Файл: Учебник уголовное право республики беларусь общая часть.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2255

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА.НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА

Глава 2Уголовный закон

Глава 3ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 4СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 5 ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 6ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 7СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 8Субъект преступления

Глава 9МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Глава 10ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ

Глава 11СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 12Соучастие в преступлении

Глава 13УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 14ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЯ

Глава 15НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

Глава 16Меры уголовной ответственности,не связанные с применением наказания

Глава 17Освобождение от уголовной ответственностии наказания

Глава 18ПОГАШЕНИЕ И СНЯТИЕ СУДИМОСТИ

Глава 19ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ

Глава 20ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ,СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ

Глава 21КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ

Глава 22 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (Общая часть)



Относительно определенная санкция называет вид наказания и определяет пределы, в рамках которых суд с учетом обстоятельств дела, тяжести содеянного и личности виновного избирает размер наказания. Так, ч.1 ст.139 УК предусматривает за убийство наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет. В некоторых случаях законодатель указывает только максимальный предел размера наказания, а нижней границей размера в этом случае является тот минимум, который установлен в нормах Общей части УК (например, для лишения свободы ч.1 ст.57 УК определяет минимальный срок данного наказания в шесть месяцев). В санкциях не указываются минимальный и максимальный пределы для таких видов наказания как общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Размеры наказания в этих случаях определяются в нормах Общей части УК соответственно в ст.49, 50, 51, а суд в указанных пределах избирает конкретную меру наказания.

Альтернативная санкция называет несколько видов наказания, размеры которых могут быть абсолютно или относительно определены. Альтернативная абсолютно определенная санкция предусмотрена ст.253 УК Беларуси 1960 г., по которой добровольная сдача в плен наказывается смертной казнью или лишением свободы сроком на пятнадцать лет. Альтернативная относительно определенная санкция наиболее типична для нового УК. Она позволяет суду избрать вид наказания, а затем и его размер. Примером является санкция ст.185 УК, предоставляющая суду возможность назначить виновному в преступлении общественные работы или штраф, или исправительные работы, или арест, или ограничение свободы.

§ 3. Действие уголовного закона в пространстве


Наука уголовного права и уголовный закон выделяют четыре принципа, определяющие действие уголовного закона в пространстве: территориальный принцип, принцип гражданства, реальный принцип и универсальный принцип.

Территориальный принцип действия уголовного закона сформирован в ст.5 УК Беларуси. Общее правило таково: лицо, совершившее преступление на территории Республики Беларусь, подлежит ответственности по УК Беларуси. В данном случае не имеет значения, кем совершено преступление - гражданином Республики Беларусь, иностранным гражданином, лицом без гражданства. В ст.52 Конституции Республики Беларусь сказано: «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции».


Для правильного применения территориального принципа нужно уяснить два важных момента: что охватывается понятием территория республики и какое преступление признается совершенным на этой территории.

Юридическая трактовка понятия территории шире географической. Из содержания ст.1 Закона Республики Беларусь от 4 ноября 1992 г. «О Государственной границе Республики Беларусь»1 следует, что это суша, внутренние воды, недра и воздушное пространство, ограниченные вертикальной поверхностью, проходящей по линии Государственной границы Республики Беларусь.

Под воздушным пространством понимается атмосферный слой над сушей и внутренними водами республики. Недра Беларуси — это подземное пространство под поверхностью сухопутной и водной территории страны.

К территории Республики Беларусь приравниваются и иные объекты: военные водные и воздушные суда под флагом Республики Беларусь или с опознавательными знаками республики независимо от их местонахождения; гражданские водные и воздушные суда под флагом или с опознавательными знаками страны, если они находятся в открытом море (нейтральных водах) или в открытом воздушном пространстве (если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь).

Для применения территориального принципа необходимо точно определить место совершения преступления. В части 2 ст.5 УК сказано: «Преступление признается совершенным на территории Республики Беларусь, если оно начато, продолжалось или было окончено на ее территории, или совершено в пределах Республики Беларусь в соучастии с лицом, совершившим преступление на территории иностранного государства». Следовательно, по УК Беларуси должно отвечать лицо, которое, например, готовило преступление в республике (вербовало соучастников), но совершило его за рубежом, либо начало преступление за рубежом, но продолжало преступление в Беларуси (пересылка наркотических средств), либо преступное деяние совершило за рубежом, а общественно опасные последствия наступили в Беларуси (смерть от отравления). Ответственность по УК Беларуси будет наступать и в случае, когда организатор, подстрекатель или пособник действовали на территории республики, а исполнитель совершил преступление за ее пределами (например, пособник сообщил из Витебска в Санкт-Петербург, в каком вагоне поезда находится предполагаемая жертва убийства).



Часть 4 ст.5 УК Беларуси формулирует исключение из территориального принципа действия закона в пространстве: «Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам Республики Беларусь неподсудны по уголовным делам судам Республики Беларусь, в случае совершения этими лицами преступления на территории Республики Беларусь разрешается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права».

Не подлежат уголовной ответственности по уголовному закону Республики Беларусь за деяния, совершенные на территории Беларуси, лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. Дипломатический иммунитет от уголовной ответственности закреплен в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., Венской конвенции о представительствах государств при международных организациях универсального характера 1975 г.

Личный иммунитет предоставляется руководителю (послу, посланнику, поверенному в делах) и персоналу представительства (советнику, торговому представителю, военному атташе, секретарям посольства и т.д.), членам их семей. Дипломатический иммунитет предоставляется также в полном объеме руководителям государств, правительств, министрам иностранных дел, руководителям высших государственных органов. Глава консульского представительства и иные консульские должностные лица (генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент), пользуются иммунитетом от уголовной ответственности только в части, относящейся к их служебной деятельности. Однако на основе двусторонних консульских соглашений, исходя из принципа взаимности, на указанных лиц могут быть распространены в полном объеме принципы дипломатической неприкосновенности.

Неподсудность судам Беларуси распространяется и на прибывших в Республику Беларусь представителей иностранных государств, на членов парламентских и правительственных делегаций, на служащих международных организаций. Так, дипломатическим иммунитетом наделены судьи Экономического Суда Содружества Независимых Государств.

4 февраля 1997 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 126 «Об обеспечении необходимых условий для деятельности Исполнительного секретариата Содружества Независимых Государств на территории Республики Беларусь», которым до введения соответствующего Соглашения между Республикой Беларусь и Содружеством Независимых Государств установлено, что исполнительный секретарь СНГ, его заместители и члены их семей пользуются на территории Республики Беларусь привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим представителям иностранных государств. Привилегиями и иммунитетами пользуются и сотрудники Исполнительного секретариата СНГ, занимающие должности, приравниваемые к дипломатическим. Они, в частности, не подлежат юрисдикции Республики Беларусь в отношении деяний, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, пользуются личной неприкосновенностью.


Постоянные полномочные представители государств-участников СНГ при уставных и иных органах Содружества, а также члены их семей пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим агентам и членам их семей в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.

Дипломатический иммунитет не исключает преступности и наказуемости деяния, но он не разрешает рассмотрение дела судом Республики Беларусь без согласия аккредитующего государства. В случаях ясно выраженного согласия соответствующего государства виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по УК Беларуси. При отсутствии подобного согласия иностранный гражданин, пользующийся дипломатическим иммунитетом, объявляется нежелательным лицом (persоnanоngrata) и обязан покинуть в установленный срок пределы Республики Беларусь.

Особые правила устанавливает Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь1. В соответствии со ст.4 этого Соглашения по делам о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных на территории Республики Беларусь лицами, входящими в состав воинских формирований, или членами их семей, как общее правило, применяется законодательство Республики Беларусь и действуют ее компетентные органы. В статье 5 Соглашения сказано: «Статья 4 настоящего Соглашения не применяется по делам о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, и членами их семей в местах дислокации этих формирований, за исключением случаев совершения общеуголовных преступлений против граждан Республики Беларусь, либо совершенных против Российской Федерации или лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации и членов их семей, а также по делам о воинских преступлениях.

По делам о преступлениях, указанных в настоящей статье, применяется законодательство Российской Федерации, действуют ее компетентные органы. Положения настоящей статьи распространяются и на преступления, совершенные в местах дислокации воинских формирований неустановленными лицами. При установлении лица, совершившего преступление
, действует порядок, определенный настоящим Соглашением».

Под термином «лица, входящие в состав воинских формирований» понимаются военнослужащие, проходящие военную службу в составе воинских формирований, а также гражданский персонал (гражданские лица), работающий в воинских формированиях, и лица, командированные в воинские формирования, за исключением граждан Республики Беларусь.

При совершении преступления вне пределов Республики Беларусь следует руководствоваться правилами ст.6 УК Беларуси, закрепляющей три принципа действия уголовного закона в пространстве: гражданства, реальный и универсальный.

Принцип гражданства сформулирован в ч.1 ст.6 УК: «Гражданин Республики Беларусь или постоянно проживающее в республике лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по настоящему Кодексу, если совершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве».

Из указанной нормы следует, что за общественно опасное деяние, совершенное вне пределов Беларуси, гражданин республики будет отвечать по УК Беларуси при наличии трех условий:

а) данное деяние признается преступлением по УК Беларуси;

б) это деяние признается преступлением по уголовному закону страны, на территории которой оно совершено;

в) гражданин Республики Беларусь не привлекался к уголовной ответственности за это преступление иностранным государством.

Данные правила кроме граждан республики распространяются на апатридов — лиц без гражданства, но при условии, что они постоянно проживают в Республике Беларусь, то есть официально проживают в республике не менее 183 дней в году.

В части 1 ст.6 УК Беларуси формулируется гуманное правило: «При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи настоящего Кодекса, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление».

Следовательно, даже самое суровое наказание, избранное судом, не будет строже максимума установленного уголовным законом иностранного государства. Если же этот максимум превосходит верхний предел санкции статьи УК Беларуси, то суд обязан руководствоваться только нормой национального кодекса.

Реальный принцип действия уголовного закона в пространстве сформулирован в ч.2 ст.6 УК Беларуси, из которой следует, что иностранный гражданин или не проживающее постоянно в Республике Беларусь лицо без гражданства подлежат ответственности по УК Беларуси в случаях совершения вне пределов республики особо тяжкого преступления, направленного против интересов Республики Беларусь, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к ответственности на территории Республики Беларусь. В соответствии с этим правилом иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в нашей республике, будут отвечать по УК Беларуси за преступление, совершенное на территории иностранного государства, при наличии следующих условий: