Файл: Учебник уголовное право республики беларусь общая часть.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2242
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА.НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА
Глава 6ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 7СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 9МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Глава 10ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
Глава 11СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 12Соучастие в преступлении
Глава 13УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЯ
Глава 16Меры уголовной ответственности,не связанные с применением наказания
Глава 17Освобождение от уголовной ответственностии наказания
Глава 18ПОГАШЕНИЕ И СНЯТИЕ СУДИМОСТИ
Глава 19ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
Глава 21КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ
Глава 22 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (Общая часть)
Такой вид прикосновенности к преступлению, как преступное попустительство, приравнивался к соучастию, и виновный подвергался аналогичному с исполнителем наказанию (р. р.III, ст.36; р.XIV, ст.33). Прямой обязанностью должностных лиц государства (воевод, старост, державцев, войтов и др.) был надзор за использованием торговыми людьми правильных мер и весов, а также борьба с преступностью, тайными корчами и др.
Обстоятельства, исключающие преступный характер деяний. В соответствии с провозглашенными Статутом 1588 г. принципами справедливости и законности судопроизводства закон регламентировал и основания, которые исключали преступный характер деяний. Это прежде всего необходимая оборона (хорошо известная уже в Статуте 1529 г.), крайняя необходимость, а в некоторых случаях реализация частного права и согласие потерпевшего.
Наибольшую разработку в законе получил институт необходимой обороны. В Статуте 1588 г. говорилось, что состояние необходимой обороны имеет место тогда, когда «за початком» нападающего лицо вынуждено защищаться от нападения («ку обороне примушоный»), то есть речь идет о правомерной защите путем отражения агрессии и причинения вреда нападающему. Действиями защищающегося лица руководит не злая воля, а необходимость, в силу которой оно отражает агрессию и вынуждено защищает жизнь, здоровье, имущество, причем не только свои, но и третьих лиц.
Крайняя необходимость как обстоятельство, исключающее преступный характер деяния и его наказуемость, признается Статутом 1588 г. в двух случаях: при сдаче крепости неприятелю по причине внезапного голода (р.I, ст.3) и при убийстве чужой собаки «кием або якою бронею, себе боронячи не пометом, ани стрелбою» (р.XIII, ст.13).
Классификация и виды преступлений. В первых писаных законодательных актах древней Беларуси содержались только отдельные уголовно-правовые нормы. Однако уже в них можно увидеть определенную попытку законодателя сгруппировать нормы в определенной последовательности. Так, в Судебнике 1468 г., просматривается первая попытка кодификации уголовного законодательства. В XVI в. в Статутах была осуществлена полная кодификация законодательства государства. Конечно, классификация уголовных деяний, которая основывалась, прежде всего, на объекте преступного посягательства, еще далека от совершенства. Тем не менее, на то время это была достаточно разработанная система размещения правовых норм. Так, самые тяжкие, по мнению законодателя, государственные преступления содержались в основном в первом разделе («О персоне нашой господарской»); преступления против имущественных и личных прав сконцентрированы главным образом в одиннадцатом разделе («О гвалтех, о боех, о головщизнах шляхетских»); название четырнадцатого раздела соответствует его содержанию — «О злодействе всякого стану»; преступления против правосудия сгруппированы в четвертом разделе («О судьях и о судех»); воинские преступления — во втором разделе («О обороне земской») и т.д.
Одновременно с классификацией преступлений по объекту посягательства Статут делит их на «речи крвавые, где о горле идеть» и на «речи меньшие, не крвавые, где о горле не идеть», то есть классифицирует их по степени тяжести (опасности). В одной из статей дается примерный перечень «речей крвавых»: убийство, разбой, изнасилование, поджог, наезд, сопряженный с убийством, после чего законодатель говорит: «и иншие речи крвавые, то есть за што горлом карають» (р.IV, ст.35). Все это дает основание считать, что приведенные понятия соответствуют современным определениям тяжких и менее тяжких преступлений.
Наказание и его цели. Институт наказания в своем историческом развитии прошел несколько стадий. Сначала сам обиженный при помощи своего рода мстил обидчику. Позже само общество стало контролировать эти процессы, устанавливая обязательность наказаний за конкретные деяния и определенные формы этих наказаний. С течением времени государство берет на себя миссию наказания преступника, хотя назначается оно главным образом в интересах потерпевшего. Только постепенно карательная деятельность подчиняется идее общественной пользы и интересы потерпевшего вытесняются интересами государства.
На формирование института наказания в Беларуси существенное влияние оказала христианская религия и церковь — как православная, так и католическая. Особенно это проявляется в статутовом законодательстве. В предисловии к Статуту 1588 г., которое состояло из манифеста короля Жигимонта и двух речей Льва Сапеги, произнесенных им перед королем и сеймом при представлении печатного экземпляра Статута, нашли отражение основные положения теории уголовного права того времени. В предисловии говорится, что нарушение закона является не только нарушением человеческой воли, но и воли Бога. Упоминания о Боге, христианской религии и о святой справедливости при назначении наказаний постоянно встречаются в статьях Статута. В законе подчеркивается, что преступлением «пан Бог бывает ображон» и наказание необходимо для избавления от совершенного греха. Наказанием обеспечивается охрана «святой правды и справедливости». Одновременно оно необходимо и для поддержания общественного спокойствия и укрепления общей свободы. Законодатель подчеркивает, что наказание сдерживает «злых» людей от преступных деяний. В нормах Статута постоянно подчеркивается, что наказание должно побуждать потенциальных преступников к соблюдению закона и одно должно настигать преступников ради «покою посполитого», «абы небезпечность не множилась», «абы злость ся в паньствах наших християнских не множилась» (р.I, ст.25; р.IV, ст.32, 62, 105; р.XI, ст.14; р.XIV, ст.29 и пр.).
В связи с тем, что наказание преступников соответствует принципу святой справедливости и является гарантом общественного спокойствия, обеспечение его применения является прямой обязанностью государства. Одновременно с точки зрения потерпевшего наказание выступает и средством удовлетворения «кривды». Законодатель высказал это в классической формулировке: «нихто ни от кого в невинности своей терпеть не повинен».
Следует отметить, что даже в Статуте 1588 г. не всегда просматриваются цельные и вполне законченные по своим логическим последствиям правовые принципы, наблюдается смешение воззрений различных эпох. Однако в целом публично-уголовные наказания образуют достаточно стройную систему и теоретическое обоснование и стремятся вытеснить ту форму наказания, которая господствовала в предшествующий период. Общественное правосознание начинает постепенно склоняться к тому, что преступление — это «шкода земская» (вред государственный), и на смену системе различного рода материальных компенсаций приходит система публично-уголовных и устрашающих наказаний. Эта тенденция наблюдается во всех трех Статутах.
Для определения понятия наказания законодатель использует разные термины («каранье», «вина», «покута», «казнь» и пр.), которые отражают те или иные характерные черты данного института. Так, «вина означала в большинстве случаев имущественные наказания и лишение свободы, «покута» — телесные и позорящие наказания. Наказание выступает не только «карой за злы учынак», мерой государственного принуждения, но и средством устрашения и мести, что проявляется в причинении физических и моральных страданий, материальных потерь, ограниченности в правах и пр. Во многих уголовно-правовых нормах санкции статей подразделяются на три части: сначала определяется личное наказание нарушителю закона, затем указываются вид и размер денежных штрафов и в конце говорится о необходимости компенсации вреда и убытков («маеть шкоду платити», «нагородити», «справити», «оправовать» и т.д.).
Если в древности наказание носило черты частного удовлетворения потерпевшего и являлось, в сущности, заменой мести первобытного человека, то с развитием государства оно проникается задачами публичного возмездия и охраны общества от преступных деяний. В связи с этим главными целями наказания становятся возмездие по отношению к преступнику, а также предупреждение и устрашение потенциальных преступников, что особенно проявилось и получило законодательное закрепление в Судебнике 1468 г. В нем регламентировался запрет освобождения преступника от наказания, а смертная казнь устанавливалась даже за кражу имущества на сумму свыше тридцати грошей.
Во второй половине XVI ст. представление о строгости уголовного закона становится неотделимым от самого понятия закона: в статьях Статута, в судебных решениях постоянно говорится «о срокгости посполитого права». Закон направлен на то, чтобы устрашить преступника и других лиц, поэтому физические и морально мучительные меры наказания совершаются публично, часто в местах наибольшего скопления народа (на торгах, возле церкви и пр.).
Законодатель выдвигает в качестве одной из главных целей наказания предупреждение преступлений, и потому правовые нормы должны показывать своевольным и злым людям, что им невыгодно нарушать закон, так как грядущее наказание перевешивает «преимущества» совершения преступного деяния. Эта мысль законодателя проходит через все статуты (например, Статут 1529, р.VII, ст.15; Статут 1566, p.II, ст.13; Статут 1588, p.XI, ст.8 и т.д.).
В этот период наказание продолжает выступать и возмездием за совершенное преступное деяние. Древнейшее правило «око за око, зуб за зуб» является принципом, которым руководствуется законодатель и наказание поражает не только соответствующий орган, которого лишился потерпевший, но даже осуществляется аналогичным образом — «утял, урезал, выбил» (р.XI, ст.27).
Поскольку наказание основывается на велении Бога и имеет в виду искупление совершенного греха, то оно означает и божеское возмездие. Преступление есть оскорбление Бога и чтобы умилостивить его, необходимо покарать виновного, пролить его кровь, подвергнуть мучениям и страданиям, которые очищают и искупают вину. Этой теорией объясняется практиковавшееся у всех народов на ранних периодах развития принесение в жертву преступников, а позднее животных как символическое очищение. В определенной мере наказание в статутах сохраняет еще характер такого очищения (искупления греха), так как оно является и «покутой» и выступает иногда как дополнение к церковной «покуте» — публичному покаянию.
Виды наказаний. Поставленные законодателем цели наказания определяли характер всей системы наказаний и каждого из его видов. Анализ статутовых норм позволяет говорить об определенной системе наказаний с разделением видов наказаний на основные и дополнительные. К первой категории принадлежали: штрафы в пользу потерпевшего (головщизна, навязка, гвалт, вина, заклад), а также в пользу государя или администрации (вина, заклад); личные публично-уголовные наказания (смертная казнь, телесные наказания, лишение свободы, прав и чести) и имущественные (общая и специальная конфискация, отнятие землевладений); месть, отдельные формы которой имеют место и в XVI ст., хотя она ограничивается рамками судебного приговора. В число дополнительных видов наказания входили: изгнание, лишение прав и покаяние. В качестве замены других видов наказания применялись «выволанье», выдача в кабалу и в вечную неволю. Исключительными наказаниями являлись отрешение от должности и обращение в «отчича».
При определении меры наказания закон прежде всего учитывал сословное положение как преступника, так и потерпевшего. Одновременно Статут 1588 г. декларировал ряд прогрессивных принципов в отношении института наказания: индивидуализацию ответственности; ответственность только в судебном порядке и в соответствии с законом; гуманизм; справедливость наказания; презумпцию невиновности. Закон требовал от судей учитывать все обстоятельства дела, а в сомнительных случаях склоняться «ку вызволенью, нижли ку каранью» подсудимых (р.XIV, ст.3).
Самыми распространенными в период феодализма были имущественные наказания, которые применялись как в качестве основных, так и дополнительных, и взыскивались в пользу потерпевшего, его близких или в доход государства и местной администрации. Штраф за голову убитого человека назывался головщизной (головщиной). Размеры его зависели от сословного положения убитого и некоторых иных обстоятельств: за шляхтича — 100 коп грошей, за тяглого крестьянина 25 коп грошей и т.д. (р.XI, ст.27; p.XII, ст.3-7). За нанесение побоев и телесных повреждений штраф был меньшим и назывался «навязкой». За преступления, совершенные в отношении женщин взыскивались двойные размеры штрафов. Размеры «вины» и прочих штрафов в пользу государства и судебных органов зависели не только от характера преступного деяния, но часто и от воли суда. Система штрафов была разнообразной и довольно сложной.
За ряд преступлений (оскорбление княжеской власти, уклонение шляхтича от воинской службы, бегство с поля боя и пр.) предусматривалась конфискация имущества. Конфисковывались также и предметы преступной деятельности.
Тюремное заключение применялось в древности в качестве временного задержания подозреваемого до суда, а тюрьмами являлись любые пригодные для этого помещения. Лишение свободы как один из основных видов наказания, применяемого в качестве как основного, так и дополнительного, особое распространение получает в XVI в. Несмотря на законодательную регламентацию относительно небольших сроков лишения свободы, на практике заключенного иногда держали в тюрьме до тех пор, пока он не выплачивал штраф, не возмещал причиненные преступлением убытки или пока не находил себе поручителя. Тюрьмы подразделялись на обыкновенные, земляные и каменные. Обыкновенные тюрьмы представляли собой огороженную бревенчатым забором территорию (тюремный двор), на которой находились одна или несколько изб. Земляные тюрьмы предназначались для особо опасных преступников и представляли собой вырытую в земле яму с опущенным в нее бревенчатым срубом и имеющей небольшое отверстие кровлей. Сверху надстраивался другой, наружный сруб — верхняя тюрьма, предназначавшаяся для менее опасных преступников. Каменной тюрьмой служило, вероятно, любое каменное здание.