ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинар 4: Семиотика культуры
-
Структуралистские, семиотические подходы к исследованиям культуры. Концепции Р. Барта, Ф. Соссюра, Ю. Лотмана, Э. Кассирера, О. Сулейменова;
Ученые задумывались над природой языка и его роли в становлении человека задолго до того, как случился «лингвистический переворот» в науке. В качестве основного параметра в становлении антропоса, главного фактора антропогенеза, рассматривал язык немецкий философ Эрнст Кассирер, основатель науки о знаках — семиотики. Язык — это такой вид деятельности, который выделяет человека из чисто природного существования. Точнее, язык у Кассирера — символическая деятельность. Культура в его концепции предстает как созданная человеком символическая среда, воздвигнутая между ним и миром физической природы. Она является чем-то вроде буфера и одновременно опосредующим звеном, помогающим антропосу вживаться в мир и познавать его.
Кассирер в поиске ответа на насущный вопрос антропологии — что есть человек — размышляет, что мы не можем определить его через «сущность», потому что не можем найти такие свойства и качества антропоса, которых бы не было у животных. Э. Кассирер предлагает определять основы человеческого бытия через деятельность. При этом философ убежден, что «непрерывность и феномен человека подчиняется тем же законам, которым подчиняется общий процесс органической жизни», то есть, эволюция человека продолжает закономерные процессы развития природного мира. Кассиреровское определение звучит следующим образом: «человек — животное символическое». Умение создавать символы отличает человека от всех других живых существ.
-
Понятие культурный код;
Понятие «культурный код» используется для раскрытия механизма порождения смысла любого сообщения.
Культу́рный код – 1) ключ к пониманию культурной картины мира; культурные особенности культуры, связанные со стереотипами в сознании, в поведении;
2) способ передачи опыта, знаний о мире, навыков, умений в данной культурной эпохе,
правила формирования конкретных сообщений
3) в качестве наиболее близкого примера кода по смыслу ученые чаще всего приводят понятие «языка», т.к. язык являет собой определенный способ правильной и закономерной организации высказывания (Ф.Соссюр) Современные исследователи склонны считать это понятие более широким и функциональным, так как оно (понятие кода) может использоваться для понимания и организации не только вербальных систем, но и невербальных (Морзе, икона).
4) совокупность знаков (символов), смыслов, заключенных в любом предмете материальной и духовной деятельности. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется непонятным, не воспринятым. Культурный код помогает расшифровать глубинный смысл культурных явлений (смыслов, знаков, символов, норм, текстов, ритуалов и т.д.).
Культурный код определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании. Это культурное бессознательное — не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию
-
Понятие символа культуры. Символы и знаки культуры.
Символ в культуре – это универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла.
Символы – это отражение реального мира в искусственных формах. Символ никогда не возникает сам по себе, но всегда выступает как форма выражения постигнутого человеком смысла.
Символ обладает следующими признаками: многозначность; ассоциативность символа: связь между знаком и смыслом не вытекает ни из их природы, ни из их смежности.
Механизм образования символа делает его содержание более емким, чем у понятия и образа; в то же время, выступая часто в качестве знака, символ живее его и более непосредственно манифестирует стоящее за ним значение. Именно это позволяет широко использовать символ для образного представления абстрактной идеи.
Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).