Файл: Учебник уголовное право республики беларусь общая часть.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2289
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА.НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА
Глава 6ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 7СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 9МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Глава 10ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
Глава 11СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 12Соучастие в преступлении
Глава 13УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЯ
Глава 16Меры уголовной ответственности,не связанные с применением наказания
Глава 17Освобождение от уголовной ответственностии наказания
Глава 18ПОГАШЕНИЕ И СНЯТИЕ СУДИМОСТИ
Глава 19ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
Глава 21КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ
Глава 22 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (Общая часть)
Целью причинения вреда при задержании является доставление преступника в органы власти. Насилие с целью отомстить за содеянное преступление или за отказ от явки в органы власти рассматривается как самочинная расправа и влечёт уголовную ответственность.
Вынужденность причинения вреда означает отсутствие возможности осуществить задержание и доставить преступника в органы власти иным, не вредоносным способом. Применение силы к преступнику необходимо и будет считаться вынужденным при подавлении его сопротивления задержанию. Попытка преступника скрыться или защититься с использованием каких-либо орудий оправдывают причинение ему вреда. При отсутствии активного сопротивления со стороны преступника нанесение ему вреда недопустимо.
Соответствие причинённого вреда опасности совершённого преступления и обстановке задержания означает допустимость причинения преступнику вреда только такой степени тяжести, насколько тяжким по характеру и степени общественной опасности было совершённое им преступление. Причинение значительного физического вреда возможно при задержании лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Причинение смерти задерживаемому является мерой исключительной и может быть оправдано только при условии очевидности повышенной опасности оставления преступника на свободе, например, при оказании убийцей вооружённого сопротивления или при его попытке скрыться с оружием в руках.
Опасность совершённого преступления определяется на основании характера (объекта) и степени общественной опасности посягательства (размер причинённого вреда, способ совершения преступления, форма вины, мотив и другие признаки). Определённое значение для установления допустимости вреда имеет и конкретная обстановка задержания (время, место, количество задерживающих и задерживаемых, соотношение их сил и вооружённости и т.п.). Как правомерное причинение вреда были расценены судом действия Д., который задержал хулигана при следующих обстоятельствах. Разбивший витрину магазина К. в ответ на требование Д. пройти в милицию достал нож и стал размахивать им, не подпуская к себе Д. Тогда Д. поднял с земли металлический прут и ударил им К. по руке, причинив менее тяжкие телесные повреждения. Лишенный возможности сопротивляться К. был доставлен в отделение милиции.
Правомерными признаются меры по задержанию, которыми причиняется меньший, равный и даже несколько больший вред. Закон запрещает причинение только такого вреда, который значительно превышает опасность преступления и не вызывается обстановкой задержания.
Превышение мер, необходимых для задержания преступника, — это причинение преступнику без необходимости явно чрезмерного вреда, не соответствующего характеру и степени общественной опасности совершённого задерживаемым лицом преступления и обстановке задержания. Запрещая причинение преступнику излишнего вреда, законодатель установил уголовную ответственность за умышленное убийство, умышленное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, совершённые при превышении мер, необходимых для задержания преступника (ст.142 и 151 УК). Лишение свободы, причинение легких телесных повреждений или имущественного ущерба в целях задержания преступника не могут расцениваться как превышение указанных мер и не влекут уголовной ответственности.
С субъективной стороны превышение мер по задержанию преступника характеризуется тем, что задерживающий осознаёт характер и степень опасности совершённого преступником посягательства, предвидит наступление в результате действий по задержанию смерти, менее тяжких или тяжких телесных повреждений, осознаёт, что такие последствия значительно превышают пределы допустимости вреда, необходимого для задержания, и желает причинить такие последствия либо сознательно допускает их наступление. Только сознательное, умышленное превышение мер по задержанию преступника является преступлением. Причинение при задержании чрезмерного вреда по неосторожности ответственности не влечёт.
Причинение преступнику излишнего вреда в связи с неверной оценкой степени опасности совершённого им преступления либо в связи с неверной оценкой необходимости или вынужденности причинения вреда квалифицируется как неосторожное преступление, если лицо хотя и не осознавало ошибочность оценки, но по обстоятельствам дела должно было и могло осознавать свою ошибку. Если же заблуждение лица было добросовестным, то ответственность за нарушение условий правомерности причинения вреда преступнику не наступает.
Ранее действовавший УК не содержал такого исключающего преступность деяния обстоятельства, как задержание лица, совершившего преступление. К таким случаям применялись положения необходимой обороны.
Хотя в принципе это было необходимо, тем не менее, такое решение было аналогией права. При некотором сходстве эти институты уголовного права имеют и весьма существенные различия.
§ 4. Крайняя необходимость
Под крайней необходимостью, как обстоятельством, исключающим преступность деяния, в соответствии со ст.36 УК понимается совершение действия для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причинённый вред не является более значительным, чем предотвращенный.
Характерной ситуацией, иллюстрирующей состояние крайней необходимости, являются действия водителя, управляющего грузовиком, у которого отказали тормоза и который катится на оживлённый перекресток. Разум подсказывает водителю, что во избежание многочисленных жертв необходимо остановить грузовик, направив его на препятствие или в кювет. Но в этом случае повреждение автомобиля причинит существенный вред транспортной организации или грузовладельцу, что формально подпадает под признаки преступления — повреждение или уничтожение имущества. Возникает коллизия правоохраняемых интересов. Закон разрешает это противоречие, предоставляя водителю право причинить меньший вред (повреждение грузовика или груза) для предотвращения большего вреда (причинения телесных повреждений или смерти пешеходам).
Действия, совершённые в состоянии крайней необходимости, не только не являются преступлением из-за отсутствия признака общественной опасности, но и, напротив, признаются социально полезными, ибо они направлены на предотвращение большего вреда. Именно поэтому активное противодействие грозящей опасности является правом всех граждан без каких-либо исключений. В определённых случаях, не связанных с существенным риском для себя, такое право становится их обязанностью, например, при необходимости оказания помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии. Для врачей, работников милиции, пожарников, и некоторых иных категорий служащих защита правоохраняемых интересов является их служебным долгом, невыполнение которого может влечь ответственность, вплоть до уголовной.
Осуществлять предотвращение опасности наступления вреда вправе как лицо, являющееся собственником или владельцем спасаемого имущества или иных ценностей, так и посторонние лица независимо от их отношения к спасаемым ценностям.
Поскольку предотвращение опасности осуществляется путём причинения вреда иным правоохраняемым интересам, закон определяет конкретные условия, оправдывающие такие действия. Первая группа таких условий относится к характеристике опасности, возникновение которой порождает состояние крайней необходимости. Вторую группу составляют условия, характеризующие правомерность действий в состоянии крайней необходимости.
Условия, характеризующие опасность: существование угрозы причинения существенного вреда правоохраняемым интересам, опасность должна быть наличной, она должна быть действительной.
Опасность означает существование угрозы причинения существенного вреда правоохраняемым интересам. Эта угроза может исходить от различных явлений и процессов, которые принято называть источниками опасности. К ним относятся:
— действие стихийных сил природы (землетрясения, смерчи, селевые потоки, наводнения, пожары и т.п.);
— нападение животных (быков, собак и др.). Причинение какого-либо вреда при нападении животных оценивается по правилам крайней необходимости, если животные не используются человеком в качестве орудия преступления, в противном случае применяются правила необходимой обороны;
— вышедшие из-под контроля источники повышенной опасности (вредные производства, автомобили, утечка ядовитых газов и т.п.);
— действия людей. Например, внезапное появление пешехода на проезжей части вынуждает водителя во избежание наезда свернуть на тротуар и в результате столкновения с деревом повреждается автомобиль. Как правило, порождающие опасность действия человека являются общественно опасными (как умышленными, так и неосторожными), однако они могут быть и лишены этого признака. Правила крайней необходимости применяются и в тех случаях, когда вред причиняется третьим лицам с целью пресечения общественно опасного посягательства или уклонения от него, а также для задержания преступника. По правилам крайней необходимости оценивается и совершение преступления под влиянием непреодолимой силы, физического или психического принуждения. Допустимы в состоянии крайней необходимости действия лица, которое само своими действиями создало опасность, например, в результате неосторожного обращения с огнём. Однако не порождает такого состояния провокация крайней необходимости, когда причинение вреда оценивается как преступление на общих основаниях;