Файл: Реферат по дисциплине актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации фгос по теме Использование икт в преподавании музыки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Зная особенности применения караоке, а также, имея в своем кабинете соответствующую аппаратуру, я успешно применяю эту технологию на уроках музыки.

4)  Интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash – технологии помогают собирать дополнительные материалы к уроку.

Почти на каждом уроке имеется возможность просмотра различных видео фильмов с балетом, оперой, мюзиклом, рок - операми, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Специфика музыкального искусства заключается в том, что оно способно выразить то, что нельзя выразить словами, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний. Это означает, что успех работы учителя музыки во многом зависит от его способности влиять на впечатлительность и эмоциональность детей.

3. Программные средства обучения

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

· музыкальные проигрыватели,

· программы для пения караоке,

· музыкальные конструкторы,

· музыкальные энциклопедии,

· обучающие программы,

· программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Первая группа программ включает такие программы, как Windows Media Player, WinAmp и т.д. Они позволяют воспроизводить музыкальные файлы, создавать список мелодий, записывать их в различных форматах. Этот спектр программ широко известен всем пользователям операционной системы Windows.

Для преподавания пения целесообразно использование таких программ, как например, VocalJam. Сочинить свою собственную композицию можно с помощью программы KarMaker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни.

Большую помощь на уроках музыки оказывают музыкальные обучающие энциклопедии:

«Развиваем музыкальные способности»,

«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия»,

«Шедевры мировой музыки»,


«Энциклопедия музыкальных инструментов»,

«Знакомство с театром»,

«Народные инструменты»,

«Симфонический оркестр»,

«Искусство России для детей».

Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

В программе «Шедевры мировой музыки»собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.

Программа «Музыкальный класс», позволяющая заниматься музыкой, носит обучающий характер. Она адаптирована для учащихся младших классов. В этой программе также предусмотрены режимы музыкальных игр, к примеру, «Крестики-нолики», «Музыкальные кубики». Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей длительности нот. Данные игры позволяют составлять музыкальный диктант из кубиков.

Участие в игре способствует самоутверждению ребенка, развивает его стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества. Одно из условий формирования и развития ассоциативного мышления – включение в творческую деятельность. Для этой цели я использую музыкальные загадки с картинками. Данная игра, в начальных классах, используется при знакомстве детей с различными видами музыкальных инструментов и сопровождается презентацией: сначала появляется текст, дети пытаются отгадать загадку, затем появляется картинка с изображением инструмента, затем название инструмента, и в конце раздается звучание инструмента.

Текстовый редактор Word помогает учителю в создании текстов песен, тестов, групповых и проверочных заданий и пр.


4. Использование сети Интернет.

Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в курсе прежде всего музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет - семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем.

В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов. Однако специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией. Уроки музыки более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах.

Возможности использования сети Интернет при подготовке к урокам музыки заключаются в следующем:

• свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

• использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;

• изучение учеником конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя.

На современном уроке использование Интернета применяется с целью поиска информации в WWW, повышающие эффективность работы учителя музыки, скачивания программ, тестирования online, участия в дистанционных олимпиадах по предмету, проведения виртуальных экскурсий. При работе с ресурсами сети Интернет необходимо обращать внимание на достоверность информации, соответствие материала теме урока и возрастным особенностям учащихся.

Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами мирового музыкального искусства, различных музеев (Эрмитаж, Лувр, Базельский музей и пр.), которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры живописи, прикладного искусства, музыкальных инструментов.

При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки, в частности о новых музыкальных программах. Так, готовя урок по теме «Мюзикл», большой пласт информации нашла на сайте мюзикла «Кошки» (это не только текстовая информация, но и музыкальные фрагменты в формате МР-3, цифровые фотографии).

Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике. Вот некоторые сайты, где можно найти интересный и нужный материал для уроков.


1.http://www.belcanto.ru/index.html

Вашему вниманию предлагаются:

- новости оперной жизни в России и за рубежом;

- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);

- информация об оперных театрах, фестивалях;

- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров, композиторов;

- книги, статьи, освещающие различные аспекты оперного искусства;

- записи великих классических произведений в формате mp3;

- каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.

2. http://www.classic-music.ru/index.html

Вашему вниманию предлагаются:

- биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классической музыки;

- крупнейшая коллекция записей классической музыки в формате mp3.

- все фонограммы из собраний частных коллекционеров виниловых дисков Москвы, исполненные до 1971 года;

- словарь музыкальных терминов и инструментов;

- ссылки на сайты о классической музыке.

3. http://www.fedorov.ws/index.html

Вашему вниманию предлагаются:

- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);

- информация об оперных театрах, фестивалях;

- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров, композиторов;

- ссылки на страницы, содержащие записи в mp3;

-каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.

4. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views

Фото известных композиторов, портеры композиторов.
5. Положительные и отрицательные

стороны использования ИКТ на уроках музыки.

В результате использования на уроках музыки ИКТ были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительные стороны:

  • повышается учебная мотивация;

  • формируется эмоционально положительное отношение к предмету;

  • внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока;

  • наглядный материал к музыкальным произведениям всегда можно найти в интернете, он красивый и крупный, можно детально видеть элементы демонстрируемой картины;

  • музыкальные произведения удобно находить и включать именно с того места, которое необходимо обсудить;

  • интересно и удобно создавать презентации к урокам самому педагогу, так как в презентацию он вставляет именно тот материал, который нужен для данного урока.

  • интерактивный момент в презентации дает возможность проверить знания детей (тестирование) или ещё раз, с целью закрепления, прослушать музыку.


Всем известно, что информации по музыке в наших библиотеках не так много, соответственно ученики с большим удовольствием делают сообщения на предлагаемые вопросы с помощью интернета, тем самым развивают и закрепляют навык поиска и обработки информации.

Отрицательные стороны:

  • сокращается время живого музыкального исполнения, дети всё больше хотят слышать музыку именно в электронном исполнении;

  • вопрос об утомляемости учеников на уроках с использованием ИКТ пока остается открытым и требует дополнительного исследования.



Заключение

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;

  • усовершенствовать контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Мультимедийные программные средства обучения отличает яркое и наглядное представление информации; возможность хранения, предоставления, работы со значительным объемом информации на оптическом цифровом носителе; линейного или гипертекстового интерактивного изложения учебного материала.

Таким образом можно сделать вывод о том, что использование информационно – коммуникационных технологий на уроках музыки способствует развитию музыкально – познавательных интересов школьников, лучшему усвоению знаний, значительно повысить эффективность образования. ИКТ способствуют развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль учителя, которого не сможет заменить ни один компьютер.

Список литературы
1. Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., 2006.

2. Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002.

3. Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., 2004.

4. Затямина Т.А., Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: Издательство «Глобус», 2010.