют свои требования к поведению ее участников. Контакты между людьми могут возни­
кать по самым разным причинам: награждение, производственное собрание, спортивные соревнования, панихида и т.п. В каждом слу­
48