Файл: Учебник уголовное право республики беларусь общая часть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2190

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА.НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА

Глава 2Уголовный закон

Глава 3ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 4СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 5 ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 6ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 7СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 8Субъект преступления

Глава 9МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Глава 10ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ

Глава 11СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 12Соучастие в преступлении

Глава 13УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 14ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЯ

Глава 15НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

Глава 16Меры уголовной ответственности,не связанные с применением наказания

Глава 17Освобождение от уголовной ответственностии наказания

Глава 18ПОГАШЕНИЕ И СНЯТИЕ СУДИМОСТИ

Глава 19ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ

Глава 20ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ,СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ

Глава 21КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ

Глава 22 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (Общая часть)

наличии которых поведение человека, объективно содержащее признаки запрещенного уголовным законом, не является все же преступлением (причинение вреда при осуществлении акта правомерной обороны, при задержании преступника, в состоянии крайней необходимости и т.п.). Нельзя не заметить, что метод дозволения в данном случае носит вспомогательный характер и направлен на уточнение граней преступного и непреступного поведения с учетом дозволенного, при котором фактически наступают последствия преступного характера.

Значительное место в уголовно-правовом регулировании в последние годы отводится методу стимулирующего предписания. На указанном методе основано регулирующее воздействие норм о добровольном отказе от доведения преступления до конца (ст.15 УК), об освобождении от уголовной ответственности виновного за деятельность, способствовавшую прекращению и раскрытию преступления (ст.20, п.5 примечания к главе 24 УК, п.2 примечания к ст.235 УК, примечания к ст.287, 289, 291, 295, 328, 357, 358, 431 и 432 УК). Метод стимулирующего предписания является своего рода исключением из правила о неотвратимости уголовной ответственности за каждый случай совершения лицом уголовно-наказуемого деяния. Посткриминальное поведение виновного, направленное на изобличение собственного преступления, устранение его опасных последствий, исключает необходимость применения мер уголовной ответственности.

Предмет уголовного права составляют необычные общественные отношения, так называемые охранительные отношения, которые обусловлены, с одной стороны, установлением под угрозой уголовной ответственности запрета на совершение деяний, представляющих опасность для общественного правопорядка, и, с другой стороны, применением мер данной ответственности в случае совершения преступлений. Нетрудно заметить, что сферу уголовно-правового регулирования составляют отношения двоякого характера: во-первых, собственно охранительные отношения1, и во-вторых, конфликтные охранительные отношения, возникающие в связи с совершением деяния, подпадающего под признаки запрещенного уголовно-правовой нормой. Будучи производными от норм уголовного права, и охранительные, и связанные с ними конфликтные охранительные отношения приобретают статус уголовно-правовых отношений.


Таким образом, уголовное право представляет собой совокупность правовых норм, которые предусматривают с целью охраны общества и установленного в нем правопорядка запрет на совершение общественно-опасных деяний под угрозой уголовной ответственности за их совершение и в связи с этим определяют перечень и признаки деяний, которые являются преступными, и меры уголовной ответственности за их совершение, а также основания и условия освобождения лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания.

Уголовное право как нормативно-публичная система охраны общества сформировалось одновременно с появлением частной собственности и возникновением государства как орудия защиты общества с учетом интересов экономически и политически господствующего класса. Признавая преступными как деяния, нарушающие элементарные требования общечеловеческого общежития (посягательство на жизнь, телесную неприкосновенность), так и деяния, нарушающие сугубо классовые интересы (посягательство на политическую, экономическую системы и др.), уголовное право в конечном итоге охраняло интересы экономической и политической системы конкретного общества.

как и любое другое явление цивилизации, уголовное право отражало и отражает соответствующий уровень экономического, политического, духовного развития общества. На первых стадиях цивилизации право открыто закрепляет и охраняет классовые и сословные привилегии (Законы Ману, Русская правда, Статуты Великого Княжества Литовского). Однако необходимость обеспечения стабильности и безопасности общества объективно требовала отражения в уголовном праве общесоциальных интересов (борьба со стихийными бедствиями, отражение военного нападения, охрана среды обитания людей и т.п.). По мере достижения обществом определенного уровня цивилизованности, совершенствования политической структуры, освоения культуры и демократии уголовное право охраняет все более широкий спектр социальных интересов, трансформируясь в инструмент, обеспечивающий борьбу с преступностью в интересах всего общества. В демократическом гражданском обществе уголовное право, прежде всего, должно оптимально обеспечивать защиту человека, его прав и свобод, предупреждать негативные проявления государственной власти, запрещать произвол во все сферах жизни общества и в любых его проявлениях.



Опасность того или иного деяния человека для общества в истории человечества оценивалась по-разному, в зависимости от социально-экономических условий и уровня человеческой цивилизации. Преступление, как социально-правовое понятие, связано с возникновением публичной власти (государства), стремлением последней гарантировать незыблемость объективно сложившихся в обществе экономических отношений, упорядочить в соответствии с этим систему устоев социальной жизни членов общества, обеспечить их охрану, в том числе и путем объявления соответствующих деяний в качестве преступлений. Естественно, что понятие преступного в экономических и политических системах, основанных на открытом подавлении (принуждении) экономически господствующим классом интересов угнетаемых, не могло не носить классового характера. Доминирующее значение классовый фактор в решении вопроса об отнесении того или иного деяния к числу преступлений имел в эпоху рабовладельческого и феодального государства.

Однако следует иметь в виду, что понятие преступного никогда не основывалось на узкоклассовых интересах экономически господствующего класса, ибо преступление, это деяние, подрывающее в целом устои общественной и политической организации, в сохранении которой заинтересован, прежде всего, экономически властвующий класс. Сегодня подавляющее число преступлений посягает на ценности, охраняемые государством в интересах всего общества, совершается по мотивам, противоречащим общечеловеческим представлениям. Определение в уголовном праве в качестве приоритетных объектов уголовно-правовой охраны человека, его прав и свобод с учетом достигнутого обществом уровня цивилизации — объективная тенденция и результат исторического развития человеческого общества. Для уголовного права современных демократических государств характерно именно такое понимание и оценка социальной роли уголовного права в обеспечении установленного обществом правопорядка.

Объектом преступных посягательств в конечном итоге всегда является человек с его индивидуальными потребностями и интересами, правами и обязанностями, которые реализуются через общественные отношения. В зависимости от важности этих отношений для существования самого человека и человеческого общежития они и ставятся под охрану уголовного закона. По мере достижения обществом более высокого уровня цивилизованности, усовершенствования государственно-политической системы, повышения уровня легитимности политической власти уголовное право должно и непременно будет приобретать характер общеправового средства борьбы с преступностью как с явлением, которое представляет собой произвол конкретного человека по отношению к общесоциальным ценностям человеческой цивилизации.


Реформа уголовного права, проведенная в государствах СНГ, ставила именно такие цели. Охрана человека, его прав и свобод, установленного в обществе правопорядка являются основными правовыми ценностями в Уголовном кодексе Республики Беларусь 1999 года1. Все иные объекты уголовно-правовой охраны (собственность, политическая система и т.д.) рассматриваются уголовным законом в русле интересов конкретного человека и гражданского общества, имеют своей целью обеспечить достигнутый уровень согласия в обществе.

По сфере действия и в определенной мере по характеру своих функций уголовное право тесно связано с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Все три отрасли права направлены на решение задачи борьбы с преступностью. В комплексе указанных отраслей уголовное право занимает ведущее (базовое) место, определяя, какие деяния являются преступными и какие меры уголовной ответственности могут применяться к лицам, их совершившим. Уголовно-процессуальная деятельность и процесс исполнения уголовно-правовых мер воздействия, регулируемые соответственно нормами уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, возможны только в связи с совершением преступления и применением наказания или иных мер уголовной ответственности.

Указанные отрасли права отличаются по предмету правового регулирования. Так, уголовно-процессуальное право регулирует деятельность (отношения) по расследованию преступлений и осуществлению судопроизводства в отношении лиц, совершивших преступление. Уголовно-процессуальные отношения возникают и изменяются на основе соответствующих актов процессуальной деятельности (постановление о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого и т.д.). Предмет же уголовно-исполнительного регулирования составляют отношения, которые возникают между лицом, которое подвергнуто наказанию или иной мере уголовной ответственности, и органом государства, который призван исполнить соответствующую меру уголовно-правового воздействия. Уголовно-исполнительные правоотношения возникают по поводу порядка и условий исполнения и отбывания осужденными мер уголовной ответственности. Возникают уголовно-исполнительные отношения в рамках конфликтных охранительных уголовно-правовых отношений на стадии реализации уголовной ответственности, когда назначенная судом мера ответственности обращается к исполнению.


Уголовное право соприкасается и с административным правом. Наряду с регулированием общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, административное право охраняет общественные отношения от проступков, которые не столь опасны как преступления и поэтому запрещаются под угрозой применения мер административного взыскания. По своим правовым последствиям меры административного взыскания, несмотря на известное сходство с уголовным наказанием (арест, исправительные работы, штраф), менее репрессивны, их применение не сопровождается осуждением лица в качестве преступника.

Система уголовного права представляет собой структурное подразделение ее норм на относительно самостоятельные части. Правовые нормы, составляющие содержание уголовного права, традиционно подразделяется на две части — Общую и Особенную. Такое деление уголовного права — результат исторического развития, обобщения опыта и практики применения норм данной отрасли права, когда постепенно в процессе законотворчества стали выделяться отдельно нормы, носящие общий характер по отношению к нормам, определяющим признаки конкретных преступлений ( нормы о стадиях преступной деятельности, соучастии, обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность, видах и системе наказаний и т.д.). Так, в УК Беларуси нормы Общей части определяют принципы уголовного права, порядок действия УК во времени и пространстве, понятие преступления, определение вины, понятие уголовной ответственности и формы ее реализации, виды наказания, общие начала его назначения, основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, принудительные меры безопасности и лечения.

В нормах Особенной части дается перечень и описание конкретных видов преступлений с указанием наказания и его пределов за каждое преступление в соответствии с его характером и степенью общественной опасности.

Нормы Общей и Особенной частей уголовного права органически связаны. Нельзя, например, определить признаки конкретного преступления без учета вины и общих оснований уголовной ответственности, даваемых в нормах Общей части уголовного права. В свою очередь, правильное применение наказания или иных мер уголовной ответственности за совершение конкретного преступления возможно лишь при соблюдении изложенных в Общей части требований их назначения. Таким образом при применении уголовно-правовых норм необходимо учитывать внутреннюю динамику и взаимосвязь норм Общей и Особенной частей уголовного права (Уголовного кодекса).