Файл: Учебник уголовное право республики беларусь общая часть.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2208
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА.НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА
Глава 6ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 7СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 9МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Глава 10ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
Глава 11СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 12Соучастие в преступлении
Глава 13УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЯ
Глава 16Меры уголовной ответственности,не связанные с применением наказания
Глава 17Освобождение от уголовной ответственностии наказания
Глава 18ПОГАШЕНИЕ И СНЯТИЕ СУДИМОСТИ
Глава 19ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
Глава 21КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ
Глава 22 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (Общая часть)
Согласно общепризнанной точке зрения, при преступном воздействии на физическое лицо как носителя определенных общественных отношений человек не может быть предметом преступления, за исключением тех случаев, когда относительно данного лица существуют такие отношения, в которых оно выступает в качестве их предмета, например, при торговле людьми (ст.181 УК), при похищении человека (ст.182 УК).
В уголовном праве при определении того, на что воздействует преступление, существуют и иные точки зрения. Исторический взгляд на определение объекта позволяет установить, что в Древнем Риме в качестве объекта преступления назывались интересы общества либо интересы личности. На основании этого и преступления делились на две соответствующие группы.
В конце ХIХ века достаточно распространенной была нормативная теория объекта, основной смысл которой заключается в понимании преступления как нарушения нормы права и существующего правопорядка. В наиболее упрощенном варианте этой теории объектом преступления признавался уголовный закон. Убийство осуществляет посягательство на статью УК, которая угрожает наказанием за противоправное лишение жизни, вор посягает на статью, которая угрожает наказанием за кражу чужого имущества и т.п. Не соглашаясь с этим подходом, отметим следующее. Признавая, что преступление нарушает закон, необходимо иметь в виду только то, что оно является деянием уголовно-противоправным. Последний признак свойственен любому преступлению. Он дает ответ, почему посягательство влечет уголовную ответственность. Очевидно, что самому уголовному закону преступление не причиняет никакого ущерба. Уголовно-правовая норма не терпит и не может терпеть ущерба от преступления.
Нормативная теория объекта преступления в наиболее завершенном виде была представлена в трудах известного русского ученого в области уголовного права Н.С. Таганцева, который считал, что объектом преступного посягательства является заповедь или норма права, которая реализована в субъективных правах и нашла своё выражение в конкретном социальном интересе, который и охраняется этой нормой1. Таким образом, в качестве объекта преступления фактически рассматриваются интересы как правовые ценности. В зависимости от характера и значения этих благ и посягательство, которое покушается на них, может быть преступным или непреступным. Чем более значимыми являются правовые ценности, тем более важными они являются и тем более интенсивно осуществляется их охрана.
Другим представителем данной теории являлся немецкий ученый Ф. Лист, который определял объект преступления как охраняемый правом определенный жизненный интерес2.
Нормативная теория объекта предоставляет возможность решать вопросы преступности или непреступности деяния не в рамках закона, а в зависимости от оценки охраняемых ценностей судом по его усмотрению.
В настоящее время в уголовно-правовой литературе достаточно часто в качестве объекта определенного преступления называется интерес. Причем понятие “интерес” употребляется часто как синоним термина “общественные отношения”. Однако подход, в результате которого объектом преступления признается интерес, по сути своей не верен. “Интерес” — понятие более широкое, чем “общественные отношения”. Интерес всегда субъективно скрыт и уяснение его содержания возможно через общественные отношения. Интерес можно рассматривать как единство объективного (его носители и источник возникновения) и субъективного (осознание потребности, мотив деятельности, постановка цели, выбор способа поведения лица). Однако интерес еще не есть общественное отношение, поскольку он является лишь побуждающим фактором (стимулом) для вступления субъекта в социальные отношения. Свое воплощение интерес находит через общественные (антиобщественные) взаимосвязи, в результате которых он может быть удовлетворен. Таким образом, при выяснении сущности интереса в правоприменительной практике мы вынуждены переходить к анализу его объективной основы — личности как носителю общественных отношений, социальных связей и социальных ценностей, то есть структурных элементов общественных отношений.
Против признания объектом преступления общественных отношений выступает и Г.П. Новоселов, который считает, что понимание объекта как общественных отношений влечет за собой фактическое расширение содержания понятия объекта, причем такое, при котором почти все признаки состава преступления выступают в качестве внутренних признаков объекта. По его мнению, отношения между людьми представляют интерес для уголовно-правовой науки не в качестве объекта преступления, а в качестве формы проявления любого социально значимого поведения, в том числе преступного. Отсюда он делает вывод о том, что при совершении преступления нет оснований для того
, чтобы вести речь о посягательстве на какие-либо общественные отношения. Только человек (люди), по его мнению, противостоят виновному в процессе посягательства и именно против людей направлены общественно опасные действия субъекта. Утверждение, что лицо вступает в отношения с другими людьми, по мнению Г.П. Новоселова, является исходным как для разработки самого понятия преступления, так и для определения его объекта. А поскольку общественные отношения - это отношения между людьми, то постольку люди могут быть признаны их участниками, их субъектами (так как от них исходит социальная активность) и объектами (то, что противостоит субъекту)1.
Эта точка зрения привлекает ярко выраженной гуманистической направленностью. Однако признать ее последовательной и аргументированной трудно. Например, если лицо осуществило подделку почтовых марок или других знаков почтовой оплаты (ст.261 УК), то трудно представить себе, что объектом этого преступления является другой человек, который противостоит виновному, а не общественные экономические отношения.
Значение объекта преступления состоит в том, что он является необходимым элементом каждого состава преступления и в значительной степени определяет квалификацию преступного деяния.
В уголовном праве нет “безобъектных” преступлений, и если отсутствует объект преступления — это значит, что в действиях лица нет состава преступления и он не подлежит уголовной ответственности. При этом объект может отсутствовать по двум причинам: либо данные действия лица вообще не нарушают общественных отношений, либо нарушение определенных общественных отношений имеют место, однако они не охраняются в уголовно-правовом порядке.
Значение объекта преступления проявляется также в том, что он дает возможность раскрыть социальное содержание преступления и адекватность политики государства при установлении характера его общественной опасности.
Являясь необходимым условием правильной квалификации преступления и назначения виновному справедливого наказания, объект преступления признан критерием систематизации норм Особенной части УК.
§ 2. Виды объектов преступления
В науке уголовного права выделяются общий, родовой, групповой и непосредственный объекты преступления.
общим объектомявляется вся совокупность тех общественных отношений, которые охраняются уголовным законом. общий объект является единым для всех преступлений.
В статье 2 УК дается приблизительный перечень наиболее важных для общества ценностей и отношений, которые охраняются нормами уголовного права. Исторический анализ общественных отношений, которые охраняются в уголовно-правовом порядке, показывает, что их круг подвергается изменениям. С течением времени одни общественные отношения включаются в число охраняемых уголовным законам, другие наоборот, исключаются. этот процесс происходит под влиянием развития культуры общества, изменений в сфере экономических отношений и приоритетов политики государства. Например, изменение экономических отношениях способствовало появлению многочисленной группы новых преступных деяний: лжепредпринимательство (ст.234 УК), ложное банкротство (ст. 238 УК), ограничение конкуренции (ст.247 УК) и др. В действующем УК по сравнению с УК 1960 г. не криминализированы такие действия, как изготовление, хранение с целью продажи или продажа спиртных напитков домашней выработки и некоторые другие.
Родовой объект — это группа родственных и взаимосвязанных общественных отношений, которые охраняются уголовным законам от преступных посягательств. Он является единым для определенной совокупности преступлений. Так, кража, грабеж, мошенничество, уничтожение имущества посягают на один и тот же родовой объект — отношения собственности.
Родовой объект является основанием для систематизации преступлений в УК Беларуси, поскольку позволяет определить характер и значение объединяемых им отношений для интересов общества и государства. Все преступления, которые посягают на один и тот же родовой объект, объединяются в одной главе Особенной части УК. Родовой объект группы преступлений обычно раскрывается в названии соответствующей главы кодекса. Так, в главе 24 УК “Преступления против собственности” объединены преступные посягательства против собственности физических и юридических лиц, а также государства; в главе 35 УК “Преступления против интересов службы” — преступления, нарушающие общественные отношения в сфере осуществления служебных полномочий. В некоторых случаях родовой объект определяется в законе. Так, в примечании 1 к главе 37 УК содержится общее понятие воинского преступления, где в качестве родового объекта этих преступлений называется установленный порядок несения воинской службы.
Таким образом, родовой объект является критерием для построения системы Особенной части УК и позволяет определить родовую принадлежность преступления и его место в системе Особенной части. Именно родовой объект позволяет провести законодательную и научную систематизацию преступлений и уголовно-правовых норм. Социальная значимость и ценность той или другой группы общественных отношений, по общему правилу, определяет место нахождения соответствующей главы о преступлениях в системе Особенной части УК.
Виды и перечень родовых объектов также подвержены изменениям. Так, по сравнению с УК 1960 г., в ныне действующем УК появились новые главы: глава 17 “Преступления против мира и безопасности человечества”, глава 18 “Военные преступления и другие нарушения законов и обычаев ведения войны”, глава 20 “Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы”, глава 21 “Преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних”, глава 22 “Преступления против личной свободы, чести и достоинства”, глава 25 “Преступления против порядка осуществления экономической деятельности”, глава 26 “Преступления против экологической безопасности и природной среды”, глава 27 “Преступления против общественной безопасности”, глава 28 “Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта”, глава 29 “Преступления против здоровья населения”, глава 31 “Преступления против информационной безопасности”, глава 36 “Преступления призывников и военнообязанных”.
Значение родового объекта проявляется также в том, что он позволяет отграничить схожие между собой группы преступлений, например, преступления должностных лиц от преступлений в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Правильное определение родового объекта позволяет отличить и схожие составы преступлений, например, убийство лица или его близких в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга (п.10 ст. 139 УК) от посягательства на жизнь работника милиции (ст.362 УК).
Наряду с родовым объектом, важное значение для систематизации норм Особенной части имеет групповой объект, который объединяет взаимосвязанную группу родовых объектов. Например, раздел ХIV УК “Преступления против военной службы” включает две главы: “Преступления призывников и военнообязанных” и “Воинские преступления”; а раздел VII “Преступления против человека” состоит из пяти глав: “Преступления против жизни и здоровья”, “Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы”, “Преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних”, “Преступления против личной свободы, чести и достоинства”, “Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина”. Составы преступлений, входящие в каждую из указанных глав, имеют свой родовой объект. Вместе с тем, они имеют и общий соответствующий групповой объект.