ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 699
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
127 складах производителя. При характеристике товара «приверженность моде» в качестве каналов распространения товара используют фирменные магазины.
Положительным эффектом от такой формы сбыта является ускоренный выход на покупателя.
При высокой плотности распределения потребителей выбор канала сбыта должен быть сделан в пользу специализированных магазинов, а при средней плотности – универмагов. При характеристике распределения категорий потребителей по уровню доходов для пенсионеров рекомендуются социальные магазины, специализирующиеся на дешевых распродажах. Для категории более состоятельной – проведение индивидуальных продаж.
При формировании канала распределения с одним торговым посредником рынок плохо изучен, и у производителя недостаточно финансовых средств для его изучения и работы по сбыту. Объем предпродажного и послепродажного сервиса незначителен, количество сегментов, с которыми работает производитель, невелико. Ассортимент продукции недостаточно широкий, характерные особенности товаров предполагают небольшую кратность разовых покупок.
При работе с оптовыми и розничными торговцами рынок должен быть расположен на большой территории. Поставка товаров осуществляется небольшими, но срочными партиями, разница между продажной ценой и себестоимостью достаточна для организации разветвленной сбытовой сети.
Также производитель имеет возможность сэкономить, поставляя большие партии небольшому количеству покупателей.
Несмотря на то что в идеале все участники канала товародвижения должны быть объединены достижением единой цели, направленной на максимизацию прибыли всего канала, существуют различные формы конфронтации уровней каналов товародвижения. На уровне производителя они могут возникать, если задерживается отправка товара, ограничивается финансирование, не оказывается помощь в продвижении.
128
Слайд 281
Лекция 2.7. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ. ЧАСТЬ 1
Использование маркетинга в практике хозяйствования предполагает применение инструментария маркетинга для реализации конкурентных преимуществ фирмы. Эффективность предприятия во многом зависит от выбора правильной стратегии конкуренции, которая в конечном счете определит его конкурентное положение на рынке. Для конкурентного позиционирования предприятий на рынке необходимо исследование конкуренции и конкурентоспособности. Давление на конкурентов зависит от позиций предприятий на рынке и от уровня интенсивности конкуренции. В соответствии с особенностями рынка на нем присутствуют факторы как способствующие усилению конкурентных позиций, так и приводящие к их ослаблению. Для удержания выгодной конкурентной позиции и создания конкурентных преимуществ следует проводить мероприятия, направленные на повышение эффективности маркетинговых воздействий на рынок.
Конкурентоспособность продукции выступает критерием устойчивости предприятия. Из поддержания ее необходимого уровня вытекают ведущие задачи: выявление уровня конкурентоспособности предприятия, определение собственной конкурентной позиции.
В экономической литературе конкурентоспособность товара раскрывается как свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с другими товарами. Она зависит от способности предприятия выдержать соперничество на конкретном рынке.
Понятие конкурентоспособности имеет особенности при приложении его к различным объектам исследования, таким как товар, предприятие, персонал.
Данная лекция посвящена приемам и методикам оценки конкурентного положения и уровня конкурентоспособности. Цель лекции состоит в формировании компетенций по оценке конкуренции и конкурентоспособности. Задачи лекции: во-первых, рассмотреть содержание
129 конкуренции; во-вторых, изучить позиционирование предприятия и методы оценки конкурентоспособности продукции.
Слайд 282
Конкуренция представляет собой важнейший элемент хозяйственного механизма рыночной экономики, обеспечивающий динамизм, сбалансированное и эффективное развитие. Большой вклад в разработку различных проблем конкуренции внесли Адам Смит, Давид Рикардо, Карл
Маркс, Джон Милль, Альфред Маршалл, Давид Робинсон, Джорж Кларк,
Майкл Портер, Филип Котлер, Андрей Юданов.
В конце XVIII века Адамом Смитом и в начале XIX века Давидом
Рикардо была разработана концепция свободной конкуренции. Адам Смит исходил из конкуренции, которая не регулируется государством и представляет собой динамический процесс экономической борьбы мелких частных собственников, обеспечивающий прогресс. Давид Риккардо исследовал проблемы развития экономики в условиях совершенной конкуренции.
Карл Маркс разработал теорию внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, раскрыл механизм ее действия. Карл Маркс доказал, что внутриотраслевая конкуренция образует рыночную стоимость и рыночные цены товаров, ускоряет дифференциацию товаропроизводителей. Именно она побуждает использовать инновации, снижать себестоимость товаров.
Межотраслевая конкуренция рассматривается Марксом как борьба за прибыльное применение авансированного капитала, которая осуществляется путем перелива капиталов для образования среднеотраслевой прибыли.
Альфред Маршалл в конце XIX века разработал теорию устойчивого равновесия на рынке. Нарушение классических механизмов свободной конкуренции и монополизация рынка исследованы в работах Эдварда
Чемберлина и Джоан Робинсон. В начале XX века Йозеф Шумпетер сформулировал теорию эффективной конкуренции, где обосновал роль монополий во внедрении инноваций в производство. В конце XX века Майкл
130
Портер разрабатывает концепцию сил конкуренции, конкурентных преимуществ и конкурентного потенциала.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 19
Слайд 283
Роль и сущность конкуренции как соперничества была определена
Адамом Смитом в XVIII веке в знаменитом принципе «невидимой руки».
Принцип проявляется в ликвидации разницы между целями кругооборотов индивидуальных и кругооборота общественного капитала.
Конкуренция стала необходимым условием рыночных отношений.
Смит, Хайек и Чемберлин, Фридман считали, что в естественном виде она сама по себе выступает эффективным механизмом регулирования рыночного хозяйства.
Конкурентная борьба представляет динамический процесс. Для конкуренции предопределяющее значение имеет число продавцов и покупателей, характер связей между ними, которые отражают взаимодействие спроса и предложения. Конкуренция между производителями по поводу цен и предложения товаров дополняется конкуренцией потребителей. Инструментами конкуренции служат качество изделий, цена, сервис, ассортимент, информация, реклама. Поскольку конкуренция есть взаимодействие экономических субъектов рынка, с точки зрения управления предприятием их взаимосвязь образует систему элементов и связей.
Во-первых, на выходе из внутренней среды предприятия во внешнюю среду;
во-вторых, через обратную связь и адаптацию предприятия как системы к внешней среде на входе.
В соответствии с принципом обратной связи устанавливается зависимость между предприятием и конкуренцией. Для сложных экономических систем обратная связь будет выглядеть следующим образом: выход – внешняя среда – регулятор – вход. По существу, данный принцип представляет необходимость корректировки входных воздействий в процессе управления на основе информации о выходе управляемой системы, реакции
131 внешней среды на стратегические воздействия. Обратная связь обеспечивает передачу воздействия или информации с выхода системы на ее вход.
Используя различные регуляторы на входе, она разрабатывает или изменяет в зависимости от степени реакции внешней среды стратегию на рынке.
Слайд 284
Система управления в условиях конкуренции должна отвечать принципу гомеостазиса, т. е. обладать свойством сохранять значения основных переменных в процессе взаимодействия со средой. Это позволяет системе устойчиво функционировать в сложной, динамичной, неопределенной внешней среде. Гомеостазис достигается с помощью регуляторов, роль которых играет миссия, цель – конкурентоспособность.
Согласно принципу разнообразия система может принимать различные состояния, а значения ее параметров могут варьироваться.
Принцип «черного ящика» предполагает отсутствие информации о внутренней среде предприятия изучаемой системы – «черного ящика», возможность воздействия на ее входы и восприятия воздействия ее выходов.
Он заключается в том, что система рассматривается не как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, а как неделимое целое, взаимодействующее с внешней средой на своих выходах и входах. В управлении в условиях конкуренции он эффективен прежде всего при недоступности информации о внутренних процессах системы, то есть при выработке конкурентных стратегий.
В процессе функционирования объект управления подвергается воздействию внешней среды, которая может способствовать или препятствовать достижению намеченных целей во времени и пространстве. В этом и состоит трудность учета экономических рычагов и механизмов конкуренции, от которой во многом зависят тенденции развития предложения на рынке. Соперничество создает ситуацию неравнозначного положения предприятия к потребителям и к рыночной среде. Оно подает ценовой сигнал и порождает организационные предпосылки для формирования конкурентных
132 преимуществ в ситуации риска и неопределенности. Колебания предложения, вызываемые конкуренцией, влияют на конъюнктуру рынка и заставляют предприятия реализовывать стратегии, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.
Слайд 285
Для появления конкуренции необходимо наличие различных обстоятельств. Первым обстоятельством служит существование большой товарной массы, числа продавцов и покупателей. Другим обстоятельством являются свобода предпринимательской деятельности и доступ к рынку, отсутствие дефицита, мобильность ресурсов, отсутствие картелей.
Конкуренция имеет положительные и отрицательные черты.
Положительными чертами служат поиск новшеств, стимулирование высокого качества, введение новых форм управления, снижение себестоимости продукции. К отрицательным чертам относятся жестокость, банкротства и безработица.
В соответствии с Законом РФ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от
26.07.2006 «конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». В настоящее время существенную трансформацию претерпевает конкуренция как способ взаимодействия субъектов экономики.
Происходящие изменения начинают затрагивать сущность конкуренции, что проявляется в различных аспектах.
Главной тенденцией мировой экономики служит доминирование в ее развитии сферы услуг, за счет чего происходит модификация индустриальной экономики в постиндустриальную. Исследование структурных сдвигов, превалирование сферы услуг и синтез производства продукции и услуг в постиндустриальном периоде приводят к необходимости рассматривать новые модели экономики, такие как сервисная экономика. Формирование сервисной
133 экономики относится к постиндустриальному этапу развития экономики и происходит на основе интеграции производства продукции и услуг, которая ориентирована на индивидуальные требования потребителей. На основе этого формируется новый экономический механизм управления потоками продукции и услуг с широким привлечением современных коммуникаций.
Слайд 286
В современный период формирование сервисной экономики происходит под воздействием таких факторов, как научно-техническая революция, интеграция, гуманизация и глобализация мирового хозяйства.
Факторами расширения спроса являются дифференциация и индивидуализация потребления. За последние 15 лет углубление специализации и развитие интеграции расширили набор товаров и услуг, позволили более качественно удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах привела к снижению себестоимости продукции. Более того, интеграция привела к взаимодействию и взаимопроникновению производства продукции и услуг. Весомым фактором формирования сервисной экономики выступили международная экономическая интеграция, внешняя торговля и развитие международных экономических отношений. В результате их развития повысилась степень обобществления производства и началась глобализация мирового хозяйства.
Глобализация мировой экономики характеризуется лидирующей ролью международных экономических и финансовых организаций, таких как
Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд,
Всемирный банк, транснациональных корпораций. Глобализация мировой экономики отличается приоритетом мирохозяйственных отношений по сравнению с внутриэкономическими. Глобализация мировой экономики характеризуется усилением зависимости международных и национальных систем государственного регулирования экономики, обострением международной конкуренции. А также появлением электронных «мировых денег» как всемирного средства обращения и платежа, введением единых
134 мировых стандартов – технологических, экологических, статистических, бухгалтерских. Более того, этот процесс характеризуется развертыванием глобальной информационно-телекоммуникационной революции на основе кибернетики, микроэлектроники, спутниковых и цифровых систем связи, всемирной сети компьютерной связи Интернет.
Слайд 287
Глобализация мировой экономики приводит на международном рынке услуг к развитию аутсорсинга. Программное обеспечение, проектно- конструкторские разработки, исследование рынка, юридическое обслуживание и другие услуги выгоднее заказать специализированным фирмам вместо содержания собственного штата высококвалифицированных специалистов. Глобализация приводит к расширению возможностей оказания услуг в условиях применения интернет-технологий, поскольку скорость получения информации стала фактором повышения конкурентоспособности.
В экономической литературе существуют полярные точки зрения по проблеме влияния глобализации на национальную экономику. Так, по расчетам американского экономиста Сакса,определяющее влияние на этот процесс оказывают страны «золотого миллиарда», которые могут воспользоваться преимуществами глобализации. Только 15 % населения планеты обеспечивают почти все мировые технологические инновации.
Вместе с тем лишь половина остальной части человечества имеет возможность использовать имеющиеся технологии, тогда как одна треть его изолирована от них. Однако согласно «парадоксу Нейсбитта», чем выше уровень глобализации экономики, тем сильнее ее мельчайшие участники. В итоге глобализации на мировом рынке доминируют восемь промышленно развитых стран.
Воздействие на конкуренцию научно-технического прогресса выражается в формировании новой модели функционирования многих видов товаров и услуг, возникающих на основе информационных технологий и компьютерной техники. Появление новых инновационных технологий
135 свидетельствует о качественно новом этапе развития производства, поскольку эти технологии уменьшают традиционные временны́е и географические ограничения в обслуживании потребителей многих товаров и услуг.
Слайд 288
На основе развития компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникаций появляются не только новые услуги, но и новые потребности. Появление компьютерных услуг, услуг электронных информационных сетей, видеобизнеса и экстернализация услуг ведут к усложнению сферы услуг.
Научно-технический прогресс серьезно повышает требования к уровню образования и квалификации работников во всех секторах экономики, к профессиональному составу персонала. В рамках проблемы развития социальной направленности сервисной экономики особое место занимает процесс гуманизации общества, который ставит целью общества благо человека. Гуманизация представляет систему нравственных, правовых, экономических и технических мер для превращения труда в источник субъективного удовлетворения и развития личности. Следовательно, основой для развития сервисной экономики является модернизация структуры и технологии материального производства в развитых странах в 80-е годы как результат интеграции и НТР. Действие долговременных факторов увеличивает вклад отраслей услуг в экономический рост, в повышение эффективности и уровня конкурентоспособности предприятий. Вследствие этого происходит расширение спроса на услуги со стороны основных субъектов хозяйственного процесса.
По мере достижения экономикой высокой степени зрелости и усиления ресурсосберегающей функции научно-технического прогресса формируется эффективная сервисная экономика. Она характеризуется следующими чертами: выдвижением на первое место потребностей и кастомизацией, универсализацией сферы услуг, социальной ориентацией, функциональной интеграцией производства и услуг. Главное – это наличие сервисного