Файл: Учебник уголовное право республики беларусь общая часть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2211

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА.НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА

Глава 2Уголовный закон

Глава 3ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 4СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 5 ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 6ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 7СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 8Субъект преступления

Глава 9МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Глава 10ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ

Глава 11СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 12Соучастие в преступлении

Глава 13УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 14ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЯ

Глава 15НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

Глава 16Меры уголовной ответственности,не связанные с применением наказания

Глава 17Освобождение от уголовной ответственностии наказания

Глава 18ПОГАШЕНИЕ И СНЯТИЕ СУДИМОСТИ

Глава 19ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ

Глава 20ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ,СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ

Глава 21КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ

Глава 22 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (Общая часть)



система наказаний имеет важное значение для практической деятельности. Во-первых, при осуждении с применением наказания суд имеет возможность использовать различные по степени тяжести наказания, что способствует эффективности реализации уголовной ответственности как средства борьбы с преступностью.

Во-вторых, она предоставляет возможность индивидуализировать уголовную ответственность, выбрать наказание и его размер с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности преступника и иных обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность. Наличие разных наказаний позволяет применять строгие наказания к преступникам, которые совершили тяжкие общественно опасные деяния, и ограничиться применением более мягких наказаний к лицам, осуждаемым за преступления небольшой общественной опасности.

В-третьих, система наказаний дает представление о сравнительной тяжести и соотношении между различными наказаниями, так как тяжесть наказания определяется его местом в системе. Так, лишение свободы — более тяжкое наказание, чем исправительные работы, а арест — менее тяжкое, чем ограничение свободы. Правильное определение сравнительной тяжести наказаний влияет на применение уголовного закона, — например, при назначении более мягкого наказания, чем это предусмотрено за данное преступление (ст.70 УК), замене неотбытой части наказания более мягким (ст.91,92 и 120 УК) и в ряде других случаев.

В-четвертых, дифференциация мер уголовной ответственности на наказания и иные меры уголовно-правового воздействия (принудительные меры медицинского и воспитательного характера, превентивные меры и т.д.), — также невозможна без системы наказаний.

В-пятых, система наказаний является необходимым условием для построения научно обоснованной и справедливой системы санкций статей Особенной части УК.

Наказания могут быть классифицированы по различным критериям. При реализации уголовной ответственности наиболее важное уголовно-правовое значение имеет классификация наказаний на основные, дополнительные и смешанные.

Основные наказания назначаются судом самостоятельно и не могут сочетаться один с другим или назначаться дополнительно к другим основным видам наказания.


В УК Республики Беларусь система наказаний установлена в ст.48, согласно которой к лицам, совершившим преступления, применяются следующие основныенаказания:

— общественные работы;

— штраф;

— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

— исправительные работы;

— ограничение по военной службе;

— арест;

— ограничение свободы;

— направление в дисциплинарную воинскую часть;

— лишение свободы;

— пожизненное заключение;

— смертная казнь.

По сравнению с УК 1960 г. законодатель дополнительно включил в систему наказаний такие виды как общественные работы, ограничение по военной службе, арест, ограничение свободы и пожизненное заключение и исключил общественное порицание. Смертная казнь также введена в общую систему наказаний.

Система наказаний по действующему УК построена по принципу возрастания объема правоограничений, свойственных наказанию: от менее строгих к более суровым.

За совершение одного или нескольких преступных деяний суд может назначить виновному только одно основное наказание и только из числа тех, которые предусмотрены санкцией соответствующей статьи УК, по которой квалифицировано преступление. Назначение основного наказания, которое не указано в санкции статьи, возможно только в случаях, особо предусмотренных уголовным законом при наличии оснований, указанных в ст.70, 91, 92 и 120 УК, при переходе к другому более мягкому виду наказания.

Дополнительные наказания, напротив, не могут применяться самостоятельно, а всегда соединяются с основными. Лицам, совершившим преступления, кроме основных, могут быть назначены следующие дополнительные наказания:

1) лишение воинского или специального звания;

2) конфискация имущества.

При назначении дополнительных наказаний высшие судебные инстанции неоднократно обращали внимание судов на основания и порядок применения дополнительных наказаний. Пленум Верховного суда Республики Беларусь в постановлении № 1 от 21 марта 1990 г. «О практике применения судами Республики Беларусь мер уголовного наказания» констатировал, что назначенное в строгом соответствии с требованиями закона дополнительное наказание обеспечивает не только карательное, но и воспитательное воздействие на осужденного, а также служит цели предупреждения новых преступлений. С учетом этого судам необходимо при постановлении приговоров в каждом предусмотренном законом случае обсуждать вопрос о возможности применения дополнительного наказания.



Если закон, по которому квалифицируется совершенное преступление, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания, суд, назначая основное наказание, может освободить осужденного от дополнительного наказания лишь при наличии условий, предусмотренных ст.70 УК при исключительном смягчении наказания, с обязательным указанием в приговоре мотивов принятого решения и со ссылкой на эту статью.

Если санкция закона предусматривает назначение дополнительного наказания альтернативно, суды обязаны обсуждать вопрос о его применении и указывать в приговоре мотивы принятого решения.

Если по закону дополнительное наказание может быть применено или не применено, суды обязаны обсуждать вопрос о его назначении и указывать в приговоре мотивы принятого решения.

При назначении дополнительного наказания следует также иметь в виду, что оно не может быть как более строгим по сравнению с основным наказанием, так и равным ему по степени тяжести.

Смешанные наказания могут быть в одних случаях основными, в других — дополнительными. Соответственно, они применяются либо самостоятельно, либо присоединяются к основному наказанию. К числу этих наказаний относятся:общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью.

При определении меры уголовной ответственности суд может присоединить к основному наказанию одно или несколько дополнительных (например, лишение права занимать определенные должности и конфискацию имущества).

В целях реализации уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, ст.109 УК устанавливает отдельную систему наказаний, включающую:

— общественные работы;

— штраф;

— лишение права заниматься определенной деятельностью;

— исправительные работы;

— арест;

— лишение свободы.

В статье109 УК наказания не дифференцируются на основные и дополнительные. Однако сравнительный анализ последней со ст.48-51 УК позволяет сделать вывод, что первые три вида наказания являются смешанными, а остальные три могут быть только основными. Дополнительные наказания в виде конфискации имущества и лишения воинского или специального звания не могут быть назначены несовершеннолетним осужденным.


Классификация наказаний может быть проведена и на основании других критериев. Так, по характеру ограничений и последствий наказания могут быть разделены на связанные:

— с лишением либо ограничением личной свободы осужденного — арест, ограничение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение свободы и пожизненное заключение;

— с имущественным воздействием — штраф, исправительные работы, конфискация имущества;

— с ограничением иных конституционных или общегражданских прав осужденного — общественные работы, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, ограничение по военной службе;

— с моральным воздействием — лишение воинского либо специального звания.

Среди 344 статей Особенной части УК, содержащих 641 простой, смягчающий или квалифицированный состав, в санкциях наиболее распространенными наказаниями являются лишение свободы (517 санкций или 80,7 %), ограничение свободы (324 или 50,6 %), арест (230 или 35,9 %) и штраф (239 или 37,3 %).

§ 3. Общественные работы


Общественные работы как наиболее мягкий вид уголовного наказания заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества (ст.49 УК). Общественно-полезный труд выполняется по месту жительства осужденного, а его вид определяется органами, ведающими применением общественных работ.

Общественные работы могут назначаться как в качестве основного наказания, так и в качестве дополнительного наказания к штрафу или лишению права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью. В соответствии с ч.3 ст.50 УК общественные работы могут быть назначены в случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты. Это наказание заключается в принудительном привлечении осужденного к общественно-полезным работам, не требующим специальной подготовки или квалификации, бесплатном характере труда и выполнении работ в свободное от основной работы или учебы время. В Особенной части общественные работы предусмотрены в санкциях 48 составов (2,6 %).

Общественные работы не могут быть назначены:

1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;

2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;

3) беременным женщинам;

4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

5) инвалидам I и II группы;

6) военнослужащим.

Срок общественных работ исчисляется часами, а продолжительность времени, которую должен отработать осужденный, установлена в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов. Несовершеннолетним осужденным в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет срок общественных работ установлен в пределах от тридцати до ста восьмидесяти часов.

Время общественных работ не может превышать четырех часов в день в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов до или после окончания работы (учебы), а с согласия осужденного — четырех часов. Время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин, орган, ведающий исполнением этого вида наказания, вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Выполнение общественных работ несовершеннолетними ограничено законом тремя часами в дни, когда осужденный не занят по основной работе или учебе, а в учебные и рабочие дни – двумя часами, но не более трех дней в неделю.