Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области экологобиологической деятельности) Дисциплина Психология Практическое занятие 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:
1. При организации процесса педагогического общения необходимо чтобы разум доминировал над эмоциями.
2. Использовать многообразие видов и форм общения. Это же касается и установлению взаимоотношений с детьми, следует подбирать к каждому свой индивидуальный подход.
3. Осознавать значимость педагогического общения, не только как основного фактора передачи знаний и умений, но и как фактора развития и становления личности ребенка.
4. Не допускать в процесс общения отрицательных эмоций – гнев, раздражение, недовольство и т.д.
5. Педагогу необходимо уметь держать свои эмоции под контролем.
6. Ориентироваться на положительные качества детей при выстраивании взаимоотношений с ними. Это обяжет быть их лучше и соответственно уважительно относится к педагогу, дорожить его расположением, стремиться к общению.
7. Научиться «вставать» на место ребенка в процессе общения. Не преувеличивать свои заслуги и не демонстрировать знаки превосходства.
Преодолеваются подобные затруднения только постоянной работой по повышению своего педагогического профессионализма.
В большинстве этих сфер затруднения общения могут быть преодолены либо самостоятельной коррекцией, либо специальными тренингами. В то же время общепризнана необходимость первоначальной ориентации педагога в собственных коммуникативных особенностях. Преодоление затруднений в общении в любом случае требует от участников взаимодействия осознания и коррекции вызвавших их причин.
Задание 3.
Создайте и запишите алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута для детей младшего школьного возраста, используя современные информационные технологии (например, интерактивная работа с компьютером, содержание информации в виде презентации и т. д.).
Тема | Источники информации | Вид работы | Сроки | Вид контроля (игра или упражнение) | Оценка результата работы (по мере выполнения работы) |
Речевое развитие (план на 4 месяца по навыку развития речи) | Консультация учителя Консультация одноклассника (общие для всех видов контроля) | Использование упражнений Проведение игр (общие для всех видов контроля) | 3-4 ноября | «Времена года» | Запомнил времена года. |
15-16 ноября | «Какой фигуры не стало» | Научился различать и называть геометрические фигуры. | |||
7-9 декабря | «Где спрятался зайчик!» | Наблюдается положительная динамика в развитии. | |||
20 декабря | Д/и «От какого дерева лист?» | Улучшилось внимание и память. | |||
10 января | Д/И «Что изменилось?» | Наблюдается положительная динамика в развитии. | |||
16-20 января | Рассматривание иллюстраций об осени. | Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. | |||
14-15 февраля | «Какой игрушки не хватает» | Наблюдается положительная динамика в развитии. Улучшилось внимание и память. |
Задание 4.
Подберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (необходимо указать название диагностики, автора, для какого возраста предназначена). На основе возможных результатов дайте рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой.
Я бы воспользовалась методиками обследования по Стребелевой.
Средний возраст (4-5 л.).
1. Методика "Покажи картинку".
Цель: диагностика понимания ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
О6рудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.
Ход: перед ребенком раскладывают картинки, при этом речевая инструкция не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других ориентируясь на следующие словесные инструкции: Покажи, что люди надевают на голову, когда идут на улицу. - "Что люди надевают на руки зимой?" - "Чем пришивают пуговицу?" - "Что нужно людям, чтобы лучше видеть?" - "Чем режут бумагу?" - "Что нужно взять на улицу, если идет дождь?" Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с иней, возможность называть предметы, изображенные на картине.
2. Методика "Назови, что покажу".
Цель: проверка предметного и глагольного словаря.
Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфеты; груша, кастрюля, корова, корабль, лук, шарф, лиса, реши, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум, памятник.
Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катается, кормит.
Ход: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов действий и назвать их.
В случаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, а затем ее назвать.
3. Методика "Будь внимательным".
Цель: проверка предметного и глагольного словаря.
Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфеты, груша, кастрюля, корова, корабль, шарф, лиса, репа, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум.
Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катает, кормит.
Ход: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов действий и назвать их.
В случаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, затем ее назвать.
Рекомендации педагогам:
-
Разработать систему методов и приемов по предупреждению (или преодолению) неуспешности обучающихся. -
Подбирать оптимальные методы и приемы работы в соответствии со структурной организацией работы в группе. -
Уделить внимание подбору дидактического материала (элементы новизны, факты для сравнения, выводов), позаботиться о его воспитательной направленности. -
Обратить внимание на развивающее обучение – развитие критического обучения обучающихся путем подбора соответствующих форм и методов работы. -
Продумывать систему вопросов, формирующих аналитическое мышление (на обобщение, сопоставление, анализ, формулировку выводов). -
Обратить внимание на возможность использования игровых технологий в организации образовательного процесса.
Задание 5.
Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.
Считаю, что данный план занятий создаст условия оптимального возрастного развития личности младшего школьника. Организацует коррекционно – развивающее воздействие с использованием игротерапии. Научит находить решения возникающих трудностей в школе и дома.
Планирование занятий профилактики и коррекции школьной дезадаптации
Название раздела. | Тема | Формы организации деятельности. | Кол-во часов |
1 | «7-Я» | Учить принимать на себя роль, объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию | Игра "Семья" 15 минут |
2 | «Главные помощники» | Привлекать к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым накрывать на стол. | Игра «Мы накрываем на стол» 20 минут |
3 | «Мы друг другу доверяем» | Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности. | 1.Упражнение «Комплименты»; 2.Беседа «Что такое доверие»; 3Упражнение «Паровоз»; 4.Упражнение «Сиамские близнецы»; 30 минут |
1.Упражнение-активатор «Давайте поздороваемся!»; 2.Упражнение «Слепой и поводырь»; 3.Упражнение «Скала»; 25-30 минут | |||
4 | «Путешествие в мир эмоций и чувств» | Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства и | 1.Упражнение-активатор «Печатная машинка»; 2.Беседа «Что такое эмоции и чувства»; 3.Упражнение «Классификация чувств»; 20 минут |
1.Упражнение-активатор «А я еду!»; 2.Упражнение «Зеркало»; 3.Упражнение «Согласованность мыслей» (коллективный рисунок); 4.Упражнение «Руку выше»; 5.Подведение итогов занятия. 30 минут | |||
5 | «Ближе друг к другу» | Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. | |
Игровое упражнение «Кто что делает?», «Кто чем играет?», «Кто во что одет?»…. От 15-20 минут |
Задание 6.
Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.
Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
- предпочитаемые виды занятий, игр;
- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);
- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);
- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);
- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);
- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
1. Достаточно широкое применение для диагностики творческих способностей воспитанников получил тест Е. Торенса.
Тест разбит на три группы или, как говорится в этой методике, батареи: – вербальную; – изобразительную; – звуковую.
Для диагностики творческих способностей к изобразительной деятельности легко адаптируется вторая – изобразительная батарея этого теста. Оценка результатов проводится по следующим критериям:
1. Скорость и беглость – количество ответов.
2. Гибкость – степень разнообразия ответов.
3. Оригинальность – редкость идей.
4. Тщательность разработки идеи – детализация ответов.
2. Шкала «Фантазия» Г.С. Альтшуллера.
Рекомендуется использовать специальную шкалу для оценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения.
Шкала «Фантазия» включает в себя 5 показателей:
- новизну (4-х уровневая шкала);
- копирование объекта;
- незначительное изменение прототипа;
- получение принципиально нового объекта;
- убедительность.
Данные из научных работ говорят о том, что использование этой шкалы в педагогической практике имеет смысл, когда это приводит к развитию творческих способностей ребёнка.
3. Методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова.
Ребёнку предлагается придумать рассказ, о каком-нибудь живом существе или о чём-нибудь другом и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы и сюжета отводится не более 1 минуты, а после этого ребёнок сразу приступает к рассказу.
Фантазия ребёнка оценивается по следующим признакам:
1. Скорость процессов воображения.
2. Необычность, оригинальность образов мышления.
3. Богатство фантазии.
4. Глубина и детализированность образов.
5. Впечатлительность, эмоциональность образов.
4.Метод креативного поля Д.Б. Богоявленской.
Методика креативного поля была разработана Д. Б. Богоявленской и представляет собой альтернативный тест на креативность. Особенностью данной методики являются следующие принципы:
- Отказ от внешнего побуждения и предотвращение появления внутренних оценочных стимулов.
- Отсутствие потолка (Это понятие в чем-то сходно с понятием "открытого задания" по Айзенку. Отличие заключается в том, что в данном случае предлагаемая задача должна предоставлять возможность решения на нескольких уровнях - от частного до общих, пользуясь универсальными законами.) Это условие необходимо для достижения пространства второго креативного слоя выход за пределы заданного.
- Эксперимент не может быть кратковременным. В данном случае скорость протекания психических процессов отступает на второй план.
Согласно этим принципам Д. Б. Богоявленская в своих исследованиях использовала несколько типов специфичных задач. Для исследования, например, детей младшего школьного возраста применялась методика "Морской бой" задача, которую можно решить как методом проб и ошибок, так и с помощью выявления закономерностей. Методика "Система координат" заключается в работе с формулами. Но наиболее полно иллюстрирующей метод креативного поля является методика "Сказочные шахматы" - шахматные задачи на доске нетрадиционной формы - цилиндрической - "свернутой в трубу" (левая вертикаль граничит с правой) . При этом исследования показали, что предшествующий шахматный опыт не дает преимуществ при решении.
Методика проведения эксперимента состоит из двух этапов: предварительное обучение, в ходе которого испытуемым усваиваются общие правила и некоторые приемы решения данного типа задач и, собственно, сам эксперимент: решение 12 задач, что занимает около часа. Результаты эксперимента заносятся в специальную таблицу. В таблице отмечаются приемы, использованные испытуемым при решении задачи по следующим правилам: