Файл: Методические указания по дисциплине История Казахстана для занятий срсп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эксперименты империи: адат, шариат и производство знаний в Казахской степи. – М.: Новое литературное обозрение, 2019. – 280 с
7. Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675-1821 годов. Т. 1,2. – Алматы: АБДИ Компани, 2014. – 1032 с.
8. Нұғман Б.Ғ. Культурфилософский анализ кочевой цивилизации (введение в историю Казахстана): Монография / Карагандинский государственный технический университет. - Караганда : Изд-во КарТУ, 2012. - 177 с.
9. Казахстан в истории кочевой цивилизации : учеб. пособие / Б.Г. Нугман, А.А. Абдрахманова, А.О. Жетписбаев; Карагандинский государственный технический университет. Караганда : Изд-во КарГТУ, 2008. - 213 с.
Интернет-ресурсы
http://www/tarihibilim.kz
http://www.e-history.kz
http://kazchronic.kz
Тематика рефератов:
1. Алаш Орда - фактор политической борьбы.
2. Особенности реформаторского движения казахской интеллигенции.
3.Роль газеты «Қазақ» и журнала «Айкап» в формировании национального самосознания.
4. Влияние просветительских идей джадидизма в Великой степи.
Задание № 9 к теме: Казахстан в годы гражданско-политического противостояния
План занятия:
1. Литература, театр и музыкальное искусство в Казахстане в 20-30-е годы ХХ в.
2. Система образования в Казахстане в 20-30-е годы ХХ в.: достижения и противоречия
Методические рекомендации: Осмысливая вопросы о преобразованиях в сфере культуры, образования и науки, важно отметить, как формировалась образовательная система, создавались учебники, готовились кадры интеллигенции, осуществлялось сплошная грамотность, открывались школы и вузы.
Покажите, какие меры предпринимались по созданию научных учреждений, изданию научной литературы, отметьте достигнутые успехи в литературе, искусстве и культуре. При этом важно подчеркнуть, что классово-партийный принцип в общественно-политической жизни в области культуры обернулось духовной трагедией.
Необходимо отметить о развитии казахской литературы в изучаемый период на примере произведении А.Байтурсунова, Ш.Кудайбердиева, М.Жумабаева, Ж.Аймаутова, С.Сейфуллина, Б.Майлина, И.Жансугурова, С.Муканова.
Рекомендуемая литература:
1.История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. Т. 4. – Алматы, Алматы кітап, 2010. – 312 с.
2. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 5. – Алматы: Атамұра, 2010. – 680 с.
3. Движение Алаш. Из истории изучения вопроса. Сборник документов и материалов. 1918 – 2007 гг. Алматы.: «Ел – шежіре», 2007. Т. 4. – 472 б.
4. Дэвис Р., Уиткрофт С. Годы голода: сельское хозяйство СССР. 1931-1933 / Пер. с анг. - М.: РОССПЭН, 2011. - 448 с.
5. Койгелдиев М.К. Сталинизм и репресии в Казахстане 1920 – 1940 – х годов.
– Алматы, 2009. – 448 с.
6. Красный террор: из истории политических репресссий в Казахстане (Сборник документальных материалов политических репрессии 20-50 годов ХХ века). Сост. М.К. Койгелдиев, В.И. Полулях, Ш.Б. Тілеубаев. – Алматы: «Алаш баспасы», 2013. – 384 с.
Интернет-ресурсы
http://www.e-history.kz
http://www/kazakhstan.awd.kz
http://kazchronic.kz
Тематика рефератов:
1. Басмаческое движение.
2. Политические взгляды и политическая деятельность М. Шокая.
3. Письма А. Байтурсынова к В.И. Ленину.
Задание № 10 к теме: Реализация советской модели государственного строительства
План занятия:
1. Творческая деятельность писателей и композиторов Казахстана
2. Наука, культура и народное образование в годы войны
Методические рекомендации: Рассматривая науку, культуру и народное образование, необходимо уяснить, что Казахстан стал надёжным тылом Советского Союза. Республика была превращена в арсенал фронта. В годы войны были эвакуированы люди, а также множество предприятий стратегического значения, среди которых были и киностудии («Мосфильм» и «Ленфильм»), театры, образовательные учреждения. В Казахстан были эвакуированы 23 художественных коллектива из разных городов.
С учетом Второй мировой войны, основная цель задания является показать роль и вклад деятелей науки и культуры Казахстана в достижении данной Победы.
Рекомендуемая литература:
1.Абылхожин Ж.Б. Постсталинский период в истории советского Казахстана: череда обреченных реформ и несостоявшихся деклараций (1953 - 1991 гг.). – Алматы, КБТУ, 2019. – 465 с.
2. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. Т. 4. – Алматы, Алматы кітап, 2010. – 312 с.
3. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 5. – Алматы: Атамұра, 2010. – 680 с.
4. Движение Алаш. Из истории изучения вопроса. Сборник документов и материалов. 1918 – 2007 гг. Алматы.: «Ел – шежіре», 2007. Т. 4. – 472 б.
5. Койгелдиев М.К. Сталинизм и
репресии в Казахстане 1920 – 1940 – х годов.
– Алматы, 2009. – 448 с.
6. «Я себя совершенно не призанаю виновным!»: из истории протестного движения в Казахстане 1960-1980 гг. (Сборник документов и материалов). Сост. М. Койгелдиев. – Алматы: Арыс, 2019. – 256 с.
7. Красный террор: из истории политических репресссий в Казахстане (Сборник документальных материалов политических репрессии 20-50 годов ХХ века). Сост. М.К. Койгелдиев, В.И. Полулях, Ш.Б. Тілеубаев. – Алматы: «Алаш баспасы», 2013. – 384 с.
8. Дэвис Р., Уиткрофт С. Годы голода: сельское хозяйство СССР. 1931-1933 / Пер. с анг. - М.: РОССПЭН, 2011. - 448 с.
9. Правда о голоде 1932-1933 годов / Аяган Б.Ғ., Қыдыралина Ж.Ү., Ауанасова Ә. М., Қашқымбаев А.Н., Анафинова М.Л., Ілиясова К.М. Б.Ғ. – Алматы: ТОО «Литера-М», 2012. -336 б.
Интернет-ресурсы
http://www/tarihibilim.kz
http://www.e-history.kz
http://kazchronic.kz
Тематика рефератов:
1. Идея «Малого Октября» Ф.И. Голощекина: суть и последствия.
2. Письмо Т.Рыскулова И. Сталину.
3. Политическая позиция С. Садуакасова, С.Кожанова, Ж. Мынбаева.
4. История «Түркестанского легиона».
Задание № 11 к теме: Противоречия и последствия советских реформ в Казахстане во второй половине XX в.
План занятия:
1. Культура, образование и наука Казахстана в 50-60-е гг. XX в.
2. Национальная политика в СССР и проявление ее деформаций в Казахстане. События в Целинограде (1979 г.)
Методические рекомендации: Приступая к изучению данного вопроса, необходимо исходить, что 50-е годы XX века ознаменовалось попыткой реформирования тоталитарной системы, либерализацией политической жизни, отказом от репрессивной политики в СССР. Но общественно-политическая ситуация была сложной и противоречивой. Новое идеологическое наступление представляло собой систему политических кампаний. Подавлялись любые проблески выражения национального сознания. Начались преследования писателей,
композиторов, получивших ярлык буржуазных националистов. Лженаучными были объявлены научные взгляды многих ученых. В Казахстане было организовано «дело Бекмаханова».
Рекомендуемая литература:
1.Абылхожин Ж.Б. Постсталинский период в истории советского Казахстана: череда обреченных реформ и несостоявшихся деклараций (1953 - 1991 гг.). – Алматы, КБТУ, 2019. – 465 с.
2. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. Т. 4. – Алматы, Алматы кітап, 2010. – 312 с.
3. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 5. – Алматы: Атамұра, 2010. – 680 с.
4. Движение Алаш. Из истории изучения вопроса. Сборник документов и материалов. 1918 – 2007 гг. Алматы.: «Ел – шежіре», 2007. Т. 4. – 472 б.
5. «Я себя совершенно не призанаю виновным!»: из истории протестного движения в Казахстане 1960-1980 гг. (Сборник документов и материалов). Сост. М. Койгелдиев. – Алматы: Арыс, 2019. – 256 с.
Интернет-ресурсы
http://www/tarihibilim.kz
http://www.e-history.kz
http://www/kazakhstan.awd.kz
http://kazchronic.kz
Тематика рефератов:
1. События в Темиртау.
2. Диссидентские кружки студенческой молодежи (Жастулпар и другие).
Задание № 12 к теме: Политика «перестройки» в Казахстане
План занятия:
1. Образование новых общественных организаций и партий.
2. Принятие «Закона о языке» и его значение.
Методические рекомендации: Приступая к изучению данного вопроса, необходимо исходить из того, что с именем М.С.Горбачева начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройки».
Важно отметить, что в условиях духовного и политического раскрепощения усилился спонтанный процесс формирования новых политических партии и движении. Необходимо показать образование неформальных организации, принявших форму экологических, культурно-исторических, экономических, социальных движении. Например, антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», общество «Қазақ тілі», ставшие одними из наиболее крупным в республике.
7. Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675-1821 годов. Т. 1,2. – Алматы: АБДИ Компани, 2014. – 1032 с.
8. Нұғман Б.Ғ. Культурфилософский анализ кочевой цивилизации (введение в историю Казахстана): Монография / Карагандинский государственный технический университет. - Караганда : Изд-во КарТУ, 2012. - 177 с.
9. Казахстан в истории кочевой цивилизации : учеб. пособие / Б.Г. Нугман, А.А. Абдрахманова, А.О. Жетписбаев; Карагандинский государственный технический университет. Караганда : Изд-во КарГТУ, 2008. - 213 с.
Интернет-ресурсы
http://www/tarihibilim.kz
http://www.e-history.kz
http://kazchronic.kz
Тематика рефератов:
1. Алаш Орда - фактор политической борьбы.
2. Особенности реформаторского движения казахской интеллигенции.
3.Роль газеты «Қазақ» и журнала «Айкап» в формировании национального самосознания.
4. Влияние просветительских идей джадидизма в Великой степи.
Задание № 9 к теме: Казахстан в годы гражданско-политического противостояния
План занятия:
1. Литература, театр и музыкальное искусство в Казахстане в 20-30-е годы ХХ в.
2. Система образования в Казахстане в 20-30-е годы ХХ в.: достижения и противоречия
Методические рекомендации: Осмысливая вопросы о преобразованиях в сфере культуры, образования и науки, важно отметить, как формировалась образовательная система, создавались учебники, готовились кадры интеллигенции, осуществлялось сплошная грамотность, открывались школы и вузы.
Покажите, какие меры предпринимались по созданию научных учреждений, изданию научной литературы, отметьте достигнутые успехи в литературе, искусстве и культуре. При этом важно подчеркнуть, что классово-партийный принцип в общественно-политической жизни в области культуры обернулось духовной трагедией.
Необходимо отметить о развитии казахской литературы в изучаемый период на примере произведении А.Байтурсунова, Ш.Кудайбердиева, М.Жумабаева, Ж.Аймаутова, С.Сейфуллина, Б.Майлина, И.Жансугурова, С.Муканова.
Рекомендуемая литература:
1.История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. Т. 4. – Алматы, Алматы кітап, 2010. – 312 с.
2. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 5. – Алматы: Атамұра, 2010. – 680 с.
3. Движение Алаш. Из истории изучения вопроса. Сборник документов и материалов. 1918 – 2007 гг. Алматы.: «Ел – шежіре», 2007. Т. 4. – 472 б.
4. Дэвис Р., Уиткрофт С. Годы голода: сельское хозяйство СССР. 1931-1933 / Пер. с анг. - М.: РОССПЭН, 2011. - 448 с.
5. Койгелдиев М.К. Сталинизм и репресии в Казахстане 1920 – 1940 – х годов.
– Алматы, 2009. – 448 с.
6. Красный террор: из истории политических репресссий в Казахстане (Сборник документальных материалов политических репрессии 20-50 годов ХХ века). Сост. М.К. Койгелдиев, В.И. Полулях, Ш.Б. Тілеубаев. – Алматы: «Алаш баспасы», 2013. – 384 с.
Интернет-ресурсы
http://www.e-history.kz
http://www/kazakhstan.awd.kz
http://kazchronic.kz
Тематика рефератов:
1. Басмаческое движение.
2. Политические взгляды и политическая деятельность М. Шокая.
3. Письма А. Байтурсынова к В.И. Ленину.
Задание № 10 к теме: Реализация советской модели государственного строительства
План занятия:
1. Творческая деятельность писателей и композиторов Казахстана
2. Наука, культура и народное образование в годы войны
Методические рекомендации: Рассматривая науку, культуру и народное образование, необходимо уяснить, что Казахстан стал надёжным тылом Советского Союза. Республика была превращена в арсенал фронта. В годы войны были эвакуированы люди, а также множество предприятий стратегического значения, среди которых были и киностудии («Мосфильм» и «Ленфильм»), театры, образовательные учреждения. В Казахстан были эвакуированы 23 художественных коллектива из разных городов.
С учетом Второй мировой войны, основная цель задания является показать роль и вклад деятелей науки и культуры Казахстана в достижении данной Победы.
Рекомендуемая литература:
1.Абылхожин Ж.Б. Постсталинский период в истории советского Казахстана: череда обреченных реформ и несостоявшихся деклараций (1953 - 1991 гг.). – Алматы, КБТУ, 2019. – 465 с.
2. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. Т. 4. – Алматы, Алматы кітап, 2010. – 312 с.
3. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 5. – Алматы: Атамұра, 2010. – 680 с.
4. Движение Алаш. Из истории изучения вопроса. Сборник документов и материалов. 1918 – 2007 гг. Алматы.: «Ел – шежіре», 2007. Т. 4. – 472 б.
5. Койгелдиев М.К. Сталинизм и
репресии в Казахстане 1920 – 1940 – х годов.
– Алматы, 2009. – 448 с.
6. «Я себя совершенно не призанаю виновным!»: из истории протестного движения в Казахстане 1960-1980 гг. (Сборник документов и материалов). Сост. М. Койгелдиев. – Алматы: Арыс, 2019. – 256 с.
7. Красный террор: из истории политических репресссий в Казахстане (Сборник документальных материалов политических репрессии 20-50 годов ХХ века). Сост. М.К. Койгелдиев, В.И. Полулях, Ш.Б. Тілеубаев. – Алматы: «Алаш баспасы», 2013. – 384 с.
8. Дэвис Р., Уиткрофт С. Годы голода: сельское хозяйство СССР. 1931-1933 / Пер. с анг. - М.: РОССПЭН, 2011. - 448 с.
9. Правда о голоде 1932-1933 годов / Аяган Б.Ғ., Қыдыралина Ж.Ү., Ауанасова Ә. М., Қашқымбаев А.Н., Анафинова М.Л., Ілиясова К.М. Б.Ғ. – Алматы: ТОО «Литера-М», 2012. -336 б.
Интернет-ресурсы
http://www/tarihibilim.kz
http://www.e-history.kz
http://kazchronic.kz
Тематика рефератов:
1. Идея «Малого Октября» Ф.И. Голощекина: суть и последствия.
2. Письмо Т.Рыскулова И. Сталину.
3. Политическая позиция С. Садуакасова, С.Кожанова, Ж. Мынбаева.
4. История «Түркестанского легиона».
Задание № 11 к теме: Противоречия и последствия советских реформ в Казахстане во второй половине XX в.
План занятия:
1. Культура, образование и наука Казахстана в 50-60-е гг. XX в.
2. Национальная политика в СССР и проявление ее деформаций в Казахстане. События в Целинограде (1979 г.)
Методические рекомендации: Приступая к изучению данного вопроса, необходимо исходить, что 50-е годы XX века ознаменовалось попыткой реформирования тоталитарной системы, либерализацией политической жизни, отказом от репрессивной политики в СССР. Но общественно-политическая ситуация была сложной и противоречивой. Новое идеологическое наступление представляло собой систему политических кампаний. Подавлялись любые проблески выражения национального сознания. Начались преследования писателей,
композиторов, получивших ярлык буржуазных националистов. Лженаучными были объявлены научные взгляды многих ученых. В Казахстане было организовано «дело Бекмаханова».
Рекомендуемая литература:
1.Абылхожин Ж.Б. Постсталинский период в истории советского Казахстана: череда обреченных реформ и несостоявшихся деклараций (1953 - 1991 гг.). – Алматы, КБТУ, 2019. – 465 с.
2. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. Т. 4. – Алматы, Алматы кітап, 2010. – 312 с.
3. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 5. – Алматы: Атамұра, 2010. – 680 с.
4. Движение Алаш. Из истории изучения вопроса. Сборник документов и материалов. 1918 – 2007 гг. Алматы.: «Ел – шежіре», 2007. Т. 4. – 472 б.
5. «Я себя совершенно не призанаю виновным!»: из истории протестного движения в Казахстане 1960-1980 гг. (Сборник документов и материалов). Сост. М. Койгелдиев. – Алматы: Арыс, 2019. – 256 с.
Интернет-ресурсы
http://www/tarihibilim.kz
http://www.e-history.kz
http://www/kazakhstan.awd.kz
http://kazchronic.kz
Тематика рефератов:
1. События в Темиртау.
2. Диссидентские кружки студенческой молодежи (Жастулпар и другие).
Задание № 12 к теме: Политика «перестройки» в Казахстане
План занятия:
1. Образование новых общественных организаций и партий.
2. Принятие «Закона о языке» и его значение.
Методические рекомендации: Приступая к изучению данного вопроса, необходимо исходить из того, что с именем М.С.Горбачева начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройки».
Важно отметить, что в условиях духовного и политического раскрепощения усилился спонтанный процесс формирования новых политических партии и движении. Необходимо показать образование неформальных организации, принявших форму экологических, культурно-исторических, экономических, социальных движении. Например, антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», общество «Қазақ тілі», ставшие одними из наиболее крупным в республике.