Файл: Учебник уголовное право республики беларусь общая часть.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2285
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА.НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА
Глава 6ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 7СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 9МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Глава 10ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
Глава 11СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 12Соучастие в преступлении
Глава 13УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЯ
Глава 16Меры уголовной ответственности,не связанные с применением наказания
Глава 17Освобождение от уголовной ответственностии наказания
Глава 18ПОГАШЕНИЕ И СНЯТИЕ СУДИМОСТИ
Глава 19ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
Глава 21КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ
Глава 22 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (Общая часть)
Приискание средств и орудий преступления — это приобретение планируемых для использования в процессе преступления предметов. Способы их получения во владение, а также правомерность этих способов: покупка, похищение и т.п. не имеют значения.
Приспособление средств и орудий совершения преступления — это внесение изменений в уже имеющиеся орудия и средства для придания им таких свойств, которые позволят использовать их в ходе совершения преступления, например, подгонка ключа для открытия замка. Кроме видоизменения названных предметов возможно также их полное изготовление.
Иное умышленное создание условий для совершения преступления может выражаться в самых разнообразных действиях: сбор информации и планирование преступления; устранение препятствий, например, приведение сигнализации в негодность, подбор соучастников и т.п.
До совершения преступления лицо может предпринять определённые меры для обеспечения последующего сокрытия следов преступления или предметов, добытых преступным путём, либо уклонения от следствия. Такие меры относятся к действиям, не входящим в объективную сторону преступления, поскольку будут реализованы уже после окончания преступления. Тем не менее, они являются приготовлением к преступлению, ибо влияют на решимость лица приступить к осуществлению самого деяния и обеспечивают реализацию преступного замысла в целом. Например, угон грузовика для перевозки тяжёлых предметов после их похищения может быть для преступника настолько важным условием, что без него само похищение будет неосуществимо.
В большинстве случаев приготовление осуществляется в форме действия (приискание, приспособление), и крайне редко — в форме бездействия (например, неподключение объекта к охране).
Приготовление возможно к преступлениям, совершаемым как в форме действия, так и в форме бездействия, как к преступлениям с полным составом, так и к преступлениям с усечённым составом.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что приготовление возможно к совершению конкретного преступления, а не к преступной деятельности вообще. Однако степень конкретизации желаемого преступления может быть различной. Так, руководитель субъекта хозяйствования, который изготовит ложные документы для получения кредита, приготавливается к выманиванию кредита, хотя бы он ещё и не определил для себя, в каком банковском учреждении намерен «получить» кредит.
Объём реально осуществлённых приготовительных действий значения для квалификации не имеет и может быть самым различным в зависимости от характера и степени сложности приготавливаемого преступления (приготовление к ограблению прохожего или к ограблению банка, приготовление к подделке документов или к фальшивомонетничеству и т.д.).
Длительность приготовительных действий ограничивается не каким-либо временным промежутком, а конкретным событием, каковым является начальный момент осуществления действий по созданию условий для реализации задуманного преступления. Место осуществления приготовительных действий может и не совпадать с местом совершения преступления.
При всём многообразии приготовительных действий общим для их характеристики является то, что они:
— по времени всегда предшествуют совершению преступления;
— лишь создают условия для совершения преступления;
— не оказывают непосредственного воздействия на объект и не являются деянием объективной стороны готовящегося преступления.
Ответственность за приготовление к преступлению наступает по той же статье Особенной части УК, что и за оконченное преступление. Однако уголовно наказуемым является приготовление не ко всем преступлениям. Законодатель в ч.2 ст.13 УК установил, что приготовление к преступлению, не представляющему большой общественной опасности, уголовную ответственность не влечёт и, следовательно, наказуемо приготовление только к менее тяжким, тяжким и особо тяжким преступлениям.
Квалификация приготовительных действий осуществляется путём указания соответствующей статьи (части статьи) Особенной части УК со ссылкой на ст.13 УК. Так, приготовление к хищению путём кражи с проникновением в жилище квалифицируется по ч.3 ст.205 и ст.13 УК.
Возможны случаи совершения в процессе приготовительных действий какого-либо иного, отличного от готовящегося преступления. Такие действия квалифицируются по совокупности преступлений — по статье, предусматривающей ответственность за совершённое при приготовлении преступление, и как приготовление к задуманному преступлению (идеальная совокупность). Однако если состав задуманного преступления содержит в себе признаки совершённого в процессе приготовления преступления, то ответственность наступает только за приготовление к задуманному преступлению. Например, незаконное изготовление взрывчатых веществ с целью уничтожения имущества квалифицируется по совокупности преступлений. Если же такие вещества изготавливались для совершения взрывов с целью дестабилизации общественного порядка, то содеянное образует лишь приготовление к диверсии (ст.360 УК).
§ 5. Покушение на преступление.
Виды покушений на преступление
Содержание понятия «покушение на преступление» раскрывается в ст.14 УК, которая признаёт таковым умышленное действие или бездействие, непосредственно направленное на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.
Покушение на преступление — это стадия непосредственного осуществления преступления, завершившаяся до его окончания. Лицо не просто направляет свои действия на совершение преступления, а фактически его осуществляет. Если представить преступление как продолжающийся во времени процесс, то прекращение преступления в любой момент после начала, но до полного его окончания и образует покушение на преступление. Начало покушения и начало преступления определяются одним и тем же моментом — началом выполнения деяния, являющегося признаком объективной стороны состава преступления. Момент же окончания стадии покушения всегда наступает до момента окончания преступления. Таким образом, покушение представляет собой частичное выполнение объективной стороны состава задуманного преступления.
Покушение в преступлениях с формальным составом означает выполнение лишь части деяния, образующего преступление данного вида. В преступлениях с материальным составом покушение представляет собой выполнение части деяния или выполнение всего деяния и ненаступление последствий либо наступление последствий, отличающихся по характеру или размеру от тех последствий, которые предвиделись и были желаемы для виновного. Так, если в результате выстрела, которым лицо намеревалось причинить смерть, наступили тяжкие телесные повреждения, то содеянное рассматривается только как покушение на убийство, а не как оконченное умышленное причинение тяжких телесных повреждений. Естественно, что во всех случаях прерывание преступления происходит по независящим от воли лица обстоятельствам.
Объективная сторона покушения соответствует её описанию в конкретной статье Особенной части, предусматривающей ответственность за задуманное преступление, исключая только те обстоятельства, с наступлением которых оканчивается преступление. Объём фактически выполненных при покушении действий может быть различным, что не изменяет оценку таких действий как покушения.
Покушение возможно при осуществлении преступлений путём активных действий либо путём бездействия, приравниваемого к действию. Бездействие-невмешательство, характерное для длящихся преступлений, не имеет стадии покушения, поскольку считается юридически оконченным уже в момент возникновения преступного состояния. Однако при смешанном бездействии покушение возможно при неудавшемся осуществлении лицом активных действий. Так, попытка уклониться от очередного призыва на военную службу путём предъявления подложных документов (ст.435 УК) является покушением на совершение данного преступления.
Покушение может иметь место только при осуществлении преступления с прямым умыслом, и, следовательно, само покушение также совершается с прямым умыслом. Следует иметь в виду, что покушение в отличие от приготовления возможно и при аффектированном умысле.
В специальной литературе периодически обсуждается вопрос о возможности покушения с косвенным умыслом. Юридическим обоснованием такого допущения является недостаточно чёткое определение субъективной стороны неоконченного преступления в УК. Статья 13 УК само приготовление считает умышленными действиями, а субъективную сторону приготавливаемого преступления не раскрывает вообще. Статья 14 УК называет покушением умышленные действия, которые направлены на совершение преступления, субъективная сторона которого не уточняется. Поскольку ст.22 УК прямо называет умышленным деяние, которое совершается как с прямым, так и с косвенным умыслом, то делается вывод о возможности косвенного умысла при неоконченном преступлении. В обоснование такой позиции приводятся также примеры совершения действий, создающих очень высокую вероятность причинения смерти, которая не наступает в силу случайных обстоятельств (совершение взрывов, сбрасывание с высоты или с движущегося транспортного средства и т.п.). Оставлять такие случаи безнаказанными только потому, что случайно никто не пострадал, нецелесообразно, и, несмотря на отсутствие у виновного прямого умысла на лишение жизни, его следует привлекать к уголовной ответственности за покушение на убийство.
В данных утверждениях справедливым является только констатация повышенной общественной опасности приведенных выше действий и необходимость наказания виновных. Однако решение этой проблемы возможно не путём допущения покушения с косвенным умыслом, а только путём введения специальной статьи об ответственности за совершение действий, создающих опасность для жизни и здоровья лица, как это сделано применительно к отдельным видам деятельности человека, например, при поставлении другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией или при нарушении специальных правил безопасности.
Таким образом, покушение на преступление — это осуществляемая с прямым умыслом стадия непосредственного осуществления преступления, когда лицо выполняет объективную сторону состава преступления, однако преступление было прервано до его окончания по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного.
Уголовно наказуемым является покушение на любое преступление независимо от степени его тяжести. Квалифицируется покушение по той же статье Особенной части УК, что и за оконченное преступление со ссылкой на ст.14 УК. Если в процессе покушения фактически были причинены последствия, подпадающие под признаки оконченного менее опасного преступления, то их причинение поглощается покушением и самостоятельно не квалифицируется. Если же в результате совершённых действий желаемые последствия не наступили и реально причинён вред иному объекту, то виновный привлекается к ответственности по совокупности преступлений — за покушение на совершение задуманного преступления и за фактически совершённое преступление. Например, если лицо намеревалось взрывом повредить имущество, однако имущество не было повреждено и в результате взрыва причинён вред здоровью человека, то виновный подлежит ответственности за покушение на умышленное повреждение имущества и за причинение вреда здоровью.
Объём выполненных при покушении действий и опасность фактически причинённых последствий хотя и не изменяют квалификацию, но указываются в обвинительном приговоре и учитываются при назначении наказания.
Предшествующая стадия — приготовление поглощается покушением и самостоятельной квалификации не подлежит, кроме случаев совершения в процессе приготовления иного преступления. Продолжение приготовительных действий после того, как лицо уже выполнило часть объективной стороны преступления, в действительности возможно, если после неудавшегося покушения лицо более тщательно подготавливает условия для завершения начатого преступления. Однако повторное приготовление не отменяет предшествующую стадию покушения, в связи с чем всё содеянное квалифицируется как покушение на преступление.
Отграничение покушения от иных стадий преступления. Одни и те же деяния могут образовывать различные стадии преступления и, следовательно, получать различную уголовно-правовую оценку. Например, сломанная дверь может либо быть результатом оконченного преступления — умышленного повреждения имущества, либо свидетельствовать о совершённом приготовлении к убийству, либо быть результатом покушения на кражу с проникновением в жилище. Для правильного определения конкретной стадии преступления в таких случаях необходимо учитывать направленность умысла виновного и конструкцию состава задуманного преступления.