Файл: Технологии развивающего обучения Критерии для сравнения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологии развивающего обучения

Критерии для сравнения

Технология Л.В. Занкова

Технология Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Теория развивающего обучения П.Я.Гальперина

1. Цель

общее развитие ребенка. Оно должно быть направлено не на отдельные компоненты (память, воображение, внимание и т. д.), а на всю психику в целом. 

Цель системы – «обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему». То есть обучение предполагает дальнейший переход в саморазвитие и самообучение, умение личности выискивать проблемы и ставить цели, находить способы их решения.

формирование хорошо организованных и упорядоченных внутренних умственных структур должно являться самой главной задачей школьного обучения.

2.Принципы

  1. Уровень обучения и дидактического материала (заданий) более высокий, чем принятый в традиционной системе обучения.

  2. Как следствие из первого пункта, нет разделения материала «для сильных» и «для слабых» учеников. Ведется работа над развитием каждого ученика.

  3. Высокая скорость изучения материала.

  4. Приоритетная роль теоретических знаний.

  5. Формирование у учеников мотивации к обучению через их эмоции. Главный «толчок» к пробуждению желания познать — удивить. Именно удивление дает импульс интеллектуальному, творческому и нравственному началам ребенка.

  6. Важная роль повторения.




  • высокий уровень внимания, растут аттенционные способности (распределение внимания между несколькими видами деятельности);

  • развитие памяти близко к высокому уровню, опосредованная память находится на высоком уровне, наблюдается регулярный рост кратковременной, смысловой, опосредованной памяти (у четвероклассников значительно выше, чем у третьеклассников);

  • осведомленность, способность к классификации и обобщению, аналогическому мышлению находится на высоком уровне у четвероклассников и на близком к высокому уровню у третьеклассников, то есть наблюдается тенденция роста вербально-логического мышления до достижения высокого уровня в четвертом классе;

  • высокий уровень невербального интеллекта, но пик приходится на третий класс;

  • высокая способность к поисковому планированию;

  • воображение (оригинальность и гибкость) находится стабильно на среднем уровне, близком к высокому;

  • мотивация на успех;

  • средний уровень эмпатии.




1. Чем больше разных связей новых знаний с уже имеющимися в долговременной памяти может быть установлено, тем глубже и шире понимания нового материала.

2. Чем лучше развита и структурно организована умственная деятельность, тем дольше и прочнее сохранение материала в памяти.

3. Только хорошо структурно организованная, внутренне расчлененная система предъявления знаний может обеспечить гибкость и подвижность мышления.


3. Особенности

  • Формы обучения весьма разнообразны: это могут быть занятия в классе, в библиотеке, на природе, экскурсии в музеи, в театры, на предприятия, походы на концерты.

  • Как сказано выше, урок проходит в форме дискуссии, своеобразного полилога.

  • Ученики ищут ответы на возникающие вопросы самостоятельно, без подсказок учителя. Однако он может задавать наводящие вопросы, предварительно давать соответствующее домашнее задание, каким-то образом направлять. Таким образом, между учениками и учителем налаживается своего рода сотрудничество.

  • Основные виды заданий — наблюдение, сравнение, группировка, классификация, выяснение закономерностей, постановка умозаключений и анализ выводов.

  • Задания направлены на поисковую деятельность ребенка. Они должны быть неожиданными и удивляющими, способными пробудить любопытство ученика и побудить его к познанию. Например, это может быть создание проблемной ситуации.

  • Формирование у детей общей картины мира на основе областей, имеющих богатое содержание. Это наука, естествознание, география, история, философия, литература и другие виды искусства, иностранные языки. Также много внимания на уроках по методике Л.В. Занкова должно уделяться ИЗО, музыке, чтению художественной литературы, труду.




Урок по системе развивающего обучения имеет следующие особенности:

  • дискуссии и игры для выявления проблем;

  • исключение правил, аксиом, схем (дети сами их выводят в процессе деятельности);

  • отсутствие отметок, качественная оценка («молодец»), что создает положительный психологический климат;

  • минимум домашнего задания;

  • исключение ненужных знаний – память не перегружается далеким от практики и жизни материалом.




Формирование умственных действий происходит не сразу, а через несколько этапов. Действие ребенка, прежде чем стать умственным, сокращенным, имеет переходные состояния.

1 этап. Он связан с предварительным ознакомлением с целью действия, создание необходимой мотивации у учащихся.

2 этап. Это этап составления схемы ориентировочной основы действия (учащимся показывают, как и в каком порядке выполнять действие). 

3 этап. Организация “материальной“ предметной деятельности (работа с реальными предметами) или «материализованная деятельность» (работа с моделями, схемами, чертежами). В действии в развернутом виде представлены все входящие в него операции. Речь учителя, направляя действия ребенка с материалом, помогает ему выделить предметы, цели действия и методы достижения целей. И ребенок медленно, с осознанием всех входящих в действие операций действует с материалом сам.

4 этап. Овладение действием на уровне внешней речи. К этому этапу ребенок уже овладел действием с использованием предметов. Теперь он в состоянии перейти к стадии представления своих действий посредствам внешней речи, словесного анализа.

4. Суть

  • Ум (логика, наблюдательность, память, воображение, абстрактное мышление и т. д.);

  • Коммуникативные навыки (способы общения, умение найти решение в проблемной ситуации);

  • Воля (заключается в развитии у ребенка умения не только ставить цель, но и мотивировать себя на ее достижение);

  • Чувства (эстетические, этические);

  • Нравственность.

Развивающее обучение предполагает:

  • вовлеченность ребенка в разные виды деятельности;

  • использование игр и дискуссий;

  • обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.




а) степень полноты ориентировочной основы действия (полная-

неполная);

б) мера обобщенности (обобщенная-конкретная);

в) способ получения (самостоятельно или в готовом виде от зрителя).