Файл: Учебник уголовное право республики беларусь общая часть.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2271
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА.НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА
Глава 6ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 7СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 9МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Глава 10ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
Глава 11СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 12Соучастие в преступлении
Глава 13УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЯ
Глава 16Меры уголовной ответственности,не связанные с применением наказания
Глава 17Освобождение от уголовной ответственностии наказания
Глава 18ПОГАШЕНИЕ И СНЯТИЕ СУДИМОСТИ
Глава 19ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
Глава 21КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ
Глава 22 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (Общая часть)
Условно-досрочное освобождение от наказания за совершенное в возрасте до восемнадцати лет преступление — это освобождение лица от дальнейшего отбывания назначенного судом наказания под условием несовершения освобождаемым в течение срока неотбытой части наказания нового умышленного преступления, а равно неосторожного преступления, за которое оно осуждается к лишению свободы.
Условно-досрочное освобождение несовершеннолетнего от наказания применяется к лицу, осужденному к исправительным работам, аресту или лишению свободы, по отбытии им определенной части срока наказания. Осужденными к исправительным работам, аресту или лишению свободы считаются лица, которым перечисленные виды наказания назначены приговором суда к реальному отбытию.
Условно-досрочное освобождение от наказания применяется после фактического отбытия:
— не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление, не представляющее большой общественной опасности, и за менее тяжкое преступление;
— не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление;
— не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление, а также если лицо ранее осуждалось к лишению свободы за умышленное преступление.
Отбытие части срока наказания, назначенного судом, является формальным условием, предпосылкой для постановки вопроса о возможности условно-досрочного освобождения от наказания. Основанием же для положительного ответа на данный вопрос является то обстоятельство, что осужденный доказал свое исправление примерным поведением и добросовестным отношением к труду и учебе.
Одновременно с условно-досрочным освобождением от основного наказания суд решает вопрос об освобождении и от дополнительного наказания.
Применяя условно-досрочное освобождение от наказания, суд может возложить на отдельных лиц, с их согласия, обязанность по наблюдению за условно-досрочно освобожденным в течение неотбытой части назначенного судом срока наказания и проведению с ним воспитательной работы.
Длительность испытательного срока при условном освобождении от наказания равна длительности неотбытой части срока наказания. Неотбытое наказание не может быть обращено к реальному отбытию при условии несовершения освобожденным нового умышленного преступления
, а равно неосторожного преступления, за которое он осуждается к лишению свободы. Ни административные или дисциплинарные нарушения независимо от их количества, ни отказ соответствующих лиц от дальнейшего наблюдения за освобожденным не являются основанием для отмены решения суда об условно-досрочном освобождении.
В случае совершения лицом, к которому было применено условно-досрочное освобождение, в течение срока неотбытой части наказания нового умышленного преступления, а равно неосторожного преступления, за которое оно осуждается к лишению свободы, суд назначает ему наказание по совокупности приговоров.
Замена неотбытой части наказания более мягким применяется при наличии тех же формальных условий, что и при условно-досрочном освобождении от наказания, то есть по отбытии определенной части срока исправительных работ, ареста или лишения свободы. Однако для замены наказания более мягким несовершеннолетнему необходимо отбыть соответственно не менее одной четвертой, одной третьей или половины срока назначенного ему наказания (ч.3 ст.120 УК).
Основанием же для замены неотбытой части наказания более мягким является примерное поведение осужденного и его добросовестное отношение к труду и учебе, свидетельствующие, что он твердо встал на путь исправления. Такая характеристика поведения осужденного свидетельствует о том, что достижение цели его исправления в дальнейшем возможно путем применения к нему менее строгого наказания.
Заменяя неотбытую часть основного наказания более мягким, суд может освободить осужденного от дополнительного наказания. Такое освобождение будет обязательным, если дополнительное наказание по тяжести превышает новое основное наказание.
К лицам, которым наказание было заменено более мягким, в дальнейшем допускается применение условно-досрочного освобождения в соответствии с правилами, предусмотренными ст.119 УК.
Решая вопрос об избрании той или иной из указанных мер освобождения, суд руководствуется тем, что если лицо уже доказало свое исправление, то применяется условно-досрочное освобождение, если же осужденный еще не исправился, но твердо стал на путь исправления, то применяется замена неотбытой части наказания более мягким.
§ 7. Погашение судимости
Погашение судимости лица, отбывшего наказание за преступление, совершенное в возрасте до восемнадцати лет, зависит от того, отбывало это лицо наказание в виде лишения свободы или иное наказание.
Лицо считается не имеющим судимости, если оно отбыло наказание в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ или ареста. Аналогично не имеющим судимости после отбытия наказания считается осужденный к лишению свободы за неосторожное преступление.
Судимость лица, осужденного с применением принудительных мер воспитательного характера, погашается:
— по истечении шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора суда за преступление, не представляющее большой общественной опасности;
— по истечении одного года — за менее тяжкое преступление;
— по истечении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении независимо от категории преступления.
Если же лицо отбывало наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление, то судимость погашается после отбытия основного и дополнительного наказания:
— по истечении шести месяцев — за преступление, не представляющее большой общественной опасности;
— по истечении одного года — за менее тяжкое преступление;
— по истечении трех лет — за тяжкое преступление;
— по истечении пяти лет — за особо тяжкое преступление.
В отношении лиц, отбывших лишение свободы, допускается досрочное снятие судимости по правилам ст.98 УК.
Литература
Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. — М., 1968; Астемиров З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. — М., 1970; Лазарев А.М. Субъект преступления. — М., 1981; МиньковскийГ.М., ГлузовА.П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. — Киев, 1987; Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним. — Казань, 1988; ПримаченокА.А. Совершенствование уголовно-правовой системы мер борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. — Минск, 1990; СперанскийК.К. Уголовно-правовая борьба с преступлениями несовершеннолетних и против несовершеннолетних. — Ростов-на-Дону, 1991; ХомичВ.М. Формы реализации уголовной ответственности. — Минск, 1998; Несовершеннолетние в Республике Беларусь: основы правового положения, правовой защиты и ответственности. — Минск, 1999.
Глава 21
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ
В истории уголовного права разных народов имелось много общего. Однако в процессе развития государств проявлялись и определенные особенности. Институты уголовного права, как и характер применяемых мер наказания, изменялись в зависимости от эпохи, общей культуры народа, образа жизни людей, их обычаев. История уголовного права в Беларуси, как и вообще правовое наследие белорусского народа, достаточно долгое время замалчивались. Тем более важно в первом учебнике отразить важнейшие вехи в становлении уголовного права народов, проживших на территории Беларуси.
§ 1. Уголовное право феодальной Беларуси
Основным источником изучения уголовного права Беларуси являются памятники права. В первых писаных памятниках права феодальной Беларуси, которые дошли до нашего времени, содержались незначительные фрагменты норм о преступлениях и наказаниях и по ним трудно судить об уровне развития уголовного права. Однако уже первые законодательные акты Великого княжества Литовского (государства, политико-экономическим центром которого были белорусские земли) свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития уголовного закона. Например, в общеземских грамотах 1447 и 1492 гг. говорилось об ответственности каждого человека за свою вину в судебном порядке в соответствии с правовыми нормами и “подлуг их великости проступков”.
Первый кодифицированный уголовный закон — Судебник Казимира 1468 г., разработанный на основе местного обычного права и судебной практики, развил идею индивидуализации наказания, сделал попытку ограничить возраст уголовной ответственности, установил единые для всего государства виды наказаний за имущественные преступления. В Судебнике проявился и новый взгляд на цели наказания. Прежде обычное право основной целью наказания считало возмещение причиненного преступлением вреда, что достигалось денежной компенсацией, выплачиваемой не только виновным в преступлении, но и всей семьей или даже общиной. Судебник выдвинул главной целью наказания устрашение, хотя не исключал и имущественную компенсацию. Судебник 1468 г. положил начало новому этапу в развитии правовой теории и практики кодификации законодательства, что завершилось изданием трех Статутов 1529, 1566 и 1588 годов. Именно в Статутах уже ярко прослеживается тенденция зарождения отраслевой структуры права. К тому же следует отметить, что Статут 1588 г., который состоял из 14 разделов и 487 статей и был действующим законодательным актом почти до середины XIX в., сразу же после принятия был издан на средства Л. Сапеги в Виленской типографии братьев Мамоничей на старобелорусском языке и поэтому являлся доступным широкому кругу населения.
В Статуте нашли отражение идеи ренессанского гуманизма в области применения наказания. Обращаясь ко всем подданным государства и уточняя — “как к богатым, так и к бедным”, великий князь обещал “справедливость водле права чинити” (р.XI, ст.14 — здесь и далее ссылки на Статут 1588 г.) и “судити и справовати всех станов ... однако и одностейне” (р.IY, ст.3). Закон устанавливал относительно небольшие сроки тюремного заключения (до одного года и шести недель), запрещал смертную казнь в отношении беременных женщин, закреплял повышенную ответственность за преступления против женщин, требовал при определении меры наказания учитывать все обстоятельства дела и руководствоваться судьям только законом и собственной совестью, а в сомнительных случаях — склоняться к освобождению подсудимого от ответственности. Статут стал одним из первых законодательных актов Европы, уголовные нормы которого были направлены на охрану природы, поддержание и увеличение ее ресурсов, рациональное их использование.
При разработке новых уголовно-правовых норм учитывались достижения мировой юридической науки. Многие правовые термины имели в то время уже устойчивый характер, хотя и использовались иногда в разных значениях. Законодатель, как правило, пользовался обычным разговорным белорусским языком, хотя некоторые слова приобретают уже юридический характер и начинают использоваться как специальные правовые термины.
Понятие преступления. Процесс эволюции феодального уголовного права нашел отражение, прежде всего, во взглядах на сущность и содержание преступного деяния. Содержание преступного деяния в эпоху обычного права определялось чисто внешними признаками — причинением вреда частной особе. Позже, особенно в XV в., понятие преступного начинают видеть в посягательстве на сферы частных прав, а еще позже — и на общественный правопорядок.
На протяжении XV-XVI ст. вырабатывается специальная юридическая терминология для обозначения преступления. Законодатель, правда, пользуется обычным разговорным языком, некоторые слова используются в разных значениях. В законодательных актах указанного периода встречаются такие названия преступного деяния: “выступ”, “выступок”, “кривда”, “учинок”, “злодейство”, “шкода”, “гвалт”, “збыток”, “злочинство” и пр. Все эти термины подчеркивали разные стороны преступного деяния, в содержание которого законодатель часто одновременно включает и “кривду” для потерпевшего, и “шкоду” государственную, и нарушение “покоя посполитого”, и грех “противный пану Богу”. Для раскрытия определенных характерных черт преступления иногда используются термины “учинок”, “злочинство”, “гвалт”, причем законодатель отграничивает от простого “учинка” “горячий учинок” — преступление, после осуществления которого не прошло 24 часа. Термины “злочинство” и “злодейство” в смысле “злого” (плохого) дела чаще всего использовались для определения посягательства на имущественные права.