Файл: Учебник уголовное право республики беларусь общая часть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2232

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА.НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА

Глава 2Уголовный закон

Глава 3ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 4СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 5 ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 6ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 7СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 8Субъект преступления

Глава 9МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Глава 10ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ

Глава 11СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 12Соучастие в преступлении

Глава 13УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 14ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЯ

Глава 15НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

Глава 16Меры уголовной ответственности,не связанные с применением наказания

Глава 17Освобождение от уголовной ответственностии наказания

Глава 18ПОГАШЕНИЕ И СНЯТИЕ СУДИМОСТИ

Глава 19ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ

Глава 20ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ,СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ

Глава 21КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ

Глава 22 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (Общая часть)



Принцип личной (персональной) ответственности дополняется требованием ответственности только за виновное учинение преступного деяния, за виновное причинение преступных последствий. Это значит, что человеку может вменяться в ответственность то совершенное им преступное деяние и лишь те преступные последствия, которые были не только объективным следствием его сознательно-волевых телодвижений, но и результатом его вины — вины как определенного психологического отношения субъекта к совершаемому им преступному деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.

Принцип виновной ответственности не сразу стал достоянием уголовного права и практики его применения. Только с середины XVIII века он стал доминировать в уголовном законодательстве европейских государств. Правда, в уголовном законодательстве Англии и сегодня допускается уголовная ответственность без вины за так называемые абсолютные преступления (к их числу, в частности, относятся незаконное владение наркотическими средствами, нарушение правил обращения с взрывчатыми веществами). Однако, это скорее исключение из общего правила, обусловленное традициями и особенностями англо-саксонской системы права и правосудия.

Отечественная наука уголовного права, да и судебная практика, несмотря на все ее противоречия в послесталинский период, последовательно проводили в жизнь принцип личной и виновной ответственности лица за совершение преступного деяния.

Принцип виновной ответственности или субъективного вменения вовсе не означает, что требование объективного вменения как одного из оснований уголовной ответственности утрачивает свою значимость. Человек не может и не должен нести уголовную ответственность за свои мысли и намерения, какими бы гнусными и опасными они не были, если они реально не воплотились в общественно-опасном деянии. Субъективное вменение как ответственность за мысли и намерения уголовным правом не допускается. В свою очередь, никакое общественно-опасное (объективно преступное) деяние и его опасные последствия не могут быть достаточным основанием уголовной ответственности лица, если не была установлена его вина в совершении преступления.

Принцип справедливости в уголовном праве в ч.6 ст.3 УК Беларуси сформулирован так: “Наказание и иные меры уголовной ответственности должны быть справедливыми, то есть назначаться с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного”. Далее содержится положение о том, что никто не может нести уголовную ответственности дважды за одно и то же преступление. Последнее положение, безусловно, вытекает из принципа справедливости. Однако уголовное законодательство советского периода полностью игнорировало указанное требование.


Справедливость в уголовном праве категория достаточно сложная. Однако, с учетом достигнутого уровня человеческой цивилизации вполне поддающаяся объективной оценке.

В уголовном праве важной стороной рассматриваемого принципа является справедливость наказания или иных мер уголовной ответственности, которые назначаются виновному в преступлении. Однако, это уже скорее практическое выражение принципа справедливости уголовной ответственности, чем его нормативно-правовое утверждение на уровне уголовного закона. Справедливая уголовная ответственность возможна лишь в том случае, когда законодателем определена и установлена справедливая мера ответственности за каждое преступление в отдельности, санкции за все преступления строго обоснованы, дифференцированы и согласованы с учетом сравнительной тяжести преступных деяний.

Принцип справедливости в уголовном праве требует от законодательных и правоохранительных органов осуществления такой уголовной политики в области криминализации, которая не противоречила бы нравственным представлениям о добре и зле, о преступном и непреступном, цивилизованному уровню человеческой свободы. Принцип справедливости уголовной ответственности невозможен без учета в уголовной политике системы демократических приоритетов и требований, которые должны всегда соблюдаться при определении граней преступного и непреступного в демократическом правовом обществе и государстве. В частности, уголовный закон не должен ограничивать допустимую меру человеческой свободы и деятельность демократических институтов общества. Наконец, принцип справедливости требует наличия в обществе альтернативных уголовной ответственности мер ресоциализации преступников, системы общественного воздействия на них, оказании им помощи в социальной реабилитации и адаптации.

Принцип гуманизма нравственно-мировоззренческий идеал, в соответствии с которым человек объявляется наивысшей ценностью общественного мироздания. Государству адресуется требование охраны жизни и чести, свободы и достоинства человека. Особую необходимость и критическое переосмысление гуманизм находит в уголовном праве — области, где общество в целях защиты употребляет наиболее суровые меры воздействия в отношении человека, нарушившего требования уголовно-правового запрета.



В уголовном праве и практике его применения гуманистическое отношение к человеку подвергается самым большим испытаниям, поскольку в уголовном праве незримо существует возможность (угроза) перехода к возмездию, унижению преступника, наконец, к массовым преследованиям людей под предлогом защиты общества, его политических и экономических порядков. Уголовному праву необходим гуманистически-правовой заслон от возможности его использования государством в узко политических целях посредством игнорирования общечеловеческих идеалов свободы и достоинства каждого человека.

Гуманизм уголовного права внешне противоречив: с одной стороны, необходимо защитить общество и конкретных людей от преступных посягательств на их интересы, соблюсти чувство сострадания к потерпевшим, а с другой, относиться к преступникам как к своим согражданам, последовательно стремясь вернуть их в общество после принудительной ресоциализации и покаяния. В этой связи содержание принципа гуманизма в уголовном праве многоаспектно: он проявляется в отборе объектов уголовно-правовой охраны, в постановке целей уголовной ответственности, закреплении системы мер ее воздействия, в смягчении ответственности несовершеннолетним преступникам, наличии институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания и т.д.

Конечно же, основное содержание принципа гуманизма в уголовном праве определяется отношением к человеку как объекту уголовно-правового воздействия и как объекту уголовно-правовой охраны. При этом во втором своем значении принцип гуманизма в УК Беларуси 1999 г. получил более четкое и системное выражение. В части 7 ст.3 УК Беларуси сказано: “Уголовный кодекс служит обеспечению физической, психической, экологической и иной безопасности человека. Соответственно на это сориентированы разделы V (Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет); VI (Преступления против мира и безопасности человечества); VII (Преступления против человека); IX (Преступления против экологической безопасности и природной среды); X (Преступления против общественной безопасности и здоровья населения) и др. В целом система объектов уголовно-правовой охраны построена на приоритете человеческих ценностей и интересов, что является существенным достижением гуманистических начал уголовно-правового регулирования.

Гуманистические представления в уголовном праве немыслимы без соответствующего отношения к преступнику. “Лицу, совершившему преступление, — гласит ч.7 ст.3 УК Беларуси, — должны быть назначены наказание или иная мера уголовной ответственности, необходимые и достаточные для его исправления. Наказание и иные меры уголовной ответственности не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства”. В указанном смысле гуманизм проявляется в отказе от возмездия преступнику за причиненное им зло, в сокращении применения лишения свободы и смягчении режима его отбывания, введении и применении альтернативных лишению свободы мер уголовной ответственности, существенном ограничении применения смертной казни. Экономия уголовно-правовых средств осуществляется при неизменном условии их достаточности для достижения целей уголовной ответственности.


Наказание и иные меры уголовной ответственности не могут не причинять физических и нравственных страданий преступнику. Однако уголовный закон и государство должны ограничивать эти страдания полным отказом от таких наказаний, которые по своему характеру несовместимы с гуманным отношением к человеку. В свою очередь, применяя соответствующее наказание, суд должен исходить только из его достаточности для исправления виновного и предупреждения новых преступлений осужденным. В последнем случае задача государства и общества состоит также в том, чтобы нейтрализовать и ограничить естественные негативные издержки процесса применения наказания, в особенности лишения свободы, что весьма важно для последующей ресоциализации осужденных, отбывших наказание.

§ 4. Наука уголовного права


Наука уголовного права являет собой систему знаний о социально-исторической обусловленности и закономерностях построения, изменения и функционирования правовых средств воздействия на преступность посредством определения круга преступных деяний и установления уголовной ответственности за их совершение.

Предмет науки уголовного права составляют прежде всего преступление, уголовная ответственность и наказание как исходные фундаментальные социально-правовые явления, а также связанные с ними уголовно-правовые институты, формы их нормативно-правового выражения и закрепления в уголовном законодательстве. Таким образом, основу науки уголовного права образует комплекс закономерностей построения и функционирования системы правовых норм, образующих содержание данной отрасли права. Однако это не значит, что наука уголовного права сливается в своем содержании с уголовным правом как отраслью права. Уголовное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения в целях охраны общества от преступных посягательств. Наука же уголовного права, не регулирует общественные отношения, а изучает свойственными ей научными методами правовые нормы, относящиеся к уголовному законодательству, а равно те общественные отношения, которые регулирует уголовное право.


Наука уголовного права, изучая уголовно-правовые нормы, не ограничивается их формально-логическим анализом и толкованием (хотя это одна из важнейших ее задач), а исследует их в тесной связи с общественно-политическими условиями, в которых они действуют, раскрывает социальные истоки и содержание преступления и соответственно социальную обусловленность уголовно-правовых средств борьбы с преступностью, практику их применения и эффективность.

Рассматривая преступление и преступность как исторически изменчивое явление, наука уголовного права изучает историю развития отечественного уголовного законодательства, уголовное право зарубежных государств.

Наука уголовного права в исследовании стоящих перед ней проблем руководствуется диалектическим методом. Применение данного метода в науке уголовного права требует изучения преступления, системы определяющих его правовых норм во взаимосвязи и развитии. Истинное содержание уголовного права может быть раскрыто только на основе системного анализа его норм, установления уровня их адекватности нравственным представлениям о зле, незыблемым принципам свободы и демократическим устоям общества.

В науке уголовного права используются также методы конкретно-социологического, сравнительно-правового и системно-структурного анализа норм уголовного права. Метод конкретно-социологического исследования позволяет изучать вопросы эффективности действия и применения уголовно-правовых норм, в частности эффективность применения тех или иных видов наказания. Используя метод сравнительно-правового анализа, наука уголовного права изучает в сравнении однородные уголовно-правовые институты и нормы разных стран и на этой основе дает рекомендации законодателю о возможности использования зарубежного опыта в правовой регламентации соответствующих институтов уголовного права. Метод системно-структурного анализа предполагает рассмотрение норм уголовного права в целом или отдельных его институтов как единой внутренне согласованной и взаимосвязанной совокупности (системы). Благодаря данному методу удается выявить внутреннюю несогласованность уголовно-правовых норм (институтов), выработать рекомендации по ее устранению.

Следует особо указать на то, что отечественная наука уголовного права долгое время развивалась под прессом коммунистической идеологии, исключавшей объективную (научную) оценку преступности, системы правовых средств ее предупреждения, наконец, оценку эффективности ряда институтов уголовного права. Советский период науки уголовного права характеризуется ее изолированностью от достижений зарубежной доктрины уголовного права, непринятием ее прогрессивных положений только по идеологическим (классовым) соображениям. Отечественная наука уголовного права с «успехом» раскрывала «реакционную» сущность любых уголовно-правовых теорий, которые не вкладывались в рамки марксистской концепции. В этой связи особой оценки заслуживают работы белорусских криминологов, которые в условиях идеологического диктата внесли значительный вклад в развитие прогрессивных тенденций уголовно-правовой науки, становление принципа законности при осуществлении правосудия по уголовным делам. Нынешние юристы еще долго будут обращаться к работам таких белорусских ученых, как И.И. Горелик, И.С. Тишкевич, М.А. Ефимов, В.Т. Калмыков, М.Н. Меркушев и многих других. Основываясь на прогрессивных тенденциях уголовно-правового воздействия на преступность белорусскими учеными, на кафедре уголовного права Белорусского государственного университета была разработана концепция реформирования уголовного законодательства и отвечающая ей правовая модель Уголовного кодекса республики, которая была положена в основу принятого в 1999 г. Уголовного кодекса Республики Беларусь.