Файл: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

.МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 9»

«Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»

подготовила: Арсаланова Людмила Сергеевна

Снигур Анастасия Ивановна

МАГАДАН 2019

Семинар "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников"
Цель: расширить профессиональные знания и практические умения педагогов начальной школы в области внедрения эффективных педагогических технологий по поисково-исследовательской деятельности.

Задачи.

  1. Распространить педагогический опыт поисково-исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

  2. Расширить теоретические знания и практические навыки работы по данной технологии.

  3. Активизировать творческий потенциал педагогов через взаимообмен и взаимообогащение опытом.

  4. Инициировать формирование сообщества учителей для обучения проектно-исследовательской деятельности в рамках постоянно-действующего семинара.

Форма проведения: групповая работа.

Оборудование: презентация, выставка с образцами детских проектов, этапы проектной деятельности (раздаточный материал)

Вопросы:

  1. "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников"

(ответственный Л.С. Арсаланова, доклад прилагается)

  1. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников (ответственный А.И. Снигур, доклад прилагается)

  2. Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников в процессе исследовательской деятельности (ответственный М.Л. Ворушилина, доклад прилагается)

  3. Исследовательская деятельность как средство творческого развития учащихся (ответственный Е.А. Пустовит, доклад прилагается)

-Здравствуйте, дорогие коллеги.

2. Сообщение темы и цели семинара. Слайд 1

Развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Все это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.


3. Рассказ о том, что же такое проектная деятельность

. - Что же такое проектно-исследовательская деятельность? Слайд 2

- Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов.

Слайд 3

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры.

Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном. Поводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша с вами задача- помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.

Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения. Для того. Чтобы разобраться в методической стороне, мы сегодня рассмотрим несколько общих вопросов.

3. Исследовательская практика детей. Слайд 4

- По степени самостоятельности детей можно выделить 3 уровня реализации “ исследовательского обучения”:

Слайд 5Самый простой уровень. Взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Ребенку остается только найти решение.

Слайд 6Средний уровень. Взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

Слайд 7Высший уровень. Постановка проблемы. Поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.



Даже дошкольники, как показывают исследования, способны работать на любом из этих уровней.

4. Структура учебного исследования.

Слайд 9

-Мысль о том, что ребенок способен пройти через эти этапы, на первый взгляд кажется сомнительной и даже пугающей. Но, поверьте, эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная работа.

В целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-то из этапов. Но внимательно посмотрев на сами эти этапы, мы без труда можем понять, что это существенно обеднит процесс, а, следовательно, и педагогический результат работы.

1) Выбор темы. Слайд 10

Темы. Слайд 11

Независимо от вида темы, существует несколько общих правил выбора темы:

Слайд 12

      1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

      2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

      3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

      4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

2) Выдвижение гипотез. Слайд 13 Слайд 14

- Как рождаются гипотезы? Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. А откуда берутся проблемы? Здесь обычно действует относительно несложная последовательность. Сначала собираются и анализируются отдельные факты, размышления, опыты и т.д. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. В результате выявляется множество проблем и для решения каждой вырабатывается ряд гипотез. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы, затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа процесса творческого мышления. Важно погрузиться в стихию мысленной игры, риска, всего того, без чего движение к новому невозможно.

3) Следующий этап – поиск и предложение возможныхвариантов решения. Слайд 15

-исследовательская работа- дело основательное и не любит спешки и суеты. Разрабатывая программу поиска, следует учить детей вникать в проблему.
Воспитывать у них способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать.

Естественно, что способы решения проблемы начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего надо сделать выбор, оценив “без эмоций” эффективность каждого способа.

Однако следует постоянно иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда “эмпирических” приобретет черты “фантастической”.

4) Следующий этап – сбор материалов. Слайд 16

1.При выполнении любой проектно- исследовательской работы один из важнейших вопросов: где добыть нужную информацию? Какие источники для этого могут быть использованы?

Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая была избрана тема. Для того чтобы помочь ребенку выбрать нужный источник информации, заготовим карточки с различными вариантами источников информации.

Слайд 17

Групповая работа..

- При выборе источников информации карточки выкладываются перед детьми, а они осуществляют подбор источников и, если это необходимо, распределяют между собой.

-Какой же из этих источников наиболее ценен? Конечно, наблюдение и эксперимент, т.к. здесь знания добываются самостоятельно, а не используются уже готовые..

2.Процесс фиксации информации - обычно самое сложное, но и его можно сделать интересным.

Заготавливаем листочки бумаги. На них ручкой, карандашом или фломастером можно делать записи, рисунки, чертить опорные схемы. И не важно, что эти значки- “иероглифы” будут понятны только автору. Все эти заметки надо тщательно хранить, по крайней мере, до окончания работы.

5) Обобщение полученных данных. Слайд 18

-Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела - весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднение. Она действительно значительно сложнее.


Слайд 19

Задачи этого этапа: на экране

Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.

6) Подготовка проекта. Слайд 20 -21

- На слайде показано в каком виде могут быть представлены результаты исследования.

Хочется заметить, что прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младших школьников имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.

7) Защита проекта. Слайд 22

1. Презентация проекта.

О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть “публичной”. В ходе защиты ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Слайд 23

2. Форма презентации может быть разнообразной. На слайде представлены варианты .

-Немаловажным моментом любой деятельности и проектно- исследовательской в частности является оценка выполненной работы. Причем оценить необходимо не конечный результат, а именно работу на всех этапах.

Слайд 24

Обобщение. Подведение итогов

Мы познакомили с этапами проектно-исследовательской деятельности учащихся и надеемся, что данная информация хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы- не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, “технический рисунок” или даже склеенный из бумаги макет космического корабля. Педагогический результат- это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Эта работа потребует от учителя педагогического мастерства, умения быстро ориентироваться в ситуации. И, может быть, та памятка, которую мы вам предлагаем, будет вам тоже полезна.