Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1498

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чае обстоятельства обязывают людей вести себя соответствующим образом. Однако, например, для одной культуры принятой нормой поведения на свадьбе считается тишина и уединение, а в еврейской, русской и других культурах это событие сопровождается громкой музыкой, танцами и всеобщим весельем.
В-четвертых, поведение людей определяется также количеством отведенного на коммуникацию времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как прави­
ло, стремятся закончить разговор и завершить контакт, чтобы сде­
лать что-то еще важное и необходимое. Каждый случай общения происходит в какое-то время суток, что и сказывается на его харак­
тере. Для того чтобы понять этот фактор, достаточно предположить свою собственную реакцию на телефонный звонок к вам в два часа дня и в два часа ночи.
Практически межкультурная коммуникация на индивидуальном уровне представляет собой столкновение различных мировоззре­
ний, при котором партнеры не осознают различия во взглядах, считают свое видение ситуации «нормальным». Поведение комму­
никантов при этом характеризуется такими обстоятельствами, ко­
гда нечто само собой разумеющееся для одной стороны встречает­
ся с нечто само собой разумеющимся для другой. Сначала это об­
наруживается как открытое непонимание, несовпадение мнений и оценок. Но под сомнение не ставится свое «нечто само собой ра­
зумеющееся», а автоматически принимается этноцентристская по­
зиция и партнеру приписываются глупость, невежество или злой умысел.
Напротив, каждый человек может вспомнить много примеров из собственной жизни, когда общение с другими людьми было яс­
ным, понятным и легким. Это общение с любимыми людьми, с близкими друзьями, когда все происходило само собой, без психо­
логических напряжений и глубоких раздумий. Для таких ситуаций характерно естественное желание понять другого, не обидеть его и т.д. Такой тип общения и понимания человека, партнера по обще­
нию, называется эмпатией.
Термин «эмпатия» в последнее десятилетие получил распро­
странение в большинстве гуманитарных наук. Однако многие свойства этого типа взаимоотношений людей изучены еще недос­
таточно. В этнологии эмпатия подразумевает «...систему вырабо­
танных человечеством ценностей, норм, институтов, ориентиро­
ванных на этико-эстетическую рационализацию мира и бытия че-
4 -4 9 1 0 4 9

ловека в мире — на производство и воспроизводство сочувствен­
ного, понимающего, эстетически выдержанного сознания и пове­
дения»1.
Проявление эмпатии в общении выражается в общей установке не столько понять скрытый смысл сказанного, сколько почувство­
вать состояние партнера. Это вызвано тем, что не всегда один из партнеров может подобрать нужные слова, тон, стиль и т.д. Иногда из-за принятых в соответствующей культуре условностей люди на­
чинают изложение мысли с некоторого отступления, из которого не сразу видно их намерение. Они как бы зашифровывают свои идеи и чувства в общепринятые слова, поэтому часто не удается выразить мысль так, чтобы собеседник правильно ее понял.
Кроме того, различие между чувствами и содержанием общения также не всегда легко уловить. Но если оно принято и понято парт­
нером, то говорящий достигает большего эффекта от общения. Пе­
реживая чувства собеседника через различные эмоциональные про­
явления, люди тем самым показывают, насколько понимают собе­
седника. В таких случаях продуктивность общения зависит не толь­
ко от фактической информации, но и от установок, чувств, эмоцио­
нальных проявлений.
Как считают исследователи, формирование эмпатических ка­
честв человека происходит под влиянием когнитивных, аффектив­
ных и коннотативных факторов, поэтому эмпатия может проявлять­
ся в трех основных формах:
когнитивная эмпатия — способность соотносить свое и чу­
жое, осознавать, что объединяет и разделяет людей;
экспрессивная эмпатия — способность понимать сходство и различие эмоций и намерений;
социальная эмпатия — способность понимать сходство и раз­
личие в нормах социального поведения2.
Эмпатийные качества человека тем разнообразнее и шире, чем богаче и разнообразнее его представления о других. Однако пони­
мание других обязательно детерминировано пониманием самого себя. Стараясь познать себя, мотивы своих поступков и потребно­
стей, человек прибегает к аналогиям, использует психологический механизм идентификации, сущность которого заключается в том, что, непосредственно наблюдая собственные действия и связанные с ними состояния, он истолковывает свое поведение, оценивает его
1 См.: Бгажноков Б.Х. Культура эмпатии//Толерантность и культурная традиция.
М., 2002, С.95.
2 См.: Dietrich R. Aspekte einer interkulturellen Didaktik. Mtlnchen., 1987. S. 226.
50

и придает ему определенное значение. На основе этого формирует­
ся образ Я, в соответствии с которым человек пытается по анало­
гии со своими состояниями судить о внутреннем состоянии и чувст­
вах других людей. Происходит приписывание (атрибуция) собствен­
ных пережитых состояний партнеру по общению. Это особенно очевидно в общении представителей разных культур.
В межкультурной коммуникации значение эмпатии заключает­
ся в том, что субъект коммуникации стремится воспроизвести в самом себе переживания других людей, с которыми он находится в контакте. Иными словами, эмпатия проявляется в умении поста­
вить себя на место другого человека, взглянуть на окружающий мир его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. Механизм эмпатии предполагает перенесение элементов внутреннего мира другого в свой собст­
венный. В характеристике эмпатического отношения к партнеру по коммуникации наиболее точным, вероятно, будет понятие «со­
переживание», поскольку эмпатия обнаруживает себя как пере­
живание переживаний другого человека, в ходе которого достига­
ется не только та или иная степень или глубина понимания субъ­
ектом состояний и поступков объекта, но и определенное согласие с мотивами, эмоциями, установками, объясняющими и оправды­
вающими его поведение.
Каждый вид коммуникации характеризуется особыми отноше­
ниями партнеров, направленностью их целей и задач. В этом отно­
шении специфика межкультурной коммуникации заключается в желании понять, о чем думает партнер, причины его переживаний, его точку зрения и образ мыслей. Поэтому при межкультурной коммуникации, чтобы понять коммуникативное поведение пред­
ставителей другой культуры, необходимо рассматривать его в рам­
ках их культуры, а не своей, т.е. здесь следует проявлять только эмпатическое отношение к партнеру по коммуникации. Это отно­
шение означает мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир партнера, его чувства, мысли, ожидания и стремления.
Психологически эмпатия основывается на предположении, что в одинаковых обстоятельствах все люди переживают приблизи­
тельно одинаковые чувства и ощущения и это сопереживание по­
зволяет им понять другие точки зрения, идеи и различные культур­
ные явления. Благодаря этому свойству возникает способность че­
ловека представить себя на месте другого, принять его мировоз­
зрение, понять его чувства, желания, поступки. В связи с этим
М. Беннет предлагает альтернативу «золотому правилу нравствен­
4.
51

ности» — «платиновое правило общения», которое концентриро­
ванно выражает сущность эмпатического подхода: «поступай с дру­
гими так, как они поступали бы сами с собой»1. .
Эмпатический тип коммуникации с его стремлением понять проблему культурных различий изнутри и найти необходимые пути и способы доя взаимопонимания значительно увеличивает вероят­
ность полного понимания между партнерами. Для этого необходи­
мо помнить и придерживаться основных характеристик эмпа­
тии:
• внимательно слушать, что говорят;
• стремиться понять, как чувствуют себя другие;
• быть искренне заинтересованным в том, что говорят и делают другие;
• проявлять сочувствие к нуждам и интересам других;
• обладать способностью понимать точку зрения другого.
В психологии разработаны специальные методы, с помощью ко­
торых можно повысить чувствительность людей к переживаниям друг друга. Одним из таких методов является метод подстройки, ко­
торый часто применяют те, кто пытается понять состояние другого.
Он заключается в том, что нужно попробовать максимально близко подстроиться к партнеру через подражание его внешнему поведе­
нию: принять подобную ему позу, перенять свойственный ему в данный момент темп речи и т.п. Исследования показали, что если это удается, то открываются переживания собеседника и возникает чувство понимания его поведения.
2.4. Культура и ценности
Осваивая окружающий мир, каждый человек решает для себя, какие элементы этого мира важны для его жизни, а какие не имеют значения, что для него является важным, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого у него формируется ценностное отношение к миру, в соответствии с кото­
рым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и значимости для его жизни. Каждый предмет, явление или идея получают свою оценку и представляют собой определен­
ную ценность, на основании которой складывается соответствую­
щее к ним отношение. В результате формируется общее ценност­
1Bennet М. Basic Concepts of Intercultural Communication. Selected Readings.
Yarmouth, 1998.
52
ное отношение человека к миру, при котором те или иные явления окружающего мира имеют смысл и значимость. Каждая ценность переживается человеком как относящаяся к нему лично, но созда­
ется она коллективно. Эта двойственность ценности объясняет ее принудительное действие в качестве одного из факторов культуры: ценность символизирует причастность отдельного человека к сло­
жившемуся культурному сообществу.
Ценностное отношение к миру давно стало предметом научного интереса со стороны представителей западной философии и социо­
логии культуры . В центре внимания западных исследователей на­
ходятся универсальные нравственные ценности Истины, Добра,
Красоты, которые существуют и проявляют себя как нормы во всех областях мышления, чувствования и волеизъявления, ибо они уко­
ренились в «нормальном сознании». Такие ценности не то чтобы существуют, они действуют и позволяют человеку «одержать побе­
ду над временным потоком»2.
Основную базу культуры составляют ценности, которые присут­
ствуют во всех явлениях культуры и ради которых эти явления соз­
даны, как полагал П. Риккерт. Все, что возникло и выросло само по себе, не может рассматриваться как какая-либо ценйо'сть, по­
скольку не отвечает интересам человека и должно рассматриваться таким образом. Ценность — это духовная цель, жизненная практи­
ческая установка. Она выражает живой нерв культуры, ее смысло­
вое ядро. Вместе с тем ценность выражает динамику культуры. Ко­
гда меняются духовные ориентиры, тогда рождается принципиально иная, информационная, эпоха3.
В мире человека можно обнаружить различные виды ценно­
стей. Выделяются предметные ценности: вещи и процессы, об­
ладающие ценностными значениями для субъекта; ценности — свойства вещей, выявляемые в результате соотнесения с ценно­
стями — идеалами; ценности как специфический вид норм, тради­
ций, обычаев, императивов, запретов, определяемых культурой и др. Соответственно сферам общественной жизни выделяются ма­
териальные и духовные ценности, ценности утилитарные, социаль­
но-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные и др. Сущность ценностей состоит в их значимости, а
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

1 См.: работы В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Вебера.
2 См.: Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М.,
1993. С. 64.
3 См.: Риккерт П. Науки о природе и науки о культуре//Культурология. XX век.
Антология. М., 1995. С. 76.
53
не в факте их наличия. Здесь следует иметь в виду, что ценности отличаются от объекта, в котором они обнаруживаются, так как не все объекты и процессы обладают ценностью. Ценность — это идеальная модель реальных объектов и отношений, фиксирующая­
ся в данной культуре и выявляющаяся в деятельности и общении людей. Она вырабатывается и существует только в культуре, де­
терминируя отношения человека к миру, а также отношения меж­
ду людьми.
Ценности рождаются в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие ему устоять перед тяжелыми жизнен­
ными испытаниями. Они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты и придают смысл человеческой жизни, так как соответствуют представлениям об идеале, желае­
мом, нормативном.
В процессе исторического развития каждого народа складыва­
ется собственная система ценностных отношений к природе, к лю­
дям своей и чужой общности, к идеям, к вещам и т.д. На основе этих отношений формируются система ценностей этого народа и его культура. Ценностное отношение к миру выражается в ценност­
ных ориентациях и установках, которые формируют в свою очередь поведенческие модели и регулируют поведение представителей дан­
ного народа.
Современные англичане, например, считают самообладание главным достоинством человеческого характера. Слова: «Умей дер­
жать себя в руках» — как ничто лучше выражают девиз этого на­
рода. Чем лучше человек умеет владеть собой, тем он достойнее. В радости и в горе, при успехе и при неудаче человек должен оста­
ваться невозмутимым хотя бы внешне, а еще лучше — если и внут­
ренне.
Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и обще­
ства в целом чрезвычайно велика. Они выступают самыми непо­
средственными и сильными регуляторами (стимулами) человече­
ской деятельности, поскольку в соответствии с ними происходит от­
бор информации в процессе взаимодействия с окружающим миром, устанавливаются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения и т.д.
В человеческом сознании одновременно сосуществует множест­
во ценностей самого разного характера и содержания. На этом ос­
новании вполне оправданно говорить о системе ценностей, внутри которой те или иные ценности определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Каждая система ценностей имеет боль­
шое значение в любой культуре, поскольку определяет отношения
54