Файл: Пояснительная записка Актуальность программы Цель и задачи программы Планируемые результаты Тематический план.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разработка модульной разноуровневой дополнительной
общеразвивающей программы
«Занимательная биология»
для учащихся 6 класса
Содержание
-
Титульный лист -
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
-
Пояснительная записка -
Актуальность программы -
Цель и задачи программы -
Планируемые результаты -
Тематический план -
Содержание программы -
Формы промежуточной аттестации
-
Комплекс организационно-педагогических условий
-
Методическое обеспечение -
Календарный учебный график -
Список литературы -
Оценочные материалы
Пояснительная записка
Программа «Занимательная биология» предназначена для детей 11-13 лет, получающих дополнительное образование естественно-научной направленности.
Программа рассчитана на год и составляет 70 часа.
Программой предусматривается систематическое проведение занятий один раз в неделю продолжительностью один академический час. Занятия проводятся на базе Точки роста два года.
Программа «Занимательная биология» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся.
Актуальность программы заключается в том, что программа «Занимательная биология» в занимательной форме знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, ботанике, зоологии, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней.
Цель программы: формирование знаний по отдельным разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии) и приобрести практические навыки и умения в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Образовательные:
-
Формировать представление об одноклеточных и многоклеточных организмах; -
Обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием и основам исследова-ния; -
Познакомить с видовым разнообразием флоры и фауны Свердловской области.
2. Развивающие:
-
Развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в процессе наблюдения, умение рассуждать и делать выводы; -
Развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы.
3. Воспитательные:
-
Воспитать ответственность, бережное отношение к живым объектам природы, уважительное отношение к природе.
Планируемые результаты
В результате реализации программы, обучающиеся должны знать:
-
Основные биологические понятия: простейшие, клетка, ботаника, зоология, устройство микроскопа; -
Основной видовой состав флоры и фауны Свердловской области; -
Способы приспособления животных и растений к среде обитания.
Должны уметь:
-
Пользоваться биологическим лабораторным оборудованием; -
Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; -
Распознавать основной состав растений Свердловской области по их внешнему виду; -
Определять животных по внешнему виду и следам их жизнедеятельности; -
Вести наблюдение за живыми природными объектами, отражать полученные данные в своей работе; -
Оформлять результаты практических наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; -
Подготовить доклад, презентацию к выступлению.
Форма промежуточной аттестации: тестирование.
Уровни:
-
Стартовый уровень – теория; -
Базовый уровень – практические работы; -
Продвинутый уровень – исследовательская деятельность.
Тематический план программы
№ п/п | Теория | Часы | Практика | Часы |
Введение –1 ч. | ||||
1 | Вводное занятие. Удивительная наука – биология | 1 | | |
Микромир –16 ч. | ||||
2 | Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием | 1 | Пр. работа: «Изучение стро-ения увеличительных при-боров» | 1 |
3 | Методы изучения и приготовле-ния микропрепаратов | 1 | Пр. работа: «Знакомство с клетками растений» | 1 |
4 | Клетка – структурная единица живого организма | 1 | Пр. работа: «Приготовле-ние препарата и изучение строения растительной клетки» | 1 |
5 | Простейшие под микроскопом | 1 | Пр. работа: «Знакомство со строением и передвиже-нием простейших» | 1 |
6 | Многообразие водорослей | 1 | Пр. работа: «Изучение внешнего строения водо-рослей» | 1 |
7 | Колонии и культуры микро-организмов | 1 | Пр. работа: «Выращивание колоний бактерий разных помещений школы» | 2 |
8 | | | Пр. работа: «Жизнь на кончиках пальцев» | 1 |
9 | | | Пр. работа: «Изучение стро-ения плесневых и дрож-жевых грибов» | 1 |
10 | | | Пр. работа: «Гигиеничес-кая оценка качества воды из разных источников» | 1 |
Растительный мир – 30 ч. | ||||
11 | Флора Свердловской области | 1 | | |
12 | Внешний облик растений | 1 | Пр. работа: «Изучение внешнего строения рас-тений» | 1 |
13 | Гербаризация растений | 1 | Пр. работа: «Изготовление гербарных образцов» | 1 |
14 | Растения-индикаторы | 1 | Опыт: «Приготовление вы-тяжек растворов из частей растений, обладающих свойствами индикаторов» | 1 |
15 | Растения - красители | 1 | Опыт: «Окрашивание тка-ней натуральными природ-ными красителями» | 1 |
16 | Лекарственные растения Свердловской области | 1 | Пр. работа: «Фитобар» | 1 |
17 | Ядовитые растения Свердлов-ской области | 2 | | |
18 | Краснокнижные растения Свердловской области | 2 | | |
19 | Комнатные растения - лекари | 2 | | |
20 | «Путешествие на Зеленую планету» | 2 | | |
21 | Лиственные породы деревьев Свердловской области | 1 | Пр. работа: «Изучение внешнего строения листь-ев, плодов и семян покры-тосемянных растений» | 1 |
22 | Хвойные породы деревьев Свердловской области | 1 | Пр. работа: «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосе-менных растений» | 1 |
23 | Определение возраста деревьев | 1 | Пр. работа: «Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным коль-цам» | 1 |
24 | Лесная кухня: ягоды, шишки | 1 | Пр. работа: «Определение съедобных растений по плодам и шишкам» | 1 |
25 | Разнообразие грибов | 1 | | |
26 | «Что такое лес» | 1 | | |
27 | «Лес и его обитатели» | 1 | | |
Животный мир - 5 ч. | ||||
28 | Фауна Свердловской области. Классификация животных по типу питания | 2 | | |
29 | Следы диких животных | 1 | | |
30 | | | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
31 | Животные красной книги Свердловской области | 1 | | |
Исследовательская деятельность – 17 ч. | ||||
32 | Технология исследовательской деятельности | 2 | | |
33 | | | Исследовательская деятельность | 15 |
34 | Тестирование | 2 | Тестирование | |
Итого: | 35 | | 35 |
Содержание программы
1.Введение –1 ч.
Теория: Вводное занятие. Знакомство обучающихся с программой занятий. Цели и задачи, план работы объединения.
Удивительная наука – биология. Что изучает биология? Биология — наука о всевозможных проявлениях жизни на Земле. Царства органического мира. Общие сведения о многообразии живых организмов. Просмотр слайд - презентации.
2.Микромир –16 ч.
Теория: Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Практика: Пр. работа: «Изучение строения увеличительных приборов». Приготовление микропрепаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».
Теория: Методы изучения и основные правила при приготовлении микропрепаратов.
Практика: Пр. работа: «Знакомство с клетками растений». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Работа с покровными и предметными стеклами, препоравальными иглами, микроскопами. Работа с готовыми микропрепаратами.
Теория: Клетка – структурная единица живого организма. Строение растительной клетки, состав, свойства, включения, запасные вещества (крахмал, белок, жир, соли, кальций). Работа с моделями «Клетка растений». Практика: Пр. работа: «Приготовление препарата и изучение строения растительной клетки». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Оформление графических работ в альбоме или тетради.
Практика: Пр. работа: «Запасные вещества клетки: крахмал в клубнях картофеля, белковые включения в зерновке пшеницы, кристаллы оксалата кальция в плоде лимона, жировые капли в семени подсолнечника, рафиды (соли) в листе алоэ. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление препаратов и изучение строения запасных веществ. Оформление графических работ в альбоме или тетради.
Теория: Простейшие под микроскопом. Протозоология – наука о простейших. Многообразие и виды простейших. Интересные факты о простейших.
Практика: Пр. работа: «Выращивание инфузории-туфельки и эвглены зеленой». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды (вода из аквариума) для выращивания одноклеточных организмов, резервуар (стеклянная колба), подкормка (листья и корм – рыбий корм из растительных компонентов), выращивание простейших.
Практика: Пр. работа: «Знакомство со строением и передвижением простейших (инфузории-туфельки, эвглены зеленой). ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Реакция простейших на различные раздражители: соль, свет, тушь, уксусная кислота». Оформление графических работ в альбоме или тетради.
Практика: Пр. работа: «Выращивание культуры бактерии сенной палочки. Значение бактерии в жизни человека». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление сенного настоя и выращивание культуры сенной палочки.
Практика: «Изучение строения сенной палочки под микроскопом». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.
Теория: Многообразие водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Значение водорослей для человека и природы. Интересные факты их жизни водорослей. Работа со слайд – презентацией и видеоматериалами. Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения водорослей». Изучение одноклеточных зеленых водорослей на примере «Спирогира, Хлорелла». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.
Теория: Колонии и культуры микроорганизмов. Методы выращивания и приготовления питательных сред. Значение колоний микроорганизмов для человека.
Практика: Пр. работа: «Выращивание колоний бактерий разных помещений школы». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. Взятие бактериологических проб разных помещений школы. «Посев» микроорганизмов».
Практика: «Изучение бактериологического состояния разных помещений школы». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Оформление графических работ в альбоме или тетради.
Практика: Пр. работа: «Жизнь на кончиках пальцев». Присутствует ли жизнь на кончиках пальцев? ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов». Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.
Практика: Пр. работа: «Влияние природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие микроорганизмов». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов».
Природные антибиотики: лук и чеснок, лекарственные антибиотики: тетрациклин, стрептомицин.
Практика: Пр. работа: «Изучение влияния природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие колоний микроорганизмов». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.
Практика: Пр. работа: «Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов». Одноклеточные микроскопические грибы: плесень (гриб Мукор) и дрожжи». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Работа с микроскопом. Приготовление микропрепарата грибницы Мукора, клеток дрожжей. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.
Практика: Пр. работа: «Гигиеническая оценка качества воды из разных источников». Определение осадка, цвета, прозрачности, запаха, воды из разных источников: прудовая, колодезная, вода из водопровода, негазированная питьевая, озерная. Приготовление и рассмотрение препарата воды под микроскопом на наличие микроорганизмов. Электронные измерители воды: рН, электропроводность. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в таблицы.
3.Растительный мир – 30 ч.
Теория: Флора Свердловской области. Наука, изучающая растения – ботаника. Разнообразие растений. Классификация растений (низшие, высшие). Работа с гербарными материалами. Просмотр слайд – презентации.
Теория: Внешнее строение растений. Распределение растений по группам: травянистые растения, деревья, кустарники, кустарнички. Составление схемы «Строение растений», по группам: травянистые растения, деревья, кустарники, кустарнички.
Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения растений». Работа с увеличительными приборами. Работа с гербариями цветковых растений и рисунками растений. Зарисовка схем строения растений в альбоме или тетради.
Теория: Гербаризация растений. Что такое гербаризация растений? Методика гербаризации и его хранение. Значение гербаризации в изучении растений. Правила сбора и гербаризации растений. Гербаризация растений (сбор, методика заготовки и сушка).
Практика: Пр. работа: «Изготовление гербарных образцов». Повторение правил ТБ при работе.
Теория: Растения-индикаторы. Природные, культурные и комнатные растительные индикаторы. Как определить качества (плодородие) почвы с помощью растений-индикаторов. Методика изготовления индикаторов из природного сырья. Просмотр слайд – презентации.
Практика: Опыт: «Приготовление вытяжек растворов из частей растений, обладающих свойствами индикаторов». Изготовление растворов индикаторов из природного сырья: комнатные, культурные и плоды растений. Проведение исследования по определению среды растворов. Изучение изменения окраски природных индикаторов в зависимости от среды. Соблюдение ТБ при работе.
Теория: Растения – фитонциды. Природные, культурные и комнатные растения, выделяющие фитонциды (растительные антибиотики – вещества, убивающие болезнетворные бактерии). Способы получения масляных экстрактов из растительного сырья. Просмотр слайд – презентации.