Файл: Реферат по дисциплине Педагогика По теме Образование как общечеловеческая ценность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие человека - это процесс его становления под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Таким образом, в развитии человека можно выделить естественную (развитие по сущности природы) и искусственную (развитие по сущности социума) составляющие. В поле интересов педагогики как науки лежит искусственная (социальная) составляющая процесса развития человека.

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, то есть следуют обусловленному конкретными природными и культурно-историческими условиями социальному опыту. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называют социализацией. Очевидно, что задачи социализации человека решаются как стихийно, в процессе его жизнедеятельности в обществе, так и целенаправленно, специально созданными для этого институтами.

Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием. Образование как социальное явление - единый процесс физического и духовного формирования личности, управляемый процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Воспитание и обучение среди всех факторов социализации трактуются как наиболее значимые в развитии личности именно в силу их направленности и организованности. Их посредством формируются социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр.

Ведущим фактором развития личности является образование, как специально организованный процесс, имеющий цель, осуществляемый подготовленными людьми, и опирающийся на теорию.

Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.

Глобальной целью образования является всестороннее гармоническое развитие личности: образование представляет собой прогрессивную линию движения человека от рождения до смерти, т. е. изменение его параметров, свойств и качеств во времени, необходимых ему и обществу для включения в социально значимую деятельность, формирование способности реализовать творческий потенциал в динамических
социально - экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений и т. д.), т.е. все то, что является ценным для человечества.
2.3. Общечеловеческие ценности

Общечеловеческие ценности - это фундаментальные общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Общечеловеческие ценности можно назвать некой «силой», которая задает направление в развитии человека, делает его жизнь более полной. Общечеловеческие ценности создают некие границы, нормы и правила, но при этом не ограничивает свободу человека, а наоборот толкают его на развитие, способствуют его образованию, самообразованию и раскрытию собственного потенциала.

Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, это образование является социокультурным феноменом и при этом выполняет социокультурные функции.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.

Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как «аксиологическая революция». «Социально - экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым. «Старые» ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются «новыми», чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями». [1; с. 47]



Образование-  это фактор воспроизводства социально -профессиональной структуры общества и социального прогресса. Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно - нравственного потенциала для формирования тенденций научно-технического развития и перспектив дальнейшего совершенствования общества.

Государственная ценность образования состоит в том, что нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития.

Общественная ценность образования не всегда совпадает с государственной. Очень часто государство лишь провозглашает образовательные приоритеты, в то время как общество вынуждено подталкивать его к выполнению обещаний или изменению приоритетов.

Личностная ценность образования состоит в индивидуально-мотивированном отношении человека к содержанию, уровню и качеству своего собственного образования.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего, от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения.

Таким образом целью образования становится развитие общих способностей, универсальных способов деятельности, а также способности к постоянному совершенствованию человека. В результате социокультурные, политические и образовательно - научные условия привели к повышению социального статуса образования и пониманию его как одной из значимых социальных ценностей, способных усовершенствовать как отдельного человека, так и окружающий мир.

Образование призвано ввести людей в общечеловеческую и национальную культуру, чьим фундаментом являются ценности. Присвоение высших ценностей - «сердцевина» образования, т. к. именно они придают смысл человеческой жизни. В связи с этим образование осознается общечеловеческой ценностью.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Образование как ценностное полагание. - Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2010 г.

2. Бордовская Н.В. Реан А.А., Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Издательство «Питер», 2000 г. - 304 с. - (Серия «Учебник нового века»)

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., переработанное и дополненное - М.: Юрайт – М. 2001. - 607с.

4. Луковцева А.К. «Психология и педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева.»: КДУ; Москва; 2008 г.

5. Пидкасистый П.И., Полонский В.М. ПЕДАГОГИКА. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: 2006. - 608 с.

6. Подласый И.П. Педагогика. ГИЦ «ВЛАДОС». 2-е издание дополненное и переработанное. М. 2007 г.463 с.

7. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений высшего проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 608 c.

8. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 496 c.


9. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 408 c.

Электронный ресурс:

10. Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования // Образование и воспитание. - 2016. - №5. - С. 3-6. - URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/ (дата обращения: 03.01.2020).