Файл: Пояснительная записка Актуальность программы Цель и задачи программы Планируемые результаты Тематический план.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработка модульной разноуровневой дополнительной

общеразвивающей программы
«Занимательная биология»
для учащихся 6 класса
Содержание


  1. Титульный лист

  2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

  2. Актуальность программы

  3. Цель и задачи программы

  4. Планируемые результаты

  5. Тематический план

  6. Содержание программы

  7. Формы промежуточной аттестации




  1. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Методическое обеспечение

  2. Календарный учебный график

  3. Список литературы

  4. Оценочные материалы


Пояснительная записка

Программа «Занимательная биология» предназначена для детей 11-13 лет, получающих дополнительное образование естественно-научной направленности.

Программа рассчитана на год и составляет 70 часа.

Программой предусматривается систематическое проведение занятий один раз в неделю продолжительностью один академический час. Занятия проводятся на базе Точки роста два года.

Программа «Занимательная биология» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся.

Актуальность программы заключается в том, что программа «Занимательная биология» в занимательной форме знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, ботанике, зоологии, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней.

Цель программы: формирование знаний по отдельным разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии) и приобрести практические навыки и умения в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Формировать представление об одноклеточных и многоклеточных организмах;

  • Обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием и основам исследова-ния;

  • Познакомить с видовым разнообразием флоры и фауны Свердловской области.

2. Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в процессе наблюдения, умение рассуждать и делать выводы;

  • Развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы.


3. Воспитательные:

  • Воспитать ответственность, бережное отношение к живым объектам природы, уважительное отношение к природе.

Планируемые результаты

В результате реализации программы, обучающиеся должны знать:

  • Основные биологические понятия: простейшие, клетка, ботаника, зоология, устройство микроскопа;

  • Основной видовой состав флоры и фауны Свердловской области;

  • Способы приспособления животных и растений к среде обитания.

Должны уметь:

  • Пользоваться биологическим лабораторным оборудованием;

  • Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

  • Распознавать основной состав растений Свердловской области по их внешнему виду;

  • Определять животных по внешнему виду и следам их жизнедеятельности;

  • Вести наблюдение за живыми природными объектами, отражать полученные данные в своей работе;

  • Оформлять результаты практических наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • Подготовить доклад, презентацию к выступлению.

Форма промежуточной аттестации: тестирование.

Уровни:

  • Стартовый уровень – теория;

  • Базовый уровень – практические работы;

  • Продвинутый уровень – исследовательская деятельность.


Тематический план программы

п/п

Теория


Часы


Практика


Часы


Введение –1 ч.

1


Вводное занятие. Удивительная наука – биология

1








Микромир –16 ч.

2


Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием


1


Пр. работа: «Изучение стро-ения увеличительных при-боров»

1


3


Методы изучения и приготовле-ния микропрепаратов

1


Пр. работа: «Знакомство с клетками растений»

1


4


Клетка – структурная единица живого организма


1


Пр. работа: «Приготовле-ние препарата и изучение строения растительной клетки»

1


5


Простейшие под микроскопом


1


Пр. работа: «Знакомство со строением и передвиже-нием простейших»

1


6


Многообразие водорослей


1


Пр. работа: «Изучение внешнего строения водо-рослей»

1


7


Колонии и культуры микро-организмов


1

Пр. работа: «Выращивание колоний бактерий разных помещений школы»

2


8







Пр. работа: «Жизнь на кончиках пальцев»

1


9








Пр. работа: «Изучение стро-ения плесневых и дрож-жевых грибов»

1


10








Пр. работа: «Гигиеничес-кая оценка качества воды из разных источников»

1


Растительный мир – 30 ч.

11

Флора Свердловской области

1







12

Внешний облик растений


1


Пр. работа: «Изучение внешнего строения рас-тений»

1


13


Гербаризация растений


1


Пр. работа: «Изготовление гербарных образцов»

1


14


Растения-индикаторы


1


Опыт: «Приготовление вы-тяжек растворов из частей растений, обладающих свойствами индикаторов»

1


15

Растения - красители


1


Опыт: «Окрашивание тка-ней натуральными природ-ными красителями»

1


16

Лекарственные растения Свердловской области

1


Пр. работа: «Фитобар»


1


17

Ядовитые растения Свердлов-ской области

2








18

Краснокнижные растения Свердловской области

2








19

Комнатные растения - лекари

2







20

«Путешествие на Зеленую планету»

2








21

Лиственные породы деревьев Свердловской области

1


Пр. работа: «Изучение внешнего строения листь-ев, плодов и семян покры-тосемянных растений»

1


22

Хвойные породы деревьев Свердловской области


1


Пр. работа: «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосе-менных растений»

1


23


Определение возраста деревьев


1


Пр. работа: «Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным коль-цам»

1


24


Лесная кухня: ягоды, шишки


1


Пр. работа: «Определение съедобных растений по плодам и шишкам»

1


25


Разнообразие грибов

1







26


«Что такое лес»

1







27


«Лес и его обитатели»


1








Животный мир - 5 ч.

28


Фауна Свердловской области.

Классификация животных по типу питания

2








29


Следы диких животных

1







30







Экскурсия в краеведческий музей

1


31

Животные красной книги Свердловской области

1








Исследовательская деятельность – 17 ч.

32

Технология исследовательской деятельности

2








33







Исследовательская деятельность

15


34


Тестирование

2

Тестирование




Итого:

35




35



Содержание программы

1.Введение –1 ч.

Теория: Вводное занятие. Знакомство обучающихся с программой занятий. Цели и задачи, план работы объединения.

Удивительная наука – биология. Что изучает биология? Биология — наука о всевозможных проявлениях жизни на Земле. Царства органического мира. Общие сведения о многообразии живых организмов. Просмотр слайд - презентации.

2.Микромир –16 ч.

Теория: Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Практика: Пр. работа: «Изучение строения увеличительных приборов». Приготовление микропрепаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

Теория: Методы изучения и основные правила при приготовлении микропрепаратов.

Практика: Пр. работа: «Знакомство с клетками растений». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Работа с покровными и предметными стеклами, препоравальными иглами, микроскопами. Работа с готовыми микропрепаратами.

Теория: Клетка – структурная единица живого организма. Строение растительной клетки, состав, свойства, включения, запасные вещества (крахмал, белок, жир, соли, кальций). Работа с моделями «Клетка растений». Практика: Пр. работа: «Приготовление препарата и изучение строения растительной клетки». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

Практика: Пр. работа: «Запасные вещества клетки: крахмал в клубнях картофеля, белковые включения в зерновке пшеницы, кристаллы оксалата кальция в плоде лимона, жировые капли в семени подсолнечника, рафиды (соли) в листе алоэ. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление препаратов и изучение строения запасных веществ. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

Теория: Простейшие под микроскопом. Протозоология – наука о простейших. Многообразие и виды простейших. Интересные факты о простейших.

Практика: Пр. работа: «Выращивание инфузории-туфельки и эвглены зеленой». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды (вода из аквариума) для выращивания одноклеточных организмов, резервуар (стеклянная колба), подкормка (листья и корм – рыбий корм из растительных компонентов), выращивание простейших.

Практика: Пр. работа: «Знакомство со строением и передвижением простейших (инфузории-туфельки, эвглены зеленой). ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Реакция простейших на различные раздражители: соль, свет, тушь, уксусная кислота». Оформление графических работ в альбоме или тетради.


Практика: Пр. работа: «Выращивание культуры бактерии сенной палочки. Значение бактерии в жизни человека». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление сенного настоя и выращивание культуры сенной палочки.

Практика: «Изучение строения сенной палочки под микроскопом». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.

Теория: Многообразие водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Значение водорослей для человека и природы. Интересные факты их жизни водорослей. Работа со слайд – презентацией и видеоматериалами. Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения водорослей». Изучение одноклеточных зеленых водорослей на примере «Спирогира, Хлорелла». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.

Теория: Колонии и культуры микроорганизмов. Методы выращивания и приготовления питательных сред. Значение колоний микроорганизмов для человека.

Практика: Пр. работа: «Выращивание колоний бактерий разных помещений школы». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. Взятие бактериологических проб разных помещений школы. «Посев» микроорганизмов».

Практика: «Изучение бактериологического состояния разных помещений школы». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

Практика: Пр. работа: «Жизнь на кончиках пальцев». Присутствует ли жизнь на кончиках пальцев? ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов». Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.

Практика: Пр. работа: «Влияние природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие микроорганизмов». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов».

Природные антибиотики: лук и чеснок, лекарственные антибиотики: тетрациклин, стрептомицин.

Практика: Пр. работа: «Изучение влияния природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие колоний микроорганизмов». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.

Практика: Пр. работа: «Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов». Одноклеточные микроскопические грибы: плесень (гриб Мукор) и дрожжи». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Работа с микроскопом. Приготовление микропрепарата грибницы Мукора, клеток дрожжей. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.


Практика: Пр. работа: «Гигиеническая оценка качества воды из разных источников». Определение осадка, цвета, прозрачности, запаха, воды из разных источников: прудовая, колодезная, вода из водопровода, негазированная питьевая, озерная. Приготовление и рассмотрение препарата воды под микроскопом на наличие микроорганизмов. Электронные измерители воды: рН, электропроводность. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в таблицы.

3.Растительный мир – 30 ч.

Теория: Флора Свердловской области. Наука, изучающая растения – ботаника. Разнообразие растений. Классификация растений (низшие, высшие). Работа с гербарными материалами. Просмотр слайд – презентации.

Теория: Внешнее строение растений. Распределение растений по группам: травянистые растения, деревья, кустарники, кустарнички. Составление схемы «Строение растений», по группам: травянистые растения, деревья, кустарники, кустарнички.

Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения растений». Работа с увеличительными приборами. Работа с гербариями цветковых растений и рисунками растений. Зарисовка схем строения растений в альбоме или тетради.

Теория: Гербаризация растений. Что такое гербаризация растений? Методика гербаризации и его хранение. Значение гербаризации в изучении растений. Правила сбора и гербаризации растений. Гербаризация растений (сбор, методика заготовки и сушка).

Практика: Пр. работа: «Изготовление гербарных образцов». Повторение правил ТБ при работе.

Теория: Растения-индикаторы. Природные, культурные и комнатные растительные индикаторы. Как определить качества (плодородие) почвы с помощью растений-индикаторов. Методика изготовления индикаторов из природного сырья. Просмотр слайд – презентации.

Практика: Опыт: «Приготовление вытяжек растворов из частей растений, обладающих свойствами индикаторов». Изготовление растворов индикаторов из природного сырья: комнатные, культурные и плоды растений. Проведение исследования по определению среды растворов. Изучение изменения окраски природных индикаторов в зависимости от среды. Соблюдение ТБ при работе.

Теория: Растения – фитонциды. Природные, культурные и комнатные растения, выделяющие фитонциды (растительные антибиотики – вещества, убивающие болезнетворные бактерии). Способы получения масляных экстрактов из растительного сырья. Просмотр слайд – презентации.