Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1500

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человека с природой, обществом, ближайшим окружением и с са­
мим собой. Дело в том, что, усваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует индивидуальную систему осново­
полагающих ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценно­
стей, отражающая ее специфическое положение в мире, обычно представляющая собой иерархию, в которой ценности расположены по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечива­
ются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необ­
ходимая степень порядка и предсказуемости.
Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для че­
ловека и общества, то это понятие наполняется субъективным со­
держанием, поскольку в мире нет явлений в равной степени значи­
мых для всех людей без исключения. Поэтому исследователи тео­
рии ценностей выделяют различные группы ценностей: личные цен­
ности, возрастные ценности, ценности каких-либо больших и малых социальных групп, исторические ценности различных эпох и госу­
дарств, общечеловеческие ценности и т.д.1 Из всей системы ценно­
стей человека и общества выделяется группа культурных/ ценно­
стей, которая в свою очередь подразделяется на две основные группы.
Во-первых, это совокупность выдающихся произведений интел­
лектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесел, археологические и этнографи­
ческие раритеты.
Во-вторых, к числу культурных ценностей отнесены оправдав­
шие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые ведут к интеграции общества, росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарное™, со­
лидарности, взаимопомощи и т.д. Обе группы культурных ценно­
стей на практике составляют «вдро» любой культуры и определяют ее неповторимый характер.
В процессе межкультурной коммуникации довольно часто обна­
руживаются значительные различия в восприятии одних и тех же ценностей представителями разных культур. Среди огромного числа разнообразных ценностей можно выделить небольшую группу таких
1 См.: Козлова О А . Ценностные ориентиры в межкультурном коммуникативном
пространстве//Мир языка и межкультурная коммуникация. Барнаул, 2001; Шадже
А.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп, 1996; и др.
55

ценностей, которые у всех народов совпадают как по характеру оценок, так и по содержанию. Такого рода ценности получили на­
звание универсальных, или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловлен тем, что основные черты таких ценностей ба­
зируются на биологической природе человека и на всеобщих свой­
ствах социального взаимодействия людей независимо от культурно­
го своеобразия. Например, нет ни одной культуры в мире, которая оценивала бы положительно убийство, ложь и воровство. В каждой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая негативная их оценка однозначна.
Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ставит вопрос о формах их существования и сферах распространения. В культурной антропологии принято выделять четыре основных сфе­
ры культурных ценностей — быт, идеологию, религию и художест­
венную культуру. В аспекте межкультурной коммуникации из всех этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представ­
ляющая собой исторически первую сферу возникновения и сущест­
вования культурных ценностей.
Ведущее положение сферы бытовой культуры в межкультур­
ной коммуникации определяется тем, что она является основопо­
лагающей для формирования личности, поскольку процессы со­
циализации и инкультурации индивида начинаются еще в детстве, когда человек неспособен к освоению культурных ценностей идео­
логии, религии и искусства. Значение бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает и формирует такие ценности, которые выполняют определяющую роль в межкультурной коммуникации.
Ведь сфера быта является хранителем исторической памяти куль­
туры, поскольку она значительно устойчивее идеологии и религии и изменяется гораздо медленнее, чем они обе. Поэтому именно бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности
«вечные», общечеловеческие и этнические. Кроме того, именно ценности бытовой культуры служат основой возникновения идео­
логии, религии и искусства.
Вместе с тем ценности бытовой культуры самодостаточны. Это значит, что, пользуясь только ценностями бытовой культуры, индивид получает устойчивые ориентиры для жизни в условиях со­
ответствующей культуры. В процессе межкультурной коммуника­
ции дополнительное значение бытовой культуре придает ее стихий­
ный характер. Ценности бытовой культуры рождаются в процессе житейской практики и имеют утилитарную направленность. Поэто­
му они не нуждаются в обосновании и доказательстве, носители
56

данной культуры воспринимают их как естественные и само собой разумеющиеся. Их освоения достаточно для приобщения индивида к культуре того или иного народа.
Приоритетное положение, значение и влияние тех или иных ценностей в жизни людей также определяются культурой, ее свое­
образием и особенностями. Индивид, как правило, специально не осознает большую часть особенностей своей культуры и восприни­
мает их как сами собой разумеющиеся явления. Осознание ценно­
стей своей культуры наступает лишь при встрече с представителя­
ми других культур, когда происходит взаимодействие разных куль­
тур и обнаруживаются различия в их ценностных ориентациях.
Именно в этих случаях возникают непонимание, растерянность, бессилие и раздражение.
Исключить эти ситуации и добиться положительных результа­
тов в межкультурных контактах возможно лишь с помощью знания особенностей ценностных ориентаций партнера. Это знание помо­
гает предсказать его поведение, цели, желания, обеспечивает успех в общении.
Содержание любой ситуации общения с необходимостью вклю­
чает в себя нормы и правила, регулирующие взаимодействие и ха­
рактер отношений ее участников, предписывающие им, как вести себя, если позиции участников достаточно определенны. Каждый человек, прежде чем вступить во взаимодействие с другими людь­
ми, обычно соотносит свои предполагаемые действия с принятыми в его среде стандартами поведения, ожидая и от других соблюде­
ния определенных норм и правил общения. При отсутствии подоб­
ных представлений невозможно жить в современном обществе.
Такие общие представления, регулирующие поведение людей,
вырабатываются в обществе и называются «социальными
нормами».
Слово «нормальный» в русском языке означает «усредненно правильный», соответствующий нашему представлению о норме как о «золотой середине». В раду положительных значений слова
«нормальный» лежит оценка человеческих свойств. В этом значе­
нии оценка «нормальный» выступает как ориентир в самых разных областях культуры. Норма — это общественно принятая мера жиз­
недеятельности людей, благодаря которой обеспечивается их согла­
сованное сосуществование.
Нормативность является одним из существенных свойств куль­
туры любого общества и народа. Это выражается в том, что в ка­
ждой культуре существует довольно большое количество норм, от­
носящихся ко всем сферам жизнедеятельности общества. Они ис­
57

торически вырабатываются данной культурой, имеют устойчивый характер, их нарушение предполагает применение тех или иных мер воздействия на индивида. На практике нормы культуры пред­
ставляют собой существующие правила, образцы поведения, кри­
терии и т.д., которые ограничивают природную вседозволенность и требуют неукоснительного их выполнения во всех без’исключения случаях.
Объективная необходимость возникновения и существования норм культуры обусловлена тем, что жизнь человека в обществе невозможна без соблюдения определенных правил. В соответствии с данными правилами любая культура имеет представление о «пло­
хом» и «хорошем» поведении. Поэтому в каждой культуре форми­
руется система долженствований и запретов, которые предписыва­
ют, как человек должен поступать в той или иной ситуации, или указывают, чего он не должен делать ни при каких обстоятельствах.
Таким образом, общение людей облечено в различные формы, под­
чинено тем или иным условностям и законам. Культурные нормы предписывают, как должны общаться, например, младшие и стар­
шие по возрасту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники и т.д.
Практически с самого начала культурной деятельности человека возникла потребность в регулировании его поведения и общения с другими людьми. Дело в том, что вместе с созданием ценностей культуры возникла проблема регулирования распределения этих ценностей и отношений между людьми по поводу этих ценностей.
Ведь материальные продукты культуры, создаваемые людьми, лишь показывают границы их способностей и возможностей, но они не определяют, как должны действовать люди между собой в распре­
делении и использовании этих ценностей. В связи с этим возникли правила, регулирующие человеческое поведение, которые позднее получили название норм. Изначально эти нормы служили указате­
лями на то, где, как, когда и что должны были делать люди в своей повседневной жизни. По мере роста их количества и расширения культурной деятельности человека эти нормы приобрели разную степень влияния й значения.
На протяжении всей истории человечества в различных культу­
рах было создано огромное количество самых разнообразных норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели и сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм разделилось на следующие виды: нравы, обычаи, традиции, обряды, законы.
58


Нравы были исторически одним из первых регуляторов челове­
ческого поведения. Их предназначение — регулировать повседнев­
ное поведение людей, способы реализации продуктов культурной деятельности и давать оценку различным формам взаимоотношений людей. Из всего многообразия культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регу­
лировать текущие события и поступки. Нравы представляют собой моральные оценки допустимости тех или иных форм как собствен­
ного поведения, так и поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты моральной оценке.
В силу своей природы нравы не предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем при нарушении всех других норм.
Эта ответственность носит относительный характер, поскольку наказание за нарушение нравов может быть самым различ­
ным — от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наи­
более распространенным наказанием в этом случае является уст­
ное порицание.
Обычаи являются наиболее распространенным и влиятельным видом культурных норм, они представляют собой исторически сло­
жившиеся формы социальной регуляции поведения и отношений людей, воспроизводящие образцы действий и предписывающие правила поведения дня представителей одной культуры. Влияние обычаев распространяется, главным образом, на сферу частной жизни людей. По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и общение между близкими и дальними родст­
венниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение челове­
ка за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми.
Сохранение традиционных манер поведения особенно харак­
терно для традиционных обществ. Например, в Малайзии веками без изменений передаются нормы взаимоотношения родителей и детей, уважительного отношения молодых людей к пожилым, чи­
нопочитание в зависимости от занимаемого общественного и иму­
щественного положения. В соответствии с нормами повседневного поведения там неприлично показывать на кого-то указательным пальцем. Надо сжать правую руку в кулак и показать на человека большим пальцем. Брать и передавать что-либо можно только правой рукой, а еще лучше — обеими руками, слегка наклонив­
шись вперед.
59

Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они предпи­
сывают строго установленное поведение в определенных ситуациях.
Обычаи также возникли в незапамятные времена как традицион­
ные формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культур­
ная и социальная стабильность общества. В такой их роли было за­
интересовано все общество, и оно стремилось их сохранять и куль­
тивировать, поэтому многие обычаи оставались неизменными на протяжении веков.
В каждой культуре постепенно складывается своя система обычаев, охватывающая своим влиянием все стороны повседнев­
ных отношений ее носителей. Тот или иной обычай всегда порож­
ден соответствующей причиной или специфической ситуацией.
Поэтому характер и основные черты обычаев обязательно соот­
ветствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре, и одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных куль­
турах приобретают совершенно разные содержание и смысл. При­
мерами здесь могут служить различные обычаи заключения брака в разных культурах.
Обычай заключения брака у разных народов имеет множество форм проявления. Так, в Европе или Северной Америке вполне ес­
тественно, когда молодые люди сами решают вопрос о вступлении в брак. В то время как у многих народов Азии и Африки принято, чтобы главы семей заключали договор о браке. Культурные обычаи других народов до недавнего времени запрещали видеться жениху и невесте до свадьбы. В западном обществе с его идеалом романтиче­
ской любви девушка ужаснулась бы при одной мысли быть продан­
ной будущему мужу, не имея права принимать личного участия в этом решении. В других культурах, напротив, продажа невесты счи­
тается нормой: .родственники назначают цену за невесту, которую добровольно готова заплатить другая сторона.
Традиции связаны со становлением разнообразных культурных регуляторов поведения человека, происходившем одновременно с развитием и усложнением его взаимоотношений с окружающим ми­
ром. По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать и более устойчивые формы поведения, которые предпи­
сывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что постепенно придало им традиционный характер и породило новый вид культур­
ных норм — традицию (первоначальное значение термина «тради­
ция» — предание, передача).
60