Файл: Учебник уголовное право республики беларусь общая часть.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 2237
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА.НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА
Глава 6ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 7СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 9МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Глава 10ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
Глава 11СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Глава 12Соучастие в преступлении
Глава 13УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЯ
Глава 16Меры уголовной ответственности,не связанные с применением наказания
Глава 17Освобождение от уголовной ответственностии наказания
Глава 18ПОГАШЕНИЕ И СНЯТИЕ СУДИМОСТИ
Глава 19ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ
Глава 21КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ
Глава 22 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВАЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ (Общая часть)
а) совершенное общественно опасное деяние относится к категории особо тяжких преступлений по критериям ч.5 ст.12 УК;
б) это преступление направлено против интересов Республики Беларусь, то есть посягает на гражданина Республики Беларусь, на интересы юридических лиц, зарегистрированных в Республике Беларусь, на государственные интересы Республики Беларусь (например, убийство гражданина Республики Беларусь (ст.139 УК), умышленное уничтожение имущества коммерческой организации Республики Беларусь, повлекшее тяжкие последствия (ч.3 ст.218 УК), посягательство на жизнь государственного деятеля Республики Беларусь, совершенное из мести за политическую деятельность (ст.359 УК) и другие особо тяжкие преступления);
в) лицо, совершившее преступление, не было осуждено за него в иностранном государстве.
Следует отметить, что УК Беларуси 1960 г. не предусматривал подобного правила, что являлось существенным пробелом в уголовном законодательстве и затрудняло уголовно-правовую борьбу с особо опасными преступлениями, реально посягающими на интересы нашего государства.
Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве вытекает из необходимости борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера. Государства мира объединяют свои усилия в борьбе с определенными категориями преступлений, участвуя в международных конвенциях по борьбе с этими преступлениями. Присоединившись к конвенции, государство обязано привлекать к уголовной ответственности преступников даже тогда, когда преступление совершено вне пределов страны иностранными гражданами и не причинило данному государству реального вреда, то есть тогда, когда ситуация не охватывается иными принципами действия уголовного закона в пространстве.
В части 3 ст.6 УК Беларуси дается перечень преступлений, которые могут караться по УК Беларуси независимо от уголовного законодательства места совершения преступления на основании обязательного для Республики Беларусь международного договора. В частности, Республика Беларусь является участницей международных конвенций «По борьбе с подделкой денежных знаков» (1929 г.), «О предупреждении преступления геноцида и наказаний за него» (1948 г.), «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» (1949 г.), «О борьбе с незаконным захватом воздушных судов» (1970 г.) и др.
В соответствии с универсальным принципом УК Беларуси может применяться лишь тогда, когда иностранные граждане или лица без гражданства не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь.
При расследовании уголовных дел и рассмотрении их в суде возникают проблемы уголовно-правовой оценки фактов осуждения судами других государств лиц, привлекаемых к уголовной ответственности в Республике Беларусь. О преюдициальном значении совершения преступления на территории иностранного государства говорится в ст.8 УК Беларуси: «Судимость и иные уголовно-правовые последствия совершения лицом преступления на территории иностранного государства имеют уголовно-правовое значение для решения вопроса об уголовной ответственности этого лица за преступление, совершенное на территории Республики Беларусь, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь».
Примером практической реализации этого правила являются нормы Минской конвенции 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Так, ст.761 Конвенции гласит: «При решении вопросов о признании лица особо опасным рецидивистом, об установлении фактов совершения преступления повторно и нарушения обязанностей, связанных с условным осуждением, отсрочкой исполнения приговора или условно-досрочным освобождением, учреждения юстиции Договаривающихся Сторон могут признавать и учитывать приговоры, вынесенные судами (трибуналами) бывшего Союза ССР и входивших в его состав союзных республик, а также судами Договаривающихся Сторон».
Осуществление принципа неотвратимости уголовной ответственности каждого, кто совершил преступление, в ряде случаев было бы не возможно без института выдачи преступника.
Выдача преступника (экстрадиция) — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора лица, совершившего преступление тем государством, на территории которого находится преступник, государству, на территории которого было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник.
В части 3 ст.10 Конституции Республики Беларусь сказано: «Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь». Статья 7 УК Беларуси воспроизводит это положение и далее определяет: «Иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие преступление вне пределов Республики Беларусь и находящиеся на территории Республики Беларусь, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Республики Беларусь».
Следовательно, обязанность выдачи преступника возникает у государства, если оно связано положениями соответствующего международного договора. Это могут быть двусторонние и многосторонние соглашения. Так, Республика Беларусь обязана на началах взаимности выдавать преступников в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной государствами-участниками СНГ 22 января 1993 г. — Минская конвенция 1993 г.1 Примером двустороннего соглашения является Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанный 20 октября 1992 г.2
Выдаче подлежат лица, которые совершили уголовные преступления, преступления против мира, человечности и военные преступления. Экстрадиция возможна лишь тогда, когда совершенное лицом деяние преступно и наказуемо в обоих государствах. Государство может требовать выдачи в случаях, когда преступник является его гражданином или когда преступление совершено на его территории.
Можно выделить следующие разновидности выдачи преступников:
а) выдача обвиняемого в совершении преступления для привлечения его к уголовной ответственности;
б) выдача осужденного по требованию государства, где был осужден преступник, для приведения приговора в исполнение;
в) передача осужденного иностранным государством для отбывания наказания государству, гражданином которого он является, или государству, на территории которого совершено преступление;
г) временная выдача лица, которое привлечено к уголовной ответственности за другое преступление на территории запрашиваемого государства, для проведения соответствующих действий по уголовному делу с последующим возвращением лица обратно;
д) повторная выдача, если ранее выданное лицо уклонилось от уголовного преследования и вновь возвратилось на территорию выдавшего его государства.
Требование о выдаче преступника должно основываться на факте возбужденного уголовного дела в отношении данного лица и может быть удовлетворено при наличии ряда условий. В частности, совершенное лицом преступление должно быть предусмотрено договором, считаться преступлением по законодательству обеих сторон (требуется совпадение составов преступления, а не их наименований).
В соответствии со ст.57 Минской конвенции выдача не производится, если:
а) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства;
б) на момент получения требования уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемого государства не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию;
в) в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства за то же преступление были вынесены приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу;
г) преступление в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой стороны преследуется в порядке частного обвинения.
В выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым требуется выдача, совершено на территории запрашиваемого государства.
В соответствии со ст.12 Конституции Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность. Предоставление убежища иностранным гражданам или лицам без гражданства — это суверенное право Республики Беларусь, соответствующее принципам международного права.
В статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. сказано:
«1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
-
Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».
В декларации о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1967 г., подчеркивается, что правом убежища не должны пользоваться лица, совершившие преступления против мира, человечности и военные преступления.
§ 4. Действие уголовного закона во времени
Для правильного применения уголовного закона необходимо точно установить время совершения преступления и какой закон в этот момент действовал.
В части 1 ст.9 УК формулируется общее правило: «Преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Далее закон указывает: «Временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий». Если убийство было совершено путем отравления, то временем совершения преступления будет день, когда виновный накормил жертву отравленной пищей, а не день смерти потерпевшего, за жизнь которого в течение месяца боролись врачи. В том случае, если закон обрисовывает преступление как ряд взаимосвязанных действий, то временем совершения преступления будет день совершения
последнего из необходимых действий. Если, преступление не было доведено до конца по причинам, не зависящим от воли виновного (был задержан, гражданином при попытке совершить преступление), день прекращения преступного поведения (хотя и неудавшегося) и будет временем совершения преступления. Для соучастников преступления (организатора, подстрекателя, пособника, исполнителя), действовавших в разное время, день (время) совершения преступления для каждого из них определяется раздельно с учетом времени выполнения ими своей роли в совместном совершенном преступлении.
Необходимым условием применения уголовного закона является точное установление времени введения его в действие. Момент вступления закона в силу связан с его обнародованием. В соответствии с ч.5 ст.104 Конституции Республики Беларусь и ст.65 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативно правовых актах Республики Беларусь»1, уголовные законы вступают в силу на всей территории Республики Беларусь одновременно по истечении десяти дней после их официального опубликования. В случае разновременного опубликования в нескольких официальных изданиях десятидневный срок исчисляется с даты первоначального опубликования. Моментом истечения срока и вступления закона в силу будет наступление 24-00 часов десятого дня (день опубликования не считается).
Иной порядок вступления уголовного в силу может определить сам законодатель. Так, УК БССР 1960 г. был принят 29 декабря 1960 г., а введен в действие с 1 апреля 1961 г., УК Беларуси 1999 г. был подписан Президентом республики 9 июля 1999 г., а введен в действие с 1 января 2001 г.
Значительные сроки, устанавливаемые для введения в действие крупных уголовных законов, обусловлены необходимостью приведения в соответствие с новым законом законодательства в иных отраслях права, а также проведением подготовительной работы по переходу на практическое использование нового уголовного закона2.
Практика введения уголовных законов в действие со дня их опубликования нежелательна, особенно, когда новый закон устанавливает преступность деяния или усиливает его наказуемость. Граждане должны иметь возможность ознакомиться с содержанием уголовно-правового запрета и если, они занимались запрещенной деятельностью, если они ею занимались. В этом заключается общепредупредительная роль уголовного закона.
Уголовные законы прекращают свое действие в результате их отмены или замены иными законами. Возможны ситуации, когда уголовный закон утрачивает силу в связи с истечением срока действия или в связи с отпадением обстоятельств, вызвавших его принятие (в настоящее время таких законов нет).