Файл: Учебник уголовное право республики беларусь общая часть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2228

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА.НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА

Глава 2Уголовный закон

Глава 3ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 4СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 5 ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 6ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 7СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 8Субъект преступления

Глава 9МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Глава 10ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ

Глава 11СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 12Соучастие в преступлении

Глава 13УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 14ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЯ

Глава 15НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

Глава 16Меры уголовной ответственности,не связанные с применением наказания

Глава 17Освобождение от уголовной ответственностии наказания

Глава 18ПОГАШЕНИЕ И СНЯТИЕ СУДИМОСТИ

Глава 19ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ

Глава 20ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ,СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ

Глава 21КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ

Глава 22 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (Общая часть)



Порядок и условия выдачи заданий на пребывание среди соучастников преступления устанавливается специальным законодательством. Круг лиц, которым может быть выдано соответствующее поручение, не ограничивается оперативными работниками уголовного розыска, комитета государственной безопасности и других специальных служб. Специальное задание могут выполнять и рядовые граждане, и даже преступники. Сведения о таких лицах являются государственной тайной, разглашение которой влечёт уголовную ответственность.

Закон не устанавливает конкретного перечня преступлений, совершение которых допустимо при выполнении специального задания. Однако часть 2 ст.38 УК запрещает агенту в таких случаях совершать любые тяжкие и особо тяжкие преступления против человека. К таким преступлениям относятся умышленные преступления, основным или дополнительным объектом которых являются жизнь или здоровье человека и за совершение которых законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее пяти лет, пожизненное заключение или смертная казнь. Совершение агентом этих преступлений влечёт его ответственность на общих основаниях.

Преступление, не влекущее уголовной ответственности, совершается агентом совместно с другими участниками. При этом лицо может являться исполнителем или соисполнителем, пособником или даже организатором преступления. Различной может быть и та роль, которую играет агент в исполнении преступления, например, при хищении это может быть обеспечение безопасности, проникновение в помещение, непосредственное завладение имуществом и т.п.

Одним из важнейших условий правомерности совершения преступления является его вынужденность. Участие в преступлении будем признано вынужденным, если отказ от его совершения создаёт угрозу раскрытия внедрённого лица и его безопасности либо может привести к невозможности разоблачения преступников, предотвращения или пресечения более тяжких преступлений.

§ 6. Обоснованный риск


В процессе осуществления производственной и научной деятельности люди часто сталкиваются с явлениями и процессами, познание или использование которых таит в себе опасность причинения вреда не только материальным ценностям, но и здоровью или жизни людей. Очевидно, что запрет на совершение таких действий стал бы тормозом на пути научно-технического прогресса. В свою очередь, бесконтрольное жертвование личными и общественными ценностями в этих случаях недопустимо, особенно в условиях увеличения разрушающего воздействия техногенных факторов на человека и окружающую среду. Разумный компромисс между разрешением и сдерживанием закреплён законодателем в ст.39 УК, устанавливающей условия правомерности причинения вреда при оправданном риске.


Сопряжённые с риском действия могут предприниматься в различных областях человеческой деятельности. Научный или научно-технический риск возникает в процессе постановки различных экспериментов, исследований, испытания образцов новой техники и т.п. Производственный (производственно-хозяйственный) риск связан с осуществлением профессиональной деятельности в промышленности, строительстве, на транспорте, в медицине и т.п. Коммерческий риск возможен при реализации инвестиционных проектов, осуществлении финансовых операций и т.п.

Закон не содержит какого-либо ограничения сфер деятельности, причинение вреда в которых должно оцениваться в соответствии с требованиями обоснованности риска. Это означает, что предпринимать рисковые действия вправе не только работники научных, производственных и иных предприятий, учреждений или организаций, но также и рядовые граждане при постановке своих экспериментов.

Причинение вреда правоохраняемым интересам не будет считаться преступлением, если оно явилось следствием оправданного риска, который признаётся таковым при наличии следующих условий:

1. Сопряжённые с риском действия предпринимаются для достижения общественно полезной цели. Признание цели общественно полезной осуществляется судом и в большинстве случаев трудностей не вызывает. Отдельные виды деятельности прямо запрещены законодательством, в том числе и уголовным, например, проведение исследований по созданию или производство средств массового уничтожения, запрещённых международными договорами Республики Беларусь. Выполнение соответствующих работ в этих областях не может быть ничем оправдано, и они не могут осуществляться даже государственными предприятиями или организациями;

2. Деяние, содержащее в себе риск причинения вреда, должно соответствовать современным научно-техническим знаниям и опыту. Вывод о наличии этого условия обоснованности риска делается на основании соответствующего заключения научно-технической экспертизы. Необходимость соблюдения данного требования при проведении плановых экспериментов не вызывает сомнений, однако, его значение может быть несколько меньшим при принятии решения в условиях экстремальной ситуации;

3. Невозможность достижения поставленной цели не связанными с риском действиями;

4. Вероятность получения положительного результата значительно выше, чем вероятность наступления общественно опасных последствий. Это требование означает, что экспериментирование не должно превращаться в заведомое причинение вреда. Особое значение имеет данное обстоятельство, если опасности подвергается здоровье или жизнь человека.



Психическое отношение к возможному вреду при оправданном риске может быть только неосторожным. Для установления вины лица в причинении вреда необходимо учитывать осознание им всех условий осуществления рисковых действий и развития причинно-следственных связей, а также действительные причины наступления общественно опасных последствий;

5. Принятие всех возможных мер для предотвращения вреда правоохраняемым интересам. Реализация этого требования предполагает осознание лицом последовательности развития явлений и протекания процессов, влияния различных условий на протекание причинно-следственных связей и т.п. Только при наличии такого знания можно с большой вероятностью прогнозировать возможные отклонения и предпринимать меры для их нейтрализации. Оценивая предупредительные меры, следует обращать внимание не только на их объективную способность предотвратить вред, но и на субъективное их восприятие таковыми лицом, осуществляющим рискованные действия;

6. При существовании заведомого риска причинения тяжкого телесного повреждения или смерти человеку необходимо выраженное им согласие на поставление его жизни или здоровья в опасность. Такое согласие должно быть добровольным, что предполагает полную осведомленность рискующего о характере и степени риска, а также полное отсутствие какого-либо его обмана или принуждения.

При добросовестном заблуждении в оценке условий правомерности риска, лицо считается действующим при обоснованном риске. Заблуждение будет признано добросовестным, если лицо не осознавало и по обстоятельствам дела не должно было или не могло осознавать своего заблуждения. Недобросовестное заблуждение в оценке тех же обстоятельств является основанием для привлечения лица к ответственности за неосторожное причинение соответствующего вреда. Недобросовестное заблуждение означает наличие неосторожной формы вины, когда лицо хотя и не осознавало своего заблуждения, но по обстоятельствам дела должно было и могло его осознавать.

Неправомерность риска в отличие, например, от превышения допустимости вреда при крайней необходимости не определяется соотношением размера причинённого вреда и предполагаемой выгоды. Только виновное нарушение вышеперечисленных условий превращает наступивший вред и сам риск в необоснованный.

Размер фактически причинённого вреда при осуществлении рискованных действий сам по себе не влияет на признание действий преступными за исключением случаев, указанных в ч.3 ст.39 УК. В соответствии с требованиями этой части статьи риск не признаётся обоснованным, если он заведомо был сопряжён с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия. Не может быть отнесён к обоснованному также риск, угрожающий причинением тяжкого вреда или смерти многим людям.

§ 7. Исполнение приказа или распоряжения


В процессе осуществления управленческой деятельности различные органы управления издают акты, обязательные для исполнения подчинёнными им по службе работниками. В случае если реализация такого акта приведёт к причинению вреда правоохраняемым интересам личности, общества или государства, возникает необходимость разграничения ответственности лиц, издавших соответствующие акты и непосредственно их исполнивших. Уголовно-правовая регламентация такого разграничения содержится в ст.40 УК, которая называется «Исполнение приказа или распоряжения». Эта статья гласит: «Не является преступлением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам лицом, действующим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несёт лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение».

Причинение вреда при исполнении обязательного приказа или распоряжения не влечёт уголовную ответственность непосредственного исполнителя ввиду отсутствия его вины. В таком случае ответственность возлагается на лицо, отдавшее обязательный приказ или обязательное распоряжение.

Как следует из названия рассматриваемой статьи, она применяется к тем актам управления, которые исходят от конкретных руководителей государственных, общественных и иных учреждений, организаций или предприятий. Ведомственная принадлежность (орган государственной власти или управления, субъекты хозяйствования и т.п.) и место в структуре органов управления соответствующих подразделений, которые возглавляются отдающими приказы и распоряжения руководителями, значения не имеют (министерство, объединение, управление, отдел, служба и т.п.). Поэтому в равной мере должен быть освобождён от ответственности как исполнитель приказа министра, так и исполнитель распоряжения частного предпринимателя. При этом исполнителями могут быть и руководители (должностные лица), и рядовые работники.

Однако освобождение от уголовной ответственности исполнителя приказа или распоряжения возможно только при наличии ряда условий.

Приказ или распоряжение должны быть обязательны для исполнения. Таковыми указанные акты являются, если они изданы уполномоченным лицом в пределах его компетенции в установленном порядке и не противоречат велениям закона. При этом обязательными акты управления являются только для тех лиц, в круг служебных обязанностей которых входит выполнение предписываемых действий, а при реализации властных полномочий — для тех лиц, к которым соответствующие веления адресованы.


Отвечающие вышеперечисленным условиям приказы и распоряжения принято называть законными. Естественно, что их исполнение не может влечь уголовную ответственность. Однако нарушение какого-либо из перечисленных условий, превращая приказ в незаконный, тем не менее, автоматически не устраняет его обязательности для исполнения. Вопрос о субординационной дисциплине является настолько важным, что в управленческой деятельности и в судебной практике существует презумпция обязательности выполнения приказа или распоряжения, даже если у исполнителя есть сомнения в их обоснованности или целесообразности. Именно поэтому в ст.40 УК говорится не о законности, а об обязательности приказа или распоряжения. Важнейшее значение для признания обязательности приказа или распоряжения имеет их субъективное восприятие в качестве таковых исполнителем.

Исполнение обязательных приказов или распоряжений, исключает ответственность исполнителя за причинённый вред, если исполнитель действовал строго в рамках полученных предписаний. Если же в процессе их исполнения ответственным лицом были дополнительно совершены какие-либо виновные действия, повлекшие увеличение вреда или причинение нового ущерба, то такой исполнитель также привлекается к ответственности наряду с лицом, отдавшим приказ или распоряжение.

Незаконность приказа или распоряжения обусловливается как несоблюдением определённой формы и порядка их издания, так и незаконностью их содержания. Если исполнитель осознаёт незаконность приказа или распоряжения, он вправе отказаться от их исполнения. Стимулируя именно такое поведение подчинённых, ч.3 ст.40 УК предусматривает, что лицо, не исполнившее заведомо незаконный приказ или незаконное распоряжение, не подлежит уголовной ответственности.

Разновидностью незаконного приказа или распоряжения является преступный приказ или преступное распоряжение, то есть такой приказ или такое распоряжение, в котором содержится предписание совершить деяние, подпадающее под признаки состава какого-либо преступления. Лицо, совершившее умышленное преступление по заведомо преступному приказу или распоряжению, несёт уголовную ответственность на общих основаниях. Данное требование закона в равной мере распространяется как на гражданских лиц, так и на военных, независимо от их должности и звания.

Приказы и распоряжения являются актами, исходящими от единоличного органа управления — руководителя соответствующего подразделения, в связи с чем возникает вопрос о применимости положений ст.40 УК к решениям или постановлениям, издаваемым коллегиальными органами управления (советами, правлениями, дирекциями и т.п.). Представляется, что решение вопроса об ответственности исполнителя не должно зависеть от названия акта и органа управления, от которого такой акт исходит.